Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы дисгармоничного воспитания
Дисгармоничны е типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны: •недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возмож- ность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутст- вие взаимности; • низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в во- просах воспитания детей; • высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отноше- ниях родителей с детьми; • ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей; •завышение требований к ребенку или недостаточная требователь- ность, вседозволенность; •неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие; 198 Глава 3. Детско-родительские отношения
•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком; •недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ре- бенка. Остановимся на кратком описании наиболее частых вариантов дисгар- моничного типа воспитания в семье. Гипопротекция
Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Явноеэмоциональноеотвержение ребенкавыступаеткаквариантвоспита- ния по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и кон- троля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведе- ния как единственно правильный и возможный (В.И. Гарбузов). Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже ви- тальные потребности. Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ре- бенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные его по- требности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содер- жательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обес- печивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосо- знанное эмоциональное отвержение ребенка.
Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. На- пример, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет ка- кие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекцио- низма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение. Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда ро- дители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой се- мье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например от- правляют его на все лето в дорогой престижный лагерь. Родители по отно- шению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции § 13. Типы дисгармоничного воспитания 199
лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребен- ку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объек- том агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопро- текции в жестокое обращение. Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлин- ной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребе- нок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.
Гиперпротекция
Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротек- ция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием мотива эмоционального кон- такта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую по- требность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиноче- ства. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.
Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ре- бенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удов- летворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, как не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое разви- вающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи. Доминирующая гиперпротекция. В основе ее может лежать как эмоцио- нальное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное отно- шение. Авторитаризм родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, по- пытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть». Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, ди- рективности и безапелляционности суждений, в стремлении установить не- ограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекослов- ного послушания. Одной из причин родительской доминантности является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гипер- протекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего 200 Глава 3. Детско-родительские отношения
школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доми- нирующей и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой. Компенсаторная гиперопека, по сути, может быть приравнена к гипо- опеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, при- нятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем роди- тель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви из- лишком подарков и материальных ценностей. Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму. Смешанная гиперопека — это переход от гипер- к гипоопеке, принимаю- щей скрытые формы.
Противоречивое воспитание
Такое воспитание может быть обусловлено реализацией разными членами семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов вос- питания по мере взросления ребенка. Противоречивость выступает как несо- вместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного. Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность ро- дителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нор- мативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспи- тания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в про- цесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексиро- вать и согласовывать свои воспитательные подходы. Неравномерность воспитания может проявляться в дефиците эмоционального общения роди- теля с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контак- та в более старшем. Частнымслучаемпротиворечивоговоспитанияявляется так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменя- ются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же нео- жиданно и необоснованно восстанавливаются.
Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тре- вожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции, росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.036 с.) |