Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивы воспитания и родительства
Родительство может рассматриваться как особая деятельность, имеющая органические предпосылки и культурно-историческую природу. Родитель- ство, включающее, как отмечалось выше, институт отцовства и материнст- ва, является социально-предписанной, опосредствованной культурным опытом, нормами, традициями и общественно значимой деятельностью. Как и всякая другая, родительская деятельность характеризуется иерархи- ческой системой мотивов, включающих мотивы смыслообразующие и побу- дительные, «только знаемые» и «реально действующие» (А.Н. Леонтьев), осознаваемые (сознательные намерения) и бессознательные (побуждения). О нарушениях мотивационной системы деятельности, реализующей задачи воспитания и родительства, можно говорить либо тогда, когда смыслообра- зующие мотивы не адекватны содержанию реализуемой деятельности, либо если гипертрофирован один из мотивов или мотивы противоречат и не со- гласуются друг с другом. Глубокий психологический анализ мотивов воспи- танияребенка родителями и следствий их искажения представлен в работах А.С. Спиваковской [1985, 1999]. Все мотивы воспитания она подразделяет на три группы: реализующие ценностное отношение к ребенку, социальные и инструментальные. Первую группу составляют мотивы деятельности, определяющие цен- ностное отношение к ребенку: мотив, реализующий потребность в привя- занности, эмоциональном контакте и поддержке, и мотив, реализующий потребность в смысле жизни. Ребенок для родителя обладает самоценнос- тью как личность, детско-родительские отношения строятся как диалоги- ческое общение равноправных партнеров, стимулируя личностный рост каждого из них [Петровская, Спиваковская, 1983]. Мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке, является естественным стремлением личности к ус- тановлению эмоционально-позитивной связи со значимым Другим. Часто именно этот мотив выступает как смыслообразующий в родительском вос- питании. Нарушения и искажения воспитания возникают тогда, когда ребе- нок является для родителя единственным человеком, в отношении которо- го может быть реализована эта потребность. Неполные семьи составляют в § 5. Мотивы воспитания и родительства 151
этом отношении группу риска, поскольку возможности общения и контак- товйодинокого родителя, воспитывающего ребенка, часто бывают ограни- ченны в силу ролевой перегруженности и при ребенке сконцентрированы все аффективные переживания родителя. Другим вариантом нарушения процесса воспитания может стать высокая мотивация эмоциональной бли- зости и привязанности при низкой эмоциональной дифференцированности ребенка и родителя. В случае симбиотической связи с ребенком родитель оказывается чрезмерно вовлеченным в детско-родительские отношения и аффективно зависимым. Причиной такой гипертрофированной зависимос- ти могут быть неадекватные формы привязанности самого родителя, пере- носимые на отношения с ребенком, или невротическая потребность в люб- ви. Возможное следствие — искажение семейного воспитания по типу потворствования и вседозволенности или воспитания по типу «кумир се- мьи». Неопределенность, размытость личностных границ в детско-роди- тельских отношениях становится препятствием в формировании личност- ной идентичности и решении задачи автономизации и становления самостоятельности в подростковом возрасте. Мотив, реализующий потребность в смысле жизни, является важней- шим смыслообразующим мотивом родительства. Полная самореализация личности в зрелости предполагает передачу ребенку опыта и накопленной мудрости в процессе его воспитания и наставничества, выступая для зре- лой личности возможностью осуществления самотождественности, после завершения индивидуального жизненного цикла [Эриксон, 1995; 1996]. Однако если воспитание ребенка — единственный смысл и ценность в жиз- ни родителя, то в момент завершения выполнения им воспитательной функции неизбежно наступает кризис экзистенциального типа, связанный с необходимостью переосмысления жизненного пути, построения новых жизненных смыслов и целей. Если переосмысление оказывается непродук- тивным, родитель сталкивается с ситуацией утраты смысла жизни и пере- живанием пустоты и личностного краха. К социальным относятся такие мотивы воспитания, как мотив долга и мотив социального самоутверждения (престижный). Особенность такой мо- тивации в том, что воспитание ребенка выступает как условие социального признания и достижения (подтверждения) родителем своего социального статуса. Воспитание в глазах родителя является важной задачей, возложен- ной на него обществом, и успешность ее решения определяет меру социаль- ного успеха и признания воспитателя. На первый план здесь выступает стремление родителя быть во всем идеальным, непогрешимым, образцовым. Воспитание является ответственной социальной миссией, реализация кото- рой обеспечивает всеобщее признание и самоуважение. При неадекватном доминировании социальных мотивов ребенок выступает для родителя ско- рее как объект воспитания и обучения, чем как уникальная личность, обла- дающая самоценностью и правом на выбор собственного пути развития.
152 Глава 3. Детско-родительские отношения
Третья группа — инструментальные мотивы — объединяет мотивы дея- тельности воспитания, в которой ребенок является средством реализации и других потребностей родителей. Мотив, реализующий потребность до- стижения, является значимым мотивом-побудителем. В процессе воспита- ния родители, безусловно, предъявляют определенные требования к уров- ню достижений и успехов ребенка как важному фактору и критерию оценки эффективности самого процесса воспитания. Однако, если родите- ли не соизмеряют «планку достижений» с индивидуально-личностными особенностями и интересами ребенка, с уровнем его возможностей и зоной ближайшего развития, если сами достижения и успехи становятся самоце- лью — успех во имя успеха, — то сама сущность процесса воспитания как создания системы условий для оптимальной траектории развития ребенка с учетом его индивидуальности утрачивается. Ценностное значение лично- сти ребенка не высоко, отношение родителей к нему и к'своей воспитатель- ской деятельности определяется уровнем достижений ребенка. Какправи- ло, за неадекватными необоснованными требованиями к достижениям ребенка скрываются нереализованные потребности самого родителя, так называемый феномен делегирования. Делегирование — это проекция на ребенка не реализованных самим родителем целей и возложение ответст- венности за их достижение. Например, мама в детстве мечтала играть на рояле. Из-за ограниченности материальных средств родители купили ей для занятий не желанное фортепьяно, а баян. Собственного сына мать от- правляет в музыкальную школу учиться по классу фортепьяно, невзирая на откровенное нежелание сына, отсутствие необходимых склонностей и способностей. В семье постоянно возникают конфликты из-за успехов в «музыкалке», практически развернуты «военные действия», но мать твер- да и настойчива в своем решении дать сыну музыкальное образование: «Надо ценить то, что делают для тебя родители! У меня не было такой воз- можности. Вот вырастешь и будешь мне благодарен!» Мотив воспитания у ребенка определенных качеств обусловлен систе- мой целей воспитания и наличием у родителей идеального образа «Мой ре- бенок», т.е. образа того, каким они хотят видеть своего ребенка, какие каче- ства в нем воспитать. Сознательное родительство и целенаправленный процесс воспитания, несомненно, должны строиться на культурных нор- мах, идеалах и ценностях, определяемых родителями, но соотнесенных с интересами и индивидуальностью самого ребенка. Искажение процесса воспитания связано с доминированием мотива воспитания определенных качеств, приобретающих абсолютную ценность и не соотнесенных с возра- стными особенностями ребенка и реальностью жизненной ситуации. На- пример, желая воспитать в ребенке правдивость и честность, родители тре- буют полного отчета в мелочах, абсолютной прозрачности во всех его поступках, отношениях и действиях, отрицая право ребенка на конфиден- циальность, тайну и интимно-личностное пространство переживаний и
§ 6. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения ' 153
мыслей. Итогом насильственного культивирования честности, понимае- мой как обязательная отчетность перед родителями во всех, даже самых не- значительных действиях, часто является прямо противоположный резуль- тат — скрытность, боязнь откровенности, избегание Открытых искренних отношений. Механизмом такого искажения воспитания может быть проек- ция собственных негативных качеств на ребенка, приписывание их ему и борьба с нежелательными и осуждаемыми в себе качествами посредством навязчивого формирования прямо противоположных у ребенка. Спиваковская наряду с указанными выше мотивами выделяет мотив реа- лизации в воспитании ребенка определенной педагогической системы. В слу- чае гипертрофированности этого мотива утверждение определенной систе- мой научных взглядов на воспитание превращается в самоцель, а ребенок — в полигон для проверки той или иной педагогической концепции. Тогда инди- видуальные его особенности не соотносятся с воспитательной системой, по- стулаты которой приобретают незыблемую абсолютную ценность. Структура мотивации родительства и воспитания детей определяется различной ценностью ребенка в семье. В исследовании Е.Н. Ачильдиевой [1990] было выделено три типа семей, в которых дети имеют различную ценность. Первый тип характеризуется высокой ценностью ребенка, воспи- тание детей в таких семьях, как правило малодетных, — целенаправленная осознанная деятельность родителей. В семьях второго типа дети имеют кую ценность, рождение их есть результат внешних, сложившихся обстоя- тельств (позднее осознание нежелательной беременности, отсутствие пла- нирования рождения детей и т.д.), воспитание имеет стихийный характер; такая семья, как правило, многодетная, образовательно-культурный и ин- теллектуальный уровень родителей в значительном числе случаев невысок. В семьях третьего типа ребенок рассматривается как средство получения благ и привилегий, социального признания и самоутверждения родителей. Ребенок выступает как инструментальная ценность, в воспитании превали- руют мотивы самоутверждения родителей и утилитарно-прагматические.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.73.214 (0.009 с.) |