Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как фактор развития личности ребенка

Поиск

 

А. Адлер первым сформулировал положение о зависимости развития лич- ности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция харак- теризует этот порядок, определяет специфику социальной ситуации разви- тия ребенка, его отношения к миру, общения и деятельности, форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Адлер выделил следующие


238 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (перве- нец), средний ребенок, младший ребенок.

Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития един- ственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллекту- ального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со свер- стниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эго- центризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в ро- дительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совер- шенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответствен- ность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая пози- ция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на се- бя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уни- кальности как единственного объекта любви родителей, необходимость по- делиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической люб- ви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».

Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единст- венного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и ис- кушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаива- ют на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализа- ции его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиб- линговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой по- зиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию ро- ли «опекаемого», «любимчика».

Средний ребенок в семье — наиболее сложная позиция. С одной сторо- ны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций.

В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые пози- ции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьев


§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 239

 

 

здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опе- куна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции. Особый характер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлением личностной идентичности [Мухина, 1981], вносит свои коррективы в ре- шение вопроса о принятии межличностных ролей в семье.

На основе изучения биографий выдающихся людей Ф. Салловей при- ходит к выводу о том, что величайшие открытия в науке, революционные деяния, перевороты в обществе связаны с именами людей, которые были средними детьми в своей семье. Средние дети отличаются, таким образом, особыми социальными способностями к поиску и открытию принципиаль- но нового, являются возмутителями спокойствия и ниспровергателями ав- торитетов [Sulloway, 1996]. Салловей предлагает эволюционно-психологи- ческую концепцию «борьбы за ресурсы», объясняющую генезис указанных личностных особенностей. Суть «борьбы за ресурсы» состоит в том, что в семье дети всегда претендуют на большие ресурсы — внимание, время, ду- шевное тепло, ласку, заботу со стороны отца и матери, — чем те, что реаль- но могут предоставить им родители, вынужденные делить свои возможно- сти между всеми детьми. Соревнование за доступ к родительским ресурсам приводит к формированию амбивалентных конкурентных (явных или скрытых) отношений между сиблингами. В борьбе за собственную «нишу» в семье в выигрышном положении оказываются старшие и младшие дети. Старшие, будучи первенцами, уже завоевали свое место в сердце родителей до рождения второго ребенка и в отношениях с сестрами и братьями лишь отстаивают то, что им уже по праву первородства принадлежит. Младшие дети, лишенные младших конкурентов, не только получают возможность использовать ресурсы родителей (старшие дети уже выросли!), но наделе- ны также заботой и вниманием со стороны старших. Средние же дети обре- чены на то, чтобы всегда быть в тени старших или младших. Поэтому наи- более адекватной адаптивной стратегией для них становится выход за пределы семьи в поисках ниши для самореализации. Отсюда стремление среднего ребенка как можно раньше автономизироваться и отделиться от семьи, его недоверие к традициям и авторитетам, направленность на созда- ние новых отношений.

Исследование психологического феномена влияния порядка рождения, сиблинговой позиции на развитие личности ребенка в современной психо- логии по-прежнему является актуальным и теоретически значимым, отве- чает социальной потребности разрешения важнейших задач формирова- ния зрелой гармоничной личности и оптимизации системы семейного воспитания.

Можно выделить ряд направлений исследований, анализирующих за- висимость личностного развития от порядка рождения.

Исследования социальных достижений обнаружили связь порядка рож- дения с высокими научными, социальными, политическими успехами лич-


240 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

ности. Например, Ф. Гальтон заметил, что в составе членов Королевского научного общества преобладают единственные дети и первенцы, а Дж. Кет- тел показал, что среди 855 выдающихся американских ученых большинст- во составляют старшие и младшие дети, в то время как средние крайне ред- ко достигают значительных успехов в наулсе. Биографический метод позволяет утверждать, что большинство президентов, конгрессменов и по- литических деятелей США в семье были старшими либо младшими деть- ми. Возможности высоких достижений в науке женщинами также устойчи- во коррелируют с их сиблинговой позицией в семье [Altus, 1965]. Успеваемость единственных детей в школе лучше, чем у детей других сиб- линговых позиций, причем констатируется предрасположенность единст- венных детей к интеллектуальной деятельности, характеризующейся вы- сокой степенью индивидуализации стиля и творчества [Карацуба, 1998].

Была выявлена зависимость уровня интеллектуального развития ре- бенка от порядка рождения (Е.Л. Григоренко, Т.А. Думитрашку, И.В. Ра- вич-Щербо, Анастази А.). Так, в большинстве случаев констатировалось снижение коэффициента интеллектуального развития у детей, занимаю- щих сиблинговые позиции средних и младших детей, по сравнению с един- ственными и старшими детьми. По данным Анастази, в популяциях с вы- соким уровнем рождаемости наблюдается снижение уровня интеллекта. Показатели вербального интеллекта, способности к абстракции, памяти, уровня креативности детей из многодетных семей значительно чаще ока- зываются ниже, чем у детей единственных (Т.А. Думитрашку).

Объяснение более высоких социальных и интеллектуальных достиже- ний ребенка, занимающего сиблинговую позицию единственного или стар- шего в семье, следует искать в особенностях его общения и сотрудничества с родителями. Модель «обогащенной» интеллектуальной среды [Zajonc, Markus, 1979] объясняет преимущества старших детей тем, что длительное время до рождения второго ребенка они безраздельно владели вниманием и заботой взрослых, им уделялось больше внимания, с ними больше игра- ли, читали, занимались родители. Интеллектуальная среда оказывается тем более благоприятна для развития ребенка, чем меньше детей в семье и чем больше интервал между рождением первого и второго ребенка. Вместе с тем особенности типа семейного воспитания, родительской позиции, уровня интеллектуального и культурного развития самих родителей опре- деляют содержание и формы их с ним общения, а тем самым и ресурсный потенциал «интеллектуальной семейной среды» как источника умственно- го развития ребенка.

Обнаружена связь особенностей Я-концепции ребенка и его сиблинго- вой позиции. Самооценка старших и единственных детей оказывается вы- ше, чем у средних и младших [Coopersmith, 1967], они более автономны и самодостаточны. Вместе с тем единственные и старшие дети более склонны к негативной оценке своего психологического состояния и проявляют ипо-


§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 241

 

 

хондрические тенденции [Weiker, 1973]. Для них характерна повышенная тревожность, связанная со стремлением поддержать свой высокий статус, они более склонны к невротизации.

Выявлены различия в коммуникативной компетентности детей с раз- ным порядком рождения. Старшие и единственные дети оказываются бо- лее чувствительны к межличностным отношениям, мнению других людей, потребность в аффилиации у них выражена ярче [Sachter, 1959]. Первенцы более ориентированы на общение со взрослыми, склонны к директивности в общении [Snow et al., 1996]. Младшие дети проявляют наибольшую ком- петентность в кооперации со сверстниками, сотрудничестве и налажива- нии отношений, у них много друзей, в группе сверстников они считаются наиболее популярными [Фримен, 1996]. Исследователи объясняют ука- занные различия тем, что младшие и средние дети имеют продуктивный опыт общения как с ровесниками, так и со старшими и младшими детьми в семье. Не претендуя на исключительность своего положения среди братьев и сестер, они более доброжелательны, готовы пойти навстречу и адаптиро- вать свои ожидания в отношении поведения сверстников, более готовы к равноправному сотрудничеству.

Наконец, выявлена связь порядка рождения ребенка и риска возникнове- ния девиаций. Так, исследование склонности к алкоголизму подтвердило предположение А. Адлера о том, что наибольшая тяга к алкоголю будет про- являться у детей, вторых по порядковому номеру рождения. В исследовании Р. Литтла было показано, что единственные и старшие дети начинают упо- треблять алкоголь позже, чем «вторые», и в меньших количествах [Little,

1989]. Дети из больших семей более склонны к делинквентному поведению; у девочек-подростков, имеющих четырех и более братьев и сестер, отмечена вероятность ранней половой жизни и беременности [Wagner, 1985].

Обобщая данные разных исследований, Салловей выделяет следующие личностные особенности детей с различной сиблинговой позицией. Един- ственные и старшие дети (первенцы) проявляют большую заинтересован- ность в интеллектуальных видах деятельности, более сознательны, ответ- ственны в учебе и потому более успешны в школе; они более амбициозны, их уровень притязаний выше, они уверены в себе, склонны к доминирова- нию в межличностных отношениях со сверстниками. Вместе с тем старшие более подвержены тревоге и невротизации.

Второй ребенок и последующие дети (не-первенцы) ориентированы на общение, более адаптивны, готовы к кооперации и альтруистическому по- ведению. Однако они менее конформны и менее привержены условнос- тям, открыты для нового опыта, особенно в эмоционально-волевой сфере, обнаруживают экстраверсию [Sulloway, 1996]. Личностные особенности детей с различным порядком рождения Салловей связывает с особеннос- тями их внутрисемейной ситуации. Первенцы, тяжело переживая «круше- ние с пьедестала» после рождения второго ребенка, в семейном общении

 

16-6210


242 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

оказываются особенно чувствительными к отношению к ним родителей, стремятся к более близкому общению с ними, стараются заслужить их лю- бовь и признание. В отношении младших братьев и сестер старшие дети, поощряемые взрослыми, занимают позицию протекции и опеки, подражая в этом родителю. Отсюда проистекает их явно выраженная тенденция идентификации с родителями, уважение власти, авторитета и традиций, известный консерватизм. Социальная ситуация развития детей с более высоким порядком рождения — средних и младших — обусловливает их открытость в отношении общения всех членов семьи, а желание самоут- верждения стимулирует их интерес к поиску возможностей самовыраже- ния как в семье, так и за ее пределами, неприятие условностей, склонность к риску и экспериментированию.

Особый интерес представляет модель взаимоотношений и взаимодейст- виясиблинговвсемье, определяемаяпорядкомихрождения, особенностями отношения родителей и сформировавшимися под влиянием порядка рож- дения личностными особенностями самого ребенка.

Отношение родителей к старшему ребенку (первенцу) определяется их недостаточной компетентностью в воспитании, неуверенностью и зачас- тую противоречивостью воспитательной стратегии и тактики. После рож- дения второго ребенка старший оказывается в изоляции, пусть даже и на самое короткое время. Неустойчивость воспитательного стиля в сочетании с переживанием чувства лишения родительской любви после рождения второго ребенка с большой вероятностью приводит к формированию тре- вожного типа привязанности старшего ребенка к родителю. Готовность первенца использовать все средства для того, чтобы привлечь внимание ро- дителей к себе, может принять различные формы — от стратегии полного послушания и стремления к успехам и достижениям («смотрите, я — луч- ше всех») до стратегии шантажа и социальных провокаций («я заставлю вас любить и уважать меня таким, какой я есть»). В отношении младшего ребенка родители склонны проявлять гиперпротекцию и потворствование, что может привести к эгоцентризму и запаздыванию социального развития младших детей [Земска, 1986]. К воспитанию среднего ребенка родители нередко привлекают старшего, делегируя ему часть своих функций, осо- бенно если разница в возрасте между детьми достаточно велика.

Отношение старшего ребенка к позже рожденным детям (среднему и младшему) чаще всего двойственно включает ревность и соперничество. Средний и младший сиблинги выступают как партнеры, предназначение которых продемонстрировать родителям и всем окружающим достоинства и способности старшего. В том случае, когда разница по возрасту между де- тьми мала и дети при этом одного пола — оба мальчики или обе девочки, — отношения между детьми превращаются в арену постоянного напряжен- нейшего и бескомпромиссного состязания. Большая разница в возрасте между детьми, напротив, сглаживает остроту борьбы, поскольку достиже-


§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)... 243

 

 

ния старшего становятся недостижимым идеалом для младшего ребенка. Масла в огонь подливают и родители, постоянно сравнивающие детей меж- ду собой. Но если младший в случае неудач может скрыться в спаситель- ную гавань своего положения младшего ребенка в семье, то для старшего единственно возможным способом доказательства своего превосходства в том случае, когда средний ребенок «наступает ему на пятки», становится путь низведения младшего, провоцирования его на запрещенные и наказу- емые поступки с тем, чтобы на фоне младшего выглядеть в глазах родите- лей примерным пай-мальчиком (девочкой).

Г. Хоментаускас [1985] выделяет три стратегии неадекватного поведения младшего ребенка, находящегося «в тени» своего старшего брата (сестры). Первая ставит целью низведение старшего в глазах родителей с использова- нием ябедничества, хвастовства, агрессии и вражды. Такое поведение в дет- стве приводит к отчуждению и сохранению враждебных отношений между сиблингами в зрелом возрасте. Вторая стратегия направлена на то, чтобы лю- быми способами заставить родителей признать значимость младшего. По- скольку одержать превосходство над старшим достаточно сложно, младший ребенок для привлечения внимания родителей использует асоциальные формы поведения, чреватые ужесточением дисциплинарных мер, применяе- мых родителями, отвержением младшего ребенка, который, в свою еще с большей настойчивостью выступает против родителей. Порочный за- мкнутый круг приводит к формированию асоциального поведения младше- го ребенка. Наконец, третья стратегия представляет собой путь изоляции и отказа младшего ребенка от борьбы за любовь и признание родителей. След- ствием подобной стратегии становится низкая самооценка и самопринятие, замкнутость ребенка, выбор роли шута и неудачника.

Средний ребенок, по мнению Хоментаускаса, испытывая чувство отвер- жения, обиды и несправедливости, избирает либо стратегию навязчивой по- слушности и услужливости в надежде заслужить любовь родителей, либо вступает на «тропу войны» с сиблингами, становится драчуном и задирой.

Безусловно, все перечисленные выше стратегии представляют собой варианты неадекватного развития отношений между сиблингами, являясь результатом неправильного типа семейного воспитания, фаворитизма, практикуемого родителями в отношении старшего или, наоборот, младше- го ребенка.

Важно подчеркнуть, что влияние порядка рождения опосредуется по- лом ребенка. Например, известно, что старшие девочки легче переживают рождение второго ребенка и охотнее принимают свою «новую семейную роль — помощницы родителей, опекуна младшего брата или сестры. Млад- шие братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой позиции в случае, если старший ребенок иного, чем они, пола. Это объяс- няется тем, что экологические «ниши» самоутверждения у мальчиков и де- вочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти сферы утверж-


244 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

дения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества и избежать конкуренции в семье. В случае разнополых сиблингов влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации и под- ражания младшего ребенка старшему. Так, мальчики, имеющие старших сестер, менее маскулинны по своим интересам и поведению, а девочки, имеющие старших братьев, напротив, обнаруживают большую маскулин- ность.

 

 

Вопросы и задания

 

1. Назовите основные характеристики детско-родительских отношений.

2. Какими параметрами характеризуются эмоциональные отношения между родителями и детьми?

3. Сформулируйте аргументы «за» и «против» в отношении эволюционно-биологического подхода к проблеме генезиса материнской любви.

4. Какие предпосылки материнства формируются на каждом из этапов материнского онтоге- неза?

5. Что такое «уклоняющееся», девиантное материнство? Каковы его причины?

6. Какова роль матери и отца в психическом развитии ребенка?

7. Какие трудности испытывает ребенок в развитии полоролевой идентичности, если воспи- тывается в неполной семье?

8. Какие факторы определяют особенности отношений ребенка с матерью и отцом?

9. Какие факторы и условия детерминируют формирование тревожного типа привязанности?

10. Чем отличается мотивация воспитания ценностного типа от мотивации социального и ин- струментального типа?

11. Какие варианты дисгармоничности удовлетворения потребностей ребенка в процессе вос- питания можно выделить? Что следует понимать под «полным удовлетворением потреб- ностей ребенка»?

12. Какие стили взаимодействия родителей с детьми можно назвать?

13. Приведите примеры неэффективных высказываний в детско-родительском общении. По- чему подобные типы высказываний нельзя считать эффективными?

14. Согласны ли вы с утверждением, что ребенка необходимо хвалить? Почему? Как правиль- но хвалить ребенка?

15. Нужны ли требования и запреты в воспитании ребенка? Обоснуйте свой ответ.

16. Какие формы наказаний и поощрений вы считали бы возможным использовать в собствен- ной практике воспитания ребенка? Обоснуйте свой ответ.

17. Чем отличается родительский мониторинг от родительского контроля?

18. В чем состоят негативные эффекты непоследовательного/противоречивого воспитания?

19. Дайте определение понятию «родительская позиция».

20. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы ме- ханизмы такого влияния?

21. Что такое мистификация и какие существуют формы мистификации? Приведите приме- ры. К каким следствиям приводит мистификация?

22. Какие стили родительского воспитания были выделены в работе Д. Баумринд? Какое воз- действие на развитие личности ребенка оказывает каждый из них?

23.. Какое влияние на развитие ребенка оказывает доминирующая гиперпротекция? Воспита- ние по типу повышенной моральной ответственности? Потворствование? Гиперсоциали- зирующее воспитание?

24. Каковы причины нарушений типа семейного воспитания?


Вопросы и задания 245

 

 

25. Должны ли родители в воспитании ребенка придерживаться одной стратегии и тактики воспитания, т.е. быть едины в своих взглядах на воспитание?

26. Можно ли предотвратить конфликты в детско-родительских отношениях? Если можно, то как именно? Если нет, то почему?

27. Как происходит разрешение детско-родительских конфликтов в условиях различных ти- пов воспитания?

28. Каковы возрастные и тендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и с от- цом?

29. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.


 

 

Глава 4

НЕНОРМАТИВНЫЕ КРИЗИСЫ СЕМЬИ

 

 

Развод

 

Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее ре- организации семьи как системы. Развод — это результат кризисного разви- тия отношений супружеской пары. Осуществленному разводу, как прави- ло, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические следствия представляют актуальную проблему со- временного российского общества. Сегодня каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67% мужчин и

32% женщин считают, что развод можно было предотвратить [Ганичева,

2002].

В настоящее время развод как явление оценивается неоднозначно. Ео- ли раньше его интерпретировали однозначно отрицательно — как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения брака рассматривается как не- отъемлемый компонент семейной системы, необходимый для реорганиза- ции ее в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структу- ре оказывается невозможным [Голод, 1995]. Возрастание разводов, по мнению СИ. Голода, в определенном смысле предопределено переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избира- тельности. Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает сво- бодное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения скла- дываются неудачно. Развитие экономической самостоятельности и социального равноправия женщин создает условия для расторжения брака в тех случаях, когда семья становится помехой на пути свободного самораз- вития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не оз- начает ее ликвидацию и прекращения ее функционирования. Семья сохра- няет по крайней мере одну, но важнейшую функцию — воспитание детей. Разведенные супруги перестают быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.


_ _ § 1. Р а з в о д 247

 

 

Причины разводов

 

Э. Тийт [1980] выделяет три группы факторов риска развода. Первая — личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние сома- тического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.). Традиционно фактором риска считается воспитание будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье. Причем особое значение приобретают эмоциональные нарушения супружеских и детско- родительских отношений — холодность, отвержение, дистантность, враж- дебность. Значительная разница в возрасте, равно как и дистанция в обра- зовательном и социальном статусе будущих супругов, также выступают существенными факторами риска для семейной жизни.

Вторая группа факторов риска определяется историей создания семьи — условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары. Стабильность брака снижается, если период знакомства оказывается слишком коротким (менее полугода) и недостаточным для познания друг друга и установления равно- правных отношений, в которых партнеры учатся взаимопониманию и со- трудничеству в решении возникающих проблем. Поскольку семейные роли мужа и жены в современном обществе регламентированы значительно мень- ше, чем ранее, что обусловлено активным участием женщины в обществен- ном производстве, необходимо время для предварительного согласования взглядов партнеров на семейные ценности и роли. Отметим, что в известных нам исследованиях не было выявлено существенного влияния фактора сек- суальных добрачных отношений на успешность сохранения семьи или, на- против, на ее распад. Фактором риска успешности брака является добрачная беременность невесты, особенно когда супруги молоды [Гурко, 1982]. В этом случае период ухаживания сокращается и молодожены оказываются психо- логически, экономически и личностно не готовы к будущей семейной жизни. Когда же распадается молодая семья без детей, т.е. речь идет о только что об- разовавшейся семейной паре, факторами риска выступают неадекватная мо- тивация брака и кратковременность знакомства, не позволяющая партнерам соотнести ценностную основу заключения брака. Неадекватными мотивами брака могут быть стремление одного или обоих супругов выделиться из пра- родительской семьи либо с целью утверждения своего взрослого статуса, ли- бо для того, чтобы избежать конфликтов, ссор, эмоциональной напряженно- сти в отношениях с собственными родителями. Другим неадекватным мотивом может стать гипертрофированное желание найти покровительство и защиту у партнера, чтобы удовлетворить потребность в безопасности. Партнер в этом случае воспринимается инструментально — как гарант безо- пасности, и решение о заключении брака не основывается на отношениях любви и близости. Такая ситуация складывается, когда пара начинает ветре-


248 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи

 

 

чаться или женится после значимой потери — смерти близкого любимого че- ловека, только что состоявшегося развода, расставания с любимым челове- ком и т.д.

Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия функционирования семьи. Это неблагоприятные жилищные и материаль- но-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, депривация значимых потребностей членов семьи, девиант- ное поведение супругов (алкоголизм, наркомания), высокая конфликт- ность, сексуальная дисгармония.

Факторами, повышающими степень готовности семьи к разводам, явля- ются урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, измене- ние места женщины в структуре профессиональной занятости общества и дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции, в которой целям автономного личностного роста уделяется все большее значение обоими по- лами [Зидер, 1997]. Либерализация отношения общества к разводам, облег- чение правовых норм, регулирующих развод, — далеко не последние факто- ры, провоцирующие легкость принятия решения о расторжении брака.

Наряду с факторами риска развода можно говорить и о факторах толе- рантности, снижающих вероятность распада семьи даже в условиях проблем семейной жизни и конфликтности отношений. Наиболее существенное зна- чение приобретает наличие в семье детей. Ребенок достаточно часто выступа- ет как «последний аргумент» в принятии решения супругов о разводе в поль- зу сохранения семьи. Наличие детей снижает психологическое желание и экономическую обоснованность развода. Другим важным фактором, удержи- вающим супругов от развода, является неуверенность в своем экономическом положении после развода и возможности прокормить детей, обеспечить им полноценноевоспитаниеиобразование.Например,поданнымИ.Смелзера, уровеньразводоввамериканскихсемьяхснизилсявпериодВеликойдепрес- сии1930-хгг.,чтобылообусловленонехваткойрабочихместижилья.Напро- тив, работающие жены, которые оказываются в состоянии и после развода обеспечить материально себя и детей, обнаруживают большую склонность к разводу в проблемных семьях, чем женщины, не работающие или занимаю- щиеся низкооплачиваемым трудом. Низкую готовность к разводу обнаружи- вают жители сельских районов, неработающие женщины и группы населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума [Зидер, 1997]. Известно, что именно женщина в большинстве случаев выступает инициатором развода. Общность внесемейных интересов и целей повышает устойчивость семьи к деструктивным воздействиям. И главный ресурс толерантности — безуслов- ное сохранение симпатии, привязанности и любви к партнеру.

Говоря о причинах разводов, необходимо различать их мотивы и моти- вировки. Как правило, исследователи проблемы развода апеллируют имен- но к мотивировкам — рефлексии супругами причин развода. Перечислим, на наш взгляд, основные.


§1. Развод 249

 

 

• Утрата и недостаток любви, взаимного уважения, доверия и взаимопо- нимания. Поскольку основой современной семьи и заключения брака яв- ляется любовь, утрата чувства любви рассматривается как достаточная причина для развода.

•Неверность супругов, супружеская измена, сексуальные отношения вне брака, ревность. Более 50% разводящихся пар обвиняли партнера в су- пружеской измене [Тийт, 1980]. Правда, в этом случае трудно говорить о том, являлась ли супружеская измена причиной развода или естественным следствием произошедшего ранее отчуждения супругов и фактического распада семьи. Супружеская измена посягает на любовь как основу брака, разрушает целостность семьи, затрагивая все сферы семейного функцио- нирования; наносит ущерб Я-концепции личности, представляет угрозу са- мопринятию, чувству собственного достоинства обманутого супруга. Именно поэтому аффективный комплекс чувств, возникающий как реак- ция на супружескую измену, включает переживание ревности, обиды, оди- ночества, предательства, утраты стабильности и чувства безопасности (ме- тафора «разрушенного дома»). Можно выделить следующие причины супружеской измены: новая любовь; месть за неверность супруга (по прин- ципу око за око, зуб за зуб); невзаимность, неразделенность любви в супру- жеских отношениях и стремление реализовать потребность в любви с дру- гим партнером, способным дать переживание полноты интимности отношений; гедонистический поиск новых любовных наслаждений; ком- пенсация дефицита любви в силу ограничения супружеских отношений (хроническая болезнь, длительные командировки, вынужденная разлука); случайные обстоятельства (опьянение, «удобный случай», настойчивость сексуальных домогательств партнера и пр.). В последнем варианте измена носит разовый, нерегулярный характер. Ревность может быть определена как реакция на угрозу распада партнерства в условиях реального или мни- мого соперничества. А.Н. Волкова [1989] выделяет четыре критерия клас- сификации реакций ревности: «норма — патология»; содержательный кри- терий (аффективные, когнитивные и поведенческие реакции ревности); тип переживания (активные и пассивные); интенсивность переживания (глубокое сильное и умеренное) (см. табл. 6).

•Алкоголизм и неумеренное употребление спиртных напитков супру- гом. Как правило, такая мотивировка используется преимущественно жен- щинами: 58% женщин и только 29% мужчин назвали злоупотребление ал- коголем причиной развода [Кутсар, 1980].

•Притязания одного из супругов на единоличное главенство, наруше- ние норм демократического общения в семье, авторитарный стиль руковод- ства. Проблемы лидерства могут выступать в форме борьбы против домини- рования супруга, за лидерство, «независимость», выражать протест против подчиненного положения в семье [Калмыкова, 1983]. В исследованиях А.И. Антонова [1998] было показано, что для разводящихся семей характер-


250 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи

 

Таблица6

Психологическое содержание и феноменология реакций ревности

(по А.Н. Волковой)

 

Критерий классификации Виды реакций ревности   Описание реакций ревности
Норма — патология 1. Нормальные Адекватно отражают ситуацию в условиях суще- ствования реального соперника. Сохранен само- контроль за реакциями ревности
2. Патологические Искаженное отражение ситуации. Мнимость со- перника. Неконтролируемость реакций ревности
Психологическое содержание реак- ций ревности 1. Когнитивные Рефлексия и анализ причин измены. Прослежи- вание генезиса и истории измены, их когнитивная атрибуция. Поиск виновного
2. Аффективные Эмоциональное амбивалентное переживание (отча- яние, страх, ненависть, презрение к себе и партнеру, чувство неполноценности, любовь, надежда). Пат- терн эмоций определяется индивидуально-типоло- гическими характеристиками личности
3. Поведенческие Типичные реакции — борьба и отказ. Борьба на- правлена на восстановление и стабилизацию от- ношений с партнером (объяснения, уговоры, просьбы, угрозы, шантаж) и на устранение сопер- ника (вызывание жалости, сочувствия). Отказ предполагает разрыв отношений с партнером и дистанцирование от него
Тип переживания ревности 1. Активный Поиск необходимой информации, открытое выра- жение чувств, активное соперничество и стремле- ние вернуть партнера
2. Пассивный Отказ от анализа и рефлексии ситуации супруже- ской измены, открытого выражения чувств, без- действие
Интенсивность (глубина и длительность) переживания 1. Сильное и глубокое Возникает в условиях благополучного супружест- ва. Усиливается фактором неожиданности изме- ны, если это происходит впервые. Возрастает при сильном страхе потерять партнера (при ненадеж- ной привязанности и невротической любви). Уси- ление ревности связано со следующими личност- ными особенностями: инертностью, недостаточной социальной и коммуникативной компетентностью, ограниченностью круга обще- ния и социальных контактов (одиночество), тен- денцией к идеализации отношений, явно выра- женным модусом «иметь» в отношениях любви (Э. Фромм), завышенной и заниженной само- оценкой личности, сильной зависимостью от партнера в достижении жизненных целей (карье- ра, материальная обеспеченность)
2. Умеренное Опыт переживания супружеской измены в исто- рии семейных отношений. Открытое раскаяние со- вершившего измену, подтверждение стабильности брака и исключительности партнера-супруга

§ 1. Развод 25J_

 

 

на направленность на утверждение собственного единоличного главен<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.013 с.)