Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Т е м А 3. Самосознание индивида и социальное поведение↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек, в отличие от животных, — существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и со- вершенствовать. Самосознание — это одна из форм сознания, прояв- ляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно по мере отра- жения как внешнего мира, так и познания самого себя. Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей. По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдаёт себе отчёт в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание на- чинается в младенчестве и заканчивается нередко с по- следним вздохом. Оно формируется постепенно по мере от- ражения как внешнего мира, так и познания самого себя. Познание себя путём познания других. Ребёнок вна- чале не выделяет себя из окружающего мира. Но в воз- расте 3—8 месяцев он постепенно начинает различать се- бя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний о самом ребёнке — он даёт ему имя, приучает откликаться на него и т. д. Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его пе- реход к важному этапу познания себя — человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризо- вать себя. Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности. Самооценка — эмоциональное отношение к собст- венному образу. Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности. На формирование самооценки влияют следующие факторы.
Самооценка
Сопоставление обра- за реального «Я» с образом того идеала, каким личность хо- тела бы быть Оценка других людей во мно- гом обусловли- вает самооцен- ку личности Отношение лич- ности к собствен- ным успехам и не- удачам
Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке.
Мотивы обращения к самооценке
Понимание себя (поиск точных знаний о себе) Повышение собст- венной значимос- ти (поиск благо- приятных знаний о себе) Самопроверка (соотнесение соб- ственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими) Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить своё самоуважение. Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью.
Самооценка
Реалисти- чес1Сая Нереалистичес1Сая
Завышен- ная Занижен- ная
У людей, ориентиро- ванных на успех У людей, ориентированных на избегание неудач
Самопознание путём анализа собственной деятель- ности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определённой области, учитывая затраченные на рабо- ту время и усилия, можно определить уровень собствен- ных способностей. Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особен- ности собственной личности. Более широкий круг общения с другими людьми даёт большую возможность сравнивать и познавать положи- тельные и отрицательные свойства собственной лич- ности. Самопознание путём самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности. Образ «Я» («Я»-концепция) — относительно ус- тойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Важным средством познания является самоиспо- ведь — полный внутренний отчёт человека перед са- мим собой о том, что происходит с ним и в нём. Испо- ведь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Основные формы самонаблюдения
Личные дневни1Си Ан1Сеты Тесты
с записями раз- мышлений, пере- живаний, впечат- лений
Самопознание тесным образом связано с таким явле- нием, как рефлексия (лат. reflexio — обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происхо- дящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы. Для постижения «Я» не обязательно проводить пси- хологические эксперименты.
Самопознание может осуществляться
через самонаблюдение, самоанализ в процессе общения, иг- ры, труда, познаватель- ной деятельности и т. д.
Самоконтроль и самовоспитание. Познавая собс- твенные силы, человек стремится наилучшим образом использовать их в деятельности. Для этого он контроли- рует и анализирует собственные движения и действия, поступки и поведение. Благодаря самоконтролю лич- ность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самоконтроль носит оперативный ха- рактер и помогает организовать протекающую в данное время деятельность. Следовательно, он помогает осоз- нать положительное и отрицательное в себе и тем самым определить стратегию будущей жизни. Самовоспитание открывает новые возможности раз- вития человека. Личность, начинающая работать над со- бой, становится не только объектом, но и субъектом вос- питания, т. е. она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями. Поведение — совокупность поступков человека, со- вершаемых им в относительно продолжительный пери- од в постоянных или изменяющихся условиях. Два человека могут быть заняты одинаковой деятель- ностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.
Действие — процесс, на- правленный на реализа- цию поставленной цели
Для обозначения поведения человека в обществе ис- пользуется понятие «социальное поведение». Социальное поведение — поведение человека в обще- стве, рассчитанное на оказание определённого влияния на окружающих людей и общество в целом. Существует много видов так называемого социально- го поведения, важнейшие из которых следующие. Основные виды социального поведения Массовое Групповое Просоциальное Антисоциальное Помогающее Кон1Сурентное Девиантное (от1Слоняющееся) Противоправное
Массовое поведение — активность масс, не имею- щая определённой цели и организованности, например, мода, паника, стихийные социальные и политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия лю- дей в некоторой социальной группе, являющиеся ре- зультатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки. В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения.
Виды социального поведения, имеющие особую значимость
Связанные с про- явлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми Связанные со стремлением добиваться успе- ха и власти Связанные с уве- ренностью или неуверенностью в себе
В основе видов социального поведения лежат приня- тые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи. Виды социального поведения
Образцы, принятые в обществе
Нравы Обычаи
Типичные, повторяемые множеством людей реакции на определённые события; преобразуются по мере изме- нения сознания людей
Форма поведения человека в определённой ситуации; обы- чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя- лись и почему так положено
Привычка
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.249 (0.01 с.) |