Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности проявления родительского лидерства и власти
Система понятий, характеризующих стиль общения и лидерства в детско- родительских отношениях, включает дихотомию доминирование — подчи- нение, власть, ответственность, директивность, авторитетность. Френч и Равен выделяют пять видов социальной власти, характеризу- ющих детско-родительские отношения в семье [см.: Дружинин, 1996]: •власть вознаграждения, основанная на контроле поведения ребенка и использовании системы наказаний и поощрений; •власть принуждения, где жесткий и тотальный контроль со стороны родителя фокусируется лишь на нежелательном запрещенном поведении, которое строго наказывается; успехи, достижения, социально-одобряемое поведение ребенка остается без внимания; • власть эксперта базируется на признании ребенком большей компе- тентности родителя и готовности к подчинению более сведущему и умело- му партнеру; •власть авторитета основана на уважении ребенка к родителю как представителю общества, образцу поведения и деятельности личности; •власть закона олицетворяется для ребенка в родителе как носителе со- циальных правил и норм поведения, исполнителе их и судье. Ф. Райе выделяет четыре основных стиля руководства и общения роди- телей с ребенком: автократический; авторитетный, но демократический; либеральный и хаотический. Критерием выделения перечисленных стилей является способ принятия решений. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка. Авторитетный, но демократический основывается на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка. Ли- беральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребен- ком. Хаотический характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либе- ральным, демократическим и обратно. Д. Элдер расширяет указанный список и рассматривает уже семь сти- лей общения и взаимодействия родителей с детьми применительно к под- ростковому возрасту [см.: Кле, 1991]. Автократический стиль, как крайний § 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком... 157
вариант родительского единоначалия, исключает участие подростка как в обсуждении проблем, так и в принятии решений. Авторитарный стиль, хо- тя и оставляет за родителем абсолютную власть и неограниченное право принятия решений, допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса. Демократический стиль руководства предполагает равноправное участие родителя и подростка в обсуждении и принятии решения с учетом опыта и меры компетентности каждой из сторон. Эгалитарный стиль абсолютизирует равенство позиций родителя и ребенка, не дифференцируя их роли во взаимодействии и, соот- ветственно, не учитывая возрастные, индивидуальные и когортные разли- чия между ними. Разрешающий стиль характеризуется усилением роли и влияния подростка, возрастанием его активности в управлении семейным взаимодействием при возрастающей готовности родителя некритично со- глашаться с любым решением, предлагаемым подростком. При попусти- тельском стиле взаимодействия право единоличного решения передается родителем подростку, а подросток уже сам выбирает, информировать ли ему родителей о своих действиях. Наконец, игнорирующий стиль детско- родительского взаимодействия представляет собой полную независимость и дистанцированность партнеров, когда родители не интересуются делами подростка и не принимают в них никакого участия, а подросток не считает нужным информировать их о своих планах и поступках.
Исследования влияния различных стилей руководства на развитие лич- ности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказы- вает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармо- нии межличностных отношений родителей и детей [Райе, 2000]. Авторитар- ный стиль руководства, основанный на требовании беспрекословного подчи- нения, приводит к формированию негативизма, протестных реакций или, напротив, к чрезмерной зависимости, безынициативности, низкой волевой регуляции и недостаточной самоэффективности. Отношения родителей и детей оказываются пронизаны враждебностью, агрессивностью, недоверием и отчужденностью. Либерально-попустительский стиль взаимодействия не обеспечивает достаточной ориентации ребенка в социальных ожиданиях, нормах, требованиях, вследствие чего выступает фактором риска в генезисе девиантных форм поведения, социальной дезадаптации. Атмосфера вседоз- воленности рождает повышенную тревожность, страх, сомнение в собствен- ной ценности, неуверенность в себе [Берне, 1986]. Особенно неблагоприятно на развитии детей сказывается хаотичный, или непоследовательный, стиль руководства и общения, умножающий негативные следствия как авторитар- ного, так и попустительского стиля.
Демократический стиль общения предполагает равноправный диалог, в котором оба партнера — и ребенок, и родитель — проходят определенный 158 Глава 3. Детско-родительские отношения
путь личностного роста. Метод конгруэнтной коммуникации как инстру- мент демократического общения в системе отношений и взаимодействия ребенок—взрослый, основан на идеях и принципах гуманистической пси- хологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Адлер, Р. Дрейкурс, X. Джайнотт, Т. Гордон). Главная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечение пси- хологических условий для позитивного личностного развития ребенка — реализуется через установление взаимопонимания между ребенком и взрослым, формирование отношений доверия и сотрудничества, уважения и равенства на основе безусловного эмпатического принятия ребенка. Р. Дрейкурс и В. Зольц [1986] указывают, что равенство между взрослыми и детьми не предполагает их «уравнивания» по знаниям, умениям и жиз- ненному опыту, но означает равные права на уважение и собственное до- стоинство. Равноправная форма общения открывает путь к формированию позитивной Я-концепции ребенка, характеризующейся высоким самопри- нятием и признанием самоценности Я, основанной на адекватном пред- ставлении о своих качествах и способностях. Важным условием конгруэнт- ной коммуникации является организация взрослым ориентировки ребенка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях как своих собствен- ных, так и партнера по общению на основе отражения и вербализации их в речи. Благодаря этому обеспечивается более высокий уровень осознания ребенком своих чувств и потребностей и, следовательно, формируется спо- собность произвольного управления своим поведением и состояниями. Другой существенной характеристикой конгруэнтной коммуникации яв- ляется стимулирование и поддержка активности ребенка, направленной на исследование проблемных ситуаций и самостоятельный выбор пути их разрешения в процессе сотрудничества со взрослым. Метод конгруэнтной коммуникации основан на определенных принци- пах организации эффективного общения [Ginott, 1972]. Во-первых, любой акт коммуникации должен быть направлен на укрепление самопринятия ребенка, поддержание позитивного образа его Я. Высказывания и поведе- ние взрослого не должны задевать личное достоинство и самоуважение ре- бенка. Это требование задает основной критерий оценки эффективности коммуникации в детско-родительских отношениях. Во-вторых, коммуни- кация должна быть безоценочной, что означает запрет на прямые оценки личности и характера ребенка, постановку диагноза, «навешивание ярлы- ков», негативные прогнозы на будущее развитие ребенка. Даже похвала не должна содержать прямых оценок личности ребенка, а представлять собой описание его действий и поступков, их значения для окружающих людей. Необходимо избегать в коммуникации высказываний, которые могли бы стать помехой и препятствием для взаимопонимания и сотрудничества ре- бенка и взрослого. В-третьих, основной акцент в конгруэнтной коммуника- ции падает на отражение эмоциональных компонентов активности и дея- тельности ребенка. Наконец, в-четвертых, взрослый должен поощрять
§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком... 159
самостоятельность и инициативу ребенка, но в то же время гарантировать ему помощь и сотрудничество в разрешении трудных проблем и ситуаций. В сотрудничестве родитель должен стимулировать активность ребенка, из- бегать советов, готовых рецептов и рекомендаций. Активность родителя должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку наметить возможные пути выхода из проблемной ситуации и самостоятельно осуществить опти- мальный выбор ее разрешения. Реализация намеченных принципов и овладение родителем методом конгруэнтной коммуникации требуют усвоения ряда коммуникативных техник: эмпатического «активного» слушания, эффективной похвалы, ис- пользования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний» и техники разре- шения крнфликтных ситуаций.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.239.9 (0.006 с.) |