Цели и задачи коррекционной работы в области детско-родительскихотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи коррекционной работы в области детско-родительскихотношений



 

Результаты проведенного нами исследования особенностей детско-роди- тельских отношений убедительно свидетельствуют о том, что решающее значение в этих отношениях приобретает образ партнера и отношений с ним, выполняющий ориентирующую функцию в построении этих отноше- ний каждым из участников.

Как было показано в работах Г.М. Андреевой [2000], А.А. Бодалева

[1982, 1983], Л.А. Петровской [1987], эффективность общения определяет- ся адекватностью и согласованностью образов партнеров, включая «образ Я», образ партнера, образ «Я для партнера» и образ отношений с партне- ром. Опыт психологического консультирования родителей по вопросам психического развития и воспитания детей позволяет выделить следую- щие причины трудностей общения и взаимодействия в детско-родитель- ских отношениях: неадекватность образа ребенка у родителя, образа «Я как родитель», образа детско-родительских отношений у родителя и у ребенка, образа родителя у ребенка. Рассмотрим некоторые варианты искажения


230 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

перечисленных образов, выполняющих функцию ориентировки и регуля- ции детско-родительских отношений, более подробно.

Неадекватность образа ребенка «глазами родителя» может выступать в следующих вариантах ориентирующего образа: неадекватный образ по- требностей и мотивов ребенка, неадекватный образ возрастно-психологи- ческого статуса ребенка, искаженный образ индивидуально-личностных особенностей ребенка.

Неадекватность восприятия родителем потребностей и мотивов ребенка приводит к мистификации и искажению детско-родительских отношений. Полученные нами результаты позволяют выявить тенденцию недооценки родителями значимости коммуникативных потребностей ребенка, причем как в сфере взаимоотношений с родителями, так и со сверстниками. Здесь особое место занимает недооценка родителями потребности подростков в эмоциональном тепле и привязанности, эмоциональной поддержке со сторо- ны родителей. Результаты нашего исследования показали, что характерным для значительного числа подростков переживанием выступает переживание дефицита эмоциональной поддержки и принятия родителями. Другой, не менее тревожной с точки зрения интересов развития ребенка, тенденцией поведения родителей является недооценка ими значения содержательного общения ребенка, особенно в подростковом возрасте, со сверстниками. Не- адекватность установок родителей в отношении общения ребенка со сверст- никами выступает в явлениях тревоги и настороженности в отношении кру- га общения ребенка, в попытках «навязчивого вмешательства» в выбор друзей, регламентации интенсивности и частоты общения со сверстниками, в стремлении ограничить интимно-личностные формы общения подростка, квалифицируя их как «пустое времяпрепровождение».

Неадекватный образ возрастно-психологического статуса ребенка при- водит к искажению системы требований и ожиданий, презентируемых ро- дителем как представителем общества ребенку, и, соответственно, к иска- жению границ зоны его ближайшего развития. «Идеальная форма» развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), воплощенная в культурно-ис- торических нормативных ожиданиях и требованиях общества к ребенку определенного возраста, опосредствуется родительским образом возраст- но-психологических особенностей ребенка и конкретизируется в системе семейного воспитания в форме требований к его поведению и деятельнос- ти. Искаженный образ возрастно-психологического статуса ребенка у ро- дителя приводит к нарушению семейной системы воспитания, общения и сотрудничества родителей и ребенка, ограничивая возможности развития ребенка в пределах потенциала зоны ближайшего развития.

Результаты психологического консультирования свидетельствуют о неадекватности представлений родителей о «взрослости подростка», что нашло проявление в акценте на обязанностях подростка без должного уче- та его прав, в том числе на равенство в принятии решений, выборе ценно-


§ 16, Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 231

 

 

стей, определении собственного жизненного пути. Достаточно часто иска- жение представлений родителей о взрослости связано с переоценкой ре- альных возможностей подростка и выдвижением «сверхтребований» в от- ношении его достижений и уровня (морально-волевой-ответственности, способности к эмпатии и сопереживанию. В консультативной практике нам нередко приходилось сталкиваться с родителями подростков, кото- рые при «взрослых» стандартах и требованиях к достижениям последних, их ответственности и произвольности стремились сохранить авторитар- ное руководство, отказывая подросткам в праве выбирать друзей, интере- сы, увлечения, самим определять свой режим дня, имидж, круг чтения и т.д. Иначе говоря, в отношениях с подростками руководствовались пра- вилом «детские права — взрослые обязанности». Наш консультативный опыт свидетельствует о преобладании варианта противоречивого воспри- ятия возрастно-психологических особенностей ребенка родителями детей всех возрастных групп, аналогичного описанному выше. Как правило,

«чистые» варианты инфантилизации или приписывания ребенку более зрелого возрастного статуса встречаются значительно реже. Переоценка родителями развития одних психологических качеств и одновременно не- дооценка уровня развития других в контексте нормативного возрастного развития, т.е. противоречивость психологического портрета возраста, про- воцируют противоречивость типа* семейного воспитания.

Искаженный образ индивидуально-личностных особенностей ребенка во- площается в неадекватности восприятия родителем уровня развития психо- логических свойств и способностей ребенка как в сторону их преувеличения, так и в сторонупреуменьшения (мистификация), в значительной мере корре- спондирующих с типом семейного воспитания. Как правило, преувеличение констатируется при повышенной моральной ответственности, а также гипо- протекции. Доминирующая гиперпротекция основывается на преувеличении родителем негативных характеристик и «слабых сторон» развития, а потвор- ствование — на преувеличении позитивных качеств ребенка и гипертрофии его достоинств. Однако сам тип семейного воспитания детерминируется це- лым рядом причин, важнейшими из которых являются уровень психолого- педагогической компетентности родителя, социокультурные традиции и опыт воспитания в прародительской семье, индивидуально-личностные осо- бенности самого родителя [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Искажение образа ребенка, таким образом, может быть как следствием низкой психологической компетентности родителя, так и результатом действия защитных механиз- мов, например проекции и рационализации [Спиваковская, 1988; Эйдемил- лер, Юстицкис, 1999; Варга, 1997; Goodnow, 1992; Miller, 1995].

Неадекватность образа «Я как родитель» выступает в формах неадек- ватного представления о себе как родителе, нереалистическом образе «иде- ального родителя» и в форме несогласованности образов «Я-реальное» и

«Я-идеальное».


232 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

Представления родителей о себе в своей семейной роли (мать, отец) ста- ло для нас предметом изучения с использованием проективной методики

«Родительское сочинение» [Карабанова, 1999], методики самооценки «Я как родитель», методики «Проба на совместную деятельность» и материа- лов беседы в рамках возрастно-психологического консультирования. Всего было проанализировано 65 случаев (матери детей в возрасте от 5 до 17 лет).

Анализ полученных результатов позволил выделить наиболее харак- терные особенности представлений родителей о себе как родителе.

Я-реалъное. 1. Родители в подавляющем большинстве случаев высоко оценивают уровень своего эмоционального принятия ребенка, однако оно достаточно часто реализуется лишь на уровне переживания и осознания (декларирования) и не находит адекватного выражения в* общении и сов- местной деятельности родителей с ребенком. Несогласованность аффек- тивного и предметно-действенного (поведенческого) уровней эмоциональ- ного принятия ребенка обусловлена различными причинами. В случае проблемного характера родительско-детских отношений они таковы:

•ориентация родителей на социально-желательные образцы родитель- ской роли (например, социальная предписанность материнской любви) в силу гиперсоциализированности родителя и его стремления к перфекцио- низмуприотсутствии/дефицитарности глубокогородительскогочувствак ребенку (не любит, но стремится продемонстрировать свою любовь). В слу- чае эмоционального отвержения родителем ребенка ситуация осложняется актуализацией защитных механизмов вытеснения своего подлинного отно- шения к ребенку, проекции («приписывания» ребенку негативных качеств, ведущего к искажению образа ребенка) и рационализации;

•низкая коммуникативная компетентность в отношении освоения опе- рационно-техническими средствами коммуникации (вербальными и не- вербальными), неумение выразить в действенной форме любовь и приня- тие ребенка (любит, но не умеет выразить свое эмоциональное отношение);

•ориентация родителей на авторитарные стереотипы воспитания, структурирующие детско-родительские отношения по типу доминирова- ния—подчинения, где открытое выражение родителем любви и принятия ребенка рассматривается как нежелательное проявление «слабости» систе- мы родительской дисциплины. Такой тип ориентации типичен для тради- ционного понимания отцовской, а не материнской любви [Фромм, 1990; Адлер, 1990]. Однако в настоящее время представления о содержании и форме проявления отцовской любви подверглись существенной ревизии

[Cabrera et al., 2000]. «Отец XXI века» выступает прежде всего как безус- ловно принимающий, эмпатийный и открыто выражающий свое принятие и любовь к ребенку. Для выборки родителей, испытывающих явные труд- ности во взаимопонимании и общении с детьми (случаи консультативной практики), ориентация на строгость и сдержанность в выражении чувств любви и принятия ребенка оказывается достаточно типичной. В этом слу-


§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 233

 

 

чае можно говорить о действии механизмов сдерживания и блокирования чувств (любит, но запрещает себе проявлять чувство).

2. Низкая критичность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Как правило, признаются лишь низкая эффективность системы семейного воспитания и существование трудностей понимания, взаимодействия и сотрудничества в детско-роди- тельских отношениях. Родитель не видит необходимости самоизменения и саморазвития, преобладает рентная установка в отношениях с консультан- том (А.А. Бодалев, В.В. Столин), стремление возложить на него ответст- венность за решение проблем.

Я-идеалъное. Характеризует особенности представлений родителей об эталоне качеств и ролевого поведения родителя. Наметилась тенденция оценки положительных качеств «идеального родителя» в превосходной степени. Важное значение родители придают блоку характеристик эмоци- онального принятия и взаимодействия с ребенком и блоку коммуникатив- ных качеств. При построении отношений с ребенком, по мнению родите- лей, необходимо исходить из принципов равноправия и уважения его личности, признавать его право на свободу выбора собственного пути раз- вития. В то же время большинство родителей считают, что декларируемые ими принципы могут быть реализованы лишь при достижении определен- ного уровня «самостоятельности и ответственности» ребенка, а до этого момента за ними должна быть сохранена функция безоговорочного руко- водства, опеки и контроля. Таким образом, значительная часть родителей ориентируется на гуманистические ценности воспитания, однако эти цен- ности носят декларативный характер, не выступая реальным основанием для построения общения и взаимодействия с ребенком.

Отличительной особенностью соотношения образов Я-реального и Я- идеального родителей, испытывающих трудности в процессе воспитания де- тей, стала дисгармоничность их оценки реальных своих родительских качеств и представлений о желаемых «идеальных» качествах. Исходя из работ К. Ро- джерса,К.Хорнии.Р.Бернса,мывыделилитривидадисгармоничностисоот-

ношенияЯ-реальногоиЯ-идеального.Во-первых,замещениеЯ-реальногоЯ- идеальным — родитель оценивает себя совершенным и безупречным в выполнении своей родительской роли, образ «Я как родитель» искажает ре- альность. Во-вторых, замещение Я-идеального Я-реальным — родитель не- критичен к выполнению своей отцовской или материнской роли, полностью удовлетворен своим поведением как воспитателя, слабо выражена его ориен- тация на саморазвитие и самосовершенствование, нет психологической го- товности к работе над собой. И, в-третьих, значительный разрыв между Я- идеальным и Я-реальным, не оставляющий возможности для постановки конкретных реалистических задач совершенствования родительской пози- ции. Описанные виды дисгармоничности соотношения образов «Я как роди- тель» (Я-реальное и Я-идеальное) обусловливают неконгруэнтность (К. Род-


 
234 Глава 3. отношения

 

 

жерс) родителя в общении с ребенком и значительно осложняют процесс коммуникации [Гордон, 1997; Джайнотт, 1986, Гиппенрейтер, 1993].

Неадекватность образа детско-родительскихотношенийуродителяи ребенка обусловлена ценностными установками каждого из участников этих отношений и ошибочными атрибуциями [Goodnow, 1992; Murphey,

1992; Miller, 1995]. Для большинства родителей оказывается характерной объектная установка в отношении ребенка, в рамках которой ребенок рас- сматривается как объект воспитания, а не как равноправный субъект его диалогического процесса [Петровская, Спиваковская, 1983; Кон, 1988].

Неадекватностьобразародителяуребенка обусловленавозрастно-пси- хологическими особенностями ребенка, характером детско-родительских отношений, в частности типом привязанности [Bowlby, 1988; Crittenden,

2000] и индивидуально-личностными особенностями ребенка, например типом акцентуации в подростковом возрасте [Личко, 1989]. Искажение (на- рушение) образа родителя является результатом воздействия всех указан- ных факторов. Консультативный опыт и полученные нами эмпирические данные позволяют выделить следующие варианты искажения образа роди- теля у ребенка. Для раннего и дошкольного возраста характерно:

• преувеличение силы и могущества родителя, вера в его неограничен- ные возможности, достижения;

•преувеличение знаний, компетентности и мудрости родителя.

Миф о «всесилии родителя», являющийся нормой для ребенка раннего и дошкольного возраста, постепенно преодолевается и, начиная со старше- го дошкольного возраста, замещается реалистическим представлением о родительских возможностях.

Для подросткового возраста характерно:

•преуменьшение способности родителя к пониманию, сопереживанию, способности оказать эмоциональную поддержку;

• преувеличение авторитарности, директивности, строгости, жесткости родителя.

Эти варианты искажения образа родителя в значительной степени обусловлены такими возрастно-психологическими особенностями подро- стков, как эмоционально-личностный эгоцентризм и чувство взрослости.

Вне зависимости от возраста тревожный тип привязанности провоцирует формирование образа родительского отношения как отвергающего, пренебрега- ющего, а родителя — как холодного, жесткого, не любящего [Crittenden, 2000].

Рассмотренные варианты, безусловно, далеко не исчерпывают всего многообразия возможных нарушений детско-родительских отношений, но могут быть полезны при планировании и реализации коррекционной рабо- ты с родителями в направлении оптимизации межличностного общения и преодоления дисгармоничности в семье. В соответствие рассмотренным видам нарушений поставлены цели и задачи коррекционной работы, на- правленной на оптимизацию детско-родительских отношений (см. табл. 5).


§ 16. Психологаческие особенности отношений родителей с детьми-подростками 235

 

 


 

Цели и задачи коррекционной работы


Таблица 5


 

Ориентирующий
образ Варианты нарушений Задачи коррекции


Ребенок «глаза-


1. Неадекватность восприя-


Психологическое просвещение — ин-


ми родителя»


тия мотивов и потребностей формирование родителей о роли по-


ребенка: недооценка значи-


требности в общении с близким взрос-


мости потребности в эмоци- лым и сверстниками для формирова-


ональном контакте и обще- нии с родителями; недо- оценка значимости потреб-


ния гармоничной личности; расшире- ние и содержательное обогащение ви- дов совместной деятельности ребенка


ности общения со сверстни- со взрослым; амплификация общения детей со сверстниками; помощь роди- телю в выработке адекватной позиции в отношении общения ребенка со свер- стниками (мониторинг, возможные формы участия родителя в совместной деятельности детей, место общения со сверстниками в режиме дня)


 

2. Неадекватный образ воз- растно-психологического статуса ребенка (подрост- ка): противоречивое вос- приятие, инфантилизация, приписывание взрослых черт и особенностей

 

3. Неадекватность восприя- тия индивидуально-лично-


 

Формирование адекватного образа возрастно-психологических особенно- стей ребенка и подростка («внутрен- ней картины возраста»); определение системы прав и обязанностей ребенка, адекватных возрасту; помощь в разра- ботке системы родительской дисцип- лины, адекватной возрасту (требова- ния, запреты, их содержание, количе- ство, форма предъявления, способы воздействия — поощрения и наказа- ния, контроль и мониторинг)

 

Формирование адекватного образа ин- дивидуально-личностных особеннос-


стных особенностей ребенка тей ребенка; адаптация системы роди-

тельской дисциплины в соответствии

с индивидуально-личностными осо-

бенностями ребенка; помощь в выборе

типа образовательно-воспитательного

учреждения и разработке режима дня


 

«Я как роди- тель»


 

1. Неадекватное представ- ление о себе как родителе:


 

Организация психологических усло- вий для осознания родителем особен-


расхождение аффективного ностей своего эмоционального отно-


и поведенческого компо- нентов эмоционального принятия ребенка; неадек- ватная (низкая или чрез- мерная) критичность в оценке своей родительской компетентности


шения к ребенку, родительских чувств,

системы родительской дисциплины,

поведения в родительской роли; фор-

мирование умения открыто коммуни-

цировать свои чувства; осознание ро-

дителем степени эффективности сис-

темы воспитания ребенка и причин ее

неэффективности


236 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

Продолжение табл. 5

 

Ориентирующий образ   Варианты нарушений   Задачи коррекции
  2. Нереалистический образ «идеального родителя»: идеализация образа; иска- жение ценностей воспита- ния ребенка; расхождение между декларируемыми гу- манистическими ценностя- ми воспитания и ценностя- ми реальными Помощь родителям в осознании (и вы- работке) системы ценностей и целей воспитания ребенка; стратегии и так- тики достижения целей воспитания; требований к родительской роли и ка- честву ее выполнения; места родитель- ства в иерархии ценностно-смысловой сферы личности родителя
3. Несогласованность Я-ре- ального и Я-идеального в определении своей роди- тельской роли: замещение Я-реального Я-идеальным; Я-идеального Я реальным; разрыв между Я-идеальным и Я-реальным Согласование требований к родитель- ской роли с индивидуально-личност- ными особенностями родителя; по- мощь родителю в выработке плана его саморазвития как родителя и повыше- ния уровня психолого-педагогической компетентности
Ребенок—роди- тель 1. Неадекватность образа детско-родительских отно- шений в представлении их участников Организация психологических усло- вий для осознания родителем и ребен- ком характера своих отношений, осо- бенностей общения и взаимодействия
2. Неадекватная ценностная установка родителей в вос- питании (ребенок — объект воспитания) Формирование ценностной установки субъект-субъектного общения в роди- тельско-детских отношениях
3. Несогласованность обра- за отношений в глазах их участников Повышение компетентности в обще- нии родителя и ребенка; расширение и обогащение общения и совместных ви- дов деятельности ребенка и родителей
Родитель «глаза- ми ребенка» Неадекватный образ роди- теля: миф о всесилии и все- могуществе родителя; «не чуткий и не понимающий» родитель; «диктатор», то- тально контролирующий ребенка; холодный, отверга- ющий Развитие у ребенка способности к де- центрации, эмпатии, осознанию чувств и переживаний как своих, так и парт- нера; создание условий общности эмо- ционального переживания жизненных событий; формирование у родителя умения открыто выражать и коммуни- цировать свои чувства; организация условий принятия ребенком/подрост- ком ответственности за благополучие родителя; развитие форм сотрудниче- ства и кооперации в детско-родитель- ских отношениях

 

Традиционно подростковый возраст понимается как возраст автономи-

зации, приобретения подростком независимости и переориентации на об- щение и построение отношений со сверстниками как значимого социально- го контекста. Более того, в получившей известность'гипотезе Дж. Р. Харрис

[Harris, 1995] подвергается сомнению ведущая роль родителей в процессе


§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 237

 

 

развития личности ребенка не только в подростковом, но и в детском воз- расте. Процесс социализации, по мнению автора, осуществляется не столь- ко в рамках диадического взаимодействия ребенок—родитель, сколько в детских и подростковых группах посредством механизмов внутри- и меж- группового взаимодействия. Изложенные выше результаты исследования, на наш взгляд, напротив, свидетельствуют о безусловном сохранении зна- чимости общения и отношений с родителями для подростка, о ведущей ро- ли родителей и семьи в процессе социализации и развития его личности.

Вместе с тем были выделены неблагоприятные тенденции в детско-ро- дительских отношениях в современной российской семье, определяемые тендерными и возрастными различиями. Речь идет о росте амбивалентнос- ти и эмоциональной дистантности; переживании подростками дефицита эмоционального принятия на фоне высокой значимости отношений с ро- дителями; гипопротекции, особенно в отношениях с отцом; противоречи- вости и непоследовательности поведения родителей. Сравнительное изу- чение особенностей восприятия детско-родительского взаимодействия «на полюсе» ребенка и «на полюсе» родителя в сферах эмоционального и дело- вого взаимодействия установило факт расхождения образов такого взаи- модействия. Эмпирически были выделены типы их соотношения, описана стратегия коррекционной работы с ними. Обнаруженный феномен расхож- дения образов детско-родительского взаимодействия у ребенка и у его ро- дителей позволяет подойти к пониманию генезиса возникновения наруше-. ний развития в условиях объективно благополучной семейной ситуации и, напротив, жизнестойкости ребенка, его толерантности к воздействию не- благоприятной семейной ситуации. Образ детско-родительских отноше- ний опосредствует восприятию ребенком воспитательных воздействий взрослого и выступает основанием для ориентировки и выработки страте- гии и тактики взаимодействия и общения с родителями. Приведенные ва- рианты нарушений ориентирующих образов позволяют обосновать задачи коррекционной работы и наметить основные направления ее реализации. Исследование причин искажения образа детско-родительских отношений

и его влияния на развитие личности ребенка должно составить перспекти-

ву дальнейшего изучения психологии семьи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.50.252 (0.049 с.)