![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м а 7. Мышление и деятельностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Биологичес1Сая основа
Головной мозг человека
Формы Мышление Средство
Язык
Понятийные и категориальные
Ассоциативно- образные
Вербально- речевые
Деятельностно- орудийные База Чувственный опыт, ко- торый преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявле- ния необходимых черт и свойств объектов
Несмотря на то что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга человека, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, по- нятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление неразрывно связано с языком. В языке на- ходят выражение мысли человека. С его помощью чело- век познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам дей- ствительности, их свойствам и отношениям. Иначе гово- ря, в языке существуют элементы, заменяющие назван- ные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений. Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления про- никает в скрытые свойства, связи, отношения предметов. Процесс мышления проходит ряд этапов.
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъек- тивный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в кото- рых этот процесс протекает, и в совершенстве используе- мых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятель- ности является включение в этот процесс эмоционально- волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления
В форме побуж- дений, мотивов, ради которых человек берётся за трудную мыс- лительную работу В форме реа1Сции на сделанное открытие, на найденное реше- ние или постигшую неудачу (радость, гордость, уверен- ность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.) В отношении, которое испыты- вает человек к содержанию са- мой задачи
На разных этапах развития человека, его мыслитель- ных способностей доминировали разные типы мышления.
Типы мышления
О1Сончание табл.
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых свя- зей вещей. Сформулировав законы, человек стал исполь- зовать их в дальнейшем познании, что дало ему возмож- ность активно воздействовать на природу и обществен- ную жизнь. Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчи- нении его целям человека. Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-пре- образующим отношением к окружающему миру.
О1Сончание табл.
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельно- сти — это тот, 1Сто осуществляет дея- тельность (челове1С, 1Солле1Стив, об- щество) Объект деятельности — это то, на что направле- на деятельность (пред- мет, процесс, явление, внутреннее состояние челове1Са)
Мотив
Цель Методы и сред- ства
Про- цесс
Результат (продукт)
В качестве мотивов могут выступать
Потреб- ности Социальные установки Убеж- дения Инте- ресы Влечения и эмоции Идеа- лы
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено дейс- твие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставлен- ной цели.
Виды деятельности, в которые неизбеж- но включается каждый человек в про- цессе своего индивидуального развития
Игра Общение Учение Труд
Характерные черты игры
Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется В её процес- се использу- ются так называе- мые заме- щающие предметы Нацелена на удов- летворе- ние инте- реса её участни- ков Способствует развитию лич- ности, обога- щает её, во- оружает необ- ходимыми навыками Общение — это вид деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями. Часто его расши- ряют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуни- кацию [материальную или духовную (информацион- ную)].
Субъе1Сты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Структура общения Цель — это то, ради чего возникает необходимость в общении
Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Общение
По используемым сред- ствам общения
Непосредственное — с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное — с по- мощью специально при- способленных или изо- бретённых средств — га- зета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое — личные кон- такты и непосредствен- ное восприятие друг друга
Косвенное — через по- средников, которыми могут выступать другие люди По субъектам общения
Между реальными субъе1С- тами
Между реальным субъе1Стом и иллюзорным партнёром, которому приписываются не- свойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъе1Стом и воображаемым партнёром проявляется во внутреннем диалоге («внутренний го- лос»), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми парт- нёрами — художественны- ми образами произведений
Функции общения
О1Сончание табл.
Общение — это элемент любой де- ятельности, а дея- тельность — необ- ходимое условие общения, между ними можно пос- тавить знак ра- венства Общение — один из видов деятель- ности человека наряду с игрой, трудом и т. д. Общение и деятель- ность — это разные ка- тегории, две стороны социального бытия че- ловека: трудовая дея- тельность может проте- кать и без общения, а общение может сущест- вовать без деятельности
Учение
Организованное Неорганизованное
Осуществляется в образовательных учреждениях Осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат Учение может приобрести характер самообразова- ния.
Труд — это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно го- ворить о труде Труд — один из видов де- ятельности, но далеко не единственный
Характерные черты труда
Целе- сооб- раз- ность Нацелен- ность на достиже- ние запро- грамми- рованных ожидае- мых ре- зультатов Нали- чие мастер- ства, уме- ний, знаний Прак- тичес- кая полез- ность Нали- чие ре- зуль- тата Разви- тие лич- ности Преоб- разова- ние внеш- ней среды обита- ния че- ловека
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, опе- раций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существу- ет вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.128.244 (0.014 с.) |