Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии




 

Прогресс (от лат. progres- sus — движение вперёд, ус- пех) — это направление развития, для 1Соторого ха- ра1Стерен переход от низ- шего 1С высшему, от прос- того 1С более сложному, движение вперёд 1С более со- вершенному


 

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это та1Сой тип развития, для

1Соторого хара1Стерен пе-

реход от высшего 1С низше- му, процессы деградации,

понижение уровня органи-

зации, утраты способнос- ти 1С выполнению тех или

иных фун1Сций


 

 


Относитель- ность про- гресса

 

Есть области, к которым понятие про- гресса не применимо


Критерии


 


Развитие че- ловеческого разума


Совершен- ствование нравст- венности людей


Прогресс науки и техники


Развитие производи- тельных сил, вклю- чая самого человека


 

 


Противоречивость прогресса

 

Совершенствование в одних областях обо- рачивается потерями в других. Одним со- циальным силам про- гресс в данной об- ласти может быть вы- годен, а другим нет


Возрастание степени сво- боды, которую общество может предоставлять че- ловеку


Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стаzна- цией (от лат. stagnum — стоячая вода).

Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманисти- ческими параметрами, характеристиками. Развитие че- ловека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества. В качестве гуманис- тических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжи- тельность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовле- творённости жизнью, степень соблюдения прав челове- ка, отношение к природе и др.

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

 

 

Общественное развитие

 


Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)


Революция (от лат. revo- lutio — поворот, переворот)


 


это 1Са1Сая-либо степень усовер- шенствования в 1Са1Сой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобра- зований, не затрагивающих фундаментальные основы (сис- темы, явления, стру1Стуры)


это 1Соренное, 1Сачест- венное изменение всех или большинства сто- рон общественной жиз- ни, затрагивающее осно- вы существующего соци- ального строя


  Виды  
     
Крат1Со- временные   Долговре- менные
(напри- мер, Фев- ральская революция 1917 г. в России)   (например, неолитиче- ская револю- ция — 3 тыс. лет; промыш- ленная рево- люция XVIII– XIX вв.)
             

 

О1Сончание схемы

 

 

  Виды  
     
Прогрессив- ные   Регрессивные (реа1Сционные)
(например, реформы 60– 70-х гг. XIX в. в России — Великие ре- формы Алек- сандра II) (например, ре- формы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контррефор- мы» Александ- ра III)
             

 

Реформы могут проходить во всех сферах обществен- ной жизни.

 

Реформы

 

Э1Сономичес1Сие Социальные Политичес1Сие


 

Преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации уп- равления хозяйст- вом страны (при- ватизация, закон о банкротстве, анти- монопольные за- коны и т. п.)


 

Преобразования, изменения, пере- устройства каких- либо сторон обще- ственной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти ре- формы непосред- ственным образом связаны с людьми)


 

Изменения в поли- тической сфере об- щественной жиз- ни (изменения в Конституции, из- бирательной сис- теме, расширение гражданских прав и т. п.)


 

 

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений обществен- ного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.


В современных условиях два пути общественного раз- вития — реформа и революция — противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегули- рующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профи- лактика. Поэтому в современном обществознании ак- цент переносится с дилеммы «реформа — революция» на

«реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повыше- нием адаптационных возможностей социального орга- низма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderne — новейший, совре- менный) — это процесс перехода от традиционного, аг- рарного общества к обществам современным, индуст- риальным. Классические теории модернизации описыва- ли так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом раз- вития западного капитализма. Более поздние теории мо- дернизации характеризуют её через понятия «вторич- ная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной моде- ли. Часто такая модернизация понимается как вестерни- зация, т. е. процесс прямого заимствования или насаж- дения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных ти- пов культур и социальной организации «универсальны- ми» (западными) формами современности.

 

Линии сравнения Органическая модернизация Неорганическая модернизация
1. С чего на- чинается? Начинается с культу- ры, с изменения об- щественного созна- ния Начинается с эконо- мики и политики
2. Как осу- ществляется? Осуществляется «снизу» Осуществляется «сверху»

О1Сончание табл.

 

Линии сравнения Органическая модернизация Неорганическая модернизация
3. Какова сущность? Является моментом собственного разви- тия страны и подго- товлена всем ходом предшествующей эво- люции Является реакцией на вызов со стороны более развитых стран, способом «догоняю- щего» развития, пред- принимаемого прави- тельством с целью преодолеть истори- ческую отсталость и избежать зависимос- ти от более развитых иностранных госу- дарств
4. Примеры Переход Англии от феодализма к капита- лизму в результате промышленной рево- люции XVIII в., пре- образование амери- канского производс- тва в результате внедрения «фордиз- ма» в первой четвер- ти XX в. Петровские реформы первой четверти XVIII в., индустриа- лизация 30-х гг. XX в. в СССР, пере- стройка 1985 г., эко- номические рефор- мы, начавшиеся пос- ле 1991 г.

 

Т е м а 19. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Можно выделить несколько классификаций (типо- лоzий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления общест- вом, а также степень его дифференциации: в простых об- ществах отсутствуют руководители и подчинённые, бога- тые и бедные, в сложных обществах существует несколь- ко уровней управления и несколько социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убыва- ния доходов);


3) первобытное общество, рабовладельческое обще- ство, феодальное общество, капиталистическое обще- ство, коммунистическое общество (в качестве крите- рия в данной типологии выступает формационный при- знак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

5)

 

  Линии сравнения Традиционное (доиндустриаль- ное)   Индустриальное Постиндустри- альное (инфор- мационное)
1. Основной фактор про- изводства Земля Капитал Знания
2. Основной продукт про- изводства Пища Промышлен- ные изделия Услуги
3. Характер- ные черты производ- ства Ручной труд Широкое при- менение меха- низмов, техно- логий Автоматизация производства, компьютериза- ция общества
4. Характер труда Индивидуаль- ный труд Преимущест- венно стан- дартная де- ятельность Резкое повы- шение творче- ского начала в труде
5. Занятость населения Сельское хо- зяйство — око- ло 75% Сельское хо- зяйство — око- ло 10%, промышлен- ность — 85% Сельское хозяй- ство — до 3%, промышлен- ность — около 33%, услуги — около 66%
6. Основной вид экспорта Сырьё Продукты про- изводства Услуги
7. Социаль- ная структу- ра Сословия, классы, вклю- чённость всех в коллектив; Классовое деле- ние; упроще- ние социальной структуры; Сохранение социальной дифференциа- ции;

Продолжение табл.

 

  Линии сравнения   Традиционное (доиндустриаль- ное)     Индустриальное   Постиндустри- альное (инфор- мационное)
  7. Социаль- ная структу- ра   замкнутость социальных структур; низ- кая социаль- ная мобиль- ность   подвижность и открытость социальных структур   рост числен- ности среднего класса; про- фессиональ- ная дифферен- циация в зави- симости от уровня знаний, квалификации
  8. Продол- жительность жизни   40—50 лет   Свыше 70 лет   Свыше 70 лет
  9. Воздей- ствие чело- века на при- роду   Локальное, не- контролируе- мое   Глобальное, не- контролируе- мое   Глобальное, контролируе- мое
  10. Взаимо- действие с другими странами   Несуществен- ное   Тесная взаимо- связь   Открытость общества
  11. Полити- ческая жизнь   Преобладание монархиче- ских форм правления; по- литические свободы отсут- ствуют; власть выше закона,   Провозглаше- ние политиче- ских свобод, равенства пе- ред законом, демократиче- ские преобразо- вания;   Политический плюрализм1, сильное граж- данское об- щество; воз- никновение но- вой формы демократии —

 

1Политический плюрализм (лат. pluralis — множественный) — принцип устройства политичес1Сой системы, предполагающий многообразие и свободное соревнование политичес1Сих идей, партий и других институтов, наличие легально действующей оппозиции, различных политичес1Сих субъе1Стов и их 1Сон1Сурентную борьбу за власть в рам1Сах за1Сона.


О1Сончание табл.

 

  Линии сравнения Традиционное (доиндустриаль- ное)   Индустриальное Постиндустри- альное (инфор- мационное)
  для неё не нуж- ны обоснова- ния; сочетание самоуправляю- щихся общин и традицион- ных империй власть не вос- принимается как данность, от неё требует- ся обоснование права на лидер- ство «демократии консенсуса»1
12. Духов- ная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно- родный харак- тер культуры; преобладает устная переда- ча информа- ции; малое ко- личество обра- зованных людей; борьба с неграмотно- стью Утверждаются новые ценнос- ти прогресса, личного успе- ха, веры в нау- ку; возникает и занимает лиди- рующие пози- ции массовая культура; подготовка спе- циалистов Особая роль науки, обра- зования; раз- витие индиви- дуализиро- ванного сознания; непрерывное образование

 

1Консенс с (лат. consensus — согласие, единодушие) — согласован- ность взглядов и ориентаций двух и более социальных и политичес1Сих субъе1Стов, 1Соторая призвана находить своё выражение в их соответствующем взаимодействии при решении тех или иных вопро- сов общественно-политичес1Сой жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.139.149 (0.029 с.)