Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка



 

Дисгармоничные типы семейного воспитания создают условия для форми- рования негативных лич'ностных качеств ребенка, особенно при наличии конституциональной предрасположенности. Однако было бы неверно уп- рощать характер связи между личностными особенностями ребенка и осо- бенностями родительского стиля воспитания, трактуя их как причинно- следственные. Известно, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребенка: защитное и дополнительное. Например, авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать за- щитное поведение подростка (агрессию, негативизм, сопротивление, гру- бость, уход) либо дополнительную форму отреагирования — зависимость, покорность, безынициативность. Способ реагирования в значительной сте- пени зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В подростковом возрасте он определяется особенностями темперамента и характера, готов- ностью ребенка учитывать всю информацию, его актуальным эмоциональ- ным состоянием и интерпретацией родительских действий [Grusec, Goodnow, Kuczynski, 2000].

В работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера [1996, 1999] прослеже- но влияние различных типов семейного воспитания на формирование лич- ности подростка. Гипопротекция, характеризующаяся низким уровнем опеки и удовлетворения потребностей ребенка, отсутствием продуманной системы воспитания и социального контроля (отсутствуют требования и запреты), приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчи- вой и конформной акцентуации. Жестокое обращение — к усилению эпи- лептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при кон- формном типе. Лабильный, сенситивный и астеноневротический тип оказываются крайне уязвимыми к эмоциональному отвержению. Повы- шенная моральная ответственность создает условия для развития психас- тенической акцентуации, резко усиливая уже имеющиеся черты психасте- нии. Доминирующая гиперпротекция, направленная, по мнению родителей, на профилактику развития гипертимных черт подростков и на-


§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 205

 

 

ходящая выражение в тотальной гиперопеке и запретительно-ограничи- тельной тактике воспитания, напротив, приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков. Доминирующая гиперпротекция усиливает выраженность «слабых» типов — психастени- ческого, сенситивного, астеноневротического. Потворствующая гиперпро- текция предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт ха- рактера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.

А.И. Захаров [1982] выделил следующие условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротиза- цию ребенка:

•искажение супружеских отношений по типу невротически мотивиро- ванного взаимодополнения;

•инверсия супружеских и родительских ролей, например выполнение бабушкой роли матери, а матерью — роли отца;

•образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, «изго- ев» в семье;

• высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряженности;

•депривация потребности ребенка в принятии, сопереживании, обще- нии с родителями;

•практика подавления конфликтов и ухода от проблем.

Личностные особенности матерей также провоцируют развитие у де- тей неврозов. В частности, Захаров выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как

«снежная королева», «царевна-несмеяна», «спящая красавица», «насед-

ка», «суматошная мать», «унтер Пришибеев», «вечный ребенок». Неблаго- приятные психологические черты матери непосредственно влияют на тип семейного воспитания, что оказывается особенно губительным тогда, ког- да мать односторонне доминирует в воспитании ребенка. Например, низ- кая эмоциональная экспрессивность, эмпатия и отзывчивость матери предрасполагают к серьезным нарушениям эмоционально-личностного развития ребенка. Преобладание рационального аспекта в воспитании в ущерб эмоциональному ведет к нарушениям эмоционального развития ре- бенка, низкому уровню развития у него воображения и креативности. По мнению Захарова, классическая триада — тревожность, аффективность (эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребен- ком) и гиперсоциальность — образует то сочетание особенностей воспита- ния, которое влечет за собой невротизацию ребенка.

Захаров [1997] выделил ряд особенностей воспитательного стиля роди- телей, являющихся фактором риска нарушений эмоционально-личностно- го развития ребенка (см. табл. 4).


 
206 Глава 3. отношения

 

Таблица4

Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И. Захарову)

 

Воспитательная черта   Поведение родителя
Непонимание родителем личностного своеобразия ребенка Соотносит действия ребенка с ригидными эталонами без учета ре- альных возможностей и способностей ребенка. Например, считает, что ребенок «не хочет» что-то делать, не замечая, что ребенок просто «не может» выполнить предлагаемые требования
Непринятие Проявляется в двух формах: непринятие самого ребенка (нежелан- ный ребенок) и непринятие отдельных его черт. В последнем случае родитель пытается «переделать», изменить ребенка
Несоответствие требований и ожиданий родителя Декларирует одни требования и в то же время ожидает от ребенка прямо противоположного поведения. Ребенок оказывается в ситуа- ции двойного стандарта и неопределенности. Противоречивость си- стемы требований. Часто сопровождается общей неуверенностью в воспитании
Негибкость родителей Проявляется в шаблонности и стереотипности требований и форм реагирования родителя на различные ситуации. Неполный учет специфики конкретной ситуации влечет за собой несвоевременную и неадекватную реакцию. Для негибких родителей характерны фик- сация и застревание на проблемах, малое количество альтернатив при их решении, предвзятость в суждениях и стремление к навязы- ванию своего мнения
Неравномерность Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные моменты его жизни. Например, когда у ребенка проблемы, родители прояв- ляют к нему повышенное внимание, а когда ситуация стабилизиру- ется, бросают его на произвол судьбы
Непоследователь- ность Часто меняет стратегии воспитания. Критерии оценивания, требова- ния и другие значимые характеристики воспитания произвольны. В одинаковых ситуациях родитель реагирует непредсказуемо — за од- ни и те же поступки иногда хвалит, а иногда наказывает
Несогласованность действий родителей Определяется разногласиями между взрослыми, воспитывающими ребенка: разные системы требований, санкций, оценок, конфликтами между родителями и другими воспитателями в семье
Аффективность Отличается излишней эмоциональностью, создающей в семье на- пряженную, «суматошную» обстановку. При преобладании отрица- тельных эмоций нарушаются межличностные контакты, исчезает интерес к жизни семьи
Тревожность Поддерживает в семье атмосферу неуверенности, излишне опекает ребенка, сковывает его свободу необоснованными запретами и т.д. Семья характеризуется сниженным эмоциональным фоном, отсут- ствием жизнерадостности
Доминантность Отличается необоснованным стремлением главенствовать над ре- бенком в любых ситуациях. Родитель подавляет личность ребенка, претендуя на статус единственного для него авторитета
Гиперсоциальность В стремлении к воспитанию «идеального» ребенка формализует воспитательный процесс, проявляет повышенную принципиаль- ность, нетерпимость к слабостям, склонность к навязыванию ребен- ку большого количества правил и морализированию, замечаниям и порицаниям. «Всестороннее» обучение и воспитание ребенка ведет- ся без учета его реальных возможностей

§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 207

 

 

Продолжение табл. 4

 

Воспитательная черта   Поведение родителя
Недоверие к возможностям ребенка Возможности ребенка недооцениваются, ему отказывается в свобо- де и доверии на основании его неспособности (чаще мнимой) к са- мостоятельной деятельности
Нечуткость (недостаточная отзывчивость) Реакция на потребности и чувства ребенка во многих случаях быва- ет несвоевременной и неадекватной, вследствие чего возникает ощущение взаимной неудовлетворенности отношениями
Противоречивость Проявляется в противоречивости требований, запретов, способов контроля, часто сопровождаемой воспитательной неуверенностью

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.007 с.)