Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности отношений родителей с детьми-подросткамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Известно, что подростковый возраст является критическим в развитии детско-родительских отношений. На этой возрастной стадии эти отноше- ния перестраиваются на основе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка, причем значительно возрастает здесь активная роль самого подростка [Фрейд, 1993; Havighurst, 1967; Maccoby, 1980; Damon, 1983; Moore, 1987; Steinberg, Silverberg, 1986; Эльконин, 1989; Ma- кушина, 2001]. Знание особенностей восприятия подростками детско-ро- дительских отношений позволит выявить закономерности их развития и осуществить необходимую интервенцию с целью профилактики их кон- фликтности, коррекции и оптимизации. Автономизация и достижение эмоциональной дифференциации лично- сти в семье, процесс перестройки детско-родитбльских отношений на каче- ственно иной основе взаимного уважения и равноправия составляет важ- § 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 215
ную задачу на стадии подросткового и юношеского возраста [Havighurst, 1967]. В первом случае достигается психологическая сепарация подрост- ков от родителей в четырех важных областях: в поведении — функциональ- ная независимость как способность подростка самостоятельно решать свои личные и практические дела с минимальной помощью родителей; в уста- новках и ценностях; в эмоциональной сфере — независимость как свобода от чрезмерной зависимости от родительского одобрения, интимности и эмоциональной поддержки; в конфликтах — как свобода от чрезмерной за- хваченности эмоциями (гневом, тревогой, чувством вины и ответственнос- ти) в отношениях с родителями [Moore, 1987; Sullivan & Sullivan, 1980]. Эмоциональная автономия в этом ряду рассматривается как истинная и в то же время наиболее трудно достигаемая в подростковом возрасте. Лишь 20% подростков решают задачу достижения эмоциональной автономии [Franc et al., 1990], причем успешность ее решения, уровень достигаемой подростком независимости иустановлениеновыхграниц внутри семейной системы в значительной степени определяются качеством сложившихся к началу подросткового возраста детско-родительских отношений [Эйде- миллер, Юстицкис, 1999; Черников, 1998]. В работе О.П. Макушиной [2001] была поставлена цель исследования форм и причин психологической зависимости подростков от родителей. По- лученные результаты позволили выделить содержание феномена психоло- гической зависимости подростков от родителей как особого личностного об- разования, проявляющегося в амбивалентности отношения подростков к родителям и высокой эмоциональной его напряженности. Суть амбивалент- ности в сочетании стремления подростка к близким, доверительным, эмоци- ональным отношениям с родителями, желания получить советы и поддерж- ку, с одной стороны, и переживания помощи и поддержки от родителей как тягостных и обременительных — с другой. Причиной психологической зави- симости подростков является фрустрация их потребности в самоактуализа- ции. В зависимости от выраженности психологической зависимости были выделены четыре группы подростков: «зависимые», «негативисты», «незави- симые» и «неопределенные». Для группы подростков с высокой психологи- ческой зависимостью характерно слепое подчинение взрослому, послушание и ориентация на подчинение вне зависимости от конкретной ситуации. «Не- гативисты» проявляют протест, негативизм, упрямство. Противодействие родителям становится для них самоцелью и средством личностного утверж- дения и осуществляется вне учета конкретной ситуации взаимодействия. Для «независимых» подростков характерна ориентация на проблемную си- туацию и желание разрешить ее самостоятельно с опорой на собственное мнение. Поведение подростков «неопределенной» группы не позволяет вы- явить отчетливые тенденции в пользу или против независимого поведения в отношениях с родителями. Полученные результаты позволили автору сде- лать вывод о том, что психологическая зависимость проявляется в двух ос- 216 Плава 3. Детско-родительские отношения
новных формах — форме собственно зависимости и форме негативизма, раз- личающихся по характеру компенсации неудовлетворенной потребности в самоактуализации. В случае собственно зависимости компенсация осуще- ствляется по типу смирения и ухода, а в случае негативизма — по типу бун- та и протеста. Психологическая зависимость оказывает негативное влияние на личностное развитие подростков, в частности определяет дисгармонич- ность развития их Я-концепции. Неразрешенность важнейшей задачи разви- тия этого возраста — достижения психологической независимости, а именно автономии, способности к самоуправлению, самостоятельности позиции и оценок, эмоциональнойдифференцированностииустановленияграницлич- ностного пространства подростка в детско-родительских отношениях, — приводит к искажению развития личности на последующих стадиях возраст- ного развития. Стремление подростков к автономии и установлению новой, равно- правной системы отношений с родителями уравновешивается тенденцией к сохранению и укреплению отношений близости с родителями. Показано, что, хотя в обычных условиях подростки предпочитают компанию сверст- ников, в более напряженных ситуациях они склонны ориентироваться на помощь и участие взрослых [см.: Jonniss, Smollar, 1985]. Именно родители как значимые взрослые превосходят по степени значимости сверстников и оказывают подростку максимальную помощь в ситуациях поиска близос- ти. С другой стороны, родители уступают сверстникам в ситуациях поиска поддержки. Таким образом, отношения с родителями и в подростковом возрасте по-прежнему остаются для ребенка исключительными и крайне значимыми. Исключительность и целостность этих отношений определя- ют особый эмоциональный фон — альтруизм, солидарность, чувство значи- мости отношений, открытость и соучастие [Там же]. Интересно, что значи- мость отношений подростка с родителями вовсе не связана с его зависимостью и возможностью получить необходимую помощь и поддерж- ку от родителей. Напротив, устойчивые позитивные чувства по отношению к родителям испытывают именно те подростки, которые наиболее успешно сами решают задачу своей автономизации. Далеким от истины следует признать расхожий миф о том, что родитель является единственным «архитектором и строителем» этих отношений, а ребенок, как пассивный объект воздействия родительской воли и испове- дуемых родителем воспитательных принципов, принимает их как данность и лишь в большей или меньшей степени эффективно к ним адаптируется. Детско-родительские отношения — это отношения двухполюсные, где на каждом из полюсов, полюсе родителя и полюсе ребенка, оба участника ак- тивно влияют на их генезис и развитие, хотя, безусловно, роли обоих пре- терпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития [Grusec, Goodnow, Kuczynski, 2000]. Подчеркнем, что активность самого ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений, § 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 217
детерминации их особенностей достаточно велика уже на ранних возраст- ных стадиях и резко увеличивается в подростковом возрасте. Образ детско- родительских отношений на полюсе подростка и «глазами подростка» ста- новится важнейшим условием их трансформации и развития [Goodnow, 1992; Miller, 1995]. Знание особенностей восприятия подростками этих от- ношений, определяющих характер их общения и взаимодействия с родите- лями, позволит определить закономерности их развития, осуществить не- обходимую интервенцию с целью коррекции, оптимизации и перестройки этих отношений на качественно ином уровне. Цель проведенного нами исследования состояла в изучении психологи- ческих особенностей восприятия подростками детско-родительских отно- шений в современной российской семье. Оно проводилось в рамках широ- комасштабного проекта изучения социоморального развития подростков под руководством А.И. Подольского и П. Хейманса и носило лонгитюди- нальный характер. При этом был использован метод последовательно-по- перечных срезов. В исследовании приняли участие 537 испытуемых в воз- расте от 12 до 17 лет IKarabanova, Podolskij, Zacharova, 1999; Карабанова, 2002]. Была использована методика ADOR — «Подростки о родителях» в модификации Л.И. Вассермана и др. [1995].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.006 с.) |