Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м а 6. Понятие истины, её критерииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?». Существуют различные трактовки понятия «ис- тина».
Истина — это:
Соответ- ствие знаний дейст- витель- ности То, что подтвер- ждено опытом Не1Сое со- глашение, 1Сонвенция Свойст- во само- согласо- ваннос- ти знаний Полез- ность по- лученно- го знания для пра1С- ти1Си
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пос- тижения объекта сразу в полном объёме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, аб- солютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные ис- тины.
Объективная истина — это та1Сое содержание знания, 1Соторое не зависит ни от челове1Са, ни от человечества
Абсолютная истина — это: Относительная истина — это:
Исчерпы- вающее достовер- ное знание о приро- де, челове- ке и об- ществе Знания, которые никогда не могут быть оп- роверг- нуты Неполное, неточное знание, соответст- вующее определён- ному уровню разви- тия общества, кото- рый обусловливает способы получения этого знания Знания, за- висящие от определён- ных усло- вий, места и времени их получения Разница между абсолютной и относительной истина- ми (или абсолютным и относительным в объективной ис- тине) — в степени точности и полноты отражения дейст- вительности. Истина всегда конкретна, она всегда связа- на с определённым местом, временем, обстоятельствами. Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зре- ния истины или заблуждения (лжи). Так, можно гово- рить о разных оценках исторических событий, альтерна- тивных трактовках произведений искусства и т. п.
Возможные критерии истины
Cоответ- ствие за- конам логики Cоответ- ствие ра- нее от- крытым законам той или иной науки Cоответ- ствие фунда- менталь- ным за- конам Просто- та, эко- номич- ность формы Парадок- саль- ность идеи
Практика
Практика (гр. praktikos — активный, деятель- ный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осущест- вляющаяся в определённом социокультурном кон- тексте.
Формы практики
Материальное про- изводство (труд), преобразование природы Социальное дейст- вие (реформы, ре- волюции, войны и т. д.) Научный эксперимент Следует признать значительную роль практики в процессе познания.
Функции практики в процессе познания
Источник познания Основа познания Цель познания Критерий истины
Практика — источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки. Практика — основа познания: человек не просто на- блюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно бла- годаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пас- сивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием. Практика — цель познания: человек для того и по- знаёт окружающий мир, раскрывает законы его разви- тия, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности. Практика — критерий истины: пока какое-то по- ложение, высказанное в виде теории, концепции, про- стого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь ги- потезой (предположением). Поэтому основным критери- ем истины выступает практика. Между тем практика одновременно определённа и не- определённа, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий отно- сителен, так как сама практика развивается, совер- шенствуется и поэтому не может тотчас и полностью до- казать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаи- модополняемости: ведущий критерий истины — прак- тика, которая включает материальное производство, на- копленный опыт, эксперимент, дополняется требования- ми логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.008 с.) |