Идея всеединства в творчестве В.С. Соловьева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея всеединства в творчестве В.С. Соловьева



Годы жизни

Милетская школа 6-7 вв до н.э.

Фалес 640-562 до н.э.

Анаксимандр 611-546 до н.э.

Анаксимен 585-524 до н.э.

Гераклит Эфесский 540-480 до н.э.

Элейская школа

Ксенофан 565-470 до н.э.

Парменид 540-470 до н.э.

Зенон 490-430 до н.э.

Пифагор 582-500 до н.э.

Левкипп

Демокрит 470-370 до н.э.

Конфуций 551-479 до н.э.

даосизм 6-5 вв до н.э.

буддизм 6-5 вв до н.э.

Сократ 469-399 до н.э.

Платон 427-347 до н.э.

Аристотель

Философия Ренессанса:

Никколо Макиавелли 1469-1527

Томас Мор 1478-1535

Томмазо Кампанелла 1568-1639

Николай Кузанский 1401-1464

Николай Коперник 1473-1543

Джордано Бруно 1548-1600

Франческо Петрарка

Пико делла Мирандола

Мишель де Монтель

Философия Нового времени:

Френсис Бэкон 1561-1626

Томас Гоббс 1588-1679

Рене Декарт 1596

Бенедикт Спиноза 1632-1677

Джон Локк 1632-1704

Давид Юм 1711-1776

Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716

Франц. Просвещение:

Жан-Жак Руссо 1712-1778

Монтескье

Вольтер

Кондильяк

Немецкое Просвещение:

Готхольд Эфраим Лессинг 1729-1781

И. В. Гете

Ф. Шиллер

И. Г. Гердер

Г. Форстер

К. Шубарт

И. Зейме

Французский материализм:

Жюльне-Офре Ламетри 1709-1751

Гельвеций

Дидро

Поль Гольбах 1723-1789

Бюффон

Мопертюи

Классическая немецкая философия:

Кант 1724-1804

Иоган Фихте 1762-1814

Фридрих Вильгельм Шеллинг 1775-1854

Георг Вильям Гегель 1770-1831

“Много знаний не научает мудрости” (Гераклит)

Слово “философ” впервые употребил Пифагор

“Философия есть эпоха, схваченная в мыслях” (Гегель)

“Познай самого себя” (Сократ)

“Что есть все?” (Фалес)

Война - “отец всего, царь всего” (Гераклит)

“Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в ощущении, в чувствах” (Локк)


 


1. Индульге́нция (лат. Indulgentia от лат. indulgeo, «терпеть, позволять») — в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое даётся только в таинстве исповеди.

2. Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский (28 ноября [10 декабря] 1822, с. Оберец, Ливенский уезд, Орловская губерния — 7 [19] ноября 1885, Тифлис) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

3. Панслави́зм — культурное и политическое течение, идеология, распространённая в государствах, населённых славянскиминародами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось в конце XVIII — первой половине XIX веков.

4. Мировоззрение — система взглядов на мир, представлений о нем, его содержание, личностная картина мира.

5. Мифология - исторически самый ранний тип развития.

6. Философия — особая форма духовной деятельности, цель которой — построение предельно общей картины мира и определение места человека в нем.

7. Оитология («оитос» - сущая) — наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития.

8. Гносеология — теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины. Антропология («антропос» - человек) — учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни. Аксиология — наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека Диалектика — учение о всеобщей связи и развитии, метод познания.

9. Этика — наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла. Эстетика — наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии.

10. Историософия — наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса. Социальная философия — Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов. История философии — История развития философской мысли ДАО — Путь Идеализм — Философское направление, придерживающееся первичности духовного компонента Делиться на: 1. объективный — провозглашает независимость идеи, Бога, духа, вообще нормального идеального начала не только от материи но и от сознания человека 2. субъективный — утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.

11. Материализм — философское направление, придерживающееся принципа первичности материи по отношению к духовному. Делиться на: 1. Механистический — в основе лежит изучение природы 2. диалектический — в нем представлены в органическом единстве материализм и диалектика. Монизм (monos - один) — философский принцип, согласно которому мир имеет одно начало Дуализм (dualis - двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материального и духовного. Плюрализм (pluralis - множественный) — предполагается несколько или множество оснований. Научное знание — результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание — результат внутрифолософских потоков информации, идущих от одного философа к другому.

 

12. Агностицизм (agnostos - непознаваемый) — мир принципиально непознаваем (Пифагор, Кант) Скептицизм — отрицает возможность достоверного знания (Монтень, Бейль) Рационализм — основа всего сущего и его познание представляет разум Иррационализм — отрицание возможность разумного и логического познания действительности Сенсуализм — методологический принцип, в ко ором за основу познания берутся чувства и которой стремиться все знания вывести из деятельности органов чувств и ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Локк, Беркли) Эмпиризм — абсолютизация промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом Интуитивизм — усматривает основное средство познания в интуиции Теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричины и первоосновы мира


13. Пантеизм — прямо не отрицает существование Бога, но отождествляет его с природой Антропоцентризм — провозглашает человека центром вселенной Аскетизм — сострадания, солидарность со всеми, кто уничтожил в себе стремление к желаниям Экзистанциализм — философия, поставившая в центре своих размышлений проблемы существования человека в мире


 

 

2. Структура философского знания.
Структура фил. знания:
1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя.
3) Онтология - учение о бытии.
4)Общая социология - о законно-мерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. отделились такие науки: этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки.
5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова. Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гумани-тарным знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материа-листическая гносеол. исходит из признания объективности внеш-него мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеол. либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира. Аксеология - раздел ф-ии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружаю-щий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведе-ния. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная справедливость.

Мифология и философия.

Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы –древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Структура мифа:

познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

 

Философия эллинизма.

Эллиническая философия-последний период развития философии Др Греции, последовавщий за Аристотелем. К основным чертам эллинической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.

Основные школы и идеи: кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, Филон Александрийский, гностицизм.
Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III в. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

• распространение антиобщественной философии киников;

• зарождение стоического направления философии;

• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

• философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

• кризис античных моральных и философских ценностей;

• снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государ­ству и его институтам;

• поиск физической и духовной опоры в самом себе;

• стремление к отрешению от действительности;

• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

• Сенека;

• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

• Тит Лукреций Кар;

• поздние стоики;

• ранние христиане.

 

Россия и Европа»


Россия и Европа

Философия славянофилов и западников
В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы (основоположник Хомяков А.И.). Западники, в свою очередь, делились на 2 направления: 1) либералы (К.Д. Кавелин); 2) революционные демократы (Герцен А.И., Белинский В.Г.). Кавелин и знаменитый профессор право Крылов Н.И. были женаты на сестрах Коршуновых, а на третьей сестре хотели женить С.И. Соловьева. В 40-х годах 19 в. Возникают первые русско-еврейские браки. По Достоевскому Герцен любил беседу и умел обделывать свои денежные дела. У него был доходный дом стоимостью 600 тыс. франков. По воспоминаниям 2-ой жены Тучковой-Огаревой, Герцен проживал в год 50 тыс. фунтов стерлингов. До обеда Герцен никого не принимал. Он приобретал постоянно новый особняк, чтобы не видеть постоянные лица.
Предмет исследования славянофилов – это проблематика Россия и Европа. Чернышевский утверждал, что люди в России должны быть разумными эгоистами или, по современному – сочетание русскости с европейской культурой.

В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы (основоположник Хомяков А.И.). Западники, в свою очередь, делились на 2 направления: 1) либералы (К.Д. Кавелин); 2) революционные демократы (Герцен А.И., Белинский В.Г.). Кавелин и знаменитый профессор право Крылов Н.И. были женаты на сестрах Коршуновых, а на третьей сестре хотели женить С.И. Соловьева. В 40-х годах 19 в. Возникают первые русско-еврейские браки. По Достоевскому Герцен любил беседу и умел обделывать свои денежные дела. У него был доходный дом стоимостью 600 тыс. франков. По воспоминаниям 2-ой жены Тучковой-Огаревой, Герцен проживал в год 50 тыс. фунтов стерлингов. До обеда Герцен никого не принимал. Он приобретал постоянно новый особняк, чтобы не видеть постоянные лица.
Предмет исследования славянофилов – это проблематика Россия и Европа. Чернышевский утверждал, что люди в России должны быть разумными эгоистами или, по современному – сочетание русскости с европейской культурой.

В качестве политических течений и идеологических систем славянофильство и западничество формировались на протяжении 30-х гг. XIX столетия. Социально-политическими предпосылками образования этих течений являлись: Отечественная война 1812 г., кризис крепостнической системы, усиление реакции со стороны властвующей элиты во главе с русским царем. Теоретической предпосылкой в свою очередь являлось повсеместное увлечение дворянской молодежью философией истории Гегеля и Шеллинга, в которых обосновывалась историческая роль германского народа во всемирной истории и принижалась, а то и вовсе отбрасывалась историческая роль славян в становлении мировой цивилизации. Социально-политические и теоретические предпосылки послужили основанием для разделения русской либеральной интеллигенции на два главных течения: западничество и славянофильство, одно из которых стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, другое определяло необходимость ее самобытного пути развития.

К славянофилам принято относить И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, а к западникам – П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского.

На чем основываются различия между Западом и Россией согласно взглядам славянофилов?

1. На разных формах религиозного мировоззрения: в первом случае – православии как истинном христианстве, во втором – на католицизме, в котором, по мнению Хомякова, христианство подверглось искажению.

2. На разных формах философского мировоззрения. Западное философское мировоззрение критикуется славянофилами за крайний рационализм и отрицание роли веры и христианского откровения в познании мира.

3. На разных формах социальной жизни на Западе и в России. Если на Западе главенствующую роль в социальной жизни играет государство как орган насилия над человеком, то в России основную роль играет крестьянская община, которую славянофилы идеализируют, считая, что только в ней устанавливаются истинно братские отношения между людьми.

Кроме того, славянофилы резко критиковали реформы Петра I как нарушившие самобытный путь развития России, полностью отрицали революционные действия по переустройству социальной жизни и проповедовали социальный мир на основе истинной православной веры.

Западники по всем указанным различиям не соглашались со славянофилами. Они полагали, что католицизм сыграл определяющую роль в становлении западной цивилизации, не препятствовал развитию научных знаний и сыграл определяющую роль в становлении государственности, в которой закон является основой взаимоотношений между государством и человеком, человеком и человеком.

Своеобразное развитие спор славянофилов и западников получил в настоящее время. Сегодня в России славянофильскую тенденцию продолжают народно-политические силы, а западническую – либерально-демократические.

1.Философия:предмет,особенности,ф-ции.\ Философия-дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Возникла на рубеже 7-6в.до н.э. в Др.Китае, Индии, Греции. Фило-любовь, софия-мудрость,присущая богам. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философского знания составляют: онтология(учение о бытии), гносеология(о познании), человек, общество. В рамках этих разделов можно выделить множество изучаемых частных вопросов: сущность бытия, материя, сознание, духовный мир человека и др. Функции -основные анправления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. 1.мировоззренческая ф-я – способствует формированию целостности картины мира. 2. Методологическая-философия вырабатывает основные методы познания окр.действительности (диалектика, метафизика, догматизм,эклектика,софистика,герменевтика). 3.мыслительно-теоретич.-философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е обобщать. 4.гносеологическая- имеет целью правильное и достоверное познание окр.действительности. 5. Критическая-подвергать сомнению окр.мир и существующее знание, вскрывать противоречия, разрешение догм. 6.Аксиологическая-оценка вещей, явлений окр.мира с точки зрения различных ценностей., т.е. пропускать только все нужное и ценное. 7. Социальная-объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию. 8. Воспитательно-гуманитарная-культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку. 9.прогностическая-на основании имеющихся знаний спрогнозировать тенденции развития. Особенности философского знания: имеет сложную структуру, носит предельно общий, теоретический хар-р., содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук, во многом субъективно-несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов, изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания, имеет качество рефлексии-обращенности мысли на саму себя(т.е. знание обращено как на мир предметов, так и на само себя), испытывает на себе сильное влияние доктрин прежних философов, постоянно развивается и обновляется, неисчерпаема.

 

4.Философия Др.Востока(Китай)\ Философия Китая в своем развитии прошла 3 осн. Этапа: 1. 7в.до н.э-3в. Н.э.-зарождение и становление древнейших национальных философских школ. 2. 3-19в. Н.э.-проникновение в Китай из Индии буддизма(3в.н.э) и его влияние на национальные философские школы. 3. 20 в.н.э. –современный этап-постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение философии достижениями европейской и мировой философии. Древнейшими учениями в Китае являлись: даосизм(учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окр.мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа, космос), конфуцианство(школа, которая рассматривает человека как участника соц.жизни), легизм(Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра)., после проникновения в Китай буддизма основу составляли: чань-буддизм(национальный китайский буддизм), неодаосизм, неоконфуцианство. В 20в. Китайская ф. обогатилась достижениями: христианской религии, марксизма, ведущих европейских философов, американской философии прагматизма. Для китайского видения мира и окр.среды характерно:восприятие своей страны(Китая)как центра мира, понимание отдельных событий, истории как циклического процесса, осознание своей ответственности перед Небом и Землей, восприятие человека, природы и космоса как единого целого, консерватизм сознания, обращенность в прошлое, невыделение отдельной человеческой личности из коллектика, осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии., уважение перед государством., понимание жизни как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление продлить жизнь, восприятие потусторонных сил как реальности, одушевление умерших, уважение к родителям, старшим.

 

8.Философия Платона \ Платон(427-347гг до н.э)-крупнейший философ Др.Греции, ученик Сократа, основатель философской школы-Академии,основоположник идеалистического направления в философии. Его фундаментальные произведения: «Апология Сократа», «Государство», «Парамелид» большинство написаны в форме диалогов. Он основатель идеализма, осн. Положения: материальные вещи изменчивы, со временем прекращают свое существование, окр.мир(мир вещей) временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция, реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи(эйдосы), они истинны и вечны, любая существующая вещь является материальным отображением первоначальной идеи данной вещи. Учение о триаде-все сущее состоит из единого, ума и души. Единое-основа бытия, не имеет признаков, есть ничто, первоначало всего. Ум происходит от единого, противоположен ему, является сущностью всех вещей. Душа-подвижная субстанция-объединяет единое(ничто) и ум(все живое). Душа может быть мировой и душой отдельного человека. Душа бессмертна(при смерти умирает только тело, душа в подземном царстве отвечает за поступки и приобретает новую телесную форму). Естесственный закон Космоса-постоянство души и смена телесных форм. Касаясь гносеологии, П. исходит из идеалистической картины мира: предметом познания должны стать «чистые идеи», их невозможно познать чувственно, можно познать разумом,благодаря высшей духовной деятельности, высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные-философы, интеллектуалы. Особую роль уделил проблеме государства. Он выделил 7 типов гос-ва: идеальное государство будущего, в котором отпадает необходимость в гос.власти и законах, и 6 типов ныне существующих гос-в:монархия, тирания,аристократия, олигархия, демократия, тимократия., но признавал лишь аристократию и монархию. Выдвинул свой план гос.устройства(3 сословия-философы,воины, работники, философы и воины не имеют частной собственности, нет брака, жены и дети общие) Значение философии П.: впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений, положено начало идеализму-противоположность материализма Демокрита, глубоко исследованы проблемы природы, общ-ва, заложены основы понятийного мышления.

 

9.Философия Аристотеля\ Аристотель(384-322гг до н.э)-древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Македонского. Известные произведения: «Физика»,»Механика», «Риторика», «Афинская полития». Философию А. делил на 3 вида: 1.теоретическую, изучающую проблемы бытия, причины различных явлений(первичная ф.) 2.практическая-о деят-ти человека, устройстве государства 3.поэтическая. Выступал с критикой ф. Платона, согласно кот-й окр.мир делился на «мир вещей» и мир чистых идей. Мир вещей являлся лишь материальным отображением «чистой идеи». Ошибка Платона по Аристотелю состоит в том, что он отрвал мир идей от реального мира и рассматривал чистые идеи вне всякой связи с окр.действительностью, которая имеет свои характеристики-протяженность, покой, движение. Дао свою трактовку этой проблемы: не существует чистых идей, не связанных с окр.действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи, данные вещи называются «индивидуумы», то есть существует стул, находящийся в конкретном месте, а не идея стула.,индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды вторичной(кони вообще, дома вообще). Поскольку битие не есть чистые идеи и их материальное отражение, возникает вопрос что такое бытие. А. выделяет 10 категорий, которые отвечают на вопрос, причем одна это определение бытия, а 9-его характеристики:сущность, количество, качество, отношение место, время, положение, состояние, действие, страдание. Бытие-сущность, обладающая свойствами количества, качества и т.д. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не его сущность. Проблема материи. Материя-потенция, ограниченная формой(медный шар-медь, ограниченная шарообразностью):всё сущее на Земле обладает потенцией и формой, изменение качества предмета приводит к изменению сущности, реальность-последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи, высшей формой всего сущего является бог. Носителем сознания является душа. (3 уровня души-растительная, животная и разумная). Выделял 6 типов гос-ва:монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия(власть толпы), полития. Признавал политию-совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии. Значение философии А.:внес коррективы в ряд положений Платона, дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека, выделил 10 категорий, определил сущность материи, внес вклад в развитие логики.

 

11.Философия Средних веков.\ Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в 5-16в., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир-его творения. Начала зарождаться в Римской империи в 1-5в.н.э. на основе раннего христианства и античной философии. Представители: Тертулиан Карфагенский, Август Блаженный, Фома Аквинский. Основные черты: теоцентризм(главной причиной всего сущего, основным предметом исследований явл. Бог), изучению космоса, природы и т.п уделялось мало внимания, т.к это творения бога, господствовали догматы (истины не нуждаются в доказательствах) о творении и откровении, сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом, человек-творение бога, стоящий над природой, принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения, идея воскрешения человека из мертвых, мир считался познаваемым через познание бога через веру в бога. Ф. отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, назидательностью. Основополагающие догматы. Догмат творения: бог сотворил окр.мир из ничего, творение мира есть результат божественной воли, природа не может творить сама себя, бог вечен, постоянен и всепроникающ, подлинным бытием явл. Только бог., мир вторичен по отношению к богу, мир непостоянен, изменчив. Догмат откровения: мир можно познать, только познав бога, бог недоступен для познания, но разрешил познать себя через откровение-библию, бога можно познать лишь благодаря вере. Проблема добра и зла-зло в мир приносит дьявол(сатана)-падший ангел, восставший против бога, зло часто маскируется под добро и добивается своих темных целей, в мире идет постоянная борьба добра и зла, но т.к. мир творение бога-добро одержит победу. Средневековая ф. практически не противопоставляет материю и идею. Однако то, что древнегреческие философы считали единой сущностью-бытием, теологическая ф. разделяет на:бытие-экзистенцию и сущность-эссенция. Экзистенция показывает есть ли вещь вообще. Эссенция характеризует вещь: что такое вещь? Какая вещь? Для чего она?.бытие может быть познано чувственными ощущениями, сущность-только разумом. Схоластика-господствующий тип средневековой ф., отличительными чертами кот-го являлись оторванность от действительности, консерватизм, полное подчинение религиозным идеям. Цель схоластики - философски обосновать религиозное учение и догматы церкви. Схоласты разделяли знание на сверхъестественное (даваемое в откровении) и естественное(отыскиваемое разумом). Противоположны схоластике номинализм и реализм. Реализм- сторонники направления считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие - универсалии. Номинализм-сторонники направления считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия воспринимали как имена вещей.

 

12.Философия Августина.\ Аврелий Августин(Блаженный)(354-430г.)-авторитетный представитель средневекойо теологической ф.-христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Гл. произведение-«О граде Божьем». Осн.положения его ф.: ход истории, жизнь общества-это борьба 2х противоположных царств-Земного и Божественного, земной царство воплощается в гос.учреждениях, власти, армии, законах, божественное царство представлено священнослужителями-особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к богу, земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет побеждено божественным царством, светская власть необходима и будет существовать, короли и императоры должны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей., церковь-единственная сила, способная объединить мир, высшее блаженство-счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины, после смерти праведники в награду получают загробную жизнь. Особое место в ф. Августина занимают размышления о боге: бог-существует, гл.доказательство его существования-его присутствие во всем, всемогущество и совершенство, все-материя, душа, пространство и время-творения бога, бог не только сотворил мир, но продолжает и будет творить его, знания реальны и самодостаточны, однако высшее, неопровержимое достигается при познании бога. Значение ф.: уделено большое внимание проблеме истории, церковь-власть, наряду с государственной, обоснована идея господства церкви над государством, идея социального конформизма(смирение с бедностью и чужой властью), воспевался человек, его богоподобность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.053 с.)