Особенности общественных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общественных наук



 

1. Субъект и объект познания совпадают. Обще- ственная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в це- лом субъективную реальность. Получается, что субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается само- познанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Обще- ственные науки задевают непосредственно интересы лю- дей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструмен- тально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «ис- тины разума», обществознание — «истины сердца».

4. Сложность объекта познания — общества, кото- рое обладает разнообразием различных структур и нахо- дится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В от- личие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

Поскольку общество является сложным и много- аспектным понятием, каждая из социальных наук рас- сматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социо- логия.


 

Науки, дающие наиболее общие знания об обществе     Фило- софия  
 
 
    Соци- ология     Соци- альная
   

 

 

Сферы обществен- ной жизни

 


Науки, раскры- вающие опреде- лённую сферу об- щест- венной жизни


 

Э1Соно- ми1Са

 

 

Полито- логия


Эконо- мичес- кая

 

 

Полити- ческая


 


Культу- рология


Духов- ная


 

 

  Науки, пронизы- вающие все сферы общест- венной жизни       История
 
 
    Право- ведение
 

Важнейшие социальные науки

 

Наименование науки Её сущность
История Нау1Са, изучающая прошлое чело- вечес1Сого общества
Культурология (лат. cultura — возделы- вание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово) Компле1Ссная гуманитарная нау- 1Са, охватывающая всю сово1Суп- ность знаний о 1Сультуре
Политология (гр. polity — права граж- данства, политический порядок и logos — уче- ние, слово) Нау1Са, объе1Стом изучения 1Сото- рой является многообразие поли- тичес1Сой жизни (институты, стру1Стуры, 1Сультура, процессы, поведение людей и групп в поли- ти1Се) 1Са1С отдельных обществ, та1С и мирового сообщества в целом
Правоведение Нау1Са, изучающая право 1Са1С осо- бую систему социальных норм и различные аспе1Сты правопри- менительной деятельности
Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово) Нау1Са о за1Сономерностях разви- тия и фун1Сционирования соци- альных систем 1Са1С глобальных (общество в целом), та1С и част- ных
Философия (гр. phileo — люблю и sophia — муд- рость) Нау1Са о наиболее общих за1Сонах развития природы, общества и познания
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — пра- вило) Нау1Са, 1Соторая исследует, 1Са1С люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют посто- янно растущие потребности
Эстетика (гр. aisthetikos — чувст- вующий, чувственный) Нау1Са о за1Сономерностях эсте- тичес1Сого освоения челове1Сом мира, о сущности и формах творчества по за1Сонам 1Срасоты
Этика (гр. ethos — при- вычка, обычай) Одна из древнейших теоретиче- с1Сих дисциплин, объе1Стом изуче- ния 1Соторой является мораль

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого ме- тода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространённым методом социального исследования является научная абстракция, в научном обществозна- нии исключительно велика роль мышления.

 

Т е м а 14. Образование, его значимость для личности и общества

 

Образование — один из способов становления лич- ности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познаватель- ных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования — приобщение индивида к дости- жениям человеческой цивилизации, ретрансляция и со- хранение её культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помо- щи других обучающих лиц.

 

Функции образования

 

Наименование функции   Её содержание
Экономическая Формирование социально-профессиональ- ной структуры общества, где люди способ- ны осваивать научные и технические нов- шества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальная Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образо- вание — важнейший канал социальной мобильности
Культурная Использование раннее накопленной куль- туры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

 

 

К о м п о н е н т ы

 

 


Совокупность об- разовательных стандартов и про- грамм


Органы управления образованием


Комплекс принципов, определяющих функ- ционирование систе- мы образования


 

 


   
  Система образования в России
 
     

 

Сеть образовательных учреждений

 

— дошкольные образователь- ные учреждения;

— общеобразовательные школы (гимназии);

— профессионально-техни-

ческие учебные заведения

(лицеи, колледжи);

— учреждения дополнитель- ного образования детей (дома школьников, твор-

чества юных и т. д.);

— духовные учебные заведе- ния (семинарии, духовные

академии, теологические

факультеты и т. д.);

— университеты, колледжи, технические школы;

— учреждения по подготов- ке научных и научно-педа-

гогических кадров;

— учреждения повышения квалификации и перепод-

готовки кадров (институ-

ты, факультеты, центры и т. д.)


— гуманистический характер образова- ния;

— приоритет общечело- веческих ценностей;

— право личности на свободное развитие;

— единство федераль-

ного образования при праве на своеоб-

разие образования

национальных и ре- гиональных культур;

— общедоступность об-

разования;

— адаптивность систе- мы образования к

потребностям обу- чаемых;

— светский характер

образования в госу- дарственных учреж- дениях;

— свобода и плюра-

лизм в образовании;

— демократический, государственно-

общественный характер управле-

ния и самостоятель-

ность образователь- ных учреждений


Современное образование характеризуется следую- щими тенденциями.

 

Общие тенденции в развитии образования

 

  Тенденция   Её сущность
Демократизация систе- мы образования Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распрост- ранение получило среднее и выс- шее образование. Образование ста- ло доступным для широких слоёв населения, хотя различия в каче- стве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительнос- ти образования Современное общество нуждается в высококвалифицированных спе- циалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образо- вания В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переклю- чениям на новые или смежные ви- ды работ, на новые технологии
Гуманизация образова- ния Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интере- сам, запросам, индивидуальным особенностям
Гуманитаризация обра- зования Повышение роли общественных дисциплин в образовательном про- цессе — таких, как экономиче- ская теория, социология, полито- логия, основы правовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образо- вания для разных стран, ин- теграция образовательных систем
Компьютеризация про- цесса образования Использование новых современ- ных технологий обучения, теле- коммуникационных сетей гло- бального масштаба

Тем а 15. Религия

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, поли- тической и духовной сферах жизни общества, происхо- дящих в нашей стране, интерес к религии резко возрас- тает.

Существует множество определений религии. Приве- дём некоторые из них.

 

Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счаст- ливость, благочестие, набожность, пред- мет культа) — это:

 

 


вера в сверхъес- тественное

(в Бога)


сово1Супность взглядов и пред- ставлений, сис- тема верований и обрядов, объ- единяющая при- знающих их лю- дей в единую общность


одна из свойст- венных 1Сультуре форм приспособле- ния челове1Са 1С о1С- ружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей


 

 

Спорной является и проблема происхождения рели- гии.

 

Богословско-теологический подход   Материалистический подход
  Религия появляется вместе с человеком, существует ис- конно. Религия — особое, сверхприродное явление, ре- зультат сверхъестественной связи человека с Богом   Религия является продук- том развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и неве- жества первобытного чело- века, полностью зависимо- го от стихийных сил приро- ды, которые он обожествлял

Являясь одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия ха- рактеризуется следующими признаками.

 

Главные признаки религии

 


Вера в сверхъес- тественное


Организованное поклонение выс- шим силам


Стремление со- гласовать жизнь с требованиями безусловного на- чала (Бога, Абсо- люта)


 

Вера является центральной мировоззренческой пози- цией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к дей- ствительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозная вера включает в себя:

— нормы морали, которые объявлены происходящи- ми от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и нака- зывается;

— определённые юридические законы и нормы, кото- рые также объявлены явившимися или непосредственно в результате Божественного откровения, или в резуль- тате вдохновенной Богом деятельности законодателей;

— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святы- ми, угодниками, блаженными и т. п.;

— веру в спасительную силу для души человека ри- туальных действий, которые совершают верующие лю- ди в соответствии с указаниями Священных книг, свя-


щеннослужителей и деятелей церкви (крещение, молит- ва, пост, богослужение и т. п.);

— веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженца- ми той или иной религии.

Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

 

Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, пра1С- тичес1Си духовного освоения мира

 

Разновид- ности

 

Магия (1Солдовство) Умилостивитель- ный 1Сульт


 

Комплекс ритуальных обрядов, имеющих це- лью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов


 

Комплекс риту- альных обрядов, обращённых к ду- ху или Богу


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.047 с.)