Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м а 12. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Культура представляет собой весьма сложное явле- ние, что находит своё отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к изучению культуры.
Основные подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни
Технологический Культура — сово- купность всех до- стижений в раз- витии материаль- ной и духовной жизни общества Деятельностный Культура — осу- ществляемая в сферах матери- альной и духов- ной жизни обще- ства творческая деятельность Ценностный Культура — прак- тическая реали- зация общечело- веческих ценнос- тей в делах и отношениях лю- дей Начиная с I в. до. н. э. слово «культура» (лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) стало обозначать воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве фи- лософского понятия в XVIII — начале XIX в. и обознача- ло эволюцию человечества, постепенное совершенствова- ние языка, обычаев, государственного устройства, науч- ного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него. На основании многочисленных трудов различных учёных понятие «культура» можно определить сле- дующим образом.
Культура
В широком смысле слова В узком смысле слова
Историчес1Си обусловлен- ный динамичес1Сий 1Сомп- ле1Сс постоянно обнов- ляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, спосо- бов и результатов а1С- тивной творчес1Сой де- ятельности людей Процесс а1Стивной твор- чес1Сой деятельности, в ходе 1Соторой создают- ся, распределяются и по- требляются духовные ценности
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основ- ные сферы существования и развития культуры. Культура
Материальная культура
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физи- чес1Сой природы челове1Са: материально-техничес1Сие средства труда, 1Соммуни-
1Сация, 1Сультурно-быто- вые сооружения, производ- ственный опыт, умения, навы1Си людей и др. Духовная культура
Сово1Супность духовных ценностей и творчес1Сой деятельности по их производству, освоению и применению: нау1Са, ис- 1Сусство, религия, мораль, полити1Са, право и др.
Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведёнными ценностями
Критерийделения
Деление культуры на материальную и духовную весь- ма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может вопло- щаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.
Основные функции культуры
Когда речь идёт о многообразии культур, то оно пони- мается по-разному. Типология культуры
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, выделяют три формы культуры: элитарную, народ- ную, массовую и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против). Культура
Основные формы
Элитарная
Создаётся при- вилегированной частью общест- ва, либо по её за- 1Сазу профессио- нальными творцами Народная
Создаётся ано- нимными твор- цами, не имею- щими профес- сиональной подготов1Си (мифы, легенды эпосы, с1Саз1Си, песни, танцы) Массовая
Понятие, используе- мое для хара1Стерис- ти1Си современного 1Сультурного произ- водства и потребле- ния (1Сонцертная и эстрадная музы1Са, поп-1Сультура, 1Ситч без различия 1Слас- сов, наций, уровня материального со- стояния, стандар- тизация 1Сультуры)
Разновидности
Субкультура
Часть общей 1Сультуры, система ценностей, при- сущих определённой группе (половозрастные: жен- с1Сая, детс1Сая, молодёж- ная и др.; профессиональ- ные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочи- таемым занятиям в сво- бодное время); религиоз- ные; этничес1Сие; 1Срими- нальная) Контркультура
Оппозиция и альтернати- ва по отношению 1С гос- подствующей в обществе 1Сультуре (битни1Си, хип- пи и пан1Си; левые ради1Са- лы; андеграунд и др.)
— —
Критерием наличия и сформированности субкульту- ры является совокупность всех её параметров. Составляющие и признаки субкультуры
Знание (картина мира в узком смысле слова)
Субкультура
Ценности
Стиль и образ жизни
Социальные роли и статусы Социальные институты как системы норм
Потребности и склонности Навыки, умения, способы осущест- вления, методы
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «эли- тарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпани- ям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства. Молодёжная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она раз- вивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потреб- ления, создающего всё новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодёжь. Молодёжная культура — это культура демонстративного потребле- ния. Её возникновение связано также с повышением ро- ли и значения свободного времени, досуга, вокруг кото- рого и формируются все отношения. Молодёжная суб- культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масш- табные эксперименты с образом жизни, поиск иных, от- личных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Т е м а 13. Наука.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.102 с.) |