Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками

Поиск

 

Известно, что подростковый возраст является критическим в развитии детско-родительских отношений. На этой возрастной стадии эти отноше- ния перестраиваются на основе признания родителями самостоятельности и взрослости подростка, причем значительно возрастает здесь активная роль самого подростка [Фрейд, 1993; Havighurst, 1967; Maccoby, 1980; Damon, 1983; Moore, 1987; Steinberg, Silverberg, 1986; Эльконин, 1989; Ma- кушина, 2001]. Знание особенностей восприятия подростками детско-ро- дительских отношений позволит выявить закономерности их развития и осуществить необходимую интервенцию с целью профилактики их кон- фликтности, коррекции и оптимизации.

Автономизация и достижение эмоциональной дифференциации лично- сти в семье, процесс перестройки детско-родитбльских отношений на каче- ственно иной основе взаимного уважения и равноправия составляет важ-


§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 215

 

 

ную задачу на стадии подросткового и юношеского возраста [Havighurst,

1967]. В первом случае достигается психологическая сепарация подрост- ков от родителей в четырех важных областях: в поведении — функциональ- ная независимость как способность подростка самостоятельно решать свои личные и практические дела с минимальной помощью родителей; в уста- новках и ценностях; в эмоциональной сфере — независимость как свобода от чрезмерной зависимости от родительского одобрения, интимности и эмоциональной поддержки; в конфликтах — как свобода от чрезмерной за- хваченности эмоциями (гневом, тревогой, чувством вины и ответственнос- ти) в отношениях с родителями [Moore, 1987; Sullivan & Sullivan, 1980]. Эмоциональная автономия в этом ряду рассматривается как истинная и в то же время наиболее трудно достигаемая в подростковом возрасте. Лишь

20% подростков решают задачу достижения эмоциональной автономии

[Franc et al., 1990], причем успешность ее решения, уровень достигаемой подростком независимости иустановлениеновыхграниц внутри семейной системы в значительной степени определяются качеством сложившихся к началу подросткового возраста детско-родительских отношений [Эйде- миллер, Юстицкис, 1999; Черников, 1998].

В работе О.П. Макушиной [2001] была поставлена цель исследования форм и причин психологической зависимости подростков от родителей. По- лученные результаты позволили выделить содержание феномена психоло- гической зависимости подростков от родителей как особого личностного об- разования, проявляющегося в амбивалентности отношения подростков к родителям и высокой эмоциональной его напряженности. Суть амбивалент- ности в сочетании стремления подростка к близким, доверительным, эмоци- ональным отношениям с родителями, желания получить советы и поддерж- ку, с одной стороны, и переживания помощи и поддержки от родителей как тягостных и обременительных — с другой. Причиной психологической зави- симости подростков является фрустрация их потребности в самоактуализа- ции. В зависимости от выраженности психологической зависимости были выделены четыре группы подростков: «зависимые», «негативисты», «незави- симые» и «неопределенные». Для группы подростков с высокой психологи- ческой зависимостью характерно слепое подчинение взрослому, послушание и ориентация на подчинение вне зависимости от конкретной ситуации. «Не- гативисты» проявляют протест, негативизм, упрямство. Противодействие родителям становится для них самоцелью и средством личностного утверж- дения и осуществляется вне учета конкретной ситуации взаимодействия. Для «независимых» подростков характерна ориентация на проблемную си- туацию и желание разрешить ее самостоятельно с опорой на собственное мнение. Поведение подростков «неопределенной» группы не позволяет вы- явить отчетливые тенденции в пользу или против независимого поведения в отношениях с родителями. Полученные результаты позволили автору сде- лать вывод о том, что психологическая зависимость проявляется в двух ос-


216 Плава 3. Детско-родительские отношения

 

 

новных формах — форме собственно зависимости и форме негативизма, раз- личающихся по характеру компенсации неудовлетворенной потребности в самоактуализации. В случае собственно зависимости компенсация осуще- ствляется по типу смирения и ухода, а в случае негативизма — по типу бун- та и протеста. Психологическая зависимость оказывает негативное влияние на личностное развитие подростков, в частности определяет дисгармонич- ность развития их Я-концепции. Неразрешенность важнейшей задачи разви- тия этого возраста — достижения психологической независимости, а именно автономии, способности к самоуправлению, самостоятельности позиции и оценок, эмоциональнойдифференцированностииустановленияграницлич- ностного пространства подростка в детско-родительских отношениях, — приводит к искажению развития личности на последующих стадиях возраст- ного развития.

Стремление подростков к автономии и установлению новой, равно- правной системы отношений с родителями уравновешивается тенденцией к сохранению и укреплению отношений близости с родителями. Показано, что, хотя в обычных условиях подростки предпочитают компанию сверст- ников, в более напряженных ситуациях они склонны ориентироваться на помощь и участие взрослых [см.: Jonniss, Smollar, 1985]. Именно родители как значимые взрослые превосходят по степени значимости сверстников и оказывают подростку максимальную помощь в ситуациях поиска близос- ти. С другой стороны, родители уступают сверстникам в ситуациях поиска поддержки. Таким образом, отношения с родителями и в подростковом возрасте по-прежнему остаются для ребенка исключительными и крайне значимыми. Исключительность и целостность этих отношений определя- ют особый эмоциональный фон — альтруизм, солидарность, чувство значи- мости отношений, открытость и соучастие [Там же]. Интересно, что значи- мость отношений подростка с родителями вовсе не связана с его зависимостью и возможностью получить необходимую помощь и поддерж- ку от родителей. Напротив, устойчивые позитивные чувства по отношению к родителям испытывают именно те подростки, которые наиболее успешно сами решают задачу своей автономизации.

Далеким от истины следует признать расхожий миф о том, что родитель является единственным «архитектором и строителем» этих отношений, а ребенок, как пассивный объект воздействия родительской воли и испове- дуемых родителем воспитательных принципов, принимает их как данность и лишь в большей или меньшей степени эффективно к ним адаптируется. Детско-родительские отношения — это отношения двухполюсные, где на каждом из полюсов, полюсе родителя и полюсе ребенка, оба участника ак- тивно влияют на их генезис и развитие, хотя, безусловно, роли обоих пре- терпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития [Grusec, Goodnow, Kuczynski, 2000]. Подчеркнем, что активность самого ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений,


§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 217

 

 

детерминации их особенностей достаточно велика уже на ранних возраст- ных стадиях и резко увеличивается в подростковом возрасте. Образ детско- родительских отношений на полюсе подростка и «глазами подростка» ста- новится важнейшим условием их трансформации и развития [Goodnow,

1992; Miller, 1995]. Знание особенностей восприятия подростками этих от- ношений, определяющих характер их общения и взаимодействия с родите- лями, позволит определить закономерности их развития, осуществить не- обходимую интервенцию с целью коррекции, оптимизации и перестройки этих отношений на качественно ином уровне.

Цель проведенного нами исследования состояла в изучении психологи- ческих особенностей восприятия подростками детско-родительских отно- шений в современной российской семье. Оно проводилось в рамках широ- комасштабного проекта изучения социоморального развития подростков под руководством А.И. Подольского и П. Хейманса и носило лонгитюди- нальный характер. При этом был использован метод последовательно-по- перечных срезов. В исследовании приняли участие 537 испытуемых в воз- расте от 12 до 17 лет IKarabanova, Podolskij, Zacharova, 1999; Карабанова,

2002]. Была использована методика ADOR — «Подростки о родителях» в модификации Л.И. Вассермана и др. [1995].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.006 с.)