Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы и воспитательное значение внутренней позиции ребенка в детско-родительских отношениях (по Г.Т. Хоментаускасу)
Эмоциональный климат в семье определяется не только отношением родителя к ребенку и ребенка к родителю в терминах эмоционального при- нятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель—ребенок (А.С. Спива- ковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмо- циональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений.
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 149
Взаимные,симметричныеотношения: •эмоциональное взаимное принятие. Для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют от- ветную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребенка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелатель- ность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; • симметричная негативная установка. Обе стороны — и родители, и ре- бенок — взаимно отвергают друг друга. У ребенка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбива- лентности отношений родителей. В результате у ребенка формируется то- тальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее, протестующее поведение. Невзаимные,асимметричныеотношения: • односторонняя родительская любовь. Ребенок горячо любим родителя- ми и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла. Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений се- мейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспита- ния по типу кумира семьи. У ребенка формируются неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-лично- стного эгоцентризма, проблемы с установлением отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации, новому социальному окружению. Получение не- гативной обратной связи приводит к формированию у такого ребенка амби- валентной самооценки, а в значительном числе случаев к формированию аф- фекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам, уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу «кумир се- мьи» возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольно- го поведения;
•односторонняя привязанность ребенка. Ребенок испытывает по отно- шению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не от- вечают взаимностью. Следствием такого искажения аффективных детско- родительских отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой са- мооценкой, высокой тревожностью, ненасыщаемой потребностью в любви. Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отно- шений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гар- моничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жиз- нью как ребенка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического 150 Глава 3. Детско-родительские отношения
развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребенка. Темперамент ребенка, родительские установки, особенности мотивационно-потребност- ной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской под- системе семьи.
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.82.232.31 (0.009 с.) |