Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
СемейнаяпсихотерапияисемейноеконсультированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным, социальным аспектам семейной жизни и проблемам воспитания и обучения детей. Пери- од с конца 1940-х до начала 1960-х гг. отмечен установлением и развертыва- нием практики оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930—1940-е гг. возникает особая практика консультирования су- пружеских пар, в которой фокус работы смещается с психических наруше- ний личности на проблемы общения и жизни супругов в семье. В 1950-е гг. утверждается практика и термин «семейная терапия». В отличие от психо- анализа, где в центре внимания оказывались интрапсихические процессы, семейная психотерапия направлена на межперсональные, интерпсихичес- кие процессы и оптимизацию функционирования семьи как единого цело- го. В 1949 г. в США были выработаны профессиональные стандарты для проведения супружеского и семейного консультирования, а уже в 1963 г. в Калифорнии — введены правила и нормы лицензирования для семейных консультантов [Brammer, Abrego, Shostrom, 1993]. Важным источником раз- вития семейной психотерапии стало междисциплинарное взаимодействие психологии, психиатрии (М. Боуэн, С. Минухин, Дж. Джексон), практики социальной работы (В. Сатир). Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологи- ческой помощи семье. Первоначально всеми основными открытиями и на- работками эта область была обязана семейной психотерапии. Наиболее значимыми для развития семейного консультирования факторами стали: переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-роди- тельских отношений, так и в форме совместной супружеской терапии в 1940-х гг.; начало разработки системного подхода Н. Аккерманом; создание Дж. Боулби теории привязанности; распространение бихевиоральных ме- тодов диагностики и терапии на работу с семьей и создание совместной се- § 1. Развитие практики семейного консультирования... 281
мейной психотерапии В. Сатир. Благодаря значительным успехам семей- ной психотерапии и бурному росту спроса на ее услуги число членов Аме- риканской терапевтической ассоциации по браку и семье за десятилетие с 1978-го по 1986 г. удвоилось. Бурное развитие практики сделало востребо- ванным и развитие научных исследований в области семьи, что привело к выделению самостоятельной особой психологической дисциплины — пси- хологии семьи. Параллельно развитию семейной психотерапии и семейной психологии шло интенсивное развитие сексологии, в которой главными ве- хами стали работы А. Кинси, В. Мастерса и В. Джонсона и начало консуль- тирования в этой сфере семейных отношений [Кон, 1989]. В отечественной науке интенсивное развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Однако еще в конце XIX в. воз- никло учение о «семейном лечении» различных психических расстройств и необходимости проведения семейной диагностики. Основоположником семейной терапии в России считают И.В. Маляревского, который в своем лечении психически больных детей и подростков исходил из необходимо- сти специальной работы в рамках «семейного воспитания» с родственника- ми больных детей. Значительную роль в становлении отечественной се- мейной психотерапии сыграли ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева — В.К. Мягер, А.Е. Личкр, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Заха- ров, Т.М. Мишина. Эйдемиллер выделяет три основных этапа в развитии отечественной семейной психотерапии [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. На первом — «психиатрическом» — этапе исследователи исходили из пред- ставления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого из ее членов. На втором — «психодинамическом» (психо- аналитическом) — этапе фокусом терапии стали сформированные в дет- ском возрасте неадекватные модели поведения, переносимые впоследствии личностью в супружеские и детско-родительские отношения в собствен- ной семье. Наконец, третий этап — системная психотерапия — характери- зуется синтезом системного подхода и психологии отношений В.Н. Мяси- щева и созданием оригинальной концепции патологизирующего семейного наследования (Эйдемиллер). Ведущим принципом семейной психотера- пии, развиваемой в рамках этого направления, является принцип взаимной акцептации психотерапевта и семьи. Важным фактором развития семей- ной психотерапии, определившим становление семейного консультирова- ния как особой психологической практики, в нашей стране явились работы В.В. Столина, А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, А.Я. Варги и др. История семейной психотерапии и история семейного консультирова- ния столь тесно переплетены и взаимообусловлены, что это дает основание ряду исследователей и практиков считать семейное консультирование раз- новидностью семейной психотерапии, имеющей отличительные признаки, границы и объем вмешательства [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Для реше- 282 Глава 5. Основы семейного консультирования
ния вопроса о том, является ли семейное консультирование видом семей- ной психотерапии или качественно иной практикой оказания психологиче- ской помощи, необходимо уточнить содержание самого понятия «психоте- рапия», выявить сходство и различия консультирования и психотерапии. Проблема социального, научного и прикладного статуса, содержания и пер- спектив развития психотерапии в контексте становления психологической практики в современном обществе стала предметом глубокого и всесторон- него анализа и оживленной международной дискуссии [Brent, Kolko, 1998]. Психотерапия (лечение души) рассматривается как особый вид межлично- стного взаимодействия, при котором пациентам, страдающим от болезни, оказывается профессиональная помощь психологическими средствами в решении связанных с ней психологических проблем. Сегодня можно говорить о психотерапии в медицинском, социологичес- ком, психологическом и философском аспектах. В философском аспекте психотерапия выступает как определенный вид общения между людьми, в социологическом — как инструмент социального контроля и манипуляции сознанием и поведением людей, наконец в психологическом — как метод психологического воздействия, обеспечивающий личностный рост, развитие и научение личности. В медицинском аспекте психотерапия есть система ле- чебного воздействия на психику больного и через психику на соматическое состояние и функционирование организма, а также на психологические про- явления человека. Психологическое консультирование рассматривается как особый вид социального и межличностного воздействия, направленного на оказание психологической помощи клиенту, в котором специально обучен- ный, компетентный и облеченный соответствующими социальными полно- мочиями консультант помогает клиенту в разрешении его проблем и трудно- стей психологического характера. Диалогическая природа психотерапии, равно как и психологического консультирования, позволяет моделировать в особой ситуации человеческую связь, отношения и взаимодействие как ос- нову формирования психологических новообразований сознания и личнос- ти человека. Центральным и определяющим моментом в консультировании, как и в психотерапии, является общение терапевта с клиентом, реализуемое через установление терапевтической связи, помощь в исследовании пробле- мы и поиске путей ее решения, где мера активности терапевта значительно варьируется в зависимости от теоретической модели механизмов терапевти- ческоговоздействия.Принципиальноеразличиеконсультированияипсихо- терапии связано' с каузальной моделью объяснения причин трудностей и проблем развития личности, ставшей объектом психологического воздейст- вия. Соответственно, психотерапия ориентируется на медицинскую модель, в которой семья выступает важным этиологическим фактором, обусловлива- ющим возникновение и патогенез личности, с одной стороны, и ее ресурсы жизнестойкости и устойчивости'— с другой. Так, в медицинской модели бо- лезни акцентируется важность наследственного фактора и конституцио- § 1. Развитие практики семейного консультирования... 283
нальных особенностей человека, неблагоприятных средовых факторов в воз- никновении дисфункции семьи. Психотерапевт выступает «посредником» между клиентом (семьей) и проблемой, играя ведущую роль в ее разреше- нии. В модели консультирования в фокусе внимания оказываются задачи развития семьи, особенности ее ролевой структуры и закономерности функ- ционирования. Консультант создает условия для организации ориентировки клиента в проблемной ситуации, объективирования проблемы, анализа си- туации, планирования «веера» возможных решений. Ответственность за принятие решения и его реализацию составляет прерогативу самого клиен- та, способствуя его личностному росту, жизнестойкости его семьи. Цели.семейного консультирования могут быть определены как разви- вающие, коррекционные, профилактические, адаптивные. Развивающие цели связаны с ростом ресурсов семьи в сфере самоорганизации и самораз- вития. Итогом психологической работы становится рост компетентности семьи в разрешении нормативных и ненормативных кризисов и проблем. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры се- мьи, повышение уровня ее сплоченности и удовлетворенности браком, улучшение межличностной коммуникации. Профилактические цели свя- заны с ростом фрустрационной толерантности семьи, адаптивные — с ус- пешным разрешением конфликтов, кризисов, проблем семьи. Очевидно, что разделение всех названных целей возможно лишь на уровне научной абстракции. В реальной консультативной практике достижение их проис- ходит в целостном процессе совместной работы клиента и консультанта над проблемами клиента. Вместе с тем можно говорить и о том, что различ- ные теоретические подходы и школы семейного консультирования фоку- сируют внимание на различных целях. Например, в поведенческом подхо- де акцент переносится на адаптацию поведения клиента и, соответственно, на решение адаптивных задач. В гуманистически-ориентированном подхо- де центром сотрудничества становится личностный рост и саморазвитие клиента, при семейном консультировании — семья в целом. Задачи, формы и методы работы с семьей различаются в зависимости от того, в какой сфере семейных отношений и на каком этапе жизненного цик- ла развития семьи осуществляется консультирование — в сфере консуль- 284 Глава 5. Основы семейного консультирования
тирования по вопросам заключения брака; супружеских отношений, дет- ско-родительских отношений. Основные задачи семейног о консультирования: •психологическое консультирование по вопросам брака, включая вы- бор брачного партнера и заключение брака; • консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); • психологическая помощь семье при разводах; •консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско- родительских отношений; • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания при- емных детей; • психологическое сопровождение беременности и родов; • психологическое сопровождение становления родительства; •психологическое консультирование по вопросам супружеской измены; • психологическое консультирование в случаях насилия в семье. Начиная с 1970-х гг. в нашей стране активно развивается служба психо- логической помощи семье [Обозова, 1984]. Организационными формами оказания психологической помощи семье стали: психологические центры и консультации по работе с семьей; службы знакомств; консультации по про- блемам воспитания и развития детей; региональные центры психолого-пе- дагого-социальной поддержки и реабилитации детей и подростков; школь- ная психологическая служба; специализированные кризисные центры (по работе с женщинами, перенесшими семейное насилие; по профилактике суицидов); женские консультации (психологическое сопровождение бере- менности и родов); психологические кабинеты в учреждениях здравоохра- нения (репродуктивные центры, педиатрические кабинеты «здорового ре- бенка», психологические кабинеты в поликлиниках и наркологичования: диспансерах и пр.). Каждый тип перечисленных учреждений решает собст- венные задачи, обеспечивая оптимизацию различных аспектов функцио- нирования семьи. Новым направлением консультативной работы, реализующим просве- тительско-информационную функцию, стало консультирование посредст- вом СМИ — ответы на вопросы читателей на страницах газет, журналов, пе- реписка с читателями; тематические страницы, теле- и радиопередачи по актуальным проблемам семейной жизни, супружеских и детско-родитель- ских отношений; сайты в Интернете, включающие интерактивные формы работы с клиентом. «Ахиллесова пята» подобных форм консультативной работы — невозможность индивидуального подхода к каждому случаю и по- этому вынужденное ограничение задач консультирования функцией психо- логического просвещения. Заочное психологическое консультирование, как и заочные постановка диагноза и лечение в медицине, абсолютно недопус- тимо, поскольку «цена ошибки» может быть слишком высока. § 2. Теоретические основы семейного консультирования 285
Трудности развития системы психологической помощи семье связаны как с организационными, так и с содержательными причинами. Поскольку центры и учреждения, работающие с семьей, принадлежат различным ве- домствам, возникает необходимость координации их усилий под эгидой со- ответствующей государственной/общественной структуры. К сожалению, сегодня вряд ли можно говорить о подобном центре, сочетающем функции интеграции, координации, организации и контроля деятельности всех уч- реждений, работающих в области оказания психологической помощи се- мье. Серьезной проблемой является также неудовлетворительный уровень подготовки квалифицированных специалистов-психологов для работы в сфере семейного консультирования. Важными шагами для ликвидации не- дочетов в этой области должны стать подготовка и утверждение учебного плана подготовки психологов по специализации «Семейная психология и семейное консультирование», предусматривающего необходимую практи- ку в области консультирования, а также введение системы лицензирования психологов-консультантов, работающих с семьей. Наконец, актуальной за- дачей является создание теоретических основ осуществления семейного консультирования как вида психологического консультирования с диффе- ренциацией задач и содержания собственно семейного консультирования и семейной психотерапии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.008 с.) |