Человек как субъект и объект соц процессов. Индивид, личность, индивидуальность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как субъект и объект соц процессов. Индивид, личность, индивидуальность



Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Индивид[уум] (от лат. individuum — неделимое):

§ Индивид — особь, отдельно существующий живой организм;

§ В психологии и социологии:

§ Индивид — отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

§ Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида,неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребёнком. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают (А.Г. Асмолов)

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв­ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж­чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча­ствовать в социальной и экономической жизни (профессио­нальная социализация), был законопослушным гражданином (по­литическая социализация) и т.д.
Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе­цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа­ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.
В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.
Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче­ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич­ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.
Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри­вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.
Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным поня­тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи­модействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно - формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой - социальный индивид является источником движения и развития общества.
Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со­циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ­ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».
Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Россия и Европа

Философия славянофилов и западников
В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы (основоположник Хомяков А.И.). Западники, в свою очередь, делились на 2 направления: 1) либералы (К.Д. Кавелин); 2) революционные демократы (Герцен А.И., Белинский В.Г.). Кавелин и знаменитый профессор право Крылов Н.И. были женаты на сестрах Коршуновых, а на третьей сестре хотели женить С.И. Соловьева. В 40-х годах 19 в. Возникают первые русско-еврейские браки. По Достоевскому Герцен любил беседу и умел обделывать свои денежные дела. У него был доходный дом стоимостью 600 тыс. франков. По воспоминаниям 2-ой жены Тучковой-Огаревой, Герцен проживал в год 50 тыс. фунтов стерлингов. До обеда Герцен никого не принимал. Он приобретал постоянно новый особняк, чтобы не видеть постоянные лица.
Предмет исследования славянофилов – это проблематика Россия и Европа. Чернышевский утверждал, что люди в России должны быть разумными эгоистами или, по современному – сочетание русскости с европейской культурой.

В 40-х годах 19 в. среди аристократии в Москве и профессуры Московского университета возникли различные кружки, литературные вечера и сформировалось 2 направления философии: западники и славянофилы (основоположник Хомяков А.И.). Западники, в свою очередь, делились на 2 направления: 1) либералы (К.Д. Кавелин); 2) революционные демократы (Герцен А.И., Белинский В.Г.). Кавелин и знаменитый профессор право Крылов Н.И. были женаты на сестрах Коршуновых, а на третьей сестре хотели женить С.И. Соловьева. В 40-х годах 19 в. Возникают первые русско-еврейские браки. По Достоевскому Герцен любил беседу и умел обделывать свои денежные дела. У него был доходный дом стоимостью 600 тыс. франков. По воспоминаниям 2-ой жены Тучковой-Огаревой, Герцен проживал в год 50 тыс. фунтов стерлингов. До обеда Герцен никого не принимал. Он приобретал постоянно новый особняк, чтобы не видеть постоянные лица.
Предмет исследования славянофилов – это проблематика Россия и Европа. Чернышевский утверждал, что люди в России должны быть разумными эгоистами или, по современному – сочетание русскости с европейской культурой.

В качестве политических течений и идеологических систем славянофильство и западничество формировались на протяжении 30-х гг. XIX столетия. Социально-политическими предпосылками образования этих течений являлись: Отечественная война 1812 г., кризис крепостнической системы, усиление реакции со стороны властвующей элиты во главе с русским царем. Теоретической предпосылкой в свою очередь являлось повсеместное увлечение дворянской молодежью философией истории Гегеля и Шеллинга, в которых обосновывалась историческая роль германского народа во всемирной истории и принижалась, а то и вовсе отбрасывалась историческая роль славян в становлении мировой цивилизации. Социально-политические и теоретические предпосылки послужили основанием для разделения русской либеральной интеллигенции на два главных течения: западничество и славянофильство, одно из которых стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, другое определяло необходимость ее самобытного пути развития.

К славянофилам принято относить И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, а к западникам – П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского.

На чем основываются различия между Западом и Россией согласно взглядам славянофилов?

1. На разных формах религиозного мировоззрения: в первом случае – православии как истинном христианстве, во втором – на католицизме, в котором, по мнению Хомякова, христианство подверглось искажению.

2. На разных формах философского мировоззрения. Западное философское мировоззрение критикуется славянофилами за крайний рационализм и отрицание роли веры и христианского откровения в познании мира.

3. На разных формах социальной жизни на Западе и в России. Если на Западе главенствующую роль в социальной жизни играет государство как орган насилия над человеком, то в России основную роль играет крестьянская община, которую славянофилы идеализируют, считая, что только в ней устанавливаются истинно братские отношения между людьми.

Кроме того, славянофилы резко критиковали реформы Петра I как нарушившие самобытный путь развития России, полностью отрицали революционные действия по переустройству социальной жизни и проповедовали социальный мир на основе истинной православной веры.

Западники по всем указанным различиям не соглашались со славянофилами. Они полагали, что католицизм сыграл определяющую роль в становлении западной цивилизации, не препятствовал развитию научных знаний и сыграл определяющую роль в становлении государственности, в которой закон является основой взаимоотношений между государством и человеком, человеком и человеком.

Своеобразное развитие спор славянофилов и западников получил в настоящее время. Сегодня в России славянофильскую тенденцию продолжают народно-политические силы, а западническую – либерально-демократические.

1.Философия:предмет,особенности,ф-ции.\ Философия-дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Возникла на рубеже 7-6в.до н.э. в Др.Китае, Индии, Греции. Фило-любовь, софия-мудрость,присущая богам. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философского знания составляют: онтология(учение о бытии), гносеология(о познании), человек, общество. В рамках этих разделов можно выделить множество изучаемых частных вопросов: сущность бытия, материя, сознание, духовный мир человека и др. Функции -основные анправления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. 1.мировоззренческая ф-я – способствует формированию целостности картины мира. 2. Методологическая-философия вырабатывает основные методы познания окр.действительности (диалектика, метафизика, догматизм,эклектика,софистика,герменевтика). 3.мыслительно-теоретич.-философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т.е обобщать. 4.гносеологическая- имеет целью правильное и достоверное познание окр.действительности. 5. Критическая-подвергать сомнению окр.мир и существующее знание, вскрывать противоречия, разрешение догм. 6.Аксиологическая-оценка вещей, явлений окр.мира с точки зрения различных ценностей., т.е. пропускать только все нужное и ценное. 7. Социальная-объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию. 8. Воспитательно-гуманитарная-культивировать гуманистические ценности и идеалы, привить их человеку. 9.прогностическая-на основании имеющихся знаний спрогнозировать тенденции развития. Особенности философского знания: имеет сложную структуру, носит предельно общий, теоретический хар-р., содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук, во многом субъективно-несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов, изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания, имеет качество рефлексии-обращенности мысли на саму себя(т.е. знание обращено как на мир предметов, так и на само себя), испытывает на себе сильное влияние доктрин прежних философов, постоянно развивается и обновляется, неисчерпаема.

 

4.Философия Др.Востока(Китай)\ Философия Китая в своем развитии прошла 3 осн. Этапа: 1. 7в.до н.э-3в. Н.э.-зарождение и становление древнейших национальных философских школ. 2. 3-19в. Н.э.-проникновение в Китай из Индии буддизма(3в.н.э) и его влияние на национальные философские школы. 3. 20 в.н.э. –современный этап-постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение философии достижениями европейской и мировой философии. Древнейшими учениями в Китае являлись: даосизм(учение, которое пытается объяснить основы построения и существования окр.мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа, космос), конфуцианство(школа, которая рассматривает человека как участника соц.жизни), легизм(Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра)., после проникновения в Китай буддизма основу составляли: чань-буддизм(национальный китайский буддизм), неодаосизм, неоконфуцианство. В 20в. Китайская ф. обогатилась достижениями: христианской религии, марксизма, ведущих европейских философов, американской философии прагматизма. Для китайского видения мира и окр.среды характерно:восприятие своей страны(Китая)как центра мира, понимание отдельных событий, истории как циклического процесса, осознание своей ответственности перед Небом и Землей, восприятие человека, природы и космоса как единого целого, консерватизм сознания, обращенность в прошлое, невыделение отдельной человеческой личности из коллектика, осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии., уважение перед государством., понимание жизни как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление продлить жизнь, восприятие потусторонных сил как реальности, одушевление умерших, уважение к родителям, старшим.

 

8.Философия Платона \ Платон(427-347гг до н.э)-крупнейший философ Др.Греции, ученик Сократа, основатель философской школы-Академии,основоположник идеалистического направления в философии. Его фундаментальные произведения: «Апология Сократа», «Государство», «Парамелид» большинство написаны в форме диалогов. Он основатель идеализма, осн. Положения: материальные вещи изменчивы, со временем прекращают свое существование, окр.мир(мир вещей) временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция, реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи(эйдосы), они истинны и вечны, любая существующая вещь является материальным отображением первоначальной идеи данной вещи. Учение о триаде-все сущее состоит из единого, ума и души. Единое-основа бытия, не имеет признаков, есть ничто, первоначало всего. Ум происходит от единого, противоположен ему, является сущностью всех вещей. Душа-подвижная субстанция-объединяет единое(ничто) и ум(все живое). Душа может быть мировой и душой отдельного человека. Душа бессмертна(при смерти умирает только тело, душа в подземном царстве отвечает за поступки и приобретает новую телесную форму). Естесственный закон Космоса-постоянство души и смена телесных форм. Касаясь гносеологии, П. исходит из идеалистической картины мира: предметом познания должны стать «чистые идеи», их невозможно познать чувственно, можно познать разумом,благодаря высшей духовной деятельности, высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные-философы, интеллектуалы. Особую роль уделил проблеме государства. Он выделил 7 типов гос-ва: идеальное государство будущего, в котором отпадает необходимость в гос.власти и законах, и 6 типов ныне существующих гос-в:монархия, тирания,аристократия, олигархия, демократия, тимократия., но признавал лишь аристократию и монархию. Выдвинул свой план гос.устройства(3 сословия-философы,воины, работники, философы и воины не имеют частной собственности, нет брака, жены и дети общие) Значение философии П.: впервые оставлено целое собрание фундаментальных произведений, положено начало идеализму-противоположность материализма Демокрита, глубоко исследованы проблемы природы, общ-ва, заложены основы понятийного мышления.

 

9.Философия Аристотеля\ Аристотель(384-322гг до н.э)-древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Македонского. Известные произведения: «Физика»,»Механика», «Риторика», «Афинская полития». Философию А. делил на 3 вида: 1.теоретическую, изучающую проблемы бытия, причины различных явлений(первичная ф.) 2.практическая-о деят-ти человека, устройстве государства 3.поэтическая. Выступал с критикой ф. Платона, согласно кот-й окр.мир делился на «мир вещей» и мир чистых идей. Мир вещей являлся лишь материальным отображением «чистой идеи». Ошибка Платона по Аристотелю состоит в том, что он отрвал мир идей от реального мира и рассматривал чистые идеи вне всякой связи с окр.действительностью, которая имеет свои характеристики-протяженность, покой, движение. Дао свою трактовку этой проблемы: не существует чистых идей, не связанных с окр.действительностью, существуют только единичные и конкретно определенные вещи, данные вещи называются «индивидуумы», то есть существует стул, находящийся в конкретном месте, а не идея стула.,индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды вторичной(кони вообще, дома вообще). Поскольку битие не есть чистые идеи и их материальное отражение, возникает вопрос что такое бытие. А. выделяет 10 категорий, которые отвечают на вопрос, причем одна это определение бытия, а 9-его характеристики:сущность, количество, качество, отношение место, время, положение, состояние, действие, страдание. Бытие-сущность, обладающая свойствами количества, качества и т.д. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не его сущность. Проблема материи. Материя-потенция, ограниченная формой(медный шар-медь, ограниченная шарообразностью):всё сущее на Земле обладает потенцией и формой, изменение качества предмета приводит к изменению сущности, реальность-последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи, высшей формой всего сущего является бог. Носителем сознания является душа. (3 уровня души-растительная, животная и разумная). Выделял 6 типов гос-ва:монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия(власть толпы), полития. Признавал политию-совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии. Значение философии А.:внес коррективы в ряд положений Платона, дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека, выделил 10 категорий, определил сущность материи, внес вклад в развитие логики.

 

11.Философия Средних веков.\ Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в 5-16в., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир-его творения. Начала зарождаться в Римской империи в 1-5в.н.э. на основе раннего христианства и античной философии. Представители: Тертулиан Карфагенский, Август Блаженный, Фома Аквинский. Основные черты: теоцентризм(главной причиной всего сущего, основным предметом исследований явл. Бог), изучению космоса, природы и т.п уделялось мало внимания, т.к это творения бога, господствовали догматы (истины не нуждаются в доказательствах) о творении и откровении, сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом, человек-творение бога, стоящий над природой, принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения, идея воскрешения человека из мертвых, мир считался познаваемым через познание бога через веру в бога. Ф. отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, назидательностью. Основополагающие догматы. Догмат творения: бог сотворил окр.мир из ничего, творение мира есть результат божественной воли, природа не может творить сама себя, бог вечен, постоянен и всепроникающ, подлинным бытием явл. Только бог., мир вторичен по отношению к богу, мир непостоянен, изменчив. Догмат откровения: мир можно познать, только познав бога, бог недоступен для познания, но разрешил познать себя через откровение-библию, бога можно познать лишь благодаря вере. Проблема добра и зла-зло в мир приносит дьявол(сатана)-падший ангел, восставший против бога, зло часто маскируется под добро и добивается своих темных целей, в мире идет постоянная борьба добра и зла, но т.к. мир творение бога-добро одержит победу. Средневековая ф. практически не противопоставляет материю и идею. Однако то, что древнегреческие философы считали единой сущностью-бытием, теологическая ф. разделяет на:бытие-экзистенцию и сущность-эссенция. Экзистенция показывает есть ли вещь вообще. Эссенция характеризует вещь: что такое вещь? Какая вещь? Для чего она?.бытие может быть познано чувственными ощущениями, сущность-только разумом. Схоластика-господствующий тип средневековой ф., отличительными чертами кот-го являлись оторванность от действительности, консерватизм, полное подчинение религиозным идеям. Цель схоластики - философски обосновать религиозное учение и догматы церкви. Схоласты разделяли знание на сверхъестественное (даваемое в откровении) и естественное(отыскиваемое разумом). Противоположны схоластике номинализм и реализм. Реализм- сторонники направления считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие - универсалии. Номинализм-сторонники направления считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия воспринимали как имена вещей.

 

12.Философия Августина.\ Аврелий Августин(Блаженный)(354-430г.)-авторитетный представитель средневекойо теологической ф.-христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Гл. произведение-«О граде Божьем». Осн.положения его ф.: ход истории, жизнь общества-это борьба 2х противоположных царств-Земного и Божественного, земной царство воплощается в гос.учреждениях, власти, армии, законах, божественное царство представлено священнослужителями-особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к богу, земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет побеждено божественным царством, светская власть необходима и будет существовать, короли и императоры должны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей., церковь-единственная сила, способная объединить мир, высшее блаженство-счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины, после смерти праведники в награду получают загробную жизнь. Особое место в ф. Августина занимают размышления о боге: бог-существует, гл.доказательство его существования-его присутствие во всем, всемогущество и совершенство, все-материя, душа, пространство и время-творения бога, бог не только сотворил мир, но продолжает и будет творить его, знания реальны и самодостаточны, однако высшее, неопровержимое достигается при познании бога. Значение ф.: уделено большое внимание проблеме истории, церковь-власть, наряду с государственной, обоснована идея господства церкви над государством, идея социального конформизма(смирение с бедностью и чужой властью), воспевался человек, его богоподобность.

 

14. Философия Ф.Аквинского.\ Фома Аквинский(1225-1274)-доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма-одного из господствующих направлений католической церкви. Осн. Произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии». Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования бога и выдвинул 5 своих доказательств: 1.движение-все, что движется, движимо кем-то другим-первичный двигатель всего-бог. 2. Причина-все, что существует, имеет причину-первопричина всего-бог. 3. Случайность и необходимость-случайное зависит от необходимого-первоначальной необходимостью явл. Бог. 4. Степени качеств-все, что существует, имеет различные степени качеств-значит должно существовать высшее совершенство-бог. 5. Цель-все в мире имеет цель, смысл, значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет вас к цели-бог. Исследовал проблему всего сущего и: разделил сущность(эссенцию) и существование(экзистенцию)-одна из ключевых идей католичества, подразумевал в качестве сущности «чистую идею» вещи либо явления, которая существует в разуме бога, в качестве существования подразумевает сам факт бытия вещи, все обрело сеществование по воле бога, доказывает, что бытие и благо обратимы, сущность и существование едины только в боге, следовательно, бог вечен, всемогущ и постоянен. Все состоит из материи и формы, суть любой вещи-единство формы и материи, форма-определяющее начало, а материя-вместилище форм, форма есть одновременно цель возникновения вещи, идея вещи троична-существует в божественном разуме, в самой вещи и в памяти человека. Исследуя проблему познания А. пришел к выводам: откровение и разум не одно и то же, вера и разум одновременно участвуют в процессе познания и дают истинное знание, все в мире делится на познаваемое разумом и на непознаваемое разумом, разумом можно познать факт существования бога, бессмертие души, не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха..можно познать только через божественное откровение., философия и теология-разные науки(ф. может объяснить только то, что познаваемо разумом, а теология-все остальное). Историческое значение философии Фомы: даны 5 доказательст существования бога, систематизирована схоластика, закреплено разделение эссенции и экзистенции, что доказывало всемогущество бога, выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия вере, вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение, разделены ф. и теология. В 1878г. Учение Фомы решением папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. Позже появился неотомизм.

 

15.Философия Возрождения.\ Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в европе в 14-17в, которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал. Предпосылки возникновения ф. Возрождения: совершенствование орудий труда и производственных отношений, кризис феодализма, развитие ремесла и торговли, усиление городов, превращение их в независимые от феодалов и церкви, появление первых парламентов, отставание от жизни, кризис церкви и схоластической ф., повышение уровня образованности, великие географические(Колумб) и научно-технические открытия(порох, оружие, книгопечатание). Осн. Направления ф.Возрождения: 1.гуманистическое(14-15в)-Альгьери, Петрарка и др. В центре внимания-человек, воспевалось его достоинство, величие и могущество, ирония над догмами церкви. 2. Неоплатоническое(сер.15-16в)-Кузанский, Парацельс и др.-развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос, человека с точки зрения идеализма. 3.натурфилософское (16-нач.17в)-Коперник, Дж.Бруно, Галилей пытались развенчать ряд положений учения церкви о боге, вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. 4. Реформационное (16-17в)-Лютер, Монцер, Кальвин и др. стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и церквью. 5.политическое (15-16в)-Макиавелли. Изучались проблемы управления государством, поведение правителей. 6. Утопическо-социалистическое(15-17в)-Т.Мор, Кампанелла-искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении. Характерные черты ф. эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм-преобладание интереса к человеку, вера в его возможности и достоинство, оппозиционность к церкви и церковной идеологии(отрицание не самой религии, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими и схоластики), перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию, принципиально новое понимание окр.мира(шарообразности, а не плоскости Земли), большой интерес к соц.проблемам, обществу и гос-ву, торжество индивидуализма, широкое распространение идеи соц.равенства.

 

 

18.Эмпиризм и рационализм в гносеологии Нового времени.\ Рационализм-направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет 2 основных направления-онтологическое и гносеологическое. Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов-сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов «Знание-сила») Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения. К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи(Платон, Демокрит, Эпикур, Кант), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц. Эмпиризм-направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте(в чувствах)», «знание-сила». Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта-помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям. Получил широкое распространение в Англии в 17в и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответсвии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. (пути прохождения познавательной деятельности-путь паука, путь муравья, путь пчелы) Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи. Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

 

19.Философия Просвещения.\ Французскую философию 18в принято называть философией Просвещения. Такое название фр. Философия 18в получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о боге, окр.мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794г. В философии Просвещения можно выделить 3 осн. Направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, утопическо-социалистическое(коммунистическое). Деизм-направление в философии, сторонники которого отвергали идею личного бога, не соглашались с отождествлением бога и природы (паитеизмом), видели в боге первоначало, причину всего сущего, отвергали возможность вмешательства бога в процессы природы и дела людей, его влияние на ход истории. К деистическому направлению принадлежат Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. Другим возможным направлением ф. было атеистическо-материалистическое. Представители направления отвергали саму идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, отдавали предпочтение эмпиризму. Представители: Мелье, Ламетри, Дидро, гельвеций, Гольбах. Утопическо-социалистическое направление начало формироваться еще в середине 18в, но особое распространение получило во время Великой фр. Революции 1789-1794 и после ее завершения. К числу социалистов-утопистов принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес они сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.023 с.)