Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний»
Техника использования «Ты-высказываний» и «Я-высказываний» состав- ляет важный компонент метода конгруэнтной коммуникации. Она была разработана и апробирована в работах К. Роджерса, Т. Гордона, X. Джай- нотта. «Ты-высказывания» представляют собой речевые высказывания, начинающиеся со слова «Ты», а «Я-высказывания», соответственно, со слова «Я». «Ты-высказывания» используются в ситуации активного слу- шания и представляют собой максимально точное и глубокое, развернутое описание чувств ребенка. Они также позволяют отразить и объективиро- вать в речи чувства и переживания ребенка, обеспечивают более высокий уровень их осознания, а значит, открывают возможность сделать первый шаг на пути овладения чувствами и произвольного управления ими [Вы- готский, 2000]. Вербальное отражение эмоциональных переживаний ре- бенка взрослым обеспечивает эмпатию, позволяет адекватно сориентиро- ваться в проблемной ситуации, принять ответственность за ее решение и осуществить правильный выбор. «Я-высказывания» используются родителем в ситуации конфликта и конфронтации, столкновения интересов ребенка и родителя. Нередко по- ведение ребенка вызывает у родителя негативные эмоциональные реакции, ощущение психологического дискомфорта и неприязни, это затрудняет эм- патическое принятие ребенка, создает угрозу фальши и неискренности в детско-родительских отношениях. «Я-высказывания» позволяют родите- лю искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в форме, необходимой, чтобы сохранить отношения уважения, эмпатии и принятия, вместе с тем побуждая ребенка изменить свое поведение с учетом интересов родителя [Байярд & Байярд, 1995; Гор- дон, 1997]. «Я-высказывания» представляют собой точное и аккуратное выражение родителем своих чувств в отношении поведению ребенка, они не содержат приказаний, советов и команд, т.е. готовых решений вопроса о выходе из конфликтной ситуации, оставляя его открытым, не таят опасно- сти низведения и унижения личности ребенка, поскольку лишены оценоч- 168 Глава 3. Детско-родительские отношения
ных суждений и предоставляют ребенку право принять на себя ответствен- ность за разрешение конфликтной ситуации.
Структура «Я-высказывания» включает четыре компонента. Первый: точное и корректное описание чувств и эмоций, которые испытывает роди- тель в отношении поведения ребенка («Я огорчен», «Я расстроен», «Мне не нравится», «Я не люблю»). Важно отразить в «Я-высказывании» первичные чувства, т.е. те, что возникают сразу же в момент конфронтации или кон- фликта с ребенком, и быть предельно искренним в их описании. Не нужно забывать о том, что для ребенка особую значимость имеют невербальные компоненты коммуникативного акта. Дети, особенно младшие, чрезвычай- но чувствительны к интонации, мимике, позе, жестам. Поэтому рассогласо- вание между вербальными сообщениями, выражающими не истинные, а на- рочито демонстрируемые родителем чувства, и невербальным сообщением об истинном эмоциональном состоянии взрослого, безошибочно декодиру- емым ребенком, приводит к нарушению сложившихся отношений доверия и взаимопонимания, рождает у ребенка неуверенность и тревожность. Второй компонент представляет собой точную характеристику поведе- ния ребенка или ситуации, вызывающей описанные выше чувства родите- ля. Обычно второй компонент высказывания начинается со слова «когда». Лучше, если описание поведения ребенка дается по возможности в безлич- ной форме,- поскольку использование местоимения «ты» может создать у ребенка впечатление, будто только его поведение раздражает родителя, и вызвать чувство обиды, переживание отвержения. Третий компонент включает описание причин возникновения негатив- ной реакции родителя. Как правило, конкретизации их предшествует обо- рот «потому что». Основная опасность формулирования третьего компо- нента «Я-высказывания» кроется в соскальзывании родителя на осуждение поведения и личности ребенка. Четвертый компонент представляет собой описание возможных по- следствий поведения ребенка в случае, если оно будет продолжено. Здесь нельзя переходить к прямым угрозам в адрес ребенка, предупреждениям о вмешательстве взрослого в его поведение. Итак, полная структура «Я-вы- сказывания» включает четыре компонента: описание чувств и эмоций ро- дителя; характеристику поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства; описание причин возникновения аффективной реакции; указание возможных результатов и следствий продолжения поведения ребенка.
Поскольку третий и четвертый компонент «Я-высказываний», как ука- зывалось выше, таят в себе угрозу перехода к неэффективной коммуника- ции, в ряде случаев оказывается целесообразно ограничиться лишь первы- ми двумя компонентами (например, при недостаточной коммуникативной компетентности родителей или когда партнерами по коммуникации оказы- ваются дети младшего дошкольного возраста, которые еще не могут разо- браться в причинно-следственной связи компонентов высказывания). § 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 169
Проблема в использовании «Я-высказываний» в детско-родительских отношениях состоит в том, что дети часто их игнорируют. Тогда приходит- ся их повторять. Нередко дети возвращают «Я-высказывание» взрослому, сообщая о своих желаниях и интересах («Я хочу...») и настаивая на них. В этих случаях родителю уместно перейти к развернутому формулирова- нию запретов и ограничений, если они еще не нарушены, либо использо- вать технику разрешения конфликтных ситуаций (см. § 15).
§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг
Категория социального контроля отражает известное положение о том, что цель воспитания — управление процессом социализации ребенка. В таком случае контроль выступает как целенаправленное руководство родителем жизнью ребенка. Говоря о контроле, следует различать два основных под- хода, определяющих положение родителя и ребенка в этом процессе. Пер- вый, традиционный подход исходит из представления о ребенке как объек- те воспитания, находящемся в подчинении у воспитателя, занимающего главенствующую руководящую позицию. Родитель определяет цели, цен- ности воспитания, методы и формы контроля, оценки и санкции, презенти- рует их ребенку и контролирует выполнение им необходимых требований и запретов. Второй подход провозглашает принципиальное равенство ре- бенка и родителя в воспитательном процессе. Ребенок наряду с родителем рассматривается как активный субъект воспитательного процесса, детско- родительское взаимодействие приобретает личностно-ориентированный, субъектный, диалогический характер. Со временем степень активности са- мого ребенка в воспитательном процессе возрастает, и в подростковом воз- расте уже возможно говорить об изменении характера воспитания — пере- ходе подростка к самовоспитанию. Можно ли в воспитании вообще обойтись без контроля, требований и запретов, не ограничивают ли они свободу ребенка? Однако, как справед- ливо указывает Р. Дрейкурс и В. Зольц [1986], личная свобода невозможна без признания права на свободу за другими. Поэтому для обеспечения сво- боды каждого человека необходима дисциплина, определенные ограниче- ния, ответственность за их исполнение. Социальный контроль является важнейшим. компонентом процесса воспитания в семье и, как система родительской дисциплины, включает: • систему требований и запретов;
•способ контроля исполнения требований и запретов; •систему санкций (наказаний и поощрений); •родительскиймониторинг. 170 Глава 3. Детско-родительские отношения
Требованияизапреты
Система требований и запретов конкретизирует социальные ожидания в отношении уровня достижений ребенка, его поведения и деятельности, преломленные через систему ценностей и целей воспитания его родителей. В практике воспитания необходимо различать декларируемые и реальные его ценности и цели. Родителями декларируются, как правило, социально одобряемые, гуманистические ценности воспитания, но реальные его цен- ности и цели зачастую оказываются весьма далекими от них. Я. Корчак, говоря о воспитании ребенка в семье, использовал понятие «воспитывающая среда», т.е. тот дух, который царит в семье и выражает принятые в ней ценности, нормы и правила. Догматическая среда насажда- ет ценности традиций, авторитета, необходимости их сохранения как жиз- ненного императива; труда как закона, самоограничения и самопреодоле- ния. Результатом развития ребенка в такой среде становится пассивность, исполнительность, отсутствие инициативы и творчества. Идейная среда исповедует ценности уважения к человеческой мысли, определяя развитие в ребенке активности, творчества, готовности к самоизменению. Среда без- мятежного потребления, реализующая ценности потребительского общест- ва, формирует отношение к труду, работе как средству получения матери- альных благ и привилегий, лишенному для личности самостоятельной ценности. Среда внешнего лоска и карьеры культивирует приоритет успе- ха, достижений, власти, следствием чего становится формирование тще- славия, жадности, враждебности к окружающим людям [Корчак, 1990]. Та- ким образом, важны не декларируемые, а реально принятые в семье жизненные ценности, определяющие конкретную систему требований, предъявляемых в процессе воспитания к ребенку. Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребенка». Однако до- статочно часто под «хорошим» подразумевается «удобный» ребенок — по- слушный, исполнительный, конформный, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый. Это может быть работа по дому, домашние задания, уход за младшими братья- ми и сестрами и пр. Вместе с тем вряд ли можно предположить, что роди- тели, задаваясь целью воспитать «хорошего» ребенка, хотят видеть его бе- зынициативным роботом-исполнителем, безропотно выполняющим работу, порученную ему лицом, наделенным властью. Конечно, нет! Проти- воречие состоит в том, что многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своем ребенке — творчество, смелость, само- уважение, целеустремленность и настойчивость в достижении поставлен- ной цели, — в повседневной жизни и общении с ним могут быть «не удоб- ны» родителю. Особенно остро это чувствуется на этапе их становления и формирования в детские годы, причиняющих родителям лишние хлопоты и волнения.
§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 171
Требования и запреты являются крайне важным и совершенно необходи- мым компонентом воспитания, выполняющим ряд важных функций. Во- первых, они объективируют реальные, а не декларируемые цели воспитания ребенка. Во-вторых, в них представлены образцы и правила социально жела- тельного поведения и деятельности ребенка. В-третьих, они создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою де- ятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами. Необходимость, соблюдения ограничений и запретов обеспечивает развитие саморегуляции и самодисциплины. Требования и запреты позволяют также структурировать и организовать среду, обеспечивая безопасное, т.е. прогно- зируемое и поддающееся разумному контролю со стороны ребенка, прост- ранство жизнедеятельности. Известно, что ситуация неопределенности, не- предсказуемости, дефицит наличной информации становятся причиной, порождающей тревожность и негативные эмоциональные переживания (Н. Симонов). Введение ограничений/регулирующих отношения ребенка с социальным и предметным окружением, снимает неопределенность, повы- шает прогнозируемость изменений, уверенность в себе, способствует актуа- лизации чувства личностной безопасности. Требования конкретизируют позитивные ожидания, предъявляемые к ре- бенку, т.е. описание того поведения и тех результатов и достижений, которые хочет видеть родитель. Запреты определяют негативные ожидания, т.е. фор- мы поведения и личностные качества ребенка, которые родитель хотел бы из- бежать — «чего нельзя делать». Формулирование ожиданий в виде требова- ний является, безусловно, более продуктивным. Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, образец для подра- жания, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимос- ти, пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотива- ции избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений.. Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка было сведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых избежать не- возможно. Содержание их, помимо внешнего ограничения, включает и сущностную сторону — социально одобряемую и поощряемую ценность, определяющую отношения человека с миром людей и миром предметов. Основные необходимые запреты касаются:
•здоровья ребенка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребенка); • физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека); • сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (на де- структивные разрушающие действия в отношении природной и культур- ной среды). 172 Глава 3. Детско-родительские отношения
Количество и содержание требований должно соотноситься с возрас- томииндивидуальными особенностямиребенка,атакжесвоспитательны- ми ценностями родителя. В зависимости от соответствия требований воз- растно-психологических индивидуально-личностным особенностям ребенка можно говорить об их чрезмерности — сверхтребовательности ро- дителя к ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном слу- чае речь идет о недостаточности требований — вседозволенности или попу- стительстве в отношении воспитания ребенка. Соотношение требований и запретов уточняет характер социального контроля в воспитательном про- цессе. Если в воспитании преобладают запреты, то следует говорить об ог- раничительном характере контроля, если требования — о формирующем типе контроля, т.е. о целенаправленном воспитании в ребенке определен- ных качеств и способностей. Во-первых, запреты должны предъявляться в императивной форме, но- сить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности «двойного стандарта» и «двойной морали». Во-вторых, запреты должны предъявляться в безличной форме. Следу- ет избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих до- стоинство ребенка, проявлений неуважения к его личности. В-третьих, запреты должны быть предъявле ГЛ. Лербальной (словес- ной) форме, ясной и понятной для ребенка. Аргументация в пользу необхо- димости соблюдения запретов должна указывать на последствия и резуль- таты поступков ребенка, нарушающих запреты и правила, для других людей [Hoffman, 1975]. Обсуждение последствий нарушения запретов должно быть на языке, понятном ребенку. В-четвертых, предъявление запретов должно осуществляться до наруше- ния правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать нарушение запретов и невыполнение требований, недожидаясь момента, ког- да запреты будут нарушены, а требования не выполнены. Подобно тому как § 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 173
проще предупреждать, а не лечить болезнь, проще и эффективнее предупреж- дать нарушения детьми запретов, а не иметь дело с уже совершившимся фак- том. Поведение родителей должно носить прогнозирующий, предвосхищаю- щий характер, поскольку важно точно определить оптимальный момент «интервенции». Тактика его в конфликтной ситуации будет различна в зави- симости от того, наличествует ли еще только угроза нарушения запрета или запрет фактически уже нарушен, причем очевидно социально неадекватное поведение ребенка. Установление ограничений и запретов в игре как в пер- вом, так и во втором случае осуществляется в несколько шагов, предпринима- емых в неодинаковой последовательности [Ginott, 1972; Лэндрет, 1994]. В первом случае ребенок выражает явное и однозначное намерение нару- шить запрет. Последовательность шагов родителя должна быть следующей. Первый шаг — активного эмпатического слушания — вербального выра- жения взрослым чувств, желаний, потребностей ребенка, необходимого для установления взаимопонимания и диалога. Нужно дать ребенку обрат- ную связь о том, что вы знаете о его чувствах и желаниях, понимаете и при- знаете их. В противном случае ребенок будет продолжать настаивать на своем, повторяя вновь и вновь о своих желаниях и справедливо полагая, что взрослый просто не понимает его намерений и нуждается в дополни- тельных разъяснениях. Признание чувств и желаний ребенка как проявле- ние уважения его личности и его права на собственный внутренний мир пе- реживаний способствует укреплению доверия и сотрудничества с родителем. Речевое объективирование чувств ребенка позволяет ему луч- ше осознать их, уточняет действительное значение эмоциональных пере- живаний, позволяет снять или ослабить эмоциональную напряженность. Однако все эти позитивные эффекты возможны лишь в случае аккуратно- го и точного отражения в речи взрослого чувств и намерений ребенка. Второй шаг — введение ограничения-запрета в ясной, понятной ребен- ку безличной форме, как тотальное безусловное ограничение. Третий шаг — предложение альтернативы запрещенному действию. Зна- чение этого шага состоит в том, что он раскрывает перед ребенком принци- пиально новую возможность: альтернативу исследования проблемной ситу- ации и поиска новых путей ее разрешения вместо настаивания на неприемлемом и негативно оцениваемом поведении. Этот шаг — своего рода обучение ребенка эффективному способу разрешения конфликтных ситуа- ций, где «нет победителей и нет побежденных» (Т. Гордон). Такой способ по- ведения в конфликте основан на генерировании различных альтернативных вариантов, исследовании их возможных последствий и осознанном выборе оптимального способа выхода из конфликта. Значение этого шага состоит не просто в переключении активности ребенка на другой вид деятельности, а в том, что закладывается основа новой позиции ребенка в проблемной ситуа- ции, в определенной степени преодолевается его эгоцентризм в понимании возможностей разрешения проблемы. 174 Глава 3. Детско-родительские отношения
Успешность третьего шага зависит от того, насколько привлекательным для ребенка окажется предлагаемое альтернативное действие. Необходимо учитывать интенсивность мотивов и чувств ребенка, степень осознанности им собственных намерений и желаний. Как правило, для большинства де- тей дошкольного и младшего школьного возраста особую значимость име- ет общение и совместная деятельность со взрослым, в силу чего предложе- ние родителем совместной деятельности обычно приветствуется ребенком и принимается «на ура». Иногда бывает необходимо предложить ему на выбор несколько альтернатив. Вместе с тем нельзя излишне увлекаться придумыванием множества альтернативных вариантов, поскольку задача выбора может оказаться для ребенка непосильной даже в интеллектуаль- ном плане. Во втором случае запрет фактически нарушен — и последовательность шагов родителя меняется по сравнению с описанным выше вариантом. Первый шаг — необходимо немедленно блокировать социально неадек- ватное поведение ребенка. Способами такого блокирования являются: пре- рывание действия, ребенка путем лишения его объекта, принудительное ог- раничение активности ребенка (обнять и прижать руки к телу), временная его изоляция. Такое поведение родителя нередко воспринимается ребенком как насильственное, поэтому при необходимости должно сопровождаться предоставлением ребенку возможностей для эмоционального отреагирова- ния. Для прерывания нежелательных действий ребенка дошкольного или младшего школьного возраста уместны игровые приемы. Второй шаг — нужно обеспечить эмоциональное отреагирование. Как правило, ситуация нарушения запретов и ограничений чрезвычайно аффек- тогенна и характеризуется высокой степенью эмоциональной напряженно- сти. Поэтому сразу же после блокирования неадекватных форм поведения необходимо предоставить «нарушителю» возможность эмоциональной раз- рядки в социально приемлемом варианте. Эмоциональное отреагирование может осуществляться в действенной и в игровой форме.. Последующие шаги — с третьего по пятый — соответствуют логике предъявления ограничений и запретов в условиях, когда поведение ребенка еще находится в рамках социально приемлемого. Эти шаги — вербализация, т.е. словесное объективирование чувств, желаний и потребностей ребенка; формулирование запрета или ограничения и предложение альтернативного действия — являются необходимыми на пути формирования у ребенка спо- собности к регуляции собственной деятельности. Сотрудничество ребенка со взрослым, обеспечивающее организацию необходимых условий для того, чтобы требования были приняты, осмысле- ны и выполнены ребенком, является оптимальной формой профилактики нарушения родительских требований и запретов. Лишь после того, как ре- бенок уяснит их содержание, сам убедится в необходимости их выполне- ния, лишь по мере того, как у него будут сформированы для этого психоло- 176 Глава 3. Детско-родительские отношения
Тотальный контроль охватывает фактически все сферы жизнедеятель- ности ребенка до мелочей. Родитель стремится быть в курсе всех мыслей, чувств и переживаний ребенка, а не только его поступков и поведения. Под контролем находится все. Я вижу тебя насквозь — вот девиз родителя — по- борника тотального контроля, результатом которого становятся утрата ре- бенком чувства безопасности и интимности собственного внутреннего ми- ра, рождение тревоги, потеря чувства свободы, переживание зависимости от родителя, чувство подчинения, собственной беспомощности и бессилия. Систематический контроль дифференцирует сферы жизнедеятельнос- ти на зоны, подлежащие контролю со стороны родителя, и зоны самостоя- тельности и полной ответственности ребенка. Систематический контроль — это контроль, признающий право ребенка на самостоятельность и автоно- мию при сохранении содержательного и стабильного наблюдения родителя за его поведением и деятельностью. Безусловно, систематический контроль представляет собой оптимальную форму контроля. Однако при его осуще- ствлении необходимо учитывать возрастные возможности ребенка. В идеа- ле родитель должен стремиться к постепенной передаче функций контроля самому ребенку через этапы их совместного и совместно-разделенного кон- троля к самоконтролю. Й. Раншбург и К. Поппер [1983] считают, что целью воспитания является уменьшение внешних ограничений, необходимых на ранних этапах развития личности, и замещение их внутренними ограниче- ниями, т.е. переход от внешнего контроля к самоконтролю. Ситуативный (несистематический)контроль являетсяслучайнымкак по сферам приложения, так и по своему содержанию и систематичности. Это непоследовательный, непродуманный, не обоснованный возрастно- психологическими и индивидуально-личностными особенностями ребен- ка контроль. Несистематичность контроля зачастую приводит к формиро- ванию у ребенка стратегии выполнения требований родителя лишь при условии внешнего контроля и большой вероятности проверки. Например, ребенок выполняет домашнее задание лишь тогда, когда знает наверняка, что родитель проверит выполнение задания, и не садится за уроки, если уверен, что родитель занят и ему сейчас не до проверки. Случайный харак- тер родительского контроля находит отражение в низкой эффективности самоконтроля ребенка. Отсутствие контроля и попустительство крайне негативно влияют на развитие у ребенка чувства ответственности, способности к произвольной регуляции деятельности и воли. Для детей, воспитывающихся в атмосфере бесконтрольности и попустительства, характерны импульсивность, низкий уровень развития просоциальных форм поведения, трудности саморегуля- ции, низкая самоэффективность. Контроль может осуществляться по результату действия (его продук- ту) и по способу действия. В случае контроля по результату родитель не уделяет должного внимания причинам неуспешности ребенка, выяснению § 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество.,. 175
гические предпосылки, а именно способность к произвольной регуляции поведения и воля, — лишь тогда ответственность за выполнение требова- ний и соблюдение запретов может быть в полной мере возложена на само- го ребенка. До этого момента ответственность в равной мере должна быть разделена между ребенком и родителями. Запрет, предъявляемый в мо- мент его фактического нарушения, ни в коем случае не должен подвергать- ся дискуссии или сопровождаться солидной аргументацией и разъяснени- ем, почему, например, нельзя драться. Обсуждение и дискутирована запрета в этом случае «зашумляет» само содержание вводимого ограниче- ния; вызывает у ребенка подозрения, что вы сами не слишком уверены в справедливости вводимого запрета, и поэтому вселяет сомнения в необхо- димости обращать на него внимание; оказывается просто недоступным для ребенка младшего возраста, не способного проследить логику вашего рас- суждения, и тем самым становится излишним. Обсуждение оснований, оп- ределяющих содержание того или иного запрета, может быть уместно вне ситуации нарушения запрета. Требования и запреты не должны противоречить друг другу- Как пра- вило, ребенок в семье является объектом воспитательных воздействий со стороны нескольких взрослых — матери, отца, бабушек, дедушек и т.д., по- этому крайне желательным является согласованная позиция всех воспи- тателей относительно количества и содержания требований и запретов. Однако единство позиций не должно быть результатом отказа кого-то из родителей от своих воспитательных ценностей. Лучшим вариантом явля- ется случай, когда каждый из родителей реализует систему требований, отвечающую его установкам. Непротиворечивость системы требований и запретов является безусловным благом, но лишь в случае ее достижения по взаимному согласию и убеждению. Если же единство позиций есть ре- зультат «кровопролитной, бескомпромиссной борьбы» и навязывания ро- дителями друг другу своей точки зрения, то это единство вряд ли может быть полезным в воспитании ребенка. Итогом такой борьбы часто стано- вится фактический уход родителя, потерпевшего «поражение», из участия в процессе воспитания. Если же родитель все-таки принимает навязан- ную, чуждую ему точку зрения на цели и методы воспитания и даже пыта- ется реализовать ее в воспитании, то ребенок, остро чувствуя фальшь и формализм требований, отвергает и нарушает их. Тем самым ребенок про- воцирует родителя на открытое выражение своего отношения к заданным нормам, исследуя действительную позицию родителя в отношении необ- ходимости их выполнения.
Способ контроля исполнения требований и запретов
В зависимости от широты сферы приложения контроль может быть то- тальным, систематическим, ситуативным и может отсутствовать (попусти- тельство). § 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 177
того, почему поведение ребенка не отвечает заданным требованиям и ожи- даниям. Контроль по способу действия отличается тем, что первоочередное внимание родитель уделяет именно причинам неудач ребенка и несоответ- ствия его поведения социальным требованиям. Центральным становится вопрос о том, какая дополнительная помощь и сотрудничество необходимы ребенку для организации его деятельности, для достижения успеха. Кон- троль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.18.66 (0.051 с.) |