Атрибуты религиозного культа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атрибуты религиозного культа



 

Объект Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людь- ми в их повседневной жизни
Субъект Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид

О1Сончание табл.

 

Средства культовой деятельности Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, чётки, мандала и т. п.)
Способы Складывающиеся на основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составля- ют предписания о том, что и как необходимо делать
Культовые акты Заклинания духов, ритуальные пляски, по- клоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, испо- ведь, паломничество и др.
Результат Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы

 

Ранние формы религии

 

Форма религии Её сущность
Тотемизм (англ. totem на языке сев.-амер. индей- цев букв. «его род») По1Слонение 1Са1Сого-либо рода, племени животному или растению 1Са1С своему мифичес1Сому пред1Су и защитни1Су. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех чле- нов того или иного первобытного объеди- нения с особями одного определённого вида животных. Постепенно он оброс зна- чительным количеством ритуалов, маги- ей. От магии неотделим и фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное по- 1Слонение, суть 1Соторого сводится 1С при- писыванию отдельным предметам (аму- летам, фигур1Сам и т. п.) магичес1Сой си- лы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохра- няются в многочисленных проявлениях и сейчас

О1Сончание табл.

 

Форма религии Её сущность
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) Выражение веры в духов и душу или все- общую одухотворённость природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных су- ществ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий

 

В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы.

 

 

Религии в современном мире

 

 


Родоплемен- ные прими- тивные веро- вания, сохра- нившиеся по сей день


Национально-госу- дарственные рели- гии, составляющие основу религиоз- ной жизни отдель- ных наций

 

 

• Иудаизм

• Индуизм и др.


Мировые религии

 

 

• Буддизм

• Христианство:

— католицизм

— православие

— протестантизм

• Ислам:

— суннизм

— шиизм


 

Наибольшее влияние на развитие современной циви- лизации оказывают мировые религии, которые характе- ризуются следующими признаками.


Огром- ное число последо- вателей во всём мире


 

 

Эгалитар-


Признаки мировых религий

 

 

Пропаган-


Космопо- литич- ность, носят меж- и надэтни- чес1Сий ха-


ность (про- поведуют ра- венство всех людей, обра- щены к пред- ставителям всех социаль- ных групп)


дистс1Сая а1С- тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру

лиц другого исповедания)


ра1Стер,

выходя за переделы наций и го-

сударств


 

Мировые религии

 

Линии сравнения   Буддизм   Христианство   Ислам
1. Этимоло- гия От санскр. «будх», обоз- начающего переход от спящего сос- тояния к про- буждению, просветлённо- му сознанию От гр. Chri- stos — Мессия Араб. букв. предание себя воле Бога, по- корность
2. Время и место за- рождения VI—V вв. до н. э. Индия I в. н. э. Вос- точные про- винции Рим- ской империи Начало VII в. н. э. Азия, Аравийский полуостров
3. Террито- рия, на которой прожива- ют испове- дующие религию Южная, Юго- Восточная и Восточная Азия. В Рос- сии — Тува, Бурятия и Калмыкия Преимущест- венно Европа и Северная Америка Ближний Вос- ток, Северная Африка. В Рос- сии — Татар- стан, Башкор- тостан, респуб- лики Кавказа
4. Источни- ки вероуче- ния Типитака («Три корзи- ны») Библия Коран, Сунна, Шариат — му- сульманское законодатель- ство

О1Сончание табл.

 

Линии сравнения   Буддизм   Христианство   Ислам
5. Основы учения Через размыш- ление и созер- цание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасе- нию и, соблю- дая заповеди святого уче- ния, прийти к совершенству. Одна из важ- нейших запо- ведей — лю- бовь и мило- сердие ко всем живым суще- ствам, незави- симо от того, добрые они или злые. Нельзя пла- тить злом за зло, ибо в про- тивном случае возрастают вражда и стра- дание Идея грехов- ности челове- ка как причи- на всех его не- счастий и учение об из- бавлении от грехов путём молитвы и по- каяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид Человек — су- щество слабое, склонное к гре- ху, он не в со- стоянии ниче- го добиться в жизни само- стоятельно. Ему остаётся уповать на ми- лосердие и по- мощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выпол- нять предписа- ния мусульман- ской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от ве- рующих покор- ности Аллаху, предписывает такую же по- корность зем- ным властям
6. Количе- ство после- дователей религии Ок. 500 млн человек 2 млрд чело- век Ок. 1,5 млрд человек

 

Достаточно развитые религии имеют и свою органи- зацию — церковь, упорядочивающую жизнь рели- гиозной общины.

Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — со- циальный институт общества, религиозная органи- зация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и рели-


гиозную деятельность, систему управления жизнеде- ятельностью, поведением верующих.

 

Факторы, способствующие образованию церкви

 

 


Общее вероучение Церковь как соци-


Система управле- ния жизнью, дея-


Религиозная деятельность


альное явление


тельностью и пове- дением верующих


Культо- вая


Внекуль- товая


 

В церкви действует определённая система норм (ре- лигиозной морали, канонического права и т. д.), ценнос- тей, образцов и санкций.

Основные функции религии

 

Наименование функции   Её содержание
Мировоззренче- ская Задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются це- леполагание и смыслополагание
Компенсатор- ная (терапев- тическая) Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки со- знания, так и изменения объективных ус- ловий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенса- ции — снятие стресса, утешение, медита- ция, духовное наслаждение
Коммуникатив- ная Обеспечивает два плана общения: верую- щих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в ли- тургии, молитве, медитации и т. д.
Регулятивная Упорядочивает определённым образом по- мыслы, стремления людей, их деятельность
Интегрирующе- дезинтегрирую- щая Объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохране- нию стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция)

О1Сончание табл.

 

Наименование функции   Её содержание
  Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнару- живаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и про- тивостоящие друг другу конфессии (дезин- тегрирующая функция)
Культуротранс- лирующая Способствует развитию определённых основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и разви- тие ценностей религиозной культуры. Осу- ществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
Легитимирую- ще-разлегити- мирующая Узаконивает некоторые общественные по- рядки, институты (государственные, поли- тические, правовые и др.), отношения, нор- мы, образцы как должное (легитимирую- щая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлеги- тимирующая функция)

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, опре- деляемые той конкретной историко-социальной обстанов- кой, в которой функционирует религиозное объединение.

Сегодня всё чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив. С одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.

 

«Исламизация»

 

 


Содержание политичес1Сих программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманс1Сого мира (Па1Систане, Иране, Ливии), цель 1Соторых — построение

«исламс1Сого общества»


Продолжающееся распрост- ранение ислама в ряде райо- нов Азии, Афри1Си, Индии, Дальнего Восто1Са


Т е м а 16. Искусство

Искусство — центральное звено эстетической культу- ры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства.

 

Биологизаторская теория Игровая теория Магическая теория Трудовая теория
Происхождение искусства из по- требности привле- чения внимания противоположно- го пола. Искусст- во возникает из душевного волне- ния, психики, на- ходящейся в со- стоянии конфлик- та, в моменты преобразования и переключения энергии элемен- тарных влечений на цели высокой творческой деятельности Причины возникнове- ния искус- ства в по- требности расходова- ния челове- ком нерас- траченной в трудовой деятельнос- ти энергии, в необходи- мости тре- нировки для усвое- ния соци- альных ро- лей Искусство — форма раз- личных ви- дов магии, внедрённой в повседнев- ную деятель- ность ещё первобытно- го человека Искусство — результат труда: полезные качества произведён- ных предме- тов стано- вятся объ- ектом художест- венного на- слаждения

 

Искусство — практическая деятельность челове- ка, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отноше- ние к миру. Оно создаёт особую реальность — художест- венную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искус- ство.

 


Искусство — подражание природе. «Природа — луч- ший мастер форм»


Искусство — творческое са- мовыражение личности или знаково-символическая кон- цепция


Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём много- образии в форме художественных образов, которые, бу- дучи результатом вымысла, тем не менее являются отра- жением действительности и всегда несут на себе отпеча- ток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происхо- дит процесс художественного обобщения, выделения су- щественных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произ- ведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предме- та — знака, который передаёт людям определённую ху- дожественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.

 

Виды искусства

 


Архите1Стура

(зодчество)


 

Театр


 

Жанры

 

Портрет

Натюрморт


 

Живопись Цир1С

 

С1Сульптура Балет


Пейзаж

Бытовой жанр


Де1Соративно-при-

1Сладное ис1Сусство


 

Кино


Анималисти- ческий жанр

Исторический жанр


 

Литература Фотоис1Сусство

 

Музы1Са Эстрада


 

Станковая Декоративная Монументальная

 

 

Искусство как форма художественного познания об- ладает спецификой.


Специфика искусства

 


Является

образным

и наглядным


Специфичес1Сие спосо- бы воспроизведения ок- ружающей действи- тельности, средства, при помощи которых происходит создание художественных обра- зов (слово, звук, цвет

и т. д.)


Большая роль в процессе поз- нания вообра- жения и фан- тазии познаю- щего субъекта


 

Искусство выполняет в обществе множество разнооб- разных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.

Функции искусства

 

Наименование функции Её содержание
Общественно-преобра- зующая Оказывая идейно-эстетическое воз- действие на людей, включает их в на- правленную деятельность по преобра- зованию общества
Художественно-кон- цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс- ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по- требности человека
Утешительно-компен- саторная Восстанавливает в сфере духа гармо- нию, утраченную человеком в реаль- ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи- ческого равновесия личности
Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику

О1Сончание табл.

 

Наименование функции Её содержание
Гедонистическая (от гр. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис- тическая Отражает и осваивает те стороны жиз- ни, которые труднодоступны науке

 

Т е м а 17. Мораль

Особую роль в регулировании жизни общества и пове- дения людей играет мораль.

Мораль (лат. moralis, mores — нравственный, отно- сящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требова- ний, регулирующих поведение людей.

По вопросу происхождения морали имеется ряд то- чек зрения.

 

  Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
    Социологический подход Мораль появляется в процессе историче- ского развития общества наряду с пра- вом, политикой и отражает различные социально- экономические интересы лю- дей
    Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

 

Наличие морали свидетельствует о признании об- ществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и обществен- ных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.


Развитие норм морали

 

Наименование нормы   Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
Табу (полинезий- ское слово, не под- дающееся одно- значному переводу на совр. языки) Жёсткий запрет агрессив- ных или эротических по- буждений, направленных на так называемые «не- прикасаемые объекты» (например, на половые от- ношения между родствен- никами, на некоторые ви- ды пищи и др.) Распростра- няется на членов данной общины Мистическая бо- язнь опреде- лённых актов или существ Родовой строй
Обычай Исторически сложившая- ся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в опреде- лённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламен- тирует когда, что и как надо делать человеку, не пре- доставляя ему вы- бора Авторитет обще- ственного мнения
   

         
  Традиция (лат. traditio — пе- редача)   Разновидность обычая, от- личающаяся особой ус- тойчивостью и направлен- ными усилиями людей со- хранить неизменными унаследованные от преды- дущих поколений формы поведения
  Моральные пра- вила   Концентрируют и обобща- ют высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в раз- личных областях общест- венной жизни   Распространяют- ся за пределы од- ной общины. Ори- ентируют челове- ка на постоянный нравственный вы- бор, личностное самоопределение   Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения   Разложение родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требо- вания и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятив- ное воздействие на него.

 

  Моральные требования и представления  
   
           
  Нормы поведения   Мораль- ные качества   Нравст- венные принципы Морально- психоло- гические механизмы Высшие мораль- ные ценности
«не лги»; «не укра- ди»; «не убий»; «почитай старших» и т. д. доброже- латель- ность; справед- ливость; мудрость и т. д. коллекти- визм — индивиду- ализм; эгоизм — альтруизм и т. д. долг; со- весть смысл жизни; свобода; счастье и т. д.
                   

 

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») мно- гие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И всё же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия

«мораль» и «нравственность» разводятся.

 

Понятие «мораль» Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культуры, в которой кон- центрируются и обобщают- ся высо1Сие идеалы и стро- гие нормы, регулирующие поведение и сознание чело- века в различных областях общественной жизни ' Что должно быть, к чему человек должен стремить- ся (мир должного) Принципы реального пра1Сти- чес1Сого поведения людей, в ко- тором строгость высокомораль- ных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вклады- вается более «житейское», «приземлённое» значение ' Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкива- ется в повседневной жизни (мир сущего)

 

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль мо-


рали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхожде- ние и историческое развитие нравственности, обосновы- вает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившим- ся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время прин- ципиально отличается от него.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.06 с.)