Семейнаяпсихотерапияисемейноеконсультирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семейнаяпсихотерапияисемейноеконсультирование



 

Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным, социальным аспектам семейной жизни и проблемам воспитания и обучения детей. Пери- од с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыва- нием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930—1940-е гг. возникает особая практика консультирования су- пружеских пар, в которой фокус работы смещается с психических наруше- ний личности на проблемы общения и жизни супругов в семье. В 1950-е гг. утверждается практика и термин «семейная терапия». В отличие от психо- анализа, где в центре внимания оказывались интрапсихические процессы, семейная психотерапия направлена на межперсональные, интерпсихичес- кие процессы и оптимизацию функционирования семьи как единого цело- го. В 1949 г. в США были выработаны профессиональные стандарты для проведения супружеского и семейного консультирования, а уже в 1963 г. в Калифорнии — введены правила и нормы лицензирования для семейных консультантов [Brammer, Abrego, Shostrom, 1993]. Важным источником раз- вития семейной психотерапии стало междисциплинарное взаимодействие психологии, психиатрии (М. Боуэн, С. Минухин, Дж. Джексон), практики социальной работы (В. Сатир).

Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологи- ческой помощи семье. Первоначально всеми основными открытиями и на- работками эта область была обязана семейной психотерапии. Наиболее значимыми для развития семейного консультирования факторами стали: переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-роди- тельских отношений, так и в форме совместной супружеской терапии в

1940-х гг.; начало разработки системного подхода Н. Аккерманом; создание Дж. Боулби теории привязанности; распространение бихевиоральных ме- тодов диагностики и терапии на работу с семьей и создание совместной се-


§ 1. Развитие практики семейного консультирования... 281

 

 

мейной психотерапии В. Сатир. Благодаря значительным успехам семей- ной психотерапии и бурному росту спроса на ее услуги число членов Аме- риканской терапевтической ассоциации по браку и семье за десятилетие с

1978-го по 1986 г. удвоилось. Бурное развитие практики сделало востребо- ванным и развитие научных исследований в области семьи, что привело к выделению самостоятельной особой психологической дисциплины — пси- хологии семьи. Параллельно развитию семейной психотерапии и семейной психологии шло интенсивное развитие сексологии, в которой главными ве- хами стали работы А. Кинси, В. Мастерса и В. Джонсона и начало консуль- тирования в этой сфере семейных отношений [Кон, 1989].

В отечественной науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Однако еще в конце XIX в. воз- никло учение о «семейном лечении» различных психических расстройств и необходимости проведения семейной диагностики. Основоположником семейной терапии в России считают И.В. Маляревского, который в своем лечении психически больных детей и подростков исходил из необходимо- сти специальной работы в рамках «семейного воспитания» с родственника- ми больных детей. Значительную роль в становлении отечественной се- мейной психотерапии сыграли ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева — В.К. Мягер, А.Е. Личкр, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Заха- ров, Т.М. Мишина. Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. На первом — «психиатрическом» — этапе исследователи исходили из пред- ставления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов. На втором — «психодинамическом» (психо- аналитическом) — этапе фокусом терапии стали сформированные в дет- ском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собствен- ной семье. Наконец, третий этап — системная психотерапия — характери- зуется синтезом системного подхода и психологии отношений В.Н. Мяси- щева и созданием оригинальной концепции патологизирующего семейного наследования (Эйдемиллер). Ведущим принципом семейной психотера- пии, развиваемой в рамках этого направления, является принцип взаимной акцептации психотерапевта и семьи. Важным фактором развития семей- ной психотерапии, определившим становление семейного консультирова- ния как особой психологической практики, в нашей стране явились работы В.В. Столина, А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, А.Я. Варги и др.

История семейной психотерапии и история семейного консультирова- ния столь тесно переплетены и взаимообусловлены, что это дает основание ряду исследователей и практиков считать семейное консультирование раз- новидностью семейной психотерапии, имеющей отличительные признаки, границы и объем вмешательства [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Для реше-


282 Глава 5. Основы семейного консультирования

 

 

ния вопроса о том, является ли семейное консультирование видом семей- ной психотерапии или качественно иной практикой оказания психологиче- ской помощи, необходимо уточнить содержание самого понятия «психоте- рапия», выявить сходство и различия консультирования и психотерапии. Проблема социального, научного и прикладного статуса, содержания и пер- спектив развития психотерапии в контексте становления психологической практики в современном обществе стала предметом глубокого и всесторон- него анализа и оживленной международной дискуссии [Brent, Kolko, 1998]. Психотерапия (лечение души) рассматривается как особый вид межлично- стного взаимодействия, при котором пациентам, страдающим от болезни, оказывается профессиональная помощь психологическими средствами в решении связанных с ней психологических проблем.

Сегодня можно говорить о психотерапии в медицинском, социологичес- ком, психологическом и философском аспектах. В философском аспекте психотерапия выступает как определенный вид общения между людьми, в социологическом — как инструмент социального контроля и манипуляции сознанием и поведением людей, наконец в психологическом — как метод психологического воздействия, обеспечивающий личностный рост, развитие и научение личности. В медицинском аспекте психотерапия есть система ле- чебного воздействия на психику больного и через психику на соматическое состояние и функционирование организма, а также на психологические про- явления человека. Психологическое консультирование рассматривается как особый вид социального и межличностного воздействия, направленного на оказание психологической помощи клиенту, в котором специально обучен- ный, компетентный и облеченный соответствующими социальными полно- мочиями консультант помогает клиенту в разрешении его проблем и трудно- стей психологического характера. Диалогическая природа психотерапии, равно как и психологического консультирования, позволяет моделировать в особой ситуации человеческую связь, отношения и взаимодействие как ос- нову формирования психологических новообразований сознания и личнос- ти человека. Центральным и определяющим моментом в консультировании, как и в психотерапии, является общение терапевта с клиентом, реализуемое через установление терапевтической связи, помощь в исследовании пробле- мы и поиске путей ее решения, где мера активности терапевта значительно варьируется в зависимости от теоретической модели механизмов терапевти- ческоговоздействия.Принципиальноеразличиеконсультированияипсихо- терапии связано' с каузальной моделью объяснения причин трудностей и проблем развития личности, ставшей объектом психологического воздейст- вия. Соответственно, психотерапия ориентируется на медицинскую модель, в которой семья выступает важным этиологическим фактором, обусловлива- ющим возникновение и патогенез личности, с одной стороны, и ее ресурсы жизнестойкости и устойчивости'— с другой. Так, в медицинской модели бо- лезни акцентируется важность наследственного фактора и конституцио-


§ 1. Развитие практики семейного консультирования... 283

 

 

нальных особенностей человека, неблагоприятных средовых факторов в воз- никновении дисфункции семьи. Психотерапевт выступает «посредником» между клиентом (семьей) и проблемой, играя ведущую роль в ее разреше- нии. В модели консультирования в фокусе внимания оказываются задачи развития семьи, особенности ее ролевой структуры и закономерности функ- ционирования. Консультант создает условия для организации ориентировки клиента в проблемной ситуации, объективирования проблемы, анализа си- туации, планирования «веера» возможных решений. Ответственность за принятие решения и его реализацию составляет прерогативу самого клиен- та, способствуя его личностному росту, жизнестойкости его семьи.

Цели.семейного консультирования могут быть определены как разви- вающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и самораз- вития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры се- мьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели свя- заны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные — с ус- пешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи. Очевидно, что разделение всех названных целей возможно лишь на уровне научной абстракции. В реальной консультативной практике достижение их проис- ходит в целостном процессе совместной работы клиента и консультанта над проблемами клиента. Вместе с тем можно говорить и о том, что различ- ные теоретические подходы и школы семейного консультирования фоку- сируют внимание на различных целях. Например, в поведенческом подхо- де акцент переносится на адаптацию поведения клиента и, соответственно, на решение адаптивных задач. В гуманистически-ориентированном подхо- де центром сотрудничества становится личностный рост и саморазвитие клиента, при семейном консультировании — семья в целом.

 
Важной социальной задачей семейного консультирования является консультирование семьи в трудной жизненной ситуации. Ее признаки: дет- ская дезадаптация и нарушения развития детей, супружеская рассогласо- ванность, неадекватное взаимодействие семьи с социумом (микро- и мак- росоциум), личностные нарушения и дезорганизация в семье. процесс консультирования должны быть включены как практические учрежде- ния — центры психолого-социально-педагогической поддержки семьи, уч- реждения собственно системы образования, отраслей социальной сферы, управленческие и административные учреждения, — так и специалисты, непосредственно работающие с семьей [Евграфова, 2001].

Задачи, формы и методы работы с семьей различаются в зависимости от того, в какой сфере семейных отношений и на каком этапе жизненного цик- ла развития семьи осуществляется консультирование — в сфере консуль-


284 Глава 5. Основы семейного консультирования

 

 

тирования по вопросам заключения брака; супружеских отношений, дет- ско-родительских отношений.

Основные задачи семейног о консультирования:

•психологическое консультирование по вопросам брака, включая вы- бор брачного партнера и заключение брака;

• консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

• психологическая помощь семье при разводах;

•консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско- родительских отношений;

• психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания при- емных детей;

• психологическое сопровождение беременности и родов;

• психологическое сопровождение становления родительства;

•психологическое консультирование по вопросам супружеской измены;

• психологическое консультирование в случаях насилия в семье. Начиная с 1970-х гг. в нашей стране активно развивается служба психо-

логической помощи семье [Обозова, 1984]. Организационными формами оказания психологической помощи семье стали: психологические центры и консультации по работе с семьей; службы знакомств; консультации по про- блемам воспитания и развития детей; региональные центры психолого-пе- дагого-социальной поддержки и реабилитации детей и подростков; школь- ная психологическая служба; специализированные кризисные центры (по работе с женщинами, перенесшими семейное насилие; по профилактике суицидов); женские консультации (психологическое сопровождение бере- менности и родов); психологические кабинеты в учреждениях здравоохра- нения (репродуктивные центры, педиатрические кабинеты «здорового ре- бенка», психологические кабинеты в поликлиниках и наркологичования: диспансерах и пр.). Каждый тип перечисленных учреждений решает собст- венные задачи, обеспечивая оптимизацию различных аспектов функцио- нирования семьи.

Новым направлением консультативной работы, реализующим просве- тительско-информационную функцию, стало консультирование посредст- вом СМИ — ответы на вопросы читателей на страницах газет, журналов, пе- реписка с читателями; тематические страницы, теле- и радиопередачи по актуальным проблемам семейной жизни, супружеских и детско-родитель- ских отношений; сайты в Интернете, включающие интерактивные формы работы с клиентом. «Ахиллесова пята» подобных форм консультативной работы — невозможность индивидуального подхода к каждому случаю и по- этому вынужденное ограничение задач консультирования функцией психо- логического просвещения. Заочное психологическое консультирование, как и заочные постановка диагноза и лечение в медицине, абсолютно недопус- тимо, поскольку «цена ошибки» может быть слишком высока.


§ 2. Теоретические основы семейного консультирования 285

 

 

Трудности развития системы психологической помощи семье связаны как с организационными, так и с содержательными причинами. Поскольку центры и учреждения, работающие с семьей, принадлежат различным ве- домствам, возникает необходимость координации их усилий под эгидой со- ответствующей государственной/общественной структуры. К сожалению, сегодня вряд ли можно говорить о подобном центре, сочетающем функции интеграции, координации, организации и контроля деятельности всех уч- реждений, работающих в области оказания психологической помощи се- мье. Серьезной проблемой является также неудовлетворительный уровень подготовки квалифицированных специалистов-психологов для работы в сфере семейного консультирования. Важными шагами для ликвидации не- дочетов в этой области должны стать подготовка и утверждение учебного плана подготовки психологов по специализации «Семейная психология и семейное консультирование», предусматривающего необходимую практи- ку в области консультирования, а также введение системы лицензирования психологов-консультантов, работающих с семьей. Наконец, актуальной за- дачей является создание теоретических основ осуществления семейного консультирования как вида психологического консультирования с диффе- ренциацией задач и содержания собственно семейного консультирования и семейной психотерапии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.016 с.)