Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника эмпатического «активного» слушания (эмпатического принятия)
По мнению Т. Гордона [1997], техника «активного слушания» составляет ядро психологической помощи ребенку в его личностном развитии. Она способствует формированию у ребенка позиции открытости и доверия к миру, готовности к сотрудничеству, открывая возможности усвоения куль- турно-исторического опыта в совместной деятельности со взрослым и со- здавая условия для формирования базовых психологических структур личности путем интериоризации внешних форм общения и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин). Препятствием для фор- мирования такой позиции открытости к развитию в сотрудничестве со взрослым являются неэффективные способы коммуникации, типичные для взаимодействия и общения ребенка со взрослым в семье. Таких типич- ных способов коммуникации двенадцать, и их можно разбить на четыре группы в зависимости от направленности речевого высказывания взросло- го в коммуникации с ребенком [Гордон, 1997]: •высказывания с целью воздействия на поведение и деятельность ребенка; •высказывания, направленные на оценку личности ребенка; • высказывания, ставящие целью интерпретацию поведения и личности ребенка; •высказывания как уход от коммуникации с ребенком. Рассмотрим эти способы коммуникации более подробно. Высказывания сцелью воздействиянаповедениеребенка. 1. Приказание, распоряжение, команда. Содержат прямую оценку того, что и как должен делать ребенок; не допускают возможности совместного обсуждения проблемы и поиска решений. Формулируются в повелитель- ном наклонении в двух формах — запретительно-ограничительной («Не делай...») и в форме указания конкретного действия, обязательного для ис- полнения («Садись за уроки!», «Убери!»). 2. Угроза, предупреждение, предостережение ребенка о возможных не- гативных для него последствиях невыполнения приказания и команды 160 Глава 3. Детско-родительские отношения
взрослого. Структура этих высказываний включает два компонента. Пер- вый содержит описание нежелательного образца поведения и формально начинается со слова «если». Второй начинается со слова «то» и описывает те санкции, которым будет подвергнут ребенок в случае, если описанное действие будет совершено. Как правило, в угрозе и предостережении речь идет о наказаниях, лишениях, негативных следствиях поступка ребенка.
Оба эти вида высказываний в скрытой форме коммуницируют ребенку отсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым его как личности, недоверие к его компетентности и способности самому при- нять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенка страх, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью ро- дителей. Негативное аффективное переживание может привести к возник- новению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению к родителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой и властью. Ни тот ни другой вариант в большинстве случаев не прогнозиру- ется родителями и уж тем более не является целью воспитания. Любая уг- роза или предостережение вопреки формально «запретительно-ограничи- тельному характеру» как бы «приглашает» ребенка исследовать ее серьезность и реальность ее осуществления, т.е. провоцируют ребенка на- рушить запрет. Вспомним, что непременным компонентом сюжета волшеб- ной сказки является нарушение героем запрета, данного лицом, облечен- ным властью, с чего, собственно, и начинаются его приключения и испытания, представляющие, по сути, обряд инициации и переход в новый социальный статус (В.Я. Пропп). 3. Проповедь, нотации, морализирование — высказывания, апеллирую- щие к власти высших авторитетов. Здесь аргументами подчинения нормам и правилам, диктуемым родителями, являются мораль, нравственность, за- кон, долг, совесть, чувство вины и стыда. Такие высказывания также содер- жат описание требуемого поведения и непременно включают в свою струк- туру слова, выражающие долженствование: «должен», «обязан», «надо», которые соотносятся с теми самыми некритически усвоенными требовани- ями к себе, «непереваренными интроектами», приводящими, по словам Ф. Перлза, к невротизации и личностным расстройствам в зрелом возрас- те. Гиперсоциализация, перфекционизм, высокая личностная тревожность, низкое самопринятие — вот далеко не полный перечень последствий нота- ций для личностного развития ребенка. Такие высказывания подчеркива- ют низкий статус ребенка, его зависимое подчиненное положение, неравен- ство позиций ребенка и взрослого. Использование конструкции «Ты не должен делать так» подчеркивает некомпетентность и «порочность» ребен- ка, актуализирует у него чувство вины и стыда. Еще одним следствием ис- пользования нотаций и поучений может стать растущее с возрастом недо- верие ребенка к мере компетентности и авторитету самого взрослого, постоянно ссылающегося на высшие авторитеты для доказательства собст-
§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком... 161
венной правоты. У ребенка постепенно зреет сомнение в уверенности взрослого в правоте своих действий и поступков. 4. Советы и разъяснения содержат подробное описание родителем того, что и как нужно делать ребенку. Признавая несомненную важность и необ- ходимость такой формы взаимодействия между ребенком и взрослым, нужно ясно отдавать себе отчет в том, что систематическое ее применение при ограничении самостоятельности ребенка, кооперации и сотрудничест- ва в решении проблем неминуемо приведет к формированию зависимости ребенка от взрослого, его неспособности самостоятельно разрешать постав- ленные задачи, проявлять инициативу, блокирует развитие личностной ав- тономии. 5. Наставления, логическая аргументация, поучения. Особенность это- го вида высказываний состоит в том, что, помимо описания образца желае- мого поведения, они содержат аргументацию, почему нужно делать именно так, а не иначе. По сути, эти высказывания претендуют на то, чтобы свести все многообразие форм общения ребенка с родителем к научению, где взрослый выступает в роли носителя мудрости и жизненного опыта, уме- ний и знаний, организующего и руководящего деятельностью ребенка, ко- торому отводится роль некомпетентного исполнителя, неспособного к са- мостоятельным поступкам и решениям. Систематическое использование подобного вида высказываний, закрепляющего описанное выше распреде- ление ролей в совместной деятельности, формирует у ребенка чувство лич- ностной неадекватности и неполноценности, которое может стать основой формирования комплекса неполноценности, причиной борьбы за власть, превосходство, определить выбор неадекватных жизненных стратегий (А. Адлер). В подростковом возрасте подобная форма коммуникации мо- жет вызвать бунт и сопротивление подростка мнениям и воле родителей, в тяжелых случаях — негативизм и конфронтацию. Дефицит практики само- стоятельного поиска и принятия решения приводит к задержке развития автономии и формированию зависимости от взрослого, конформности, ин- фантилизации и инвалидизации ребенка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.005 с.) |