Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 9. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Поиск

 

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще все- го она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внеш- ней необходимостью (предопределением, Божьим про- мыслом, судьбой, роком и т. д.).

 

Свобода есть познанная необ- ходимость Свобода — это возможность поступать так, как хочется
П о с л е д с т в и я
Если всё однозначно необходи- мо, если практически нет слу- чайностей, новых возможнос- тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе Полный произвол по отноше- нию к другим людям, невоз- можность установления ка- ких-либо устойчивых соци- альных связей

 

Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их разви- тия.

Необходимость существует в природе и обществе в ви- де объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов.

Необходимое вытекает из сущности вещей и при оп- ределённых условиях должно обязательно произойти.

Мера необходимости и свободы в ту или иную истори- ческую эпоху различна. Эта мера задаёт определённые типы личности.


Абсолютизация необходи- мости, трактовка всякого действия человека как пред- определённого заранее, иск- лючающего всякую возмож- ность выбора и случайности


Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренче- с1Сая 1Сонцепция, согласно

1Соторой все процессы в

мире подчинены господст- ву необходимости


 


Пренебрежение необходимо- стью, объективными исто- рическими процессами, при- нятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями


Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — миро- воззренчес1Сая 1Сонцепция, признающая волю 1Са1С пер- вооснову всего сущего


 

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряже- нием человека (бремя выбора). Общество своими норма- ми и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается ещё условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной дея- тельности, уровнем развития общества и местом челове- ка в общественной системе.

 

Социальные условия реализации свободы

 


 

Социальные

нормы Свобода

Выбор


Формы общественной деятельности


 

Место человека в обществе


 

личности


 

Уровень разви- тия общества


 

 

Социализация

 

Свобода — это умение познавать объективную не- обходимость и, опираясь на это познание, вырабаты- ать правильные цели, принимать и выбирать обосно- ванные решения и на практике воплощать их в дей- ствительность.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать ре-


шения со знанием дела. Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение.

Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и наме- рения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

 

Т е м а 10. Системное строение общества:

Элементы и подсистемы

 

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщённостью, а кро- ме того, с огромной многозначительностью. Это обусло- вило наличие множества определений данного понятия.


 

В широком смысле слова

 

Общество

 

 

В узком смысле слова


 

Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, 1Соторая в1Слючает в себя: спосо- бы взаимодействия людей; формы объ- единения людей

 

Круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения (на- пример, общество нумизматов, дворян- ское собрание)

 

Отдельное 1Сон1Сретное общество, стра- на, государство, регион (например, сов- ременное российское общество, фран- цузское общество)

 

Историчес1Сий этап в развитии чело- вечества (например, феодальное обще- ство, капиталистическое общество)

 

Человечество в целом


 

Общество — продукт совокупной деятельности мно- жества людей. Человеческая деятельность есть способ су-


ществования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседнев- ной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совмест- ный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определённых функций.

 

Производство материальных благ и услуг

 


Распределение продуктов труда (деятельности)

 

Воспроизводство и социализация человека


 

Функции общества


Регламентация

и управление деятель- ностью и поведением

 

Духовное производство и регулирование активности людей


 

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с дру- гом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

 

Общественные отношения — многообразные формы взаимо- действия людей, а также связи, возникающие между различ- ными социальными группами (или внутри них)

 


Материальные отношения

Возникают и складывают- ся непосредственно в ходе практической деятельнос- ти человека вне его созна- ния и независимо от него


Духовные (идеальные)

отношения

Формируются, предваритель- но «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями


 


Производствен- ные отношения


Моральные отношения


Политические отношения


 


Экологические отношения


Правовые отношения


Художествен- ные отношения


 


Отношения по де- топроизводству


Философские отношения


Религиозные отношения


Общество характеризуется как динамическая само- развивающаяся система, т. е. такая система, кото- рая способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость.

При этом система определяется как комплекс взаи- модействующих элементов. В свою очередь, элемен- том называется некоторый далее неразложимый ком- понент системы, принимающий непосредственное участие в её создании.

 

Основные принципы системы

 

 


Целое

не своди- мо к сум- ме частей


Целое по- рождает черты, свойства, выходя- щие за пределы отдель- ных эле- ментов


Структу- ру систе- мы обра- зует вза- имосвязь её отдель- ных эле- ментов, подсистем


Элементы в свою очередь могут иметь сложное строение

и высту- пать сис- темами


Сущест- вует взаимо- связь сис- темы и среды


 

 

Соответственно, общество — это сложноорzанизо- ванная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласован- ными связями и процессами саморегуляции, самострук- турирования и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подоб- ных обществу, выработано понятие «подсистема». Под- системами называют промежуточные комплексы, бо- лее сложные, чем элементы, но менее сложные, чем са- ма система.

Определённые группы общественных отношений об- разуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.


 

Основные сферы общест- венной жизни   Деятельность людей и отношения между ними   Учреждения (организации)
Экономиче- ская Производство, распределе- ние, обмен и потребление материальных благ и соот- ветствующие отношения Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Социальная Отношения между класса- ми, сословиями, нациями, профессиональными и воз- растными группами; де- ятельность государства по обеспечению социальных гарантий Системы здраво- охранения, соци- ального обеспече- ния, коммуналь- ные службы и др.
Политиче- ская Отношения между граж- данским обществом и го- сударством, между госу- дарством и политически- ми партиями Парламент, пра- вительство, пар- тии, обществен- ные организации и др.
Духовная Отношения, возникаю- щие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распростра- нения, потребления Школы, вузы, те- атры, музеи, биб- лиотеки, архивы и др.

 

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.


Базовые потребности человека


Основные сферы общественной жизни


 

• Материальные потребности Э1Сономичес1Сая


• Потребности в контактах, обще- нии с другими людьми, в той или иной форме общности или коллек- тивности

• Потребности в организованнос- ти, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке

• Потребности в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравст- венном совершенствовании


Социальная

 

Политичес1Сая

 

 

Духовная


Деление на четыре сферы общественной жизни услов- но. Можно назвать и другие сферы: наука, художествен- но-творческая деятельность, расовые, этнические, нацио- нальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазви- вающаяся система характеризуется следующими специ- фическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверх- сложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчинёнными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной де- ятельностью вместе с другими людьми. Эти «невиди- мые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существо- вать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных об- разующих его компонентов.

3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. спо- собность своей активной совместной деятельностью со- здавать и воспроизводить необходимые условия собст- венного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в кото- ром тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечиваю- щие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамич- ность, незавершённость и альтернативность разви- тия. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, оп- ределяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включённый в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скры- вается столкновение соответствующих потребностей, ин- тересов, целей, воздействие таких социальных факторов,


как общественное мнение, официальная идеология, по- литические установки и традиции. Неизбежным для об- щественного развития является острая конкуренция ин- тересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осу- ществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелиней- ность развития. Наличие в обществе большого коли- чества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей разных людей создаёт предпосылки для реали- зации различных вариантов и моделей будущего разви- тия общества. Однако это не означает, что развитие об- щества является абсолютно произвольным и неуправляе- мым. Напротив, учёные создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной систе- мы в её самых различных областях, компьютерные моде- ли мира и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.1 (0.007 с.)