Т е м А 3. Самосознание индивида и социальное поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Т е м А 3. Самосознание индивида и социальное поведение



 

Человек, в отличие от животных, — существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и со- вершенствовать.

Самосознание — это одна из форм сознания, прояв- ляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе.

Самосознание формируется постепенно по мере отра- жения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что он

осуществляет этот вид деятельности. Самопознание на- чинается в младенчестве и заканчивается нередко с по- следним вздохом. Оно формируется постепенно по мере от-

ражения как внешнего мира, так и познания самого себя.


Познание себя путём познания других. Ребёнок вна- чале не выделяет себя из окружающего мира. Но в воз- расте 3—8 месяцев он постепенно начинает различать се- бя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний о самом ребёнке — он даёт ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его пе- реход к важному этапу познания себя — человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризо- вать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка — эмоциональное отношение к собст- венному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы.

 

Самооценка

 


Сопоставление обра- за реального «Я» с образом того идеала, каким личность хо- тела бы быть


Оценка других людей во мно- гом обусловли- вает самооцен- ку личности


Отношение лич- ности к собствен- ным успехам и не- удачам


 

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке.

 

Мотивы обращения к самооценке

 


Понимание себя (поиск точных знаний о себе)


Повышение собст- венной значимос- ти (поиск благо- приятных знаний о себе)


Самопроверка (соотнесение соб- ственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими)


Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом:

большинство хотят повысить своё самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью.

 

 

Самооценка

 

 

Реалисти-

чес1Сая Нереалистичес1Сая

 

 


Завышен- ная


Занижен- ная


 


У людей, ориентиро- ванных на успех


У людей, ориентированных на избегание неудач


 

 

Самопознание путём анализа собственной деятель- ности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определённой области, учитывая затраченные на рабо- ту время и усилия, можно определить уровень собствен- ных способностей. Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особен- ности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми даёт большую возможность сравнивать и познавать положи- тельные и отрицательные свойства собственной лич- ности.

Самопознание путём самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ

«Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) — относительно ус- тойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.


Важным средством познания является самоиспо- ведь — полный внутренний отчёт человека перед са- мим собой о том, что происходит с ним и в нём. Испо- ведь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

 

Основные формы самонаблюдения

 

 

Личные дневни1Си Ан1Сеты Тесты

 

с записями раз- мышлений, пере- живаний, впечат- лений

 

 

Самопознание тесным образом связано с таким явле- нием, как рефлексия (лат. reflexio — обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происхо- дящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения «Я» не обязательно проводить пси- хологические эксперименты.

 

Самопознание может осуществляться

 

 


через самонаблюдение, самоанализ


в процессе общения, иг- ры, труда, познаватель- ной деятельности и т. д.


 

 

Самоконтроль и самовоспитание. Познавая собс- твенные силы, человек стремится наилучшим образом использовать их в деятельности. Для этого он контроли-


рует и анализирует собственные движения и действия, поступки и поведение. Благодаря самоконтролю лич- ность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самоконтроль носит оперативный ха- рактер и помогает организовать протекающую в данное время деятельность. Следовательно, он помогает осоз- нать положительное и отрицательное в себе и тем самым определить стратегию будущей жизни.

Самовоспитание открывает новые возможности раз- вития человека. Личность, начинающая работать над со- бой, становится не только объектом, но и субъектом вос- питания, т. е. она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.

Поведение — совокупность поступков человека, со- вершаемых им в относительно продолжительный пери- од в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятель- ностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.

 

 

  Поведение
   
  Поступок — действие, рассматриваемое с точ1Си зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств

 

Деятельность

 

Действие — процесс, на- правленный на реализа- цию поставленной цели

 

 

Для обозначения поведения человека в обществе ис- пользуется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение — поведение человека в обще- стве, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социально- го поведения, важнейшие из которых следующие.


Основные виды социального поведения Массовое Групповое Просоциальное Антисоциальное Помогающее Кон1Сурентное

Девиантное

(от1Слоняющееся) Противоправное

 

Массовое поведение — активность масс, не имею- щая определённой цели и организованности, например, мода, паника, стихийные социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение — совместные действия лю- дей в некоторой социальной группе, являющиеся ре- зультатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения.

 

Виды социального

поведения, имеющие особую значимость

 

 


Связанные с про- явлением добра

и зла, дружбы

и вражды между людьми


Связанные со стремлением добиваться успе- ха и власти


Связанные с уве- ренностью или неуверенностью

в себе


 

В основе видов социального поведения лежат приня- тые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.


Виды социального поведения

 

 

Образцы, принятые в обществе

 

 

Нравы Обычаи


 

Типичные, повторяемые множеством людей реакции на определённые события; преобразуются по мере изме- нения сознания людей


 

Форма поведения человека в определённой ситуации; обы- чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя- лись и почему так положено


 

 

Привычка

 

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.251.99 (0.071 с.)