Воспитаниепо типуповышеннойморальнойответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитаниепо типуповышеннойморальнойответственности



 

Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его воз- расту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка


§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 201

 

 

в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со сторо- ны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмо- сфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсо- циальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических про- блем, к высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитив- ного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации разви- тия (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ло- жится ответственность за младших и домашние заботы).

Гиперсоциализирующеевоспитание

 

Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социаль- ном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверст- ников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и огра- ничениях (В.И. Гарбузов). Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологичес- ких и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и пра- вил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределен- ность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаи- модействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.

Жестокое обращение с ребенком

 

Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физичес- ких наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недо- статком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказа- ний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью ро- дителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения»,

«позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с ме- ханизмами проекции и рационализации ему приписываются всевозмож- ные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испор- ченность, эгоизм и т.д.

 

Воспитаниевкультеболезни

Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспи- тания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена се-


202 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

мьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, раз- витию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого по- ведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патоло- гизирующую роль «больной член семьи».

Воспитание вне семьи

 

Воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интер- натах, у дальних родственников) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей. Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым нарушениям в формировании привязанности и автономии личности (Дж. Боулби) и базового доверия к миру (Э. Эриксон). Наиболее яркими следствиями такого воспитания ста- новятся расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрес- сия, трудности эмпатии), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. от- клоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы право- вых норм, поведения.

Значительный интерес представляют также выделенные А.Я. Варгой

[1997] неадекватныетипыматеринскогоотношения.

1. Отношение матери к сыну по замещающему типу. Сыну приписывает- ся роль супруга. Отношения в диаде строятся по типу поиска поддержки, пе- рекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навя- зывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как внеполной,такивполнойсемье.Вполной—вслучае коалиции мать—сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец- дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рас- сматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственнос- ти, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери.

2. Симбиотическая связь матери с ребенком, характеризующаяся гипе- ропекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации. Может быть как потворствующей, так и доминирующей, но главная,черта симбиотиче- ской связи — родитель и ребенок в сознании матери не разделены, пред- ставляют,единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.

3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инст- румент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.

4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представля- ет угрозу для развития личности ребенка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.

Е.О. Смирнова [Смирнова, Быкова, 2001] выделяетдевять вариантовро- дительского поведения в зависимости от выраженности личностного и пред-


§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 203

 

 

метного компонента родительского отношения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакаю- щий, ситуативный и зависимый родитель. В каждом из перечисленных вари- антов превалирует либо личностный (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка) компонент родительского отношения. Строгий родитель директивен, авто- ритарен, ориентирован на социальные достижения, предъявляет ребенку вы- сокие требования, далеко не всегда согласованные с его возможностями, ог- раничивает инициативу и активность самого ребенка. Объяснительный использует в воспитании стратегию объяснений, ориентируясь на ребенка как равноправного партнера. Автономный поощряет самостоятельность и независимость ребенка, предоставляя ему возможность самому находить ре- шение проблем. Компромиссный в воспитании придерживается тактики равноценного обмена. Предлагая ребенку непривлекательное задание или поручение, он стремится «уравновесить» его наградой, учесть интересы, по- требности и увлечения ребенка. Содействующий чувствителен как к нуж- дам, так и к потребностям ребенка, всегда готов прийти ему на помощь, ори- ентирован на равноправное сотрудничество, предоставляет ребенку шанс самостоятельно справиться с проблемой там, где это возможно. Сочувствую- щий сенситивен к эмоциональному состоянию ребенка и его нуждам, сочув- ствует ему и сопереживает. Однако реальной помощи не оказывает, конкрет- ных действий, направленных на разрешение проблемы, не предпринимает. Потакающий ставит интересы ребенка выше собственных интересов и инте- ресов семьи. Готов пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить потребности ребенка, даже в ущерб себе. Ситуативный меняет свое поведение, требова- ния, запреты, контроль и оценку ребенка в зависимости от конкретной ситу- ации. Система воспитания достаточно лабильна и изменчива. Наконец, зави- симый родитель не имеет своего собственного мнения в вопросах воспитания детей, привык полагаться на авторитеты. В случае неудач и труд- ностей в детско-родительских отношениях апеллирует к педагогам, собст- венным родителям, психологам, склонен к чтению психолого-педагогичес- кой литературы и надеется найти там ответы на волнующие его вопросы.

П. Вюрсмер выделяет четыре типа семей с нарушениями общения: се- мья, травматизирующая детей, навязчивая, лживая и непоследовательная. Первая навязывает ребенку патологизирующую роль как дополнительную к роли жертвы или агрессора, с которыми идентифицирует себя родитель, переживший насилие в детском возрасте. Навязчивая семья осуществляет постоянный и навязчивый контроль за ребенком, вызывающий у него чув- ство стеснения, стыда и злобы; рождающий атмосферу лицемерия и фаль- ши. Лживая семья практикует двойные стандарты, постоянное использова- ние которых приводит к утрате ребенком чувства реальности и деперсонализации, к отчуждению. В непоследовательной, ненадежной се- мье ребенок ощущает нестабильность и угрозу [Курек, 1997].


204 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

Интересный подход к созданию типологии детско-родительских отно- шений был предложен Г.Г. Семеновой-Полях [2003]. В качестве системооб- разующих параметров такой типологии автор предлагает использовать ха- рактеристики вовлеченности субъекта в детско-родительские отношения, превалирование одного из субъектов отношений и характер взаимодейст- вия родителя и ребенка (жесткость — мягкость). Указанная типология поз- волила классифицировать описанные ранее в литературе типы семейного воспитания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.011 с.)