Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идея всеединства в творчестве В.С. Соловьева↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Годы жизни Милетская школа 6-7 вв до н.э. Фалес 640-562 до н.э. Анаксимандр 611-546 до н.э. Анаксимен 585-524 до н.э. Гераклит Эфесский 540-480 до н.э. Элейская школа Ксенофан 565-470 до н.э. Парменид 540-470 до н.э. Зенон 490-430 до н.э. Пифагор 582-500 до н.э. Левкипп Демокрит 470-370 до н.э. Конфуций 551-479 до н.э. даосизм 6-5 вв до н.э. буддизм 6-5 вв до н.э. Сократ 469-399 до н.э. Платон 427-347 до н.э. Аристотель Философия Ренессанса: Никколо Макиавелли 1469-1527 Томас Мор 1478-1535 Томмазо Кампанелла 1568-1639 Николай Кузанский 1401-1464 Николай Коперник 1473-1543 Джордано Бруно 1548-1600 Франческо Петрарка Пико делла Мирандола Мишель де Монтель Философия Нового времени: Френсис Бэкон 1561-1626 Томас Гоббс 1588-1679 Рене Декарт 1596 Бенедикт Спиноза 1632-1677 Джон Локк 1632-1704 Давид Юм 1711-1776 Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716 Франц. Просвещение: Жан-Жак Руссо 1712-1778 Монтескье Вольтер Кондильяк Немецкое Просвещение: Готхольд Эфраим Лессинг 1729-1781 И. В. Гете Ф. Шиллер И. Г. Гердер Г. Форстер К. Шубарт И. Зейме Французский материализм: Жюльне-Офре Ламетри 1709-1751 Гельвеций Дидро Поль Гольбах 1723-1789 Бюффон Мопертюи Классическая немецкая философия: Кант 1724-1804 Иоган Фихте 1762-1814 Фридрих Вильгельм Шеллинг 1775-1854 Георг Вильям Гегель 1770-1831 “Много знаний не научает мудрости” (Гераклит) Слово “философ” впервые употребил Пифагор “Философия есть эпоха, схваченная в мыслях” (Гегель) “Познай самого себя” (Сократ) “Что есть все?” (Фалес) Война - “отец всего, царь всего” (Гераклит) “Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в ощущении, в чувствах” (Локк)
1. Индульге́нция (лат. Indulgentia от лат. indulgeo, «терпеть, позволять») — в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое даётся только в таинстве исповеди. 2. Никола́й Я́ковлевич Даниле́вский (28 ноября [10 декабря] 1822, с. Оберец, Ливенский уезд, Орловская губерния — 7 [19] ноября 1885, Тифлис) — русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. 3. Панслави́зм — культурное и политическое течение, идеология, распространённая в государствах, населённых славянскиминародами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось в конце XVIII — первой половине XIX веков. 4. Мировоззрение — система взглядов на мир, представлений о нем, его содержание, личностная картина мира. 5. Мифология - исторически самый ранний тип развития. 6. Философия — особая форма духовной деятельности, цель которой — построение предельно общей картины мира и определение места человека в нем. 7. Оитология («оитос» - сущая) — наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития. 8. Гносеология — теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины. Антропология («антропос» - человек) — учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни. Аксиология — наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека Диалектика — учение о всеобщей связи и развитии, метод познания. 9. Этика — наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла. Эстетика — наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии. 10. Историософия — наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса. Социальная философия — Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов. История философии — История развития философской мысли ДАО — Путь Идеализм — Философское направление, придерживающееся первичности духовного компонента Делиться на: 1. объективный — провозглашает независимость идеи, Бога, духа, вообще нормального идеального начала не только от материи но и от сознания человека 2. субъективный — утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. 11. Материализм — философское направление, придерживающееся принципа первичности материи по отношению к духовному. Делиться на: 1. Механистический — в основе лежит изучение природы 2. диалектический — в нем представлены в органическом единстве материализм и диалектика. Монизм (monos - один) — философский принцип, согласно которому мир имеет одно начало Дуализм (dualis - двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материального и духовного. Плюрализм (pluralis - множественный) — предполагается несколько или множество оснований. Научное знание — результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание — результат внутрифолософских потоков информации, идущих от одного философа к другому.
12. Агностицизм (agnostos - непознаваемый) — мир принципиально непознаваем (Пифагор, Кант) Скептицизм — отрицает возможность достоверного знания (Монтень, Бейль) Рационализм — основа всего сущего и его познание представляет разум Иррационализм — отрицание возможность разумного и логического познания действительности Сенсуализм — методологический принцип, в ко ором за основу познания берутся чувства и которой стремиться все знания вывести из деятельности органов чувств и ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Локк, Беркли) Эмпиризм — абсолютизация промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом Интуитивизм — усматривает основное средство познания в интуиции Теоцентризм — обращение к Богу, его сущности как первопричины и первоосновы мира 13. Пантеизм — прямо не отрицает существование Бога, но отождествляет его с природой Антропоцентризм — провозглашает человека центром вселенной Аскетизм — сострадания, солидарность со всеми, кто уничтожил в себе стремление к желаниям Экзистанциализм — философия, поставившая в центре своих размышлений проблемы существования человека в мире
2. Структура философского знания. Мифология и философия. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифы –древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы. Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Структура мифа: — познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.; — предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы; — практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов: — как возник мир; — как он развивается; — что такое жизнь; — что такое смерть и др. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.
Философия эллинизма. Эллиническая философия-последний период развития философии Др Греции, последовавщий за Аристотелем. К основным чертам эллинической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. Основные школы и идеи: кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, Филон Александрийский, гностицизм. Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: • кризис античных моральных и философских ценностей; • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; • поиск физической и духовной опоры в самом себе; • стремление к отрешению от действительности; • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Наиболее известными философами римского периода являлись: • Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); • Тит Лукреций Кар; • поздние стоики; • ранние христиане.
Россия и Европа» Россия и Европа Философия славянофилов и западников В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы (основоположник Хомяков А.И.). Западники, в свою очередь, делились на 2 направления: 1) либералы (К.Д. Кавелин); 2) революционные демократы (Герцен А.И., Белинский В.Г.). Кавелин и знаменитый профессор право Крылов Н.И. были женаты на сестрах Коршуновых, а на третьей сестре хотели женить С.И. Соловьева. В 40-х годах 19 в. Возникают первые русско-еврейские браки. По Достоевскому Герцен любил беседу и умел обделывать свои денежные дела. У него был доходный дом стоимостью 600 тыс. франков. По воспоминаниям 2-ой жены Тучковой-Огаревой, Герцен проживал в год 50 тыс. фунтов стерлингов. До обеда Герцен никого не принимал. Он приобретал постоянно новый особняк, чтобы не видеть постоянные лица. В качестве политических течений и идеологических систем славянофильство и западничество формировались на протяжении 30-х гг. XIX столетия. Социально-политическими предпосылками образования этих течений являлись: Отечественная война 1812 г., кризис крепостнической системы, усиление реакции со стороны властвующей элиты во главе с русским царем. Теоретической предпосылкой в свою очередь являлось повсеместное увлечение дворянской молодежью философией истории Гегеля и Шеллинга, в которых обосновывалась историческая роль германского народа во всемирной истории и принижалась, а то и вовсе отбрасывалась историческая роль славян в становлении мировой цивилизации. Социально-политические и теоретические предпосылки послужили основанием для разделения русской либеральной интеллигенции на два главных течения: западничество и славянофильство, одно из которых стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, другое определяло необходимость ее самобытного пути развития. К славянофилам принято относить И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, а к западникам – П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского. На чем основываются различия между Западом и Россией согласно взглядам славянофилов? 1. На разных формах религиозного мировоззрения: в первом случае – православии как истинном христианстве, во втором – на католицизме, в котором, по мнению Хомякова, христианство подверглось искажению. 2. На разных формах философского мировоззрения. Западное философское мировоззрение критикуется славянофилами за крайний рационализм и отрицание роли веры и христианского откровения в познании мира. 3. На разных формах социальной жизни на Западе и в России. Если на Западе главенствующую роль в социальной жизни играет государство как орган насилия над человеком, то в России основную роль играет крестьянская община, которую славянофилы идеализируют, считая, что только в ней устанавливаются истинно братские отношения между людьми. Кроме того, славянофилы резко критиковали реформы Петра I как нарушившие самобытный путь развития России, полностью отрицали революционные действия по переустройству социальной жизни и проповедовали социальный мир на основе истинной православной веры. Западники по всем указанным различиям не соглашались со славянофилами. Они полагали, что католицизм сыграл определяющую роль в становлении западной цивилизации, не препятствовал развитию научных знаний и сыграл определяющую роль в становлении государственности, в которой закон является основой взаимоотношений между государством и человеком, человеком и человеком. Своеобразное развитие спор славянофилов и западников получил в настоящее время. Сегодня в России славянофильскую тенденцию продолжают народно-политические силы, а западническую – либерально-демократические. 1.Философия:предмет,особенности,ф-ции.\ Философия-дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Возникла на рубеже 7-6в.до н.э. в Др.Китае, Индии, Греции. Фило-любовь, софия-мудрость,присущая богам. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философского знания составляют: онтология(учение о бытии), гносеология(о познании), человек, общество. В рамках этих разделов можно выделить множество изучаемых частных вопросов: сущность бытия, материя, сознание, духовный мир человека и др. Функции -основные анправления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. 1.мировоззренческая ф-я – способствует формированию целостности картины мира. 2. Методологическая-философия вырабатывает основные методы познания окр.действительности (диалектика, метафизика, догматизм,эклектика,софистика,герменевтика). 3.мыслительно-теоретич.-философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е обобщать. 4.гносеологическая- имеет целью правильное и достоверное познание окр.действительности. 5. Критическая-подвергать сомнению окр.мир и существующее знание, вскрывать противоречия, разрешение догм. 6.Аксиологическая-оценка вещей, явлений окр.мира с точки зрения различных ценностей., т.е. пропускать только все нужное и ценное. 7. Социальная-объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию. 8. Воспитательно-гуманитарная-культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку. 9.прогностическая-на основании имеющихся знаний спрогнозировать тенденции развития. Особенности философского знания: имеет сложную структуру, носит предельно общий, теоретический хар-р., содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук, во многом субъективно-несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов, изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания, имеет качество рефлексии-обращенности мысли на саму себя(т.е. знание обращено как на мир предметов, так и на само себя), испытывает на себе сильное влияние доктрин прежних философов, постоянно развивается и обновляется, неисчерпаема.
4.Философия Др.Востока(Китай)\ Философия Китая в своем развитии прошла 3 осн. Этапа: 1. 7в.до н.э-3в. Н.э.-зарождение и становление древнейших национальных философских школ. 2. 3-19в. Н.э.-проникновение в Китай из Индии буддизма(3в.н.э) и его влияние на национальные философские школы. 3. 20 в.н.э. –современный этап-постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение философии достижениями европейской и мировой философии. Древнейшими учениями в Китае являлись: даосизм(учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окр.мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа, космос), конфуцианство(школа, которая рассматривает человека как участника соц.жизни), легизм(Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра)., после проникновения в Китай буддизма основу составляли: чань-буддизм(национальный китайский буддизм), неодаосизм, неоконфуцианство. В 20в. Китайская ф. обогатилась достижениями: христианской религии, марксизма, ведущих европейских философов, американской философии прагматизма. Для китайского видения мира и окр.среды характерно:восприятие своей страны(Китая)как центра мира, понимание отдельных событий, истории как циклического процесса, осознание своей ответственности перед Небом и Землей, восприятие человека, природы и космоса как единого целого, консерватизм сознания, обращенность в прошлое, невыделение отдельной человеческой личности из коллектика, осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии., уважение перед государством., понимание жизни как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление продлить жизнь, восприятие потусторонных сил как реальности, одушевление умерших, уважение к родителям, старшим.
8.Философия Платона \ Платон(427-347гг до н.э)-крупнейший философ Др.Греции, ученик Сократа, основатель философской школы-Академии,основоположник идеалистического направления в философии. Его фундаментальные произведения: «Апология Сократа», «Государство», «Парамелид» большинство написаны в форме диалогов. Он основатель идеализма, осн. Положения: материальные вещи изменчивы, со временем прекращают свое существование, окр.мир(мир вещей) временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция, реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи(эйдосы), они истинны и вечны, любая существующая вещь является материальным отображением первоначальной идеи данной вещи. Учение о триаде-все сущее состоит из единого, ума и души. Единое-основа бытия, не имеет признаков, есть ничто, первоначало всего. Ум происходит от единого, противоположен ему, является сущностью всех вещей. Душа-подвижная субстанция-объединяет единое(ничто) и ум(все живое). Душа может быть мировой и душой отдельного человека. Душа бессмертна(при смерти умирает только тело, душа в подземном царстве отвечает за поступки и приобретает новую телесную форму). Естесственный закон Космоса-постоянство души и смена телесных форм. Касаясь гносеологии, П. исходит из идеалистической картины мира: предметом познания должны стать «чистые идеи», их невозможно познать чувственно, можно познать разумом,благодаря высшей духовной деятельности, высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные-философы, интеллектуалы. Особую роль уделил проблеме государства. Он выделил 7 типов гос-ва: идеальное государство будущего, в котором отпадает необходимость в гос.власти и законах, и 6 типов ныне существующих гос-в:монархия, тирания,аристократия, олигархия, демократия, тимократия., но признавал лишь аристократию и монархию. Выдвинул свой план гос.устройства(3 сословия-философы,воины, работники, философы и воины не имеют частной собственности, нет брака, жены и дети общие) Значение философии П.: впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений, положено начало идеализму-противоположность материализма Демокрита, глубоко исследованы проблемы природы, общ-ва, заложены основы понятийного мышления.
9.Философия Аристотеля\ Аристотель(384-322гг до н.э)-древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Македонского. Известные произведения: «Физика»,»Механика», «Риторика», «Афинская полития». Философию А. делил на 3 вида: 1.теоретическую, изучающую проблемы бытия, причины различных явлений(первичная ф.) 2.практическая-о деят-ти человека, устройстве государства 3.поэтическая. Выступал с критикой ф. Платона, согласно кот-й окр.мир делился на «мир вещей» и мир чистых идей. Мир вещей являлся лишь материальным отображением «чистой идеи». Ошибка Платона по Аристотелю состоит в том, что он отрвал мир идей от реального мира и рассматривал чистые идеи вне всякой связи с окр.действительностью, которая имеет свои характеристики-протяженность, покой, движение. Дао свою трактовку этой проблемы: не существует чистых идей, не связанных с окр.действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи, данные вещи называются «индивидуумы», то есть существует стул, находящийся в конкретном месте, а не идея стула.,индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды вторичной(кони вообще, дома вообще). Поскольку битие не есть чистые идеи и их материальное отражение, возникает вопрос что такое бытие. А. выделяет 10 категорий, которые отвечают на вопрос, причем одна это определение бытия, а 9-его характеристики:сущность, количество, качество, отношение место, время, положение, состояние, действие, страдание. Бытие-сущность, обладающая свойствами количества, качества и т.д. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не его сущность. Проблема материи. Материя-потенция, ограниченная формой(медный шар-медь, ограниченная шарообразностью):всё сущее на Земле обладает потенцией и формой, изменение качества предмета приводит к изменению сущности, реальность-последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи, высшей формой всего сущего является бог. Носителем сознания является душа. (3 уровня души-растительная, животная и разумная). Выделял 6 типов гос-ва:монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия(власть толпы), полития. Признавал политию-совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии. Значение философии А.:внес коррективы в ряд положений Платона, дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека, выделил 10 категорий, определил сущность материи, внес вклад в развитие логики.
11.Философия Средних веков.\ Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в 5-16в., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир-его творения. Начала зарождаться в Римской империи в 1-5в.н.э. на основе раннего христианства и античной философии. Представители: Тертулиан Карфагенский, Август Блаженный, Фома Аквинский. Основные черты: теоцентризм(главной причиной всего сущего, основным предметом исследований явл. Бог), изучению космоса, природы и т.п уделялось мало внимания, т.к это творения бога, господствовали догматы (истины не нуждаются в доказательствах) о творении и откровении, сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом, человек-творение бога, стоящий над природой, принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения, идея воскрешения человека из мертвых, мир считался познаваемым через познание бога через веру в бога. Ф. отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, назидательностью. Основополагающие догматы. Догмат творения: бог сотворил окр.мир из ничего, творение мира есть результат божественной воли, природа не может творить сама себя, бог вечен, постоянен и всепроникающ, подлинным бытием явл. Только бог., мир вторичен по отношению к богу, мир непостоянен, изменчив. Догмат откровения: мир можно познать, только познав бога, бог недоступен для познания, но разрешил познать себя через откровение-библию, бога можно познать лишь благодаря вере. Проблема добра и зла-зло в мир приносит дьявол(сатана)-падший ангел, восставший против бога, зло часто маскируется под добро и добивается своих темных целей, в мире идет постоянная борьба добра и зла, но т.к. мир творение бога-добро одержит победу. Средневековая ф. практически не противопоставляет материю и идею. Однако то, что древнегреческие философы считали единой сущностью-бытием, теологическая ф. разделяет на:бытие-экзистенцию и сущность-эссенция. Экзистенция показывает есть ли вещь вообще. Эссенция характеризует вещь: что такое вещь? Какая вещь? Для чего она?.бытие может быть познано чувственными ощущениями, сущность-только разумом. Схоластика-господствующий тип средневековой ф., отличительными чертами кот-го являлись оторванность от действительности, консерватизм, полное подчинение религиозным идеям. Цель схоластики - философски обосновать религиозное учение и догматы церкви. Схоласты разделяли знание на сверхъестественное (даваемое в откровении) и естественное(отыскиваемое разумом). Противоположны схоластике номинализм и реализм. Реализм- сторонники направления считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие - универсалии. Номинализм-сторонники направления считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия воспринимали как имена вещей.
12.Философия Августина.\ Аврелий Августин(Блаженный)(354-430г.)-авторитетный представитель средневекойо теологической ф.-христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Гл. произведение-«О граде Божьем». Осн.положения его ф.: ход истории, жизнь общества-это борьба 2х противоположных царств-Земного и Божественного, земной царство воплощается в гос.учреждениях, власти, армии, законах, божественное царство представлено священнослужителями-особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к богу, земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет побеждено божественным царством, светская власть необходима и будет существовать, короли и императоры должны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей., церковь-единственная сила, способная объединить мир, высшее блаженство-счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины, после смерти праведники в награду получают загробную жизнь. Особое место в ф. Августина занимают размышления о боге: бог-существует, гл.доказательство его существования-его присутствие во всем, всемогущество и совершенство, все-материя, душа, пространство и время-творения бога, бог не только сотворил мир, но продолжает и будет творить его, знания реальны и самодостаточны, однако высшее, неопровержимое достигается при познании бога. Значение ф.: уделено большое внимание проблеме истории, церковь-власть, наряду с государственной, обоснована идея господства церкви над государством, идея социального конформизма(смирение с бедностью и чужой властью), воспевался человек, его богоподобность.
14. Философия Ф.Аквинского.\ Фома Аквинский(1225-1274)-доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма-одного из господствующих направлений католической церкви. Осн. Произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии». Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования бога и выдвинул 5 своих доказательств: 1.движение-все, что движется, движимо кем-то другим-первичный двигатель всего-бог. 2. Причина-все, что существует, имеет причину-первопричина всего-бог. 3. Случайность и необходимость-случайное зависит от необходимого-первоначальной необходимостью явл. Бог. 4. Степени качеств-все, что существует, имеет различные степени качеств-значит должно существовать высшее совершенство-бог. 5. Цель-все в мире имеет цель, смысл, значит, существует какое-то р
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.014 с.) |