Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенкаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дисгармоничные типы семейного воспитания создают условия для форми- рования негативных лич'ностных качеств ребенка, особенно при наличии конституциональной предрасположенности. Однако было бы неверно уп- рощать характер связи между личностными особенностями ребенка и осо- бенностями родительского стиля воспитания, трактуя их как причинно- следственные. Известно, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребенка: защитное и дополнительное. Например, авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать за- щитное поведение подростка (агрессию, негативизм, сопротивление, гру- бость, уход) либо дополнительную форму отреагирования — зависимость, покорность, безынициативность. Способ реагирования в значительной сте- пени зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В подростковом возрасте он определяется особенностями темперамента и характера, готов- ностью ребенка учитывать всю информацию, его актуальным эмоциональ- ным состоянием и интерпретацией родительских действий [Grusec, Goodnow, Kuczynski, 2000]. В работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера [1996, 1999] прослеже- но влияние различных типов семейного воспитания на формирование лич- ности подростка. Гипопротекция, характеризующаяся низким уровнем опеки и удовлетворения потребностей ребенка, отсутствием продуманной системы воспитания и социального контроля (отсутствуют требования и запреты), приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчи- вой и конформной акцентуации. Жестокое обращение — к усилению эпи- лептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при кон- формном типе. Лабильный, сенситивный и астеноневротический тип оказываются крайне уязвимыми к эмоциональному отвержению. Повы- шенная моральная ответственность создает условия для развития психас- тенической акцентуации, резко усиливая уже имеющиеся черты психасте- нии. Доминирующая гиперпротекция, направленная, по мнению родителей, на профилактику развития гипертимных черт подростков и на- § 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 205
ходящая выражение в тотальной гиперопеке и запретительно-ограничи- тельной тактике воспитания, напротив, приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков. Доминирующая гиперпротекция усиливает выраженность «слабых» типов — психастени- ческого, сенситивного, астеноневротического. Потворствующая гиперпро- текция предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт ха- рактера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе. А.И. Захаров [1982] выделил следующие условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротиза- цию ребенка: •искажение супружеских отношений по типу невротически мотивиро- ванного взаимодополнения; •инверсия супружеских и родительских ролей, например выполнение бабушкой роли матери, а матерью — роли отца; •образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, «изго- ев» в семье; • высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряженности; •депривация потребности ребенка в принятии, сопереживании, обще- нии с родителями; •практика подавления конфликтов и ухода от проблем. Личностные особенности матерей также провоцируют развитие у де- тей неврозов. В частности, Захаров выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как «снежная королева», «царевна-несмеяна», «спящая красавица», «насед- ка», «суматошная мать», «унтер Пришибеев», «вечный ребенок». Неблаго- приятные психологические черты матери непосредственно влияют на тип семейного воспитания, что оказывается особенно губительным тогда, ког- да мать односторонне доминирует в воспитании ребенка. Например, низ- кая эмоциональная экспрессивность, эмпатия и отзывчивость матери предрасполагают к серьезным нарушениям эмоционально-личностного развития ребенка. Преобладание рационального аспекта в воспитании в ущерб эмоциональному ведет к нарушениям эмоционального развития ре- бенка, низкому уровню развития у него воображения и креативности. По мнению Захарова, классическая триада — тревожность, аффективность (эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребен- ком) и гиперсоциальность — образует то сочетание особенностей воспита- ния, которое влечет за собой невротизацию ребенка. Захаров [1997] выделил ряд особенностей воспитательного стиля роди- телей, являющихся фактором риска нарушений эмоционально-личностно- го развития ребенка (см. табл. 4).
Таблица4 Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И. Захарову)
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 207
Продолжение табл. 4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.007 с.) |