Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни научного познания (УНП): эмпирический и теоретический.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эмпирический УНП – наблюдение, эксперимент, группировка, описание результатов наблюдения эксперимента, моделирование и т.д. Теоретический УНП – опосредованное прохождение исследования: разработка гипотез, теорий, законов, сопоставление их друг с другом, теоретическое моделирование, процедура объяснения предсказания, идеализация, абстрагирование, анализ и синтез. Соотношение эмпирического и теоретического УНП. На низших уровнях эмпирического исследования преобладают формы чувственного познания, а на высших уровнях теоретических исследований преобладают формы рационального познания. Различия между эмпирическим и теоретическим УНП. 1. Различается по предмету (Э à изучение самого явления и взаимосвязь его с другими явлениями; Т à выделение связей и тенденций развития явления); 2. Различается по средствам познания (Э à происходит непосредственное воздействие исследователя на объект; Т à не обязательно происходит непосредственное воздействие, объект может изучаться опосредованно); 3. Различается по характеру используемого метода исследования (Э à стремится к максимально объективной характеристике изучаемого объекта; Т à полагает фантазию и воображение судьями); Механизм работы науки. Научные идеи – интуитивное объяснение явлений без промежуточной аргументации, на основе которого делается вывод. Базируется на уже имеющемся знании. Научное предсказание – предвидение будущего события в соответствии с выдвинутой гипотезой. Закон – внутренняя существенная связь явлений, которая показывает их необходимое закономерное развитие. Парадокс – отрицание того, что казалось безусловно правильным – два противоречивых утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Возникновение парадоксальных явлений доказывает нам несовершенство гипотез. Теория - система обобщенного знания, объяснение тех или иных сторон действительности. В структуру теории входит: понятия, теории, суждения, принципы, аксиомы и т.д. Принципы – это правила осуществления деятельности. Аксиома – положение, которое полагается очевидным без доказательств. Методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Наблюдение – целенаправленное изучение объектов, его естественного окружения, получение данных о таких чувственных способностях человека, как ощущение, восприятие, представление. Результат наблюдения – опытные данные. Структурные элементы – сам наблюдатель, объект наблюдения, условия наблюдения и средства наблюдения. Существуют два вида наблюдения: количественное и качественное. Эксперимент - целенаправленное, четко выраженное, активное изучение объекта, но в специально созданных контролируемых условиях. Результат наблюдения – опытные данные. Структурные компоненты те же, что и в наблюдении: наблюдатель, объект, средства и специально созданные условия. Бывают в зависимости от целей: проверочные, исследовательские, воспроизводящие, качественные, количественные, а также физические, биологические и социальные. Возникает только в момент становления науки. Эксперимент обладает преимуществами перед наблюдениями: - изучаемое явление можно воспроизводить; - в условиях эксперимента могут быть обнаружены такие характеристики объекта, которые не могут быть наблюдаемы в естественных условиях; - при эксперименте максимально ограничивается влияние внешних факторов; - большая возможность использовать приборы и иные измерительные инструменты. 22.03.12 Анализ – это процедура мысленного и реального расчленения предметов, свойства предметов, либо отношения между предметами на какие-либо части (свойства, отношения, признаки). Синтез – процедура обратная анализу. Виды анализа: 1. Мысленный анализ – расчленение целого на части; 2. Анализ общих свойств предметов и отношений между ними; 3. Классификация – разделение классов предметов на подклассы (непересекающееся множество); Синтез (synthesis – с греч. соединение). Формы операции синтеза: 1. Междисциплинарный синтез (биохимия, биофизика); 2. Синтез интегрированных наук (когда на основе разных частей наук возникает нечто новое, например кибернетика); 3. Взаимосвязь конкурирующих теорий в какой-либо одной предметной области. Абстракция и идеализация. Идеализация – такой процесс познания, когда познающий субъект создает рял объектов в природу не существующих. Абстракция – мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств изучаемых объектов, от некоторых отношений между ними. Они либо усиливаются. либо ослабевают, представляются в виде отдельного объекта, который существует по собственным законам. Моделирование (от лат. modulus – мера или образец) – исследование объектов на их моделях; построение изучение моделей, реально существующих в природе, и конструируемых объектах. Основные виды моделирования: 1. Предметное моделирование – мы имеем модель. которая воспроизводит основные характеристики оригинала. 2. Физическое моделирование – объект и модели имеют одну физическую природу, но разные размеры. 3. Предметно-математическое моделирование – наше явление исследуется путем опытного изучения явления другой физической природы, но описывается теми же математическими выражениями. Моделями служат знаковые образования какого-либо вида. Развитие любой науки можно трактовать как теоретическое моделирование. Моделирование дает исследователю новые факты и новые данные, но никогда не дает полного представления об объекте. Формализация – отражение знания в знаково-символическом виде (формализованный язык). Служит основой для программирования компьютеризации. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором его основу кладутся некоторые положения, аксиомы (постулаты). Индукция и дедукция. Индукция – это обобщение, которое связано с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта (т.е. это переход от частного к общему). Дедукция – противоположный индукции процесс – движение от общего к частному. Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, который заключается в создании связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Его структура: 1. Ознакомление с фактическим материалом, который требует теоретического объяснения. Попытка с помощью существующих теорий сделать это, если нет, то следующие шаги; 2. Выдвижение догадки (гипотезы) о причинах и закономерностях данного явления с помощью разных логических приемов; 3. Оценка основательности предположений (гипотез) и выбор из множества наиболее вероятной; 4. Выведение из гипотезы некоторых следствий (использование дедуктивного метода); 5. Экспериментальная проверка данных следствий. Лучшая гипотеза по результатам проверки переходит в теорию. Основная особенность – предположительный характер. Виды гипотез: а) по масштабу: 1. общая гипотеза – предположение обо всем классе изучаемых объектов. 2. единичная гипотеза – предположение об отдельных объектах или явлениях. 3. частная гипотеза – предположение о некоторой части изучаемого класса объектов. б) по содержанию: 1. рабочая гипотеза – (самая распространенная) отражает основное содержание исследования. Выводится из общих законов или теорий и является основанием для дальнейших исследований; 2. эмпирические гипотезы – частные следствия рабочей гипотезы; 3. статистические гипотезы – гипотезы, сформулированные в терминах математической статистики. Их наличие обязательно для исследования и он служат для организации сравнения и обработки полученных данных. Гипотеза не может быть истинной или ложной, т.к. утверждение, которое в ней содержится, носит проблематичный характер. Предположения, входящие в гипотезу, должны соответствовать следующим требованиям: 1. Логическая простота – гипотеза не должна содержать ничего лишнего. 2. Требование вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности реализации. 3. Требование научной новизны – предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми. 4. Требование широты применения – гипотеза может выводить объяснения не только тех явлений, для которых предназначена, но и возможно более широкий класс явлений. 5. Требование верификации – любая гипотеза может быть проверена. 6. Требование концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозируя дальнейшее развитие теории. 7. Требование логической непротиворечивости: - все суждения, которые входят в гипотезу, не являются отрицанием друг друга; - гипотеза не противоречит достоверным фактам; - она соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. 12.04.12 Схема «Общая характеристика познания».
Знания – как удостоверенные сведения о действительности.
Виды познания:
Схема «Наука в системе знания». Научное знание
Философия – знание о всеобщем, обобщение всего сущего.
Вненаучное знание 19.04.12
Алгоритм: Сбор данных
Научная идея В Гипотеза А Предсказание
Эксперимент
Результат эксперимента согласуется с предсказанием
Если да à гипотеза подтверждается Если нет à вывод à В
Достаточно ли она проработана?
да нет à А
теория
эксперимент или наблюдения
Э=Т Да нет à парадокс à В
Классификация наук. Классификация наук – сведение всех областей человеческого знания в определенную систему. Основание истории классификации наук – это интерпретации соотношения философии и конкретно научного знания. Связь философии и науки: I этап – 7 век до н.э – 16 век н.э:
Физика Медицина Философия Политология Астрономия Психология II этап – 17 век – середина 19.
Биология Философия Физика Химия Правоведение
III этап – середина 19 века – по настоящее время: Философия (мировоззрения)
Физика Химия Биология История и т.д.
I этап – единая философская наука древности и отчасти средневековья. Аристотель, Платон. Принципы классификации науки: разделение всего знания по его объекту на три главнее области: 1. Объект природы - физика; 2. Объект общества – этика; 3. Объект мышления – логика. Средневековье – система «7 свободных искусств». Два цикла: 1. Тривиум (trivium – трехпутье) – грамматика, риторика и диалектика. 2. Квадривиум (quadrivium - четырехпутье) – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. II этап – философия распалась на ряд обособленных наук. Принцип классификации наук субъективный. Память = история. Воображение = Поэзия. Рассудок = Философия. Кто – то развил идею субъективного принципа. III этап. Первое направление классификации науки: 1. Первый подход – формальное решение на основе принципа координации от общего к частному. Сен-Симон (фр.философ и ученый) выдвинул объективный принцип классификации наук. Конт перенял идею Сен-Симона и усовершенствовал ее. Выдвинул 6 основных наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. 2. Второй подход – формальное решение на основе принципа координации от абстрактного к конкретному. Спенсер, Нильс, Уэвелл и т.д. Опровергается предыдущее решение о том, что все науки имеют свою абстрактную научную часть. Утверждается, что все науки делятся на: абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, биология, геология, психология и социология), промежуточные – абстрактно-конкретные (механика, физика, химия). Второе направление классификации науки: внедрение принципа субординации, который основан на идее всеобщей связи с природой. К.Маркс и Ф.Энгельс – основание для классификации науки – основные законы материалистической диалектики. Бонифатий Михайлович Кедров (советский философ) – делит всю действительность на природу и человека. Науки о природе – естественные, науки об обществе – социальные, науки о мышлении – философские.
Классификация наук приобретает характер сложный и разветвленный в отличии от простого однолинейного в предыдущих этапах.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.01 с.) |