Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м а 7. Мышление и деятельность
Мышление — активный процесс отражения объек- тивного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Биологичес1Сая основа
Головной мозг человека
Формы Мышление Средство
Язык
Понятийные и категориальные
Ассоциативно- образные
Вербально- речевые
Деятельностно- орудийные База Чувственный опыт, ко- торый преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявле- ния необходимых черт и свойств объектов
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, по- нятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление неразрывно связано с языком. В языке на- ходят выражение мысли человека. С его помощью чело- век познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам дей- ствительности, их свойствам и отношениям. Иначе гово- ря, в языке существуют элементы, заменяющие назван- ные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений. Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления про- никает в скрытые свойства, связи, отношения предметов. Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъек- тивный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в кото- рых этот процесс протекает, и в совершенстве используе- мых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятель- ности является включение в этот процесс эмоционально- волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления
В форме побуж- дений, мотивов, ради которых человек берётся за трудную мыс- лительную работу В форме реа1Сции на сделанное открытие, на найденное реше- ние или постигшую неудачу (радость, гордость, уверен- ность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.) В отношении, которое испыты- вает человек к содержанию са- мой задачи
Мышление — сложное социально-историческое явле- ние. Его развитие характеризуется усилением абстраги- рования и обобщения.
На разных этапах развития человека, его мыслитель- ных способностей доминировали разные типы мышления.
Типы мышления
О1Сончание табл.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых свя- зей вещей. Сформулировав законы, человек стал исполь- зовать их в дальнейшем познании, что дало ему возмож- ность активно воздействовать на природу и обществен- ную жизнь. Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчи- нении его целям человека. Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-пре- образующим отношением к окружающему миру.
О1Сончание табл.
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельно- сти — это тот, 1Сто осуществляет дея- тельность (челове1С, 1Солле1Стив, об- щество) Объект деятельности — это то, на что направле- на деятельность (пред- мет, процесс, явление, внутреннее состояние челове1Са)
Мотив
Цель Методы и сред- ства
Про- цесс
Результат (продукт) Мотив (от лат. movere — приводить в движение, тол- кать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
В качестве мотивов могут выступать
Потреб- ности Социальные установки Убеж- дения Инте- ресы Влечения и эмоции Идеа- лы
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено дейс- твие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставлен- ной цели. Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбеж- но включается каждый человек в про- цессе своего индивидуального развития
Игра Общение Учение Труд
Иzра — это особый вид деятельности, целью кото- рой не является производство какого-нибудь матери- ального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.
Характерные черты игры
Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется В её процес- се использу- ются так называе- мые заме- щающие предметы Нацелена на удов- летворе- ние инте- реса её участни- ков Способствует развитию лич- ности, обога- щает её, во- оружает необ- ходимыми навыками Общение — это вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расши- ряют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуни- кацию [материальную или духовную (информацион- ную)].
Субъе1Сты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Структура общения Цель — это то, ради чего возникает необходимость в общении
Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) Существует несколько классификаций общения.
Общение
По используемым сред- ствам общения
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное — с по- мощью специально при- способленных или изо- бретённых средств — га- зета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое — личные кон- такты и непосредствен- ное восприятие друг друга
Косвенное — через по- средников, которыми могут выступать другие люди По субъектам общения
Между реальными субъе1С- тами
Между реальным субъе1Стом и иллюзорным партнёром, которому приписываются не- свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъе1Стом и воображаемым партнёром проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го- лос»), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми парт- нёрами — художественны- ми образами произведений
Функции общения
О1Сончание табл.
Существует несколько подходов в современной науке к вопросу связи между деятельностью и общением.
Общение — это элемент любой де- ятельности, а дея- тельность — необ- ходимое условие общения, между ними можно пос- тавить знак ра- венства Общение — один из видов деятель- ности человека наряду с игрой, трудом и т. д. Общение и деятель- ность — это разные ка- тегории, две стороны социального бытия че- ловека: трудовая дея- тельность может проте- кать и без общения, а общение может сущест- вовать без деятельности
Учение — это вид деятельности, целью которой яв- ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение
Организованное Неорганизованное
Осуществляется в образовательных учреждениях Осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат Учение может приобрести характер самообразова- ния. По вопросу, что такое труд, существует несколько то- чек зрения.
Труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно го- ворить о труде Труд — один из видов де- ятельности, но далеко не единственный
Труд — это вид деятельности, которая направле- на на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда
Целе- сооб- раз- ность Нацелен- ность на достиже- ние запро- грамми- рованных ожидае- мых ре- зультатов Нали- чие мастер- ства, уме- ний, знаний Прак- тичес- кая полез- ность Нали- чие ре- зуль- тата Разви- тие лич- ности Преоб- разова- ние внеш- ней среды обита- ния че- ловека
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, опе- раций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существу- ет вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.074 с.) |