Консультирование по проблеме развода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование по проблеме развода



 

Говоря о задачах психологического консультирования по проблеме разво- да, мы имеем в виду лишь случаи, когда решение о разводе супругами уже принять. Более уместно говорить здесь о психологическом сопровождении развода. Необходимость такого сопровождения безусловна, когда в семье есть дети. В значительной степени такое консультирование выполняет ин- формационную функцию [Алешина, 1994].

Основными задачами консультирования в случае развода являются:

•посредничество в разрешении проблем экономического развода су- пругов в режиме ограниченного времени — территориальные споры, раздел имущества, вопросы материально-финансовой поддержки;

•консультирование по проблеме установления опекунства, согласова- ния условий участия родителя, проживающего отдельно, в воспитании ре-


306 Глава 5. Основы семейного консультирования

 

 

бенка (частота и продолжительность, территория встреч, участие третьих лиц и пр.);

• консультирование по проблеме подготовки детей к распаду семьи и се-

парации одного из родителей (время и форма информирования ребенка о разводе, выработка стратегии и тактики поведения родителей в период раз- вода и постразводный период);

•формирование нового образа семьи, помощь в планировании разреше- ния проблем, связанных с изменением ролевой структуры семьи и выходом женщины на работу (как правило, после развода мать либо выходит на ра- боту, если она ранее не работала, либо ищет сверхурочную или дополни- тельную работу);

•оптимизация детско-родительских отношений и типа семейного вос- питаниякакпрофилактикаэмоционально-личностных нарушенийдетей, переживших развод;

•сопровождение эмоционального развода, создание сети социальной поддержки разведенных супругов;

•сотрудничество в решении задачи реконструкции личностной иден- тичности разведенного супруга, профилактика депрессии, роста тревожно- сти, развития страхов и фобических реакций;

•работа с ребенком с целью предупреждения эмоционально-личност- ных нарушений развития и поведенческой дезадаптации;

•оптимизация отношений разведенных супругов для обеспечения ус- ловий эффективного выполнения ими родительской функции воспитания детей.

В табл. 7 сформулированы основные обращенные к родителям реко-

мендации, преследующие цель предупреждения негативных последствий развода для всех членов распавшейся семьи.

Важным направлением консультативной работы в сфере оптимизации детско-родительских отношений в постразводный период является посред- ничество между родителями в переговорах для определения конкретных форм реализации родительской функции разведенным супругом, прожива- ющим отдельно. В последнее десятилетие явно наметилась тенденция воз- растания инициативы и активности отцов в направлении сохранения сво- ей воспитательной роли. Удивительно, но одной из проблем, с которой приходится сталкиваться психологу в консультации, является противодей- ствие матерей, их негативизм и сопротивление попыткам отцов сохранить отношения с детьми после развода. Необходимо знать основные принципы, которыми должны руководствоваться родители при достижении догово- ренности об участии отцов в воспитании детей. Их несколько:

 
1. Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим ро- дителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, при- нятии и уважении его как отцом, так и матерью. Если родитель, прожива- ющий отдельно, длительное время не общается с нужно суметь


§ 5. Консультирование по проблемам семьи 307

 

 

найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая со- мнению чувства к нему такого родителя.

2. Образ каждого из родителей должен быть позитивным. Ребенок дол- жен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслужива- ющие любви и уважения.

3. Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положе- ние как естественное и сформировать такую же установку у ребенка. Не стыдиться развода, не говорить о разводе как постыдной недостойной ситу- ации и не умалчивать о нем. Объяснить ребенку, что неполная семья — ни- чем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

4. Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супру- гами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его но- вой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, вы- сказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.

5. Надо работать над тем, чтобы отношения ребенка с родителем, про- живающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не долж- но быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невоз- можно очное общение, можно использовать письма, телефонные переговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необхо- димости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и со- хранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя — посто- янного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и на- стаивать на них.

6. Семейная история не только не должна прерываться с разводом, она должна иметь продолжение. Семейные фотографии и видеозаписи, семей- ные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, долж- ны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брач- ных отношений в будущей семье самого ребенка.

7. Нельзя ограничивать и прерывать отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказан- ные правила распространяются и на прародителей.

8. Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери. Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, автори- тетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, кото- рые может играть новый член семьи в жизни ребенка.


308 Глава 5. Основы семейного консультирования

 

Таблица 7

Психологические рекомендации супругам во время и после развода

 

В сфере отношений с бывшим супругом В сфере отношений с детьми В сфере отношений с друзьями
  Укрепляйте сотрудниче- ство и доброжелательные отношения с экс-супругом во время развода Объясните детям ситуа- циючестно, понятно, не скрывая правды Ваши друзья — ваша сила. Укрепляйте широкую сеть поддержки, не довольст- вуйтесь общением с од- ним-двумя самыми близ- кими друзьями
  Будьте добры и терпели- вы к себе и другим Объясните, что мама и па- па всегда будут любить их и останутся с ними Не ждите, когда друзья позвонят или придут к вам. Сделайте это сами
  Не ищите виноватого, спокойно проанализируй- те свои ошибки, чтобы не допускать их в будущем Избегайте бурных объяс- нений и конфликтов с су- пругом, обвинений в его адрес в присутствии ре- бенка Не заставляйте ваших друзей принимать чью-то сторону и выбирать между вами и бывшим супругом, ведь они друзья вам обоим
  Сумейте поблагодарить экс-супруга за все хоро- шее, что вам довелось пе- режить вместе Вы разводитесь друг с другом, а не с ребенком! Не просите ребенка ре- шать, с кем из родителей он останется, и не выпы- тывайте, кого он больше любит. Ребенок любит обоих родителей Не расспрашивайте дру- зей о бывшем супруге, им может быть неловко, они почувствуют себя «шпио- нами»
  Сумейте сказать себе и экс-супругу: «Да, мы боль- ше не муж и жена, но наши отношенияпродолжаются как отношения матери и отца наших детей» Не ограничивайте воз- можности ребенка в обще- нии с папой, бабушками и дедушками — он сейчас как никогда нуждается в любви и внимании Обсудите с бывшим су- пругом, как вам общаться с общими друзьями
  Пожелайте удачи экс-су- пругу, ведь его благополу- чие — залог поддержки и опоры вашим детям в бу- дущем Не терзайтесь чувством вины за разрушенную се- мью,сконцентрируйтесь на том, как устроить жизнь по-новому. Старайтесь быть счастли- вым — счастливый роди- тель — счастливые дети Не критикуйте бывшего супруга перед друзьями
  Фокусируйтесьнабуду- щем—любоеизменение, пусть даже и развод, откры- вает новые возможности Избегайте ненужных из- менений в жизни детей после развода  

 

Одним из важнейших принципов организации психологического кон-

сультирования разведенных супругов является делегирование ответствен- ности за эффективное преодоление следствий развода разведенному су- пругу. Стремление психолога присвоить право принятия ответственного решения относительно стиля жизни разведенной семьи — не просто лож-


§ 5. Консультирование по проблемам семьи 309

 

 

ный, но и крайне опасный шаг, ведущий к стагнации постразводного синд- рома и формированию зависимости клиента.

 

 

Вопросы и задания

 

1. В чем сходство и различия семейного консультирования и семейной психотерапии?

2. Дайте краткую характеристику основным моделям психологической работы с семьей.

3. В чем состоят задачи психологического семейного консультирования?

4. Охарактеризуйте стратегию психологического консультирования по поводу супружеской измены.

Какова последовательность основных этапов семейного консультирования?


 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М, 2000.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1990.

Акслайн В. Игровая терапия. М., 2000.

Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.

Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14.

Психология. 1987. № 2. С. 60-72.

АлешинаЮ.Е.,ГозманЛЯ.,ДубовскаяЕМ. Социально-психологическиеметодыисследования супружескихотношений.М.,1987.

Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отноше- ний супругов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 2. С. 44—53.

Алешина Ю.Е., Воловик А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психоло- гии. 1991. № 4.

Алъперович В А. Социальная геронтология. Ростов н/Д., 1977.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

Антонов AM., Борисов В А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.

Антонов AM. Микросоциология семьи. М., 1998.

Аниупов А.Я., Шипилов AM. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992.

Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом режиме. Екатеринбург, 1999.

Ачильдиева Ф.Н. Городская многодетная семья // Социс. 1990. № 9. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. БайярдР. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.

Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуэна // Вопросы психологии. 1991. № б.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Блонский П.П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагог, и психолог, сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1979.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2,4. Браун Дж., КристенсенД. Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001. Брутман В.И., Варга АЯ., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование деви-

антного материнства //Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2.

БрутманВ.И.,ПанкратоваМ.Г.,ЕтколоповС.Н. Некоторыерезультатыобследованияженщин, отказывающихся от своих новорожденных детей //Вопросы психологии. 1994. № 5.

БурменскаяГ.В.,ЗахароваЕМ.,КарабановаОА.идр. Возрастно-психологическийподходккон- сультированию детей и подростков. М., 2003.

ВаргаАЯ.,СмеховВА. Психологическаякоррекциявзаимоотношенийдетейиродителей//Вест- ник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 4.

Варга АЯ. Типы родительского отношения. Самара, 1997.


Литература 311

 

 

Варга АЯ. Системная семейная психотерапия //Журнал практической психологии и психоана- лиза. 2002. №

Васильева ЕЛ. Процесс индивидуации как условие нормального развития семьи //Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.

Вассерман Л.И., Горькавая И А., Ромицина Е.Е. Тест «Подростки о родителях». М., 1995.

Вжникотт Д.В. Разговор с родителями. М., 1995.

Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998.

Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности //Вопросы психологии. 1989. № 2.

ВолковаА.Н.,ТрапезниковаТ.М. Методическиеприемыдиагностикисупружескихотношений// Вопросы психологии. 1985. № 5.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3.

ВыготскийЛ.С. Проблема возраста// Психология. М., 2000.

Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4.

Гаврилова Т.П. Психология семьи. М., 2002.

Ганичева АЛ. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. М, 2002. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев ДМ. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1993.

Глушко Т. Как пережить развод? СПб., 2002.

ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

ГолодСМ. Моногамнаясемья:кризисилиэволюция?//Социально-политическийжурнал.1995.

№6.

Гордон Т. Повышение родительской эффективности // Популярная педагогика. Екатеринбург,

1997.

Гурко ТА. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи //Социс. 1982. № 2. Джайнотт X. Родители и дети. М., 1986. ДонцовА.И.,ПолозоваТА. Проблемаконфликтавзападнойпсихологии//Психологическийжур-

нал. 1980. № 6.

Дрейкурс Р., Зольц В. Счастье вашего ребенка / Под ред. А.В. Толстых. М., 1986.

Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

Думитрашку ТА. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 1996.

№2.

ДумитрашкуТА. Факторыформированияиндивидуальностиребенкавмногодетнойсемье:Дис.... канд. психол. наук. М., 1992.

Жинот X. Родители и подростки. Ростов н/Д., 1997.

Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

Захаров АИ. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.

Захаров AM. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.

Захарова ЕМ., Филиппова ГГ., Печникова Е.Ю. Новая книга о беременности, и не только... М.,

2002.

Зацепин В.И. Молодая семья. Киев, 1991.

ЗдравомысловаОМ. Психологическиеисоциально-культурныефункциисемьи//Эволюциясе- мьи и семейная политика в СССР. М., 1992.

Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.

Земска М. Семья и личность. М., 1986.

ЗидерР. Социальная история семьи. М., 1997.

Исаев ДМ. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.

КалмыковаЕ.С. Психологическиепроблемыпервыхлетсупружескойжизни//Вопросыпсихоло- гии. 1983. № 3.

Карабанова О А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

КарабановаОА. Психологическиеособенностиродительско-детскихотношенийвподростковом возрасте//Семейноеконсультированиеисемейнаяпсихотерапия/Подред.Э.Г.Эйдемиллера, А.З. Шапиро. СПб., 2001.


312 Литература

КарабановаОА. Социальнаяситуацияразвитияребенка:структура,динамика,принципыкоррек- ции: Дис.... д-ра психол. наук. М., 2002.

КараиубаТ.К. Особенностижизненногоипрофессиональногостановленияединственныхдетейв семье: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1998.

КлеМ. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М, 1991.

Ковалев СВ. Психология семейных отношений. М., 1987. Ковалев С.В: Психология современной семьи. М., 1988. Кон И.С Ребенок и общество. М., 1988.

Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1989.

Кондратьева В.В. Психологические особенности внутрисемейных отношений в гражданском браке: Дипломная работа. М.: МГУ, 2000.

 

 

КоробейниковИА. Оценкаролисемейнойсоциализациивгенезисенарушенийпсихосоциального развитиявдетскомвозрасте//Социальнаядезадаптация:нарушенияповеденияудетейипод- ростков / Под ред. Н.В. Вострокнутова и А.А. Северного. М., 1996.

КорчакЯ. Как любить детей. М., 1990.

Кошелева ЮЛ. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений // Вопросы психологии. 1998. № 2.

Кошелева ЮЛ. Психолог-консультант в службе знакомств // Практический психолог. 2001. № 5—6.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Красницкая Г.С. Усыновление: вопросы и ответы. М., 1997.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.

Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1997. № 2.

КутсарД. Охарактерахсупруговвсвязиснекоторымипоказателямиатмосферыобщениявкон- фликтной семье //Социально-демографические исследования семьи. Рига, 1980.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.

Латмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Ланцбург М.Е. Перинатальная психология. М., 2000.

ЛевковичВ.П.,ЗусъковаО.Э. Социально-психологическийподходкизучениюсупружескихкон- фликтов // Психологический журнал. Т. 6.1985.

Лисина ММ. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1989.

Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999

Лишенные родительского попечительства / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991.

Лэндрет ГЛ. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

МайерсД. Социальная психология. СПб., 1999.

МакушинаОЛ. Психологическаязависимостьподростковотродителей:Дис....канд.психол.на- ук. М, 2001.

Mud M. Культура и мир детства. М., 1989.

Минухин С, Фиишан Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.

Мишина Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы пси- хологической диагностики и коррекции в клинике / Ред. М.М. Кабанов и др. Л., 1983.

МишинаТ.М. Психологическоеисследованиесупружескихотношенийприневрозах//Семейная психотерапияпринервныхипсихическихзаболеваниях/Подред.В.К.МягериР.А.Зачепиц- кого. Л., 1987.

Мухина B.C. Близнецы. М., 1981.

Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.

Нельсен Дж., Лот Л., Глен Ст. Воспитание без наказания. М., 1997.

НовикЕ.С. Архаическиеверованиявсветемежличностнойкоммуникации//Историко-этногра- фические исследования по фольклору. М., 1994.

ОбозовН.Н.,ОбозоваАЛ. Триподходакисследованиюпсихологическойсовместимости//Во- просы психологии. 1984. № 2.


Литература 313

 

 

ОбозоваАЛ. Психологическиепроблемыслужбысемьиибрака//Вопросыпсихологии.1984.№3.

Олейник ЮЛ. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический жур- нал. Т. 7. № 2.1986.

ОщепковаА.П.,ЭпштейнМ.З. Томскаясемья:особенностиееразвитияиформированиянравст- венной культуры личности. Томск, 1995.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. М., 1993.

ПетровскаяЛ.А. Теоретическиеиметодическиепроблемысоциально-психологическоготренин- га. М., 1982.

Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии.

1983. № 2.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. и предисловие В.Я. Пилиповского. М., 1992.

ПопцоваЕ.В. Качестваматериипсихическоеразвитиеребенкараннеговозраста:Автореф.дис.... канд. психол. наук. М., 1995.

РадионоваМ.С. Динамикапереживанияженщинойкризисаотказаотребенка:Дис....канд.пси- хол. наук. М., 1997.

Радионова М.С. Причины отказа от материнства // Человек. 1996. № 5. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. М, 2001. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. М, 1983.

Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1989.

СкиннерБ. Оперантноеповедение//Историязарубежнойпсихологии.30-е—60-егодыXXвека/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.

Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. 2. Киев, 1991.

СмеховВ.А. Опытпсихологическойдиагностикиикоррекцииконфликтногообщениявсемье// Вопросы психологии. 1985. № 4.

Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку II Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.

Соловьев НЯ. Брак и семья сегодня. Вильнюс, 1977.

Сорокина А.И. Проблемы конфликтности в педагогической психологии. М., 1999. Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1985. СпиваковскаяА.С. Обоснованиепсихологическойкоррекциинеадекватныхродительскихпози-

ций // Семья и формирование личности. М., 1981. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 1999. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1986.

Сысенко В А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.

Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М, 1989.

Технологиииприемыпрофессиональноговоздействиявсоциальнойработесослучаямисемей- ного насилия. М., 2001.

ТийтЭ. Факторыриска,вызывающиерасторжениебрака//Социально-демографическиеиссле- дования семьи. Рига, 1980.

УголеваЕ.Ю. Интегративныйподходвсемейномконсультированииипсихотерапии//Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989. Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

ФрименДж. О первенцах //Семья и школа. 1996. № 2.

Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. М., 1990.


314 Литература

 

 

Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

ХарчевАТ. Брак и семья в СССР. М., 1979.

ХолмсТ.Х.,РазР. Оценочнаяшкалаобщественнойприспособляемости//Журналпсихосомати- ческих исследований. 1967. Т. 2.

ХоментпаускасГ. Использованиедетскогорисунка.дляисследованиявнутрисемейныхотноше- ний // Вопросы психологии. 1986. № 1.

Хоментпаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1985.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М, 1993.

ХьеллЛ., ЗииерД. Теории личности. СПб., 1997.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993.

Черников A.S. Введение в семейную психотерапию. М, 1998.

Шапиро А.З. Тема семьи в психологии XXI века: пророчества и прогнозы // Семейные психоте- рапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.

Шапиро А.3., Семейная психология // Социальная энциклопедия. М., 2000. Шапиро В Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М, 1983. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М, 2000.

Шостром Э. Антикарнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и семейной психотерапии. М.; СПб., 1996.

Эйдемиллер Э.Г., Юстщкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.

ЭеллЛ., ЗииерД. Теории личности. СПб., 1997. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993. Черников A.S. Введение в семейную психотерапию. М, 1998.

Шапиро А.З. Тема семьи в психологии XXI века: пророчества и прогнозы // Семейные психоте- рапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.

Шапиро А.3., Семейная психология // Социальная энциклопедия. М., 2000. Шапиро В Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М, 1983. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М, 2000.

Шостром Э. Антикарнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и семейной психотерапии. М.; СПб., 1996.

Эйдемиллер Э.Г., Юстщкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.

d Developmental Perspectives / Eds. Sperling, M.B., Berman. N.Y.,

2000.

Amato P., Both A. A prospective study of divorce and parent-child relationships //J. of Marriage and Family.

1996. №58.

BaumrindD. Early socialization and the discipline controversy. NJ: General Learning Press, 1975.

BaumrindD. Rearing competent children// Child development today and tomorrow/ Ed. W. Dammon.

S-Fr., 1989.

BaumrindD. Effective parenting during the early adolescent transitions// P.A. Cowan, E.M. Hetherington

(eds.). Family transitions. N.Y., 1991.

Block J.H., Block J., & Gjerde.P. The personality of children prior to divorce. A prospective study // Child Development. 1986. № 57. Pp. 827-840.

BowlbyJ. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. N.Y.: Basic Books.

1988.

Brammer L.M., Abrego PJ., Shostrom El. Therapeutic Counceling and Psychotherapy. 6th ed. NJ: Prentice Hall, 1993.

Brent DA., Kolko DJ. Psychotherapy: Definitions, mechanisms of action, and relationship to etiologi- cal models //J. of Abnormal Child Psychology. 1998. Vol. 26, № 1. Pp. 17-23.

Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge, MA: Harvard University Press,

1989.

CabreraN.,Tamis-LeMondaC.S.,BradleyR..H.,HofferthS.,LambM.E. FatherhoodintheTwenty-First

Century. Child Development. Vol. 71. № 1. Pp. 127-136.


Литература 315

 

 

Carlson C.I., Cooper C.R. & Spradling V.Y. Developmental implications of shared versus distinct per- ceptions of the family in early adolescence // New Directions for Child Development. 1991. № 51. Pp. 13-32.

Carter B. & McGoldrick M. (eds.) The changing family life cycle — a framework to family therapy. Boston: Allyn & Bacon, 1988.

Coopersmith S. The antecedents of the self-esteem. N.Y., 1967.

Cooper С Grotevant H. Gender issues in the interface of family experience and adolescents' friendship and dating identity //J. of Youth and Adolescence. 1987. № 16.

Crittenden P. Approach to Continuity and Change in Pattern of Attachment // The Organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture and Context / Ed. by P.Crittenden and A. Claussen. N.Y., Cambridge Univ. Press, 2000.

Curtis R. Adolescent orientations towards parents and peers: Variations by sex, age and socioeconomic status // Adolescence. 1975. № 10. Pp. 483-494.

Damon W. Social and personality development: Infancy through adolescence. N.Y., 1983.

Dawkins R. The Selfish Gene. Oxford: Oxford University Press, 1976.

Dekovik M., Noom M. & Meeus W. Expectation regarding development during adolescence: parental and adolescent perception //J. of Youth and Adolescence. 1997. № 3.

Demo D., Small S., Savin- Williams R. Family Relations and the self-esteem of adolescents and their par- ents //J. of Marriage and Family, 1987. № 49.

DozierM. Motivation for Caregiving from an Ethological Perspective // Psychological Inquiry. 2000.

Vol. 11. №2. Pp. 97-100.

DryfoosJ.G. Adolescents at risk: Prevalence and prevention. N.Y., 1990.

Epstein N.B., Bishop D.S., Levin S. The McMaster model of family functioning // J. of Marriage and

Family Compelling. 1978. № 4. Pp. 19-31.

Ferreira AJ. Family myths // Psychiatric Research Reports. 1966. 20. Pp. 86—87.

Frank S., Pirch L., Wright V. Late adolescents' perceptions of their parents: relationships among deide- alisation, autonomy, relatedness, and insecurity and implications for adolescent adjustment and ego identity status //J. of Youth and Adolescence. 1990. № 6.

Ginott H. Teacher and child. N.Y., 1972.

Goodnow J.J. Parent's ideas, children's ideas: Correspondence and divergence // I.E. Sigel, A.V. McGillicuddy-DeLisi & J.J. Goodnow (eds.). Parental Belief systems. Hillsdale, NJ, 1992.

Pp. 293-317.

GrusecJ., Goodnow J., Kuczynski L. New directions in analyses of parenting contributions to children's acquisition of values // Child Development. 2000. № 1.

Harris J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of development // Psychological Review. 1995. Vol. 102. № 3. Pp. 458-489.

Havighurst RJ. Developmental Tasks and education. N.Y., 1967.

Hetherington EM. Coping with family transitions: Winners, losers and survivors // Child Development.

1989. № 60. Pp. 1-14.

Hetherington EM. & Clingempel, W.G. Coping with marital transitions // Monographs of the Society for Research in Child Development. 1992. № 57 (2-3, Serial № 227).

Hoffman Ml. Altruistic behavior and the parent-child relationship // J. of Personality and Social

Psychology. 1975. № 31. pp. 937-943.,

Jackson S., Cicognani E., Charman L The measurement of conflict in parent-adolescent relationships //

Conflict and development in adolescence. 1996.

Jonnes D. The matrix of Narrative: family, systems and semiotics of story. N.Y., 1990.

Karabanova О A., Podolskij A.I., Zacharova E.I. The peculiarities of child-parent experience in adolescence

// The IX-th European Conference on Developmental Psychology. 1—5 September 1999, Greece.

LampertA. The evaluation of Love // Westport, Praeger Publ., 1997.

Lerner R.M. & LernerJ.V. Children in their contexts: A goodness-of-fit model // Lancaster J.B., Altmann J., Rossi A.S.& Sherrod L.R. (eds.). Parenting across life-span: Biosocial dimensions. N.Y.,

1987. Pp. 377-404.


316 Литература

 

 

 
R.E. An exploration of the effect of select family socialization variables on teenage alcohol use //

J. Alcohol and Drug Education. 1989. № 34 (3).

Maccoby E.E. Social development: Psychological growth and the parent-child relationship. N.Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.

Miller S.A. Parents' attributions for their children's behavior // Child Development. 1995. № 66.

Pp. 1557-1584.

Minuchin S. Families and Family Therapy. Cambridge, Harvard Univ. Press, 1974.

Montemayor R. The relationship between parent-adolescent conflict and amount of time adolescents spent alone and with parents and peers // Child Development. 1982. № 53.

Moore D. Parent-adolescent separation: The construction of adulthood by late adolescents // Developmental Psychology. 1987. № 23. Pp. 298-307.

Murphey DA. Constructing the Child: Relations between Parents Beliefs and Child Outcomes // Developmental Review. 1992. № 12. Pp. 199-23.

Murstein B.I. Marital choice // F. Wolman (ed.) Handbook of developmental psychology. N.Y.: Prentice-Hall, 1982.

Neugarten B.L. Personality and aging //J.E. Birren & K.W. Shaie (eds.). Handbook of the Psychology of aging, N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1977. Pp. 626-649.

Nye E.G. Role structure and analysis of the family. London, 1976.

Olson D. Circumplex Model of Marital and Family Systems. Assessing Family Functioning // Walsh, Froma. Normal Family Processes. N.Y./London: Guilford Press, 1993.

Reedy M.N., Birren J.E., & Shaie K.W. Age and sex differences in satisfying love relationships across the life-span // Human Development. 1982. Mb 24. Pp. 52-66.

Rhyne D. Bases of marital satisfaction among men and women //J. of Marriage and the Family. 1981.

№ 43. Pp. 941-945.

Rueter M.A., & Conger, R.D. Interaction style, problem-solving behavior, and family problem-solving effectiveness // Child Development. 1995. № 66. Pp. 98-115.

Sachter S. The Psychology of Affiliation. Stanford, 1959.

Schubert H. Family size//J. of Genetic Psychol. 1985. № 146 (1).

Siegal M. Are sons and daughters treated more differently by fathers than by mothers? // Developmental Review. 1987. № 7. Pp. 183-209.

Singer L.M., Brodzinsky DM., Ramsay D., Steir M. & Waters, E. Mother-infant attachment in adoptive families // Child Development. 1985. № 56. Pp. 1543-1551.

SmetanaJ.G. Adolescents' and parents' reasoning about actual family conflict // Child Development.

1989. № 60. Pp. 1052-1067.

Snow M.,Jacklin C. and Maccoby E. Birth order differences in peer sociability at 33 months // Child

Development. № 52.1975.

Stattin H., KerrM. Parental monitoring: a reinterpretation // Child Development. 2000. № 4.

Stein C, Wemmerus V. et al. «Because they're my parents»: an integrational study of felt obligation and parental caregiving //J. of Marriage and Family. 1998. № 60.

Steinberg L, & Silverberg, S.B. The vicissitudes of autonomy in early adolescence // Child development.

1986. №57. Pp. 841-851.

Stemberg RJ. The triarchic mind. N.Y.: Viking, 1988.

Sullivan K. & Sullivan A. Adolescent-parent separation // Developmental Psychology. 1980. № 16.

Pp. 93-99.

Sulloway F. Born to Rebel. Birth order, family dynamics, and creative lives. 1996.

Thornton A., Orbuch Т., Axinn W. Parent-child relationships during the transition to adulthood //J. of

Family Issues. 1995. № 5.

Trivers R.L. Parental Investment and sexual selection // B.Campbell (ed.). Sexual selection and the descent of man. 1981-1971. Chicago: Aldine-Atherton, 1972. Pp. 136-179.

UdryJ.R. The social context of marriage. N.Y.: Lippincott, 1974.

Yogi-Bauer S., Kalbfleisch P., Beatty M. Perceived equity, satisfaction, and relational maintenance in parent-adolescent dyads //J. of Youth and Adolescence. 1999. № 1.


Литература 317

 

 

Wagner M. Schubert Я. Family size.//J. of Genetic Psychol. 1985. № 146 (1).

WallersteinJ.S. Children of divorce: Stress and developmental tasks // N.Garmezy and M.Rutter (eds.). Stress, coping and development in children. NY: McGraw Hill, 1983.

WallersteinJ.S., Kelly J.,B. Surviving the breakup: How children and parents cope with divorce. N.Y.,

1980.

Walsh F From Family Damage to Family Challenge // Ed. by R.H. Mikesell et al. N.Y., 1996.

Watzlawick P., Weakland I. & Fish R. Change: Principles of problem formation and problem resolution. N.Y.: Norton, 1974.

WeikerH. Birth order and illness behavior //J. Individ. Psychol. 1973. № 29.

Whisman M.A., Dixon A.E., Johnson B. Efficacy of family interventions for the treatment of marital dis- cord //J. of Marital and Family Therapy. 1997. № 42.

White L Contagion in family affection: mothers, fathers, and young adult children //J. of Marriage and

Family. 1999. №61.

Winnicott D.V. The Maturational Processes and the Facilitating Environment. London, 1965. Youniss M. and SmollarJ, Adolescent Relations with Mother, Fathers, and Friends. Chicago, 1985. Zajonc R.B. Attitudinal effects of mere exposure //J. of Personality and Social Psychology. 1968. № 9.

Pp. 1-27.

Zajonc R.B., Markus H., Markus G. The birth order puzzle // J. of Personality and Social Psychology.

1979. №37 (8). Pp. 1325-1341.


 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи психологии семьи 5

 

ГЛАВА 1. Культурно-историческая природа семьи 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.243 с.)