Типы дисгармоничного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы дисгармоничного воспитания



 

Дисгармоничны е типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:

•недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возмож- ность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутст- вие взаимности;

• низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в во- просах воспитания детей;

• высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отноше- ниях родителей с детьми;

• ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

•завышение требований к ребенку или недостаточная требователь- ность, вседозволенность;

•неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;


198 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;

•недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ре- бенка.

Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгар- моничного типа воспитания в семье.

Гипопротекция

 

Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.

Явноеэмоциональноеотвержение ребенкавыступаеткаквариантвоспита- ния по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и кон- троля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведе- ния как единственно правильный и возможный (В.И. Гарбузов).

Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже ви- тальные потребности.

Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ре- бенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные его по- требности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содер- жательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обес- печивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосо- знанное эмоциональное отвержение ребенка.

Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. На- пример, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет ка- кие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекцио- низма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.

Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда ро- дители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой се- мье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например от- правляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отно- шению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции


§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 199

 

 

лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребен- ку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объек- том агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопро- текции в жестокое обращение.

Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлин- ной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребе- нок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.

 

Гиперпротекция

 

Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротек- ция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием мотива эмоционального кон- такта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую по- требность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиноче- ства. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ре- бенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удов- летворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, как не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое разви- вающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.

Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоцио- нальное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отно- шение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, по- пытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, ди- рективности и безапелляционности суждений, в стремлении установить не- ограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекослов- ного послушания. Одной из причин родительской доминантности является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гипер- протекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего


200 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доми- нирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой.

Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипо- опеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, при- нятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем роди- тель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви из- лишком подарков и материальных ценностей.

Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

Смешанная гиперопека — это переход от гипер- к гипоопеке, принимаю- щей скрытые формы.

 

Противоречивое воспитание

 

Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов вос- питания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несо- вместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность ро- дителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нор- мативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспи- тания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в про- цесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексиро- вать и согласовывать свои воспитательные подходы. Неравномерность воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения роди- теля с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контак- та в более старшем. Частнымслучаемпротиворечивоговоспитанияявляется так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменя- ются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же нео- жиданно и необоснованно восстанавливаются.

Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тре- вожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.036 с.)