Т е м а 12. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 12. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры



 

Культура представляет собой весьма сложное явле- ние, что находит своё отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок.

Наиболее распространенными являются следующие подходы к изучению культуры.

 

Основные подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни

 


Технологический

Культура — сово- купность всех до- стижений в раз- витии материаль- ной и духовной жизни общества


Деятельностный

Культура — осу- ществляемая в сферах матери- альной и духов- ной жизни обще- ства творческая деятельность


Ценностный

Культура — прак- тическая реали- зация общечело- веческих ценнос- тей в делах и отношениях лю- дей


Начиная с I в. до. н. э. слово «культура» (лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве фи- лософского понятия в XVIII — начале XIX в. и обознача- ло эволюцию человечества, постепенное совершенствова- ние языка, обычаев, государственного устройства, науч- ного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие

«культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить сле- дующим образом.

 

 

Культура

 

 


В широком смысле слова


В узком смысле слова


 

 


Историчес1Си обусловлен- ный динамичес1Сий 1Сомп- ле1Сс постоянно обнов- ляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, спосо- бов и результатов а1С- тивной творчес1Сой де- ятельности людей


Процесс а1Стивной твор- чес1Сой деятельности, в ходе 1Соторой создают- ся, распределяются и по- требляются духовные ценности


 

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основ- ные сферы существования и развития культуры.


Культура

 


Материальная культура

 

 

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физи- чес1Сой природы челове1Са: материально-техничес1Сие средства труда, 1Соммуни-

1Сация, 1Сультурно-быто- вые сооружения, производ- ственный опыт, умения, навы1Си людей и др.


Духовная культура

 

 

Сово1Супность духовных ценностей и творчес1Сой деятельности по их производству, освоению и применению: нау1Са, ис-

1Сусство, религия, мораль, полити1Са, право и др.


 

 

Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведёнными ценностями

 

Критерийделения

 

Деление культуры на материальную и духовную весь- ма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может вопло- щаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность


различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

 

Основные функции культуры

 

  Наименование функции   Её содержание
  Познавательная   Формирование целостного пред- ставления о народе, стране, эпохе
  Оценочная   Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
  Регулятивная (нормативная)   Формирование системы норм и требований общества ко всем ин- дивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
  Информативная   Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
  Коммуникативная   Сохранение, передача и тиражиро- вание культурных ценностей; раз- витие и совершенствование лич- ности через общение
  Социализации   Усвоение индивидом системы зна- ний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативно- му поведению, стремление к само- совершенствованию

 

Когда речь идёт о многообразии культур, то оно пони- мается по-разному.


Типология культуры

 

  Основа классификации   Типы культуры
  Связь с религией   Культуры религиозные и светс1Сие
  Региональная принадлежность   Восточная и западная, среди- земноморс1Сая, латиноамери1Сан- с1Сая
  Регионально-этничес- кая особенность   Русс1Сая, французс1Сая и т. д.
  Принадлежность к историческому типу общества   Культуры традиционного, инду- стриального и постиндустриаль- ного общества
  Хозяйственный уклад   Культура охотни1Сов и собира- телей, земледельцев, с1Сотоводов, индустриальная культура
  Сфера жизни общества или вид деятельности   Культура производства, э1Сономи- чес1Сая, политичес1Сая, педагоги- чес1Сая, э1Сологичес1Сая, художест- венная и пр. культуры
  Связь с территорией   Сельс1Сая и городс1Сая культуры
  Специализация   Обыденная и специализированная культуры
  Уровень мастерства и вид аудитории   Высо1Сая, или элитарная, народ- ная, массовая культуры

 

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, выделяют три формы культуры: элитарную, народ- ную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).


Культура

 

 

Основные формы

 


Элитарная

 

Создаётся при- вилегированной частью общест- ва, либо по её за-

1Сазу профессио- нальными творцами


Народная

 

Создаётся ано- нимными твор- цами, не имею- щими профес- сиональной подготов1Си (мифы, легенды эпосы, с1Саз1Си, песни, танцы)


Массовая

 

Понятие, используе- мое для хара1Стерис- ти1Си современного

1Сультурного произ- водства и потребле- ния (1Сонцертная и эстрадная музы1Са, поп-1Сультура, 1Ситч без различия 1Слас- сов, наций, уровня материального со- стояния, стандар- тизация 1Сультуры)


 

 

Разновидности

 


Субкультура

 

Часть общей 1Сультуры, система ценностей, при- сущих определённой группе (половозрастные: жен- с1Сая, детс1Сая, молодёж- ная и др.; профессиональ- ные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочи- таемым занятиям в сво- бодное время); религиоз- ные; этничес1Сие; 1Срими- нальная)


Контркультура

 

Оппозиция и альтернати- ва по отношению 1С гос- подствующей в обществе

1Сультуре (битни1Си, хип- пи и пан1Си; левые ради1Са- лы; андеграунд и др.)


  Позитивное   Негативное
  утверждает простые и по- нятные представления о ми- ре людей, о взаимоотноше- ниях между ними, об образе жизни, что позволяет мно-   — гим людям лучше ориенти- роваться в современном, бы- стро меняющемся мире; её произведения не выступа- ют средством авторского са- мовыражения, а непосредст-   — венно обращены к читате- лю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы; отличается демократично- стью (её «продуктами» поль- зуются представители раз-   — ных социальных групп), что соответствует нашему времени; отвечает запросам, потреб- ностям многих людей, в том   — числе и потребности в ин- тенсивном отдыхе, психоло- гической разрядке; имеет свои вершины — лите- ратурные, музыкальные, кинематографические про- изведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству   снижает общую планку духовной культуры об- щества, поскольку пота-   — кает невзыскательным вкусам «массового чело- века»; ведёт к стандартизации и унификации не толь-   — ко образа жизни, но и образа мыслей миллио- нов людей; рассчитана на пассивное потребление, так как не   — стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере; насаждает мифы в со-   — знании людей («миф Зо- лушки», «миф простого парня» и т. д.); формирует у людей че-   — рез массированную рек- ламу искусственные по- требности; используя современные СМИ, подменяет для многих людей реаль- ную жизнь, навязывая определённые представ- ления и предпочтения

 

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

 

 

— —

 

Критерием наличия и сформированности субкульту- ры является совокупность всех её параметров.


Составляющие и признаки субкультуры

 


Знание (картина мира в узком смысле слова)


 

Субкультура


 

Ценности


 


Стиль

и образ жизни

 

 

Социальные роли и статусы


Социальные институты как системы норм

 

 

Потребности и склонности


Навыки, умения, способы осущест- вления, методы


 

 

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «эли- тарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпани- ям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку

«творцам» элитарного искусства.

Молодёжная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она раз- вивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потреб- ления, создающего всё новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодёжь. Молодёжная культура — это культура демонстративного потребле- ния. Её возникновение связано также с повышением ро- ли и значения свободного времени, досуга, вокруг кото- рого и формируются все отношения. Молодёжная суб- культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масш- табные эксперименты с образом жизни, поиск иных, от- личных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.


Т е м а 13. Наука.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.102 с.)