Особенности проявления родительского лидерства и власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проявления родительского лидерства и власти



 

Система понятий, характеризующих стиль общения и лидерства в детско- родительских отношениях, включает дихотомию доминирование — подчи- нение, власть, ответственность, директивность, авторитетность.

Френч и Равен выделяют пять видов социальной власти, характеризу- ющих детско-родительские отношения в семье [см.: Дружинин, 1996]:

•власть вознаграждения, основанная на контроле поведения ребенка и использовании системы наказаний и поощрений;

•власть принуждения, где жесткий и тотальный контроль со стороны родителя фокусируется лишь на нежелательном запрещенном поведении, которое строго наказывается; успехи, достижения, социально-одобряемое поведение ребенка остается без внимания;

власть эксперта базируется на признании ребенком большей компе- тентности родителя и готовности к подчинению более сведущему и умело- му партнеру;

•власть авторитета основана на уважении ребенка к родителю как представителю общества, образцу поведения и деятельности личности;

•власть закона олицетворяется для ребенка в родителе как носителе со- циальных правил и норм поведения, исполнителе их и судье.

Ф. Райе выделяет четыре основных стиля руководства и общения роди- телей с ребенком: автократический; авторитетный, но демократический; либеральный и хаотический. Критерием выделения перечисленных стилей является способ принятия решений. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка. Авторитетный, но демократический основывается на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка. Ли- беральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребен- ком. Хаотический характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либе- ральным, демократическим и обратно.

Д. Элдер расширяет указанный список и рассматривает уже семь сти- лей общения и взаимодействия родителей с детьми применительно к под- ростковому возрасту [см.: Кле, 1991]. Автократический стиль, как крайний


§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком... 157

 

 

вариант родительского единоначалия, исключает участие подростка как в обсуждении проблем, так и в принятии решений. Авторитарный стиль, хо- тя и оставляет за родителем абсолютную власть и неограниченное право принятия решений, допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса. Демократический стиль руководства предполагает равноправное участие родителя и подростка в обсуждении и принятии решения с учетом опыта и меры компетентности каждой из сторон. Эгалитарный стиль абсолютизирует равенство позиций родителя и ребенка, не дифференцируя их роли во взаимодействии и, соот- ветственно, не учитывая возрастные, индивидуальные и когортные разли- чия между ними. Разрешающий стиль характеризуется усилением роли и влияния подростка, возрастанием его активности в управлении семейным взаимодействием при возрастающей готовности родителя некритично со- глашаться с любым решением, предлагаемым подростком. При попусти- тельском стиле взаимодействия право единоличного решения передается родителем подростку, а подросток уже сам выбирает, информировать ли ему родителей о своих действиях. Наконец, игнорирующий стиль детско- родительского взаимодействия представляет собой полную независимость и дистанцированность партнеров, когда родители не интересуются делами подростка и не принимают в них никакого участия, а подросток не считает нужным информировать их о своих планах и поступках.

Исследования влияния различных стилей руководства на развитие лич- ности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказы- вает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармо- нии межличностных отношений родителей и детей [Райе, 2000]. Авторитар- ный стиль руководства, основанный на требовании беспрекословного подчи- нения, приводит к формированию негативизма, протестных реакций или, напротив, к чрезмерной зависимости, безынициативности, низкой волевой регуляции и недостаточной самоэффективности. Отношения родителей и детей оказываются пронизаны враждебностью, агрессивностью, недоверием и отчужденностью. Либерально-попустительский стиль взаимодействия не обеспечивает достаточной ориентации ребенка в социальных ожиданиях, нормах, требованиях, вследствие чего выступает фактором риска в генезисе девиантных форм поведения, социальной дезадаптации. Атмосфера вседоз- воленности рождает повышенную тревожность, страх, сомнение в собствен- ной ценности, неуверенность в себе [Берне, 1986]. Особенно неблагоприятно на развитии детей сказывается хаотичный, или непоследовательный, стиль руководства и общения, умножающий негативные следствия как авторитар- ного, так и попустительского стиля.

Демократический стиль общения предполагает равноправный диалог, в котором оба партнера — и ребенок, и родитель — проходят определенный


158 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

путь личностного роста. Метод конгруэнтной коммуникации как инстру- мент демократического общения в системе отношений и взаимодействия ребенок—взрослый, основан на идеях и принципах гуманистической пси- хологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Адлер, Р. Дрейкурс, X. Джайнотт, Т. Гордон). Главная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечение пси- хологических условий для позитивного личностного развития ребенка — реализуется через установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе безусловного эмпатического принятия ребенка. Р. Дрейкурс и В. Зольц [1986] указывают, что равенство между взрослыми и детьми не предполагает их «уравнивания» по знаниям, умениям и жиз- ненному опыту, но означает равные права на уважение и собственное до- стоинство. Равноправная форма общения открывает путь к формированию позитивной Я-концепции ребенка, характеризующейся высоким самопри- нятием и признанием самоценности Я, основанной на адекватном пред- ставлении о своих качествах и способностях. Важным условием конгруэнт- ной коммуникации является организация взрослым ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях как своих собствен- ных, так и партнера по общению на основе отражения и вербализации их в речи. Благодаря этому обеспечивается более высокий уровень осознания ребенком своих чувств и потребностей и, следовательно, формируется спо- собность произвольного управления своим поведением и состояниями. Другой существенной характеристикой конгруэнтной коммуникации яв- ляется стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемных ситуаций и самостоятельный выбор пути их разрешения в процессе сотрудничества со взрослым.

Метод конгруэнтной коммуникации основан на определенных принци- пах организации эффективного общения [Ginott, 1972]. Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа его Я. Высказывания и поведе- ние взрослого не должны задевать личное достоинство и самоуважение ре- бенка. Это требование задает основной критерий оценки эффективности коммуникации в детско-родительских отношениях. Во-вторых, коммуни- кация должна быть безоценочной, что означает запрет на прямые оценки личности и характера ребенка, постановку диагноза, «навешивание ярлы- ков», негативные прогнозы на будущее развитие ребенка. Даже похвала не должна содержать прямых оценок личности ребенка, а представлять собой описание его действий и поступков, их значения для окружающих людей. Необходимо избегать в коммуникации высказываний, которые могли бы стать помехой и препятствием для взаимопонимания и сотрудничества ре- бенка и взрослого. В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуника- ции падает на отражение эмоциональных компонентов активности и дея- тельности ребенка. Наконец, в-четвертых, взрослый должен поощрять


§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком... 159

 

 

самостоятельность и инициативу ребенка, но в то же время гарантировать ему помощь и сотрудничество в разрешении трудных проблем и ситуаций. В сотрудничестве родитель должен стимулировать активность ребенка, из- бегать советов, готовых рецептов и рекомендаций. Активность родителя должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку наметить возможные пути выхода из проблемной ситуации и самостоятельно осуществить опти- мальный выбор ее разрешения.

Реализация намеченных принципов и овладение родителем методом конгруэнтной коммуникации требуют усвоения ряда коммуникативных техник: эмпатического «активного» слушания, эффективной похвалы, ис- пользования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний» и техники разре- шения крнфликтных ситуаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.9 (0.006 с.)