Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие брачно-семейных отношений в истории обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Некоторый прообраз семьи мы находим у животных, занимающих относи- тельно высокую ступень на эволюционной лестнице развития видов. Сис- темообразующими функциями семьи животных являются репродуктивная и родительская. Условия возникновения семьи у животных можно назвать следующие: • цикличность воспроизводства потомства, позволяющая взрослым осо- бям время, свободное от репродукции, использовать для реализации функ- ций родительского ухода; •новый образ жизнедеятельности на основе усложнения форм ин- стинктивного и возрастания роли научения, вследствие чего возникает объективная необходимость времени детства как периода подготовки ин- дивида к «взрослой» жизни; •трудности выживания нового поколения, задающие необходимость осуществления родительской опеки, ухода и заботы на протяжении перио- дадостижениязрелости [Кон, 1988]. «Семьи» животных видов различаются по стабильности отношений взрослых партнеров и по характеру реализации родительской функции. Например, у некоторых видов птиц мы наблюдаем переход к моногамной семье, основными функциями которой является репродукция и родитель- ский уход. В такой семье функции родителей — самки и самца — оказыва- ются специфицированы. Зачастую семья имеет сезонный характер и объе- динение партнеров определяется также и сменой сезонов, диктующих изменение образа жизнедеятельности. Однако было бы неверно, пытаясь проводить параллели и искать сходство между семьями животных и чело- века, игнорировать их принципиальную несводимость друг к другу, качест- венные различия самой природы семьи — в одном случае инстинктивно- биологической, а в другом — культурной, социально-исторической. § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 15
Детерминантами развития брачно-семейных отношений в истории об- щества стали потребность рода в сильном жизнестойком потомстве, необ- ходимом для выживания рода, и развитие производительной деятельности с соответствующими.ей хозяйственными производственными отношения- ми. Можно выделить следующие этапы развития брачно-семейных отно- шений в истории человечества [Зацепин, 1991]: •промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, соци- ально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого ранне- го этапа развития человеческого общества; •эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями; •экзогамия — социально регулируемая форма отношений между пола- ми с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно- историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологиче- ских механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Важным фактором за- крепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного по- томства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу. На основе экзогамии возникла первая форма брака — групповой дуаль- но-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Субъектом полноправной хозяйственной деятельности, обеспечивающей выживание членов рода, по-прежнему являлся весь род. Воспитание детей также осу- ществлялось всем родом. Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между муж- чиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступают лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Функ- ции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются родовым субъек- том, а не супружеской парой. Родство определяется по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства оказывается за- труднено. Матриархат как способ организации кровно-родственных отно- шений в этой ситуации более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода. По мере развития земледелия и роста произ- водительности труда дальнейшее становление семьи происходит в направ- лении укрепления ее хозяйственной самостоятельности. Возможности ро- дителей самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, цементируемых и общими хозяйст- венными интересами супругов, привели к возникновению моногамной (единобрачной) семьи. Половой диморфизм обусловил усиление роли муж- чины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Стабильность брачных отношений обеспечила надеж- 16 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
ность установления отцовства. Патриархат как форма организации родст- венных отношений по отцовской линии закономерно пришел на смену ма- триархальным отношениям, знаменуя поворот к установлению отношений неравенства супругов по типу доминирования — подчинения матери (же- ны) и главенства отца (мужа) в семье. Развитие отношений частной собст- венности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных онтошений, наиболее точно отвечаю- щей социальной организации общества. В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи — мо- ногамная (единобрачная: один муж — одна жена) и полигамная (один муж — несколько жен). Полигамия (многоженство) в настоящее время су- ществует в ограниченном числе стран, в основном мусульманских, где ре- лигия регламентирует число жен в семье принципом — «иметь столько жен, сколько может прокормить муж». Истории известен и полиандричес- кий (полиандрия — многомужество) тип семьи, «ядро» которой — женщи- на занимает более высокое положение, чем ее мужья. В работах Ф. Ариеса [1999] и И.С. Кона [1988] дан глубокий и исчерпы- вающий анализ исторического развития семьи как социокультурного фено- мена. Весьма примечательно, что ее становление рассматривается в указан- ных работах, в первую очередь в связи с развитием функции воспитания детей. Согласно традиционной точке зрения трансформация структуры и ти- па семьи происходит при переходе от феодального к буржуазному обществу и связана с индустриальной революцией, процессами миграции населения из сельской местности в города и возн^шновением индивидуального роди- тельства как важнейшего канала социализации подрастающего поколения. Следствие этих процессов — переход от расширенных «многоядерных» пат- риархальных семейных групп к малым нуклеарным семьям, В ходе дальней- шей индустриализации и урбанизации происходит увеличение периода со- циализации нового поколения и утверждение за семьей статуса института первичной социализации. «Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX—XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих об- щие закономерности и достижения прогрессивного развития общества. Можно выделить три исторически х типа семьи [Голод, 1995]: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), су- пружеский (постсовременный). Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избира- тельности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной вла- сти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, — абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение пат- риархального способа организации семейных отношений мы видим, на- пример, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 17
фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа вы- бора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при опреде- лении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений. Что касается детско-родительских отношений, то, по словам Н.И. Костома- рова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархаль- ных отношений. Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспита- тельной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская се- мья — малодетная. Время рождения и количество детей планируется супру- гами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5—10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-роди- тельских отношений. «Ребенку — лучшее» — девиз детоцентристской се- мьи. Оборотная сторона такой родительской любви — потворствование дет- ским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка. Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автоном- ной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симмет- ричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и са- мореализации всех членов семьи. По мнению СИ. Голода [1995], супруже- ская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неин- ституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личнос- ти, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор. Специфик а современно й семьи определяется по меньшей ме- ре четырьмя особенностями: 1. Особая роль родительства. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. Кон [1988] приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития детско-родитель- ских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. С точки зрения автора «психогенной теории истории», можно выделить шесть стадий развития детско-родительских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализа- ции человека: инфантицид, «бросающий» стиль воспитания, амбивалент- ный, «навязчивый», социализирующий и «помогающий» стили воспитания. Примеры инфантицида, фактически массового детоубийства, мы находим 18. Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
даже в библейских сюжетах— избиение младенцев. В античной Спарте практиковалось «отбраковывание» физически неполноценных детей, кото- рые не могли стать хорошими воинами. В Средние века детей воспитывали вне семьи — отсюда само название родительского стиля воспитания — броса- ющий. Низшие социальные слои отдавали детей «в люди» — на обучение ре- меслам в мастерских за «хлеб насущный»; власть и богатство имущие пере- давали своих новорожденных кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к дальним родственникам и друзьям и т.п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считались добродетелью или ценностью. «Домострой», как основное ру- ководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обя- занности любить детей, хотя дети и должны были проявлять беспрекослов- ное послушание, уважение и любовь к родителям. Амбивалентный стиль отражал изменение взглядов на воспитание — хотя за ребенком и признава- лось наличие души, но сам он метафорически рассматривался «чистой дос- кой», а значит, легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась «лепка» души ребенка по образцу, принимаемому родителями. Навязчивый стиль воспитания, присущий XVIII веку, характеризовался на- вязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, когда уже не только поведение, но и сознание ребенка, его внутренний мир становились предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Целью традици- онной авторитарной семьи было сохранение во что бы то ни стало образа жизни старшего поколения, стремление «вписать» детей в жесткие рамки существующих ролей, норм и ценностей [Здравомыслова, 1992]. Социализи- рующий стиль воспитания представляет новую систему воспитания детей, когда главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоя- тельной жизни, формирование и закрепление качеств и способностей, необ- ходимых для перехода на новую статусную позицию — взрослого человека. Безусловность родительского авторитета не лишает ребенка возможности выбора и творческого созидания своей судьбы, авыступает условием переда- чи и сохранения культуры, опыта и традиций предшествующих поколений. Важную роль в этом процессе социализации ребенка наряду с семьей начи- нают играть детские сообщества, подростковые и юношеские объединения и субкультуры. Помогающий стиль знаменует переход родителей на принци- пиально новую, гуманистическую позицию в вопросах воспитаний. Отноше- ние родителей к ребенку преобразуется в отношение к равноправной лично- сти, заслуживающей уважение и право на свободный выбор собственного жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения вос- питания и смысла родительства является завоеванием второй половины XX в., когда особое значение в детско-родительских отношениях приобрета- ют эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь ста- новится приоритетной ценностью семейной жизни. Воспитание преобразу- ется в диалогический процесс, в котором оба субъекта общения равноправны § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 19
и не только родители «учат детей», но и родители «учатся» вместе с детьми и у детей [Петровская, Спиваковская, 1983]. В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обуче- ние детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответствен- ность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспек- тах — и до завершения высшего образования. 2. Основойсупружескогосоюзаявляютсялюбовь,эмоциональноеприня- тие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится — слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на не- бесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, го- товы — еще одна крайность — разорвать семейные узы даже при относи- тельно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Инте- ресно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заклю- чения повторного брака относительно мала. 3. Семейнаясистемаявляетсядостаточнооткрытой —всовременном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для растор- жения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно опре- делять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов. 4. Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — ста- новится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границырасширеннойсемьиопределяютсявосновномэтническимиикуль- туральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типасе- мьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приоб- рели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родите- лями и в значительной мере полагаются на их помощь. Можно выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявив- шихся в последние десятилетия: •переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патри- архального) типа к нуклеарным семьям; 20 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
• снижение рождаемости — характерная особенность российского обще- ства конца XX в. Если в 1985 г. на 1000 человек населения в России прихо- дилось 16,6 рождения, то в 1995 г. — лишь 9,3. Отметим, что на протяжении последнего десятилетия уровень рождаемости практически остается неиз- менным [Ганичева, 2002]. Переход от многодетной к малодетной семье в современном обществе обусловлен включением женщин в его производст- венную сферу; особенностями профессиональной деятельности супругов, в частности ее высокотехнологичностью; ценностными ориентациями и со- циально-экономическими условиями жизни современной семьи. Причина- ми снижения рождаемости в России являются экономическая нестабиль- ность общества; низкий уровень социальных гарантий для молодых семей; слабая социальная защищенность детей и подростков; реальное возраста- ние как «цены образования» так и удельного веса платного сектора образо- вательных услуг; неудовлетворительный уровень здравоохранения, в первую очередь охраны здоровья матери и ребенка; низкий престиж мате- ринства. Таким образом, в семье на одного ребенка зачастую приходится четверо прародителей — бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает «центр тяжести» забот семьи — родителям приходится заботиться о собст- венных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является также взаимность помощи и забот в семье: бабушки и де- душки—пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.; •диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин. В по- жилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание жен- ского населения, много вдов, обремененных особой психологической про- блемой — как пережить утрату супруга и самоопределиться в новых условиях. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в пло- скости утверждения бабушки в новой роли — «незаменимого члена семьи» своих детей, неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта, «домоправительницы», хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия' прародителя в отношении семейных ролей, традиционно ис- полняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирова- ния семьи; •увеличение числа разводов. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 —3 года; • возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспи- танники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.). Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем, переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции; § 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 21
• демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимоза- меняемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке; •возрастание числа несовершеннолетних родителей — подростковое родительство. В ряде стран, например в США, государством и обществен- ными организациями оказывается значительная социальная и психологи- ческая поддержка беременным школьницам и матерям-подросткам. В Рос- сии предпринимаются только первые шаги по созданию социальной и психологической службы помощи несовершеннолетним родителям. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспи- тание которых матери отказываются еще в родильных домах; •рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, часто превращаясь в ужасающую реальность повседневного существования се- мьи. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка, привела к появлению в англоязычной литературе термина child abused — ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия «жестокое обращение», остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявле- ний родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуаль- ного насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) по- требностей ребенка до холодного к нему отношения, недостатка эмоциональной близости и привязанности. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ре- бенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий любви к ребенку, зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей «ущербности и неполноценности» и сам, в полной мере являясь жертвой собственной «нелюбви» к ребенку, нуждается в психологической помощи и поддержке; •увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без де- тей» — сознательный выбор супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального об- разования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в оконча- тельное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осо- знанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, — проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усы- новления, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродук- тивной медицины в значительной степени способствует решению таких проблем; 22 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
•наконец, тенденция, не столь явно пока еще выраженная в российском обществе, но все более и более набирающая силу, — это появление так на- зываемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональ- ной карьеры, роста и самореализации. В таких семьях особое значение при- обретают характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидер- стве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что она, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной, тяготея к тради- ционному типу, где материально-экономическая и психологическая зави- симость членов семьи друг от друга очень велика. Причиной преобразова- ния нуклеарной семьи в большую трехпоколенную зачастую становится необходимость совместного проживания в одной квартире, когда молодая семья оказывается финансово неспособной самостоятельно «потянуть» покупку или аренду жилья. Такое положение чревато спутанностью се- мейных ролей, снижением эффективности семейного функционирования, ростом конфликтности, семейной тревоги и эмоциональной напряженно- сти. Примером неадекватного распределения ролей может служить хоро- шо знакомая всем ситуация с бабушкой, принявшей на себя всю полноту ролевой ответственности матери и по сути являющейся «функциональной мамой». Сама же мама выполняет в семье функцию старшей сестры ребен- ка. Нередко это находит отражение в таком симптоме, как называние ре- бенком матери и отца по именам вместо конвенциональных «мама» и «па- па», приводит к искажению формирования привязанности в детском возрасте, конкуренции и конфликтности в подростковом. Опыт семейного консультирования позволяет выделить следующие психологически е особенност и российски х семей[Эйдемил- лер, Юстицкис, 1999; Уголева, 2001]: •высокая степень материальной, психологической, эмоциональной за- висимости членов семьи друг от друга; •спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцирован- ность и согласованность; •дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи; • борьба за власть между поколениями вследствие совместного прожи- вания и неясности границ семейной системы. Наряду с объективно существующими тенденциями в развитии семьи, отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном об- ществе, учета ее вклада в совокупную общественную практику, демографи- ческих изменений и прогрессивного развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и про-
цессов ее развития. «Мифы» о семье, стойкие в общественном сознании, ис- кажают и неадекватно интерпретируют происходящие изменения в семье как социокультурном институте, приводят к ее обесцениванию и в силу это- го представляют известную помеху для создания и функционирования гар- моничной семьи. Наиболее распространенными, обусловленными времен- ной дестабилизацией семьи являются мифы о «крушении семьи как социального института», о «вырождении настоящих мужчин» [Обозова, 1984] и о «маскулинизации женщин». «Семья изжила себя как социальный институт» — миф о крушении се- мьи основан на фактах постепенной передачи семьей своих функций дру- гим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации семейных функций каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с ус- пехом осуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитатель- ная реализуется матерями (реже отцами) с помощью системы обществен- ного воспитания, а если повезет, то и с реальным участием прародителей; исчезло табу на свободные сексуальные отношения, и супруг или супруга перестают быть единственным сексуальным партнером друг для друга; ду- ховное общение реализуется в кругу коллег по профессии и единомышлен- ников, и даже репродуктивная функция может быть с успехом реализована без участия супруга путем искусственного зачатия или привлечения «мате- ри»-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы ре- ализоваться вне супружеского союза, с другими партнерами. Печальная статистика разводов, увеличение числа людей зрелого возраста, не вступа- ющих в брак, дают основания сторонникам теории крушения семьи стро- ить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института. В противовес семье предлагаются другие формы отношений между партне- рами — так называемый «свободный союз» — гражданский брак или вари- ант «воскресного папы». Однако за последние годы наметился явный, бе- зусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи, ее рейтинг определен- но растет. 24 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
кулинности и фемининности, вплоть до их прямой противоположности. В действительности же «чисто фемининных» или «чисто маскулинных» ти- пов личности не существует. Личность андрогинна, в различных пропорциях она сочетает фемининные и маскулинные качества. Современная женщина, расширяя границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждая себя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмот- реть прежнюю систему представлений о ее «предназначении и уделе». В.Н. Дружинин [1996] считает наиболее ярким проявлением краха нор- мальной семьи — т.е. семьи, в которой ответственность за ее благополучие несет отец (муж), — утрату мужчинами социальных и экономических воз- можностей обеспечивать семью, реализуя всю полноту ответственности, и воспитывать детей. Проблема отцовства, продолжающаяся практика от- чуждения отца от воспитания детей, требует своего немедленного и карди- нального решения. Вместе с тем было бы неверно ассоциировать эти дейст- вительно тревожные тенденции с крахом семьи как социального института. Современная семья в различных вариантах своей жизнедеятельности обнаруживает негативную симптоматику кризиса, послужившую основани- ем для создания мифа о «крахе» семьи. Примерами таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящих тем не менее за пределы социаль- ной «нормы» ее существования как социального института, могут служить следующие наблюдаемые явления. В достаточно большом числе случаев се- мейного бюджета как такового не существует, супруги осуществляют срои расходы врозь, каждый соответственно собственным доходам. Общего «се- мейного кошелька» нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного су- пруга менее обеспеченному практикуется точно так же, как и целевое выде- ление денег на воспитание ребенка. Еще один пример — «отложенное» на неопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая се- мейная функция оказывается невостребованной. Наконец, примером «не- стандартной» модели семьи, отвергающей важнейшую семейную функ- цию — сексуально-эротическую, может быть так называемая «открытая» семья, т.е. семья с неопределенными, размытыми границами семейной сис- темы, где отсутствует запрет на внебрачные сексуальные связи и есть при- § 4. Стадии жизненного цикла семьи 25
знанные супругами любовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарный характер, и потому внебрачные свя- зи изменой в семье не считаются и не являются ни причиной для развода, ни даже поводом для семейных конфликтов. Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешно решать и другую традиционно важную функцию семьи — функцию продолжения рода. Вышесказанное подводит к выводу о том, что если из функций семьи «вычесть» все перечисленные, то основу ее жизнедеятельности составят функция эмоцио- нальной поддержки и принятия, а также функции воспитания детей, конеч- но при условии их наличия в семье. Именно эти две функции и определят, по всей вероятности, специфику семьи ближайшего будущего.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.013 с.) |