Т е м а 7. Мышление и деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м а 7. Мышление и деятельность



Мышление — активный процесс отражения объек- тивного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

 

Биологичес1Сая основа

 

Головной мозг человека

 

 


 

Формы Мышление


Средство

 

Язык


 

 


Понятийные и категориальные

 

Ассоциативно- образные

 

 

Вербально- речевые

 

 

Деятельностно- орудийные


База

Чувственный опыт, ко- торый преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявле- ния необходимых черт и свойств объектов


 

Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, по- нятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке на- ходят выражение мысли человека. С его помощью чело- век познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам дей-


ствительности, их свойствам и отношениям. Иначе гово- ря, в языке существуют элементы, заменяющие назван- ные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления про- никает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

 

Этап Его сущность
I Наличие: — потребности (материальной, духовной) или необхо- димости что-то понять, узнать, объяснить; — интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; — умения отделить новое, необычное от известного; — стремления узнать, понять, рас1Срыть это новое, незна1Сомое. Формулирование задачи (вопроса): определение предме- та мышления и направления мыслительного процесса
II Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный про- цесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, 1Слассифи1Сацию, сис- тематизацию, обобщение, абстрагирование, 1Сон1Сре- тизацию
III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

 

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъек- тивный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в кото- рых этот процесс протекает, и в совершенстве используе- мых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятель- ности является включение в этот процесс эмоционально- волевых сторон личности.


Чувства человека включаются в процесс его мышления

 

 


В форме побуж- дений, мотивов, ради которых человек берётся за трудную мыс- лительную работу


В форме реа1Сции на сделанное открытие, на найденное реше- ние или постигшую неудачу (радость, гордость, уверен- ность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.)


В отношении, которое испыты- вает человек к содержанию са- мой задачи


 

Мышление — сложное социально-историческое явле- ние. Его развитие характеризуется усилением абстраги- рования и обобщения.

 

Особенности мышления
Первобытного человека Современного человека
Чувственная конкретность и предметность Большие обобщающие спо- собности

 

На разных этапах развития человека, его мыслитель- ных способностей доминировали разные типы мышления.

 

Типы мышления

 

Тип Его сущность
Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и лю- дям первых земных цивилизаций
Понятийное (теоретическое) Задача поставлена как теоретическая. Спо- собом её решения будет использование абст- рактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку

О1Сончание табл.

 

Тип Его сущность
Знаковое Обусловлено проникновением в человече- ское мировоззрение точных наук и их фор- мализованными знаниями, искусственны- ми, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (зна- ки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), кото- рые в качестве своего значения имеют по- знавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения резуль- татов мыслительной деятельности

 

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых свя- зей вещей. Сформулировав законы, человек стал исполь- зовать их в дальнейшем познании, что дало ему возмож- ность активно воздействовать на природу и обществен- ную жизнь.

Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчи- нении его целям человека.

Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-пре- образующим отношением к окружающему миру.

 

Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че- ловек сохраняет свою природ- ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об- раз жизни Приспособление к условиям среды прежде всего путём пе- рестройки собственного орга- низма, механизмом которой являются мутационные из- менения, закрепляемые сре- дой

О1Сончание табл.

 

Деятельность человека Активность животного
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це- лей, связанных со способно- стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст- венные зависимости, предви- деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо- собы их достижения) Подчинение инстинкту, дей- ствия изначально запрограм- мированы
Воздействие на среду специ- ально изготовленными средст- вами труда, создание искусст- венных объектов, которые усиливают физические воз- можности человека Воздействие на среду осущест- вляется, как правило, орга- нами тела, данными приро- дой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой

 

Основные компоненты деятельности

 


Субъект деятельно- сти — это тот, 1Сто осуществляет дея- тельность (челове1С,

1Солле1Стив, об- щество)


Объект деятельности — это то, на что направле- на деятельность (пред- мет, процесс, явление, внутреннее состояние челове1Са)


 

 

Мотив

 

 


Цель


Методы и сред- ства


 

Про- цесс


 

Результат

(продукт)


Мотив (от лат. movere — приводить в движение, тол- кать) — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

 

В качестве мотивов могут выступать

 


Потреб- ности


Социальные установки


Убеж- дения


Инте- ресы


Влечения и эмоции


Идеа- лы


 

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено дейс- твие человека.

Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставлен- ной цели.

Деятельность людей развёртывается в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

 

Виды деятельности, в которые неизбеж- но включается каждый человек в про- цессе своего индивидуального развития

 

 

Игра Общение Учение Труд

 

Иzра — это особый вид деятельности, целью кото- рой не является производство какого-нибудь матери- ального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых.

 

Характерные черты игры

 

 


Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется


В её процес- се использу- ются так называе- мые заме- щающие предметы


Нацелена на удов- летворе- ние инте- реса её участни- ков


Способствует развитию лич- ности, обога- щает её, во- оружает необ- ходимыми навыками


Общение — это вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расши- ряют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуни- кацию [материальную или духовную (информацион- ную)].

 

Линии сравнения   Общение Информационная коммуникация
1. Общее Обмен информацией
2. Различия Получатель информа- ции — человек Получатель информа- ции — человек, живот- ное, машина
Взаимный обмен при активном участии каждого субъекта Однонаправленный по- ток информации при отсутствии или при формальном характере обратной связи
Усиление общности участников Участники остаются обособленными

 

 

Субъе1Сты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

 


 

 

Структура общения


Цель — это то, ради чего возникает необходимость в общении

 

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

 

 

Средства — это способы передачи

(с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники,

Интернета и др.)


Существует несколько классификаций общения.

 

Общение

 


По используемым сред- ствам общения

 

Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.

 

Опосредованное — с по- мощью специально при- способленных или изо- бретённых средств — га- зета, компакт-диск, след на земле и т. д.

 

Прямое — личные кон- такты и непосредствен- ное восприятие друг друга

 

Косвенное — через по- средников, которыми могут выступать другие люди


По субъектам общения

 

Между реальными субъе1С- тами

 

Между реальным субъе1Стом и иллюзорным партнёром, которому приписываются не- свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)

 

Между реальным субъе1Стом и воображаемым партнёром проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го- лос»), в диалоге с образом другого человека

 

Между воображаемыми парт- нёрами — художественны- ми образами произведений


 

 

Функции общения

 

  Наименование функции   Её содержание
  Социализации   Формирование и развитие межлично- стных отношений в качестве условия становления человека как личности
  Познавательная   Познание людьми друг друга
  Психологическая   Осуществление определённого воз- действия на психическое состояние человека

О1Сончание табл.

 

  Наименование функции   Её содержание
  Отождествления (про- тивопоставления)   Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
  Организационная   Организация совместной деятельнос- ти людей

 

Существует несколько подходов в современной науке к вопросу связи между деятельностью и общением.

 

 


Общение — это элемент любой де- ятельности, а дея- тельность — необ- ходимое условие общения, между ними можно пос- тавить знак ра- венства


Общение — один из видов деятель- ности человека наряду с игрой, трудом и т. д.


Общение и деятель- ность — это разные ка- тегории, две стороны социального бытия че- ловека: трудовая дея- тельность может проте- кать и без общения, а общение может сущест- вовать без деятельности


 

 

Учение — это вид деятельности, целью которой яв- ляется приобретение человеком знаний, умений и навыков.

 

Учение

 

Организованное Неорганизованное

 


Осуществляется в образовательных учреждениях


Осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат


Учение может приобрести характер самообразова- ния.

По вопросу, что такое труд, существует несколько то- чек зрения.

 


Труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно го- ворить о труде


Труд — один из видов де- ятельности, но далеко не единственный


 

 

Труд — это вид деятельности, которая направле- на на достижение практически полезного результата.

 

 

Характерные черты труда

 

 


Целе- сооб- раз- ность


Нацелен- ность на достиже- ние запро- грамми- рованных ожидае- мых ре- зультатов


Нали- чие мастер- ства, уме- ний, знаний


Прак- тичес- кая полез- ность


Нали- чие

ре- зуль-

тата


Разви- тие лич- ности


Преоб- разова- ние внеш- ней среды обита- ния че- ловека


 

 

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, опе- раций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существу- ет вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.074 с.)