Техника эмпатического «активного» слушания (эмпатического принятия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника эмпатического «активного» слушания (эмпатического принятия)



 

По мнению Т. Гордона [1997], техника «активного слушания» составляет ядро психологической помощи ребенку в его личностном развитии. Она способствует формированию у ребенка позиции открытости и доверия к миру, готовности к сотрудничеству, открывая возможности усвоения куль- турно-исторического опыта в совместной деятельности со взрослым и со- здавая условия для формирования базовых психологических структур личности путем интериоризации внешних форм общения и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин). Препятствием для фор- мирования такой позиции открытости к развитию в сотрудничестве со взрослым являются неэффективные способы коммуникации, типичные для взаимодействия и общения ребенка со взрослым в семье. Таких типич- ных способов коммуникации двенадцать, и их можно разбить на четыре группы в зависимости от направленности речевого высказывания взросло- го в коммуникации с ребенком [Гордон, 1997]:

•высказывания с целью воздействия на поведение и деятельность ребенка;

•высказывания, направленные на оценку личности ребенка;

• высказывания, ставящие целью интерпретацию поведения и личности ребенка;

•высказывания как уход от коммуникации с ребенком. Рассмотрим эти способы коммуникации более подробно. Высказывания сцелью воздействиянаповедениеребенка.

1. Приказание, распоряжение, команда. Содержат прямую оценку того, что и как должен делать ребенок; не допускают возможности совместного обсуждения проблемы и поиска решений. Формулируются в повелитель- ном наклонении в двух формах — запретительно-ограничительной («Не делай...») и в форме указания конкретного действия, обязательного для ис- полнения («Садись за уроки!», «Убери!»).

2. Угроза, предупреждение, предостережение ребенка о возможных не- гативных для него последствиях невыполнения приказания и команды


160 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

взрослого. Структура этих высказываний включает два компонента. Пер- вый содержит описание нежелательного образца поведения и формально начинается со слова «если». Второй начинается со слова «то» и описывает те санкции, которым будет подвергнут ребенок в случае, если описанное действие будет совершено. Как правило, в угрозе и предостережении речь идет о наказаниях, лишениях, негативных следствиях поступка ребенка.

Оба эти вида высказываний в скрытой форме коммуницируют ребенку отсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым его как личности, недоверие к его компетентности и способности самому при- нять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенка страх, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью ро- дителей. Негативное аффективное переживание может привести к возник- новению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению к родителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой и властью. Ни тот ни другой вариант в большинстве случаев не прогнозиру- ется родителями и уж тем более не является целью воспитания. Любая уг- роза или предостережение вопреки формально «запретительно-ограничи- тельному характеру» как бы «приглашает» ребенка исследовать ее серьезность и реальность ее осуществления, т.е. провоцируют ребенка на- рушить запрет. Вспомним, что непременным компонентом сюжета волшеб- ной сказки является нарушение героем запрета, данного лицом, облечен- ным властью, с чего, собственно, и начинаются его приключения и испытания, представляющие, по сути, обряд инициации и переход в новый социальный статус (В.Я. Пропп).

3. Проповедь, нотации, морализирование — высказывания, апеллирую- щие к власти высших авторитетов. Здесь аргументами подчинения нормам и правилам, диктуемым родителями, являются мораль, нравственность, за- кон, долг, совесть, чувство вины и стыда. Такие высказывания также содер- жат описание требуемого поведения и непременно включают в свою струк- туру слова, выражающие долженствование: «должен», «обязан», «надо», которые соотносятся с теми самыми некритически усвоенными требовани- ями к себе, «непереваренными интроектами», приводящими, по словам Ф. Перлза, к невротизации и личностным расстройствам в зрелом возрас- те. Гиперсоциализация, перфекционизм, высокая личностная тревожность, низкое самопринятие — вот далеко не полный перечень последствий нота- ций для личностного развития ребенка. Такие высказывания подчеркива- ют низкий статус ребенка, его зависимое подчиненное положение, неравен- ство позиций ребенка и взрослого. Использование конструкции «Ты не должен делать так» подчеркивает некомпетентность и «порочность» ребен- ка, актуализирует у него чувство вины и стыда. Еще одним следствием ис- пользования нотаций и поучений может стать растущее с возрастом недо- верие ребенка к мере компетентности и авторитету самого взрослого, постоянно ссылающегося на высшие авторитеты для доказательства собст-


§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком... 161

 

 

венной правоты. У ребенка постепенно зреет сомнение в уверенности взрослого в правоте своих действий и поступков.

4. Советы и разъяснения содержат подробное описание родителем того, что и как нужно делать ребенку. Признавая несомненную важность и необ- ходимость такой формы взаимодействия между ребенком и взрослым, нужно ясно отдавать себе отчет в том, что систематическое ее применение при ограничении самостоятельности ребенка, кооперации и сотрудничест- ва в решении проблем неминуемо приведет к формированию зависимости ребенка от взрослого, его неспособности самостоятельно разрешать постав- ленные задачи, проявлять инициативу, блокирует развитие личностной ав- тономии.

5. Наставления, логическая аргументация, поучения. Особенность это- го вида высказываний состоит в том, что, помимо описания образца желае- мого поведения, они содержат аргументацию, почему нужно делать именно так, а не иначе. По сути, эти высказывания претендуют на то, чтобы свести все многообразие форм общения ребенка с родителем к научению, где взрослый выступает в роли носителя мудрости и жизненного опыта, уме- ний и знаний, организующего и руководящего деятельностью ребенка, ко- торому отводится роль некомпетентного исполнителя, неспособного к са- мостоятельным поступкам и решениям. Систематическое использование подобного вида высказываний, закрепляющего описанное выше распреде- ление ролей в совместной деятельности, формирует у ребенка чувство лич- ностной неадекватности и неполноценности, которое может стать основой формирования комплекса неполноценности, причиной борьбы за власть, превосходство, определить выбор неадекватных жизненных стратегий (А. Адлер). В подростковом возрасте подобная форма коммуникации мо- жет вызвать бунт и сопротивление подростка мнениям и воле родителей, в тяжелых случаях — негативизм и конфронтацию. Дефицит практики само- стоятельного поиска и принятия решения приводит к задержке развития автономии и формированию зависимости от взрослого, конформности, ин- фантилизации и инвалидизации ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.005 с.)