Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как фактор развития личности ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А. Адлер первым сформулировал положение о зависимости развития лич- ности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция харак- теризует этот порядок, определяет специфику социальной ситуации разви- тия ребенка, его отношения к миру, общения и деятельности, форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Адлер выделил следующие 238 Глава 3. Детско-родительские отношения
сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (перве- нец), средний ребенок, младший ребенок. Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития един- ственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллекту- ального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со свер- стниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эго- центризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в ро- дительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совер- шенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи. Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответствен- ность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая пози- ция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на се- бя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уни- кальности как единственного объекта любви родителей, необходимость по- делиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической люб- ви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы». Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единст- венного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и ис- кушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаива- ют на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализа- ции его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиб- линговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой по- зиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию ро- ли «опекаемого», «любимчика». Средний ребенок в семье — наиболее сложная позиция. С одной сторо- ны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций. В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые пози- ции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьев § 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 239
здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опе- куна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции. Особый характер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлением личностной идентичности [Мухина, 1981], вносит свои коррективы в ре- шение вопроса о принятии межличностных ролей в семье. На основе изучения биографий выдающихся людей Ф. Салловей при- ходит к выводу о том, что величайшие открытия в науке, революционные деяния, перевороты в обществе связаны с именами людей, которые были средними детьми в своей семье. Средние дети отличаются, таким образом, особыми социальными способностями к поиску и открытию принципиаль- но нового, являются возмутителями спокойствия и ниспровергателями ав- торитетов [Sulloway, 1996]. Салловей предлагает эволюционно-психологи- ческую концепцию «борьбы за ресурсы», объясняющую генезис указанных личностных особенностей. Суть «борьбы за ресурсы» состоит в том, что в семье дети всегда претендуют на большие ресурсы — внимание, время, ду- шевное тепло, ласку, заботу со стороны отца и матери, — чем те, что реаль- но могут предоставить им родители, вынужденные делить свои возможно- сти между всеми детьми. Соревнование за доступ к родительским ресурсам приводит к формированию амбивалентных конкурентных (явных или скрытых) отношений между сиблингами. В борьбе за собственную «нишу» в семье в выигрышном положении оказываются старшие и младшие дети. Старшие, будучи первенцами, уже завоевали свое место в сердце родителей до рождения второго ребенка и в отношениях с сестрами и братьями лишь отстаивают то, что им уже по праву первородства принадлежит. Младшие дети, лишенные младших конкурентов, не только получают возможность использовать ресурсы родителей (старшие дети уже выросли!), но наделе- ны также заботой и вниманием со стороны старших. Средние же дети обре- чены на то, чтобы всегда быть в тени старших или младших. Поэтому наи- более адекватной адаптивной стратегией для них становится выход за пределы семьи в поисках ниши для самореализации. Отсюда стремление среднего ребенка как можно раньше автономизироваться и отделиться от семьи, его недоверие к традициям и авторитетам, направленность на созда- ние новых отношений. Исследование психологического феномена влияния порядка рождения, сиблинговой позиции на развитие личности ребенка в современной психо- логии по-прежнему является актуальным и теоретически значимым, отве- чает социальной потребности разрешения важнейших задач формирова- ния зрелой гармоничной личности и оптимизации системы семейного воспитания. Можно выделить ряд направлений исследований, анализирующих за- висимость личностного развития от порядка рождения. Исследования социальных достижений обнаружили связь порядка рож- дения с высокими научными, социальными, политическими успехами лич- 240 Глава 3. Детско-родительские отношения
ности. Например, Ф. Гальтон заметил, что в составе членов Королевского научного общества преобладают единственные дети и первенцы, а Дж. Кет- тел показал, что среди 855 выдающихся американских ученых большинст- во составляют старшие и младшие дети, в то время как средние крайне ред- ко достигают значительных успехов в наулсе. Биографический метод позволяет утверждать, что большинство президентов, конгрессменов и по- литических деятелей США в семье были старшими либо младшими деть- ми. Возможности высоких достижений в науке женщинами также устойчи- во коррелируют с их сиблинговой позицией в семье [Altus, 1965]. Успеваемость единственных детей в школе лучше, чем у детей других сиб- линговых позиций, причем констатируется предрасположенность единст- венных детей к интеллектуальной деятельности, характеризующейся вы- сокой степенью индивидуализации стиля и творчества [Карацуба, 1998]. Была выявлена зависимость уровня интеллектуального развития ре- бенка от порядка рождения (Е.Л. Григоренко, Т.А. Думитрашку, И.В. Ра- вич-Щербо, Анастази А.). Так, в большинстве случаев констатировалось снижение коэффициента интеллектуального развития у детей, занимаю- щих сиблинговые позиции средних и младших детей, по сравнению с един- ственными и старшими детьми. По данным Анастази, в популяциях с вы- соким уровнем рождаемости наблюдается снижение уровня интеллекта. Показатели вербального интеллекта, способности к абстракции, памяти, уровня креативности детей из многодетных семей значительно чаще ока- зываются ниже, чем у детей единственных (Т.А. Думитрашку). Объяснение более высоких социальных и интеллектуальных достиже- ний ребенка, занимающего сиблинговую позицию единственного или стар- шего в семье, следует искать в особенностях его общения и сотрудничества с родителями. Модель «обогащенной» интеллектуальной среды [Zajonc, Markus, 1979] объясняет преимущества старших детей тем, что длительное время до рождения второго ребенка они безраздельно владели вниманием и заботой взрослых, им уделялось больше внимания, с ними больше игра- ли, читали, занимались родители. Интеллектуальная среда оказывается тем более благоприятна для развития ребенка, чем меньше детей в семье и чем больше интервал между рождением первого и второго ребенка. Вместе с тем особенности типа семейного воспитания, родительской позиции, уровня интеллектуального и культурного развития самих родителей опре- деляют содержание и формы их с ним общения, а тем самым и ресурсный потенциал «интеллектуальной семейной среды» как источника умственно- го развития ребенка. Обнаружена связь особенностей Я-концепции ребенка и его сиблинго- вой позиции. Самооценка старших и единственных детей оказывается вы- ше, чем у средних и младших [Coopersmith, 1967], они более автономны и самодостаточны. Вместе с тем единственные и старшие дети более склонны к негативной оценке своего психологического состояния и проявляют ипо- § 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 241
хондрические тенденции [Weiker, 1973]. Для них характерна повышенная тревожность, связанная со стремлением поддержать свой высокий статус, они более склонны к невротизации. Выявлены различия в коммуникативной компетентности детей с раз- ным порядком рождения. Старшие и единственные дети оказываются бо- лее чувствительны к межличностным отношениям, мнению других людей, потребность в аффилиации у них выражена ярче [Sachter, 1959]. Первенцы более ориентированы на общение со взрослыми, склонны к директивности в общении [Snow et al., 1996]. Младшие дети проявляют наибольшую ком- петентность в кооперации со сверстниками, сотрудничестве и налажива- нии отношений, у них много друзей, в группе сверстников они считаются наиболее популярными [Фримен, 1996]. Исследователи объясняют ука- занные различия тем, что младшие и средние дети имеют продуктивный опыт общения как с ровесниками, так и со старшими и младшими детьми в семье. Не претендуя на исключительность своего положения среди братьев и сестер, они более доброжелательны, готовы пойти навстречу и адаптиро- вать свои ожидания в отношении поведения сверстников, более готовы к равноправному сотрудничеству. Наконец, выявлена связь порядка рождения ребенка и риска возникнове- ния девиаций. Так, исследование склонности к алкоголизму подтвердило предположение А. Адлера о том, что наибольшая тяга к алкоголю будет про- являться у детей, вторых по порядковому номеру рождения. В исследовании Р. Литтла было показано, что единственные и старшие дети начинают упо- треблять алкоголь позже, чем «вторые», и в меньших количествах [Little, 1989]. Дети из больших семей более склонны к делинквентному поведению; у девочек-подростков, имеющих четырех и более братьев и сестер, отмечена вероятность ранней половой жизни и беременности [Wagner, 1985]. Обобщая данные разных исследований, Салловей выделяет следующие личностные особенности детей с различной сиблинговой позицией. Един- ственные и старшие дети (первенцы) проявляют большую заинтересован- ность в интеллектуальных видах деятельности, более сознательны, ответ- ственны в учебе и потому более успешны в школе; они более амбициозны, их уровень притязаний выше, они уверены в себе, склонны к доминирова- нию в межличностных отношениях со сверстниками. Вместе с тем старшие более подвержены тревоге и невротизации. Второй ребенок и последующие дети (не-первенцы) ориентированы на общение, более адаптивны, готовы к кооперации и альтруистическому по- ведению. Однако они менее конформны и менее привержены условнос- тям, открыты для нового опыта, особенно в эмоционально-волевой сфере, обнаруживают экстраверсию [Sulloway, 1996]. Личностные особенности детей с различным порядком рождения Салловей связывает с особеннос- тями их внутрисемейной ситуации. Первенцы, тяжело переживая «круше- ние с пьедестала» после рождения второго ребенка, в семейном общении
16-6210 242 Глава 3. Детско-родительские отношения
оказываются особенно чувствительными к отношению к ним родителей, стремятся к более близкому общению с ними, стараются заслужить их лю- бовь и признание. В отношении младших братьев и сестер старшие дети, поощряемые взрослыми, занимают позицию протекции и опеки, подражая в этом родителю. Отсюда проистекает их явно выраженная тенденция идентификации с родителями, уважение власти, авторитета и традиций, известный консерватизм. Социальная ситуация развития детей с более высоким порядком рождения — средних и младших — обусловливает их открытость в отношении общения всех членов семьи, а желание самоут- верждения стимулирует их интерес к поиску возможностей самовыраже- ния как в семье, так и за ее пределами, неприятие условностей, склонность к риску и экспериментированию. Особый интерес представляет модель взаимоотношений и взаимодейст- виясиблинговвсемье, определяемаяпорядкомихрождения, особенностями отношения родителей и сформировавшимися под влиянием порядка рож- дения личностными особенностями самого ребенка. Отношение родителей к старшему ребенку (первенцу) определяется их недостаточной компетентностью в воспитании, неуверенностью и зачас- тую противоречивостью воспитательной стратегии и тактики. После рож- дения второго ребенка старший оказывается в изоляции, пусть даже и на самое короткое время. Неустойчивость воспитательного стиля в сочетании с переживанием чувства лишения родительской любви после рождения второго ребенка с большой вероятностью приводит к формированию тре- вожного типа привязанности старшего ребенка к родителю. Готовность первенца использовать все средства для того, чтобы привлечь внимание ро- дителей к себе, может принять различные формы — от стратегии полного послушания и стремления к успехам и достижениям («смотрите, я — луч- ше всех») до стратегии шантажа и социальных провокаций («я заставлю вас любить и уважать меня таким, какой я есть»). В отношении младшего ребенка родители склонны проявлять гиперпротекцию и потворствование, что может привести к эгоцентризму и запаздыванию социального развития младших детей [Земска, 1986]. К воспитанию среднего ребенка родители нередко привлекают старшего, делегируя ему часть своих функций, осо- бенно если разница в возрасте между детьми достаточно велика. Отношение старшего ребенка к позже рожденным детям (среднему и младшему) чаще всего двойственно включает ревность и соперничество. Средний и младший сиблинги выступают как партнеры, предназначение которых продемонстрировать родителям и всем окружающим достоинства и способности старшего. В том случае, когда разница по возрасту между де- тьми мала и дети при этом одного пола — оба мальчики или обе девочки, — отношения между детьми превращаются в арену постоянного напряжен- нейшего и бескомпромиссного состязания. Большая разница в возрасте между детьми, напротив, сглаживает остроту борьбы, поскольку достиже- § 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 243
ния старшего становятся недостижимым идеалом для младшего ребенка. Масла в огонь подливают и родители, постоянно сравнивающие детей меж- ду собой. Но если младший в случае неудач может скрыться в спаситель- ную гавань своего положения младшего ребенка в семье, то для старшего единственно возможным способом доказательства своего превосходства в том случае, когда средний ребенок «наступает ему на пятки», становится путь низведения младшего, провоцирования его на запрещенные и наказу- емые поступки с тем, чтобы на фоне младшего выглядеть в глазах родите- лей примерным пай-мальчиком (девочкой). Г. Хоментаускас [1985] выделяет три стратегии неадекватного поведения младшего ребенка, находящегося «в тени» своего старшего брата (сестры). Первая ставит целью низведение старшего в глазах родителей с использова- нием ябедничества, хвастовства, агрессии и вражды. Такое поведение в дет- стве приводит к отчуждению и сохранению враждебных отношений между сиблингами в зрелом возрасте. Вторая стратегия направлена на то, чтобы лю- быми способами заставить родителей признать значимость младшего. По- скольку одержать превосходство над старшим достаточно сложно, младший ребенок для привлечения внимания родителей использует асоциальные формы поведения, чреватые ужесточением дисциплинарных мер, применяе- мых родителями, отвержением младшего ребенка, который, в свою еще с большей настойчивостью выступает против родителей. Порочный за- мкнутый круг приводит к формированию асоциального поведения младше- го ребенка. Наконец, третья стратегия представляет собой путь изоляции и отказа младшего ребенка от борьбы за любовь и признание родителей. След- ствием подобной стратегии становится низкая самооценка и самопринятие, замкнутость ребенка, выбор роли шута и неудачника. Средний ребенок, по мнению Хоментаускаса, испытывая чувство отвер- жения, обиды и несправедливости, избирает либо стратегию навязчивой по- слушности и услужливости в надежде заслужить любовь родителей, либо вступает на «тропу войны» с сиблингами, становится драчуном и задирой. Безусловно, все перечисленные выше стратегии представляют собой варианты неадекватного развития отношений между сиблингами, являясь результатом неправильного типа семейного воспитания, фаворитизма, практикуемого родителями в отношении старшего или, наоборот, младше- го ребенка. Важно подчеркнуть, что влияние порядка рождения опосредуется по- лом ребенка. Например, известно, что старшие девочки легче переживают рождение второго ребенка и охотнее принимают свою «новую семейную роль — помощницы родителей, опекуна младшего брата или сестры. Млад- шие братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой позиции в случае, если старший ребенок иного, чем они, пола. Это объяс- няется тем, что экологические «ниши» самоутверждения у мальчиков и де- вочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти сферы утверж- 244 Глава 3. Детско-родительские отношения
дения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества и избежать конкуренции в семье. В случае разнополых сиблингов влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации и под- ражания младшего ребенка старшему. Так, мальчики, имеющие старших сестер, менее маскулинны по своим интересам и поведению, а девочки, имеющие старших братьев, напротив, обнаруживают большую маскулин- ность.
Вопросы и задания
1. Назовите основные характеристики детско-родительских отношений. 2. Какими параметрами характеризуются эмоциональные отношения между родителями и детьми? 3. Сформулируйте аргументы «за» и «против» в отношении эволюционно-биологического подхода к проблеме генезиса материнской любви. 4. Какие предпосылки материнства формируются на каждом из этапов материнского онтоге- неза? 5. Что такое «уклоняющееся», девиантное материнство? Каковы его причины? 6. Какова роль матери и отца в психическом развитии ребенка? 7. Какие трудности испытывает ребенок в развитии полоролевой идентичности, если воспи- тывается в неполной семье? 8. Какие факторы определяют особенности отношений ребенка с матерью и отцом? 9. Какие факторы и условия детерминируют формирование тревожного типа привязанности? 10. Чем отличается мотивация воспитания ценностного типа от мотивации социального и ин- струментального типа? 11. Какие варианты дисгармоничности удовлетворения потребностей ребенка в процессе вос- питания можно выделить? Что следует понимать под «полным удовлетворением потреб- ностей ребенка»? 12. Какие стили взаимодействия родителей с детьми можно назвать? 13. Приведите примеры неэффективных высказываний в детско-родительском общении. По- чему подобные типы высказываний нельзя считать эффективными? 14. Согласны ли вы с утверждением, что ребенка необходимо хвалить? Почему? Как правиль- но хвалить ребенка? 15. Нужны ли требования и запреты в воспитании ребенка? Обоснуйте свой ответ. 16. Какие формы наказаний и поощрений вы считали бы возможным использовать в собствен- ной практике воспитания ребенка? Обоснуйте свой ответ. 17. Чем отличается родительский мониторинг от родительского контроля? 18. В чем состоят негативные эффекты непоследовательного/противоречивого воспитания? 19. Дайте определение понятию «родительская позиция». 20. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы ме- ханизмы такого влияния? 21. Что такое мистификация и какие существуют формы мистификации? Приведите приме- ры. К каким следствиям приводит мистификация? 22. Какие стили родительского воспитания были выделены в работе Д. Баумринд? Какое воз- действие на развитие личности ребенка оказывает каждый из них? 23.. Какое влияние на развитие ребенка оказывает доминирующая гиперпротекция? Воспита- ние по типу повышенной моральной ответственности? Потворствование? Гиперсоциали- зирующее воспитание? 24. Каковы причины нарушений типа семейного воспитания? Вопросы и задания 245
25. Должны ли родители в воспитании ребенка придерживаться одной стратегии и тактики воспитания, т.е. быть едины в своих взглядах на воспитание? 26. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то как именно? Если нет, то почему? 27. Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных ти- пов воспитания? 28. Каковы возрастные и тендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и с от- цом? 29. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.
Глава 4 НЕНОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ
Развод
Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее ре- организации семьи как системы. Развод — это результат кризисного разви- тия отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как прави- ло, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему со- временного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и 32% женщин считают, что развод можно было предотвратить [Ганичева, 2002]. В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Ео- ли раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как не- отъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганиза- ции ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структу- ре оказывается невозможным [Голод, 1995]. Возрастание разводов, по мнению СИ. Голода, в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избира- тельности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает сво- бодное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения скла- дываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного самораз- вития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не оз- начает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохра- няет по крайней мере одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей. _ _ § 1. Р а з в о д 247
Причины разводов
Э. Тийт [1980] выделяет три группы факторов риска развода. Первая — личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние сома- тического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). Традиционно фактором риска считается воспитание будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье. Причем особое значение приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско- родительских отношений — холодность, отвержение, дистантность, враж- дебность. Значительная разница в возрасте, равно как и дистанция в обра- зовательном и социальном статусе будущих супругов, также выступают существенными факторами риска для семейной жизни. Вторая группа факторов риска определяется историей создания семьи — условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. Стабильность брака снижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менее полугода) и недостаточным для познания друг друга и установления равно- правных отношений, в которых партнеры учатся взаимопониманию и со- трудничеству в решении возникающих проблем. Поскольку семейные роли мужа и жены в современном обществе регламентированы значительно мень- ше, чем ранее, что обусловлено активным участием женщины в обществен- ном производстве, необходимо время для предварительного согласования взглядов партнеров на семейные ценности и роли. Отметим, что в известных нам исследованиях не было выявлено существенного влияния фактора сек- суальных добрачных отношений на успешность сохранения семьи или, на- против, на ее распад. Фактором риска успешности брака является добрачная беременность невесты, особенно когда супруги молоды [Гурко, 1982]. В этом случае период ухаживания сокращается и молодожены оказываются психо- логически, экономически и личностно не готовы к будущей семейной жизни. Когда же распадается молодая семья без детей, т.е. речь идет о только что об- разовавшейся семейной паре, факторами риска выступают неадекватная мо- тивация брака и кратковременность знакомства, не позволяющая партнерам соотнести ценностную основу заключения брака. Неадекватными мотивами брака могут быть стремление одного или обоих супругов выделиться из пра- родительской семьи либо с целью утверждения своего взрослого статуса, ли- бо для того, чтобы избежать конфликтов, ссор, эмоциональной напряженно- сти в отношениях с собственными родителями. Другим неадекватным мотивом может стать гипертрофированное желание найти покровительство и защиту у партнера, чтобы удовлетворить потребность в безопасности. Партнер в этом случае воспринимается инструментально — как гарант безо- пасности, и решение о заключении брака не основывается на отношениях любви и близости. Такая ситуация складывается, когда пара начинает ветре- 248 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи
чаться или женится после значимой потери — смерти близкого любимого че- ловека, только что состоявшегося развода, расставания с любимым челове- ком и т.д. Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материаль- но-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиант- ное поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликт- ность, сексуальная дисгармония. Факторами, повышающими степень готовности семьи к разводам, явля- ются урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, измене- ние места женщины в структуре профессиональной занятости общества и дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции, в которой целям автономного личностного роста уделяется все большее значение обоими по- лами [Зидер, 1997]. Либерализация отношения общества к разводам, облег- чение правовых норм, регулирующих развод, — далеко не последние факто- ры, провоцирующие легкость принятия решения о расторжении брака. Наряду с факторами риска развода можно говорить и о факторах толе- рантности, снижающих вероятность распада семьи даже в условиях проблем семейной жизни и конфликтности отношений. Наиболее существенное зна- чение приобретает наличие в семье детей. Ребенок достаточно часто выступа- ет как «последний аргумент» в принятии решения супругов о разводе в поль- зу сохранения семьи. Наличие детей снижает психологическое желание и экономическую обоснованность развода. Другим важным фактором, удержи- вающим супругов от развода, является неуверенность в своем экономическом положении после развода и возможности прокормить детей, обеспечить им полноценноевоспитаниеиобразование.Например,поданнымИ.Смелзера, уровеньразводоввамериканскихсемьяхснизилсявпериодВеликойдепрес- сии1930-хгг.,чтобылообусловленонехваткойрабочихместижилья.Напро- тив, работающие жены, которые оказываются в состоянии и после развода обеспечить материально себя и детей, обнаруживают большую склонность к разводу в проблемных семьях, чем женщины, не работающие или занимаю- щиеся низкооплачиваемым трудом. Низкую готовность к разводу обнаружи- вают жители сельских районов, неработающие женщины и группы населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума [Зидер, 1997]. Известно, что именно женщина в большинстве случаев выступает инициатором развода. Общность внесемейных интересов и целей повышает устойчивость семьи к деструктивным воздействиям. И главный ресурс толерантности — безуслов- ное сохранение симпатии, привязанности и любви к партнеру. Говоря о причинах разводов, необходимо различать их мотивы и моти- вировки. Как правило, исследователи проблемы развода апеллируют имен- но к мотивировкам — рефлексии супругами причин развода. Перечислим, на наш взгляд, основные. §1. Развод 249
• Утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопо- нимания. Поскольку основой современной семьи и заключения брака яв- ляется любовь, утрата чувства любви рассматривается как достаточная причина для развода. •Неверность супругов, супружеская измена, сексуальные отношения вне брака, ревность. Более 50% разводящихся пар обвиняли партнера в су- пружеской измене [Тийт, 1980]. Правда, в этом случае трудно говорить о том, являлась ли супружеская измена причиной развода или естественным следствием произошедшего ранее отчуждения супругов и фактического распада семьи. Супружеская измена посягает на любовь как основу брака, разрушает целостность семьи, затрагивая все сферы семейного функцио- нирования; наносит ущерб Я-концепции личности, представляет угрозу са- мопринятию, чувству собственного достоинства обманутого супруга. Именно поэтому аффективный комплекс чувств, возникающий как реак- ция на супружескую измену, включает переживание ревности, обиды, оди- ночества, предательства, утраты стабильности и чувства безопасности (ме- тафора «разрушенного дома»). Можно выделить следующие причины супружеской измены: новая любовь; месть за неверность супруга (по прин- ципу око за око, зуб за зуб); невзаимность, неразделенность любви в супру- жеских отношениях и стремление реализовать потребность в любви с дру- гим партнером, способным дать переживание полноты интимности отношений; гедонистический поиск новых любовных наслаждений; ком- пенсация дефицита любви в силу ограничения супружеских отношений (хроническая болезнь, длительные командировки, вынужденная разлука); случайные обстоятельства (опьянение, «удобный случай», настойчивость сексуальных домогательств партнера и пр.). В последнем варианте измена носит разовый, нерегулярный характер. Ревность может быть определена как реакция на угрозу распада партнерства в условиях реального или мни- мого соперничества. А.Н. Волкова [1989] выделяет четыре критерия клас- сификации реакций ревности: «норма — патология»; содержательный кри- терий (аффективные, когнитивные и поведенческие реакции ревности); тип переживания (активные и пассивные); интенсивность переживания (глубокое сильное и умеренное) (см. табл. 6). •Алкоголизм и неумеренное употребление спиртных напитков супру- гом. Как правило, такая мотивировка используется преимущественно жен- щинами: 58% женщин и только 29% мужчин назвали злоупотребление ал- коголем причиной развода [Кутсар, 1980]. •Притязания одного из супругов на единоличное главенство, наруше- ние норм демократического общения в семье, авторитарный стиль руковод- ства. Проблемы лидерства могут выступать в форме борьбы против домини- рования супруга, за лидерство, «независимость», выражать протест против подчиненного положения в семье [Калмыкова, 1983]. В исследованиях А.И. Антонова [1998] было показано, что для разводящихся семей характер- 250 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи
Таблица6 Психологическое содержание и феноменология реакций ревности (по А.Н. Волковой)
§ 1. Развод 25J_
на направленность на утверждение собственного единоличного главен<
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.013 с.) |