Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитаниепо типуповышеннойморальнойответственности
Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его воз- расту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка § 13. Типы дисгармоничного воспитания 201
в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со сторо- ны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка. Дети, воспитывающиеся в атмо- сфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсо- циальны, но склонны к невротизации и соматизации психологических про- блем, к высокой тревожности. Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование; искажение когнитив- ного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации разви- тия (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ло- жится ответственность за младших и домашние заботы). Гиперсоциализирующеевоспитание
Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социаль- ном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверст- ников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и огра- ничениях (В.И. Гарбузов). Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологичес- ких и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и пра- вил. Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределен- ность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаи- модействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка. Жестокое обращение с ребенком
Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физичес- ких наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недо- статком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна) характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказа- ний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью ро- дителя. Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения»,
«позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с ме- ханизмами проекции и рационализации ему приписываются всевозмож- ные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испор- ченность, эгоизм и т.д.
Воспитаниевкультеболезни Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспи- тания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена се- 202 Глава 3. Детско-родительские отношения
мьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, раз- витию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого по- ведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патоло- гизирующую роль «больной член семьи». Воспитание вне семьи
Воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интер- натах, у дальних родственников) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей. Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым нарушениям в формировании привязанности и автономии личности (Дж. Боулби) и базового доверия к миру (Э. Эриксон). Наиболее яркими следствиями такого воспитания ста- новятся расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрес- сия, трудности эмпатии), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. от- клоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы право- вых норм, поведения. Значительный интерес представляют также выделенные А.Я. Варгой [1997] неадекватныетипыматеринскогоотношения. 1. Отношение матери к сыну по замещающему типу. Сыну приписывает- ся роль супруга. Отношения в диаде строятся по типу поиска поддержки, пе- рекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навя- зывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как внеполной,такивполнойсемье.Вполной—вслучае коалиции мать—сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец- дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рас- сматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственнос- ти, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери.
2. Симбиотическая связь матери с ребенком, характеризующаяся гипе- ропекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации. Может быть как потворствующей, так и доминирующей, но главная,черта симбиотиче- ской связи — родитель и ребенок в сознании матери не разделены, пред- ставляют,единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками. 3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инст- румент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить. 4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представля- ет угрозу для развития личности ребенка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия. Е.О. Смирнова [Смирнова, Быкова, 2001] выделяетдевять вариантовро- дительского поведения в зависимости от выраженности личностного и пред- § 13. Типы дисгармоничного воспитания 203
метного компонента родительского отношения: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакаю- щий, ситуативный и зависимый родитель. В каждом из перечисленных вари- антов превалирует либо личностный (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка) компонент родительского отношения. Строгий родитель директивен, авто- ритарен, ориентирован на социальные достижения, предъявляет ребенку вы- сокие требования, далеко не всегда согласованные с его возможностями, ог- раничивает инициативу и активность самого ребенка. Объяснительный использует в воспитании стратегию объяснений, ориентируясь на ребенка как равноправного партнера. Автономный поощряет самостоятельность и независимость ребенка, предоставляя ему возможность самому находить ре- шение проблем. Компромиссный в воспитании придерживается тактики равноценного обмена. Предлагая ребенку непривлекательное задание или поручение, он стремится «уравновесить» его наградой, учесть интересы, по- требности и увлечения ребенка. Содействующий чувствителен как к нуж- дам, так и к потребностям ребенка, всегда готов прийти ему на помощь, ори- ентирован на равноправное сотрудничество, предоставляет ребенку шанс самостоятельно справиться с проблемой там, где это возможно. Сочувствую- щий сенситивен к эмоциональному состоянию ребенка и его нуждам, сочув- ствует ему и сопереживает. Однако реальной помощи не оказывает, конкрет- ных действий, направленных на разрешение проблемы, не предпринимает. Потакающий ставит интересы ребенка выше собственных интересов и инте- ресов семьи. Готов пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить потребности ребенка, даже в ущерб себе. Ситуативный меняет свое поведение, требова- ния, запреты, контроль и оценку ребенка в зависимости от конкретной ситу- ации. Система воспитания достаточно лабильна и изменчива. Наконец, зави- симый родитель не имеет своего собственного мнения в вопросах воспитания детей, привык полагаться на авторитеты. В случае неудач и труд- ностей в детско-родительских отношениях апеллирует к педагогам, собст- венным родителям, психологам, склонен к чтению психолого-педагогичес- кой литературы и надеется найти там ответы на волнующие его вопросы.
П. Вюрсмер выделяет четыре типа семей с нарушениями общения: се- мья, травматизирующая детей, навязчивая, лживая и непоследовательная. Первая навязывает ребенку патологизирующую роль как дополнительную к роли жертвы или агрессора, с которыми идентифицирует себя родитель, переживший насилие в детском возрасте. Навязчивая семья осуществляет постоянный и навязчивый контроль за ребенком, вызывающий у него чув- ство стеснения, стыда и злобы; рождающий атмосферу лицемерия и фаль- ши. Лживая семья практикует двойные стандарты, постоянное использова- ние которых приводит к утрате ребенком чувства реальности и деперсонализации, к отчуждению. В непоследовательной, ненадежной се- мье ребенок ощущает нестабильность и угрозу [Курек, 1997]. 204 Глава 3. Детско-родительские отношения
Интересный подход к созданию типологии детско-родительских отно- шений был предложен Г.Г. Семеновой-Полях [2003]. В качестве системооб- разующих параметров такой типологии автор предлагает использовать ха- рактеристики вовлеченности субъекта в детско-родительские отношения, превалирование одного из субъектов отношений и характер взаимодейст- вия родителя и ребенка (жесткость — мягкость). Указанная типология поз- волила классифицировать описанные ранее в литературе типы семейного воспитания.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.011 с.) |