Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м а 9. Свобода и необходимость в человеческой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще все- го она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внеш- ней необходимостью (предопределением, Божьим про- мыслом, судьбой, роком и т. д.).
Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их разви- тия. Необходимость существует в природе и обществе в ви- де объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Необходимое вытекает из сущности вещей и при оп- ределённых условиях должно обязательно произойти. Мера необходимости и свободы в ту или иную истори- ческую эпоху различна. Эта мера задаёт определённые типы личности. Абсолютизация необходи- мости, трактовка всякого действия человека как пред- определённого заранее, иск- лючающего всякую возмож- ность выбора и случайности Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренче- с1Сая 1Сонцепция, согласно 1Соторой все процессы в мире подчинены господст- ву необходимости
Пренебрежение необходимо- стью, объективными исто- рическими процессами, при- нятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — миро- воззренчес1Сая 1Сонцепция, признающая волю 1Са1С пер- вооснову всего сущего
Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряже- нием человека (бремя выбора). Общество своими норма- ми и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается ещё условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной дея- тельности, уровнем развития общества и местом челове- ка в общественной системе.
Социальные условия реализации свободы
Социальные нормы Свобода Выбор Формы общественной деятельности
Место человека в обществе
личности
Уровень разви- тия общества
Социализация
Свобода — это умение познавать объективную не- обходимость и, опираясь на это познание, вырабаты- ать правильные цели, принимать и выбирать обосно- ванные решения и на практике воплощать их в дей- ствительность. Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать ре- шения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно. Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение. Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и наме- рения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
Т е м а 10. Системное строение общества: Элементы и подсистемы
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщённостью, а кро- ме того, с огромной многозначительностью. Это обусло- вило наличие множества определений данного понятия.
В широком смысле слова
Общество
В узком смысле слова
Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, 1Соторая в1Слючает в себя: спосо- бы взаимодействия людей; формы объ- единения людей
Круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения (на- пример, общество нумизматов, дворян- ское собрание)
Отдельное 1Сон1Сретное общество, стра- на, государство, регион (например, сов- ременное российское общество, фран- цузское общество)
Историчес1Сий этап в развитии чело- вечества (например, феодальное обще- ство, капиталистическое общество)
Человечество в целом
Общество — продукт совокупной деятельности мно- жества людей. Человеческая деятельность есть способ су- ществования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседнев- ной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совмест- ный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует. Как способ существования людей общество должно выполнять набор определённых функций.
Производство материальных благ и услуг
Распределение продуктов труда (деятельности)
Воспроизводство и социализация человека
Функции общества Регламентация и управление деятель- ностью и поведением
Духовное производство и регулирование активности людей
Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с дру- гом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.
Общественные отношения — многообразные формы взаимо- действия людей, а также связи, возникающие между различ- ными социальными группами (или внутри них)
Материальные отношения Возникают и складывают- ся непосредственно в ходе практической деятельнос- ти человека вне его созна- ния и независимо от него Духовные (идеальные) отношения Формируются, предваритель- но «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями
Производствен- ные отношения Моральные отношения Политические отношения
Экологические отношения Правовые отношения Художествен- ные отношения
Отношения по де- топроизводству Философские отношения Религиозные отношения Общество характеризуется как динамическая само- развивающаяся система, т. е. такая система, кото- рая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость. При этом система определяется как комплекс взаи- модействующих элементов. В свою очередь, элемен- том называется некоторый далее неразложимый ком- понент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.
Основные принципы системы
Целое не своди- мо к сум- ме частей Целое по- рождает черты, свойства, выходя- щие за пределы отдель- ных эле- ментов Структу- ру систе- мы обра- зует вза- имосвязь её отдель- ных эле- ментов, подсистем Элементы в свою очередь могут иметь сложное строение и высту- пать сис- темами Сущест- вует взаимо- связь сис- темы и среды
Соответственно, общество — это сложноорzанизо- ванная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласован- ными связями и процессами саморегуляции, самострук- турирования и самовоспроизведения. Для анализа сложноорганизованных систем, подоб- ных обществу, выработано понятие «подсистема». Под- системами называют промежуточные комплексы, бо- лее сложные, чем элементы, но менее сложные, чем са- ма система. Определённые группы общественных отношений об- разуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. Базовые потребности человека Основные сферы общественной жизни
• Материальные потребности Э1Сономичес1Сая • Потребности в контактах, обще- нии с другими людьми, в той или иной форме общности или коллек- тивности • Потребности в организованнос- ти, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке • Потребности в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравст- венном совершенствовании Социальная
Политичес1Сая
Духовная Деление на четыре сферы общественной жизни услов- но. Можно назвать и другие сферы: наука, художествен- но-творческая деятельность, расовые, этнические, нацио- нальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые. Общество как сложноорганизованная, саморазви- вающаяся система характеризуется следующими специ- фическими чертами: 1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверх- сложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчинёнными отношениями. 2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной де- ятельностью вместе с другими людьми. Эти «невиди- мые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существо- вать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных об- разующих его компонентов. 3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо- собность своей активной совместной деятельностью со- здавать и воспроизводить необходимые условия собст- венного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в кото- ром тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечиваю- щие жизненно необходимые условия существования. 4. Общество отличает исключительная динамич- ность, незавершённость и альтернативность разви- тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5. Общество выделяет особый статус субъектов, оп- ределяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включённый в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скры- вается столкновение соответствующих потребностей, ин- тересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, по- литические установки и традиции. Неизбежным для об- щественного развития является острая конкуренция ин- тересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осу- ществляется острая полемика и борьба. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней- ность развития. Наличие в обществе большого коли- чества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей разных людей создаёт предпосылки для реали- зации различных вариантов и моделей будущего разви- тия общества. Однако это не означает, что развитие об- щества является абсолютно произвольным и неуправляе- мым. Напротив, учёные создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной систе- мы в её самых различных областях, компьютерные моде- ли мира и др.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.1 (0.007 с.) |