Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка в детско-родительских отношениях (по Г.Т. Хоментаускасу) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка в детско-родительских отношениях (по Г.Т. Хоментаускасу)



 

Типвнутренней позиции Особенности типа семейного воспитания Особенности личностного развития ребенка
1. «Я нужен и лю- бим, и я люблю вас тоже» Эмоциональное принятие сотрудничество и коопера- ция; взаимное уважение и демократический стиль об- щения; авторитетный тип воспитания Доверие к людям и готовность к сотрудничеству; высокая само- оценка и самопринятие; социаль- ная компетентность; надежная привязанность
2. «Я нужен и любим, а вы существуете ра- ди меня» Воспитание по типу кумира семьи; потворствующая ги- перпротекция; культ ребен- ка и его желаний Эмоционально-личностныйэго- центризм; неадекватно завышен- ная самооценка и искажение Я- концепции; низкая социальная и коммуникативная компетентность; аффект неадекватности; амбива- лентная привязанность
3. «Я нелюбим, но всей душой стрем- люсь приблизиться к вам» Низкоеэмоциональное принятие ребенка, амбива- лентность, явное или скры- тое отвержение; воспитание в условиях повышенных требований и моральной от- ветственности; доминирую- щая гиперпротекция; фено- мен делегирования и перфекционизма Низкая самооценка и самоприня- тие; искажение развития Я-кон- цепции; чувство вины и неполно- ценности; тревожность и фрустрированность; перфекцио- низм;конформизм;эмоциональная зависимость; тревожный избегаю- щий или амбивалентный тип при- вязанности
4. «Я не нужен и не любим, оставьте ме- ня в покое» Амбивалентность принятия, явное или скрытое отверже- ние; гипопротекция, безнад- зорность; доминирующая гиперпротекция строгость санкций и жестокое обраще- ние; авторитарно-директив- ный стиль общения; отстра- ненность родителей Тревожные типы привязанности (амбивалентный и избегающий); низкое самопринятие и-самооцен- ка; агрессивность и враждебность; высокая тревожность; фрустрация потребности в любви и заботе; от- сутствие базового доверия к миру

 

Эмоциональный климат в семье определяется не только отношением

родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального при- нятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель—ребенок (А.С. Спива- ковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмо- циональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений.


§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 149

 

 

Взаимные,симметричныеотношения:

•эмоциональное взаимное принятие. Для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют от- ветную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелатель- ность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

• симметричная негативная установка. Обе стороны — и родители, и ре- бенок — взаимно отвергают друг друга. У ребенка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбива- лентности отношений родителей. В результате у ребенка формируется то- тальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее, протестующее поведение.

Невзаимные,асимметричныеотношения:

• односторонняя родительская любовь. Ребенок горячо любим родителя- ми и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла. Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений се- мейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспита- ния по типу кумира семьи. У ребенка формируются неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-лично- стного эгоцентризма, проблемы с установлением отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации, новому социальному окружению. Получение не- гативной обратной связи приводит к формированию у такого ребенка амби- валентной самооценки, а в значительном числе случаев к формированию аф- фекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам, уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу «кумир се- мьи» возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольно- го поведения;

•односторонняя привязанность ребенка. Ребенок испытывает по отно- шению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не от- вечают взаимностью. Следствием такого искажения аффективных детско- родительских отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой са- мооценкой, высокой тревожностью, ненасыщаемой потребностью в любви.

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отно- шений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гар- моничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жиз- нью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического


150 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка. Темперамент ребенка, родительские установки, особенности мотивационно-потребност- ной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской под- системе семьи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.232.31 (0.009 с.)