Дети и развод: особенности реагирования, переживания, преодоления негативныхследствийразвода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети и развод: особенности реагирования, переживания, преодоления негативныхследствийразвода



 

Данные исследований позволяют утверждать, что дисгармоничные отноше- ния в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествую- щие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий. Возрастание числа проблем и реак-


264 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи

 

 

ций дезадаптации детей констатируется во враждебной конфликтной семье как до развода, так и длительное время после него [Block et al., 1986]. Ины- ми словами, если вы хотите причинить меньше зла своим детям и ваш брак распался, — расставайтесь с супругом красиво. Типичной поведенческой ре- акцией детей младшего школьного возраста и подростков на развод являет- ся непослушание, негативизм, бунт, протест, антисоциальное поведение.

Э.М. Хетерингтон и В.Г. Клингемпел сравнивали на протяжении 26 ме- сяцев три группы детей — из обычных семей, из разведенных и из семей, за- ключивших повторный брак [Hetherington, Clingempel, 1992]. Было обна- ружено, что дети в семьях, не переживших семейный кризис (развод и повторный брак), отличались большей компетентностью и наименьшим числом поведенческих проблем по сравнению с другими группами. Гармо- ничный тип воспитания во всех группах обеспечивал лучшие показатели социальной адаптации ребенка.

В другом исследовании [Wallerstein, Kelly, 1980] на протяжении пяти лет изучалось влияние развода на развитие детей трехлетнего возраста. Было показано, что главные факторы, определяющие успешностьпреодо- ления ситуации развода, — это качество жизни семьи в постразводный пе- риод и характер отношений ребенка с матерью. Тем не менее почти 40% де- тей обнаруживали явные или умеренные признаки депрессии вследствие прерывания отношений с отцом, особенно если ранее была сформирована эмоциональная к нему привязанность. Другим симптомом реакции на се- парацию с отцом были признаки возрастного регресса. Тендерные разли- чия состояли в том, что девочки первоначально выявили более выражен- ные реакции дистресса, чем мальчики, но динамика адаптации у них была более благоприятна.

Исследование особенностей реагирования детей дошкольного возраста на развод показало, что дошкольники из разведенных семей испытывали существенные трудности на протяжении года после развода, но на втором году их показатели эмоционального статуса и личностного развития оказа- лись благополучнее, чем у детей из дисгармоничных семей [Hetherington,

1979]. Первые два года после развода у дошкольников наблюдалась небла- гоприятная симптоматика нарушений эмоционально-личностного разви- тия, затем происходила оптимизация, и через 3—4 года при благоприятных условиях воспитания не наблюдалось никаких признаков перенесенной психологической травмы.

Факторами, влияющими на успешность адаптации детей 3—6 лет к раз- воду, оказались тип семейного воспитания и родительства, характер обще- ния с отцом, особенности взаимоотношений разведенных супругов, инфор- мированность ребенка о разводе. Так, авторитетное родительство, эмоциональное принятие ребенка, забота и внимание родителя, общение и совместная деятельность с ним способствовали успешному преодолению ребенком ситуации развода. Возможность беспрепятственных встреч и об-


§ 1. Развод 265^

 

 

щения с отцом, уверенность в его любви и расположении явились важным условием стабилизации эмоционального состояния ребенка. Напротив, конфликты и ссоры между родителями, агрессивное поведение, выяснение отношений, взаимные угрозы, вовлечение ребенка в сферу противостояния и борьбы, использование детей как средства шантажа, давления и запуги- вания бывшего супруга самым негативным образом сказывались на нерв- но-психическом здоровье ребенка и его эмоционально-личностном разви- тии. Положительное воздействие на успешность преодоления детьми психологической травмы развода оказывало открытое обсуждение с ними ситуации развода. Табуирование темы развода, уход от «лишних» вопро- сов, равно как и обвинения в адрес второго родителя, приводили к вытес- нению и подавлению значимой для ребенка проблемы и в конечном счете к невротизации и искажению его личностного развития.

Результаты работы Д. Баумринд изучавшей особенности реагирования и переживания детьми и подростками развода родителей [Baumrind, 1991], позволили выделить следующие факторы, влияющие на характер пережи- вания детьми развода: пол родителя, пол и возраст ребенка, особенности поведения родителей в постразводный период.

Пол родителя, с которым остается жить ребенок, оказывает влияние на эффективность преодоления ситуации развода. Значительно большее чис- ло поведенческих проблем констатировалось в случае, когда дети остава- лись в семье с родителем противоположного пола. Например, мальчики ис- пытывали больше трудностей, чем девочки, если после развода оставались с матерью. Отношения мать—сын после развода складываются наиболее сложно, возможно из-за проекции на сына негативных качеств отца—ви- новника распада семьи, или чувства вины, которое неосознанно принимает на себя сын, идентифицируя себя с отцом, или чувства солидарности с от- цом и негативной установки в отношении матери как виновницы разруше- ния семьи. Аналогично девочки тяжелее переживали развод, чем мальчики, если оставались жить с отцом. Однако в семьях с подростками,, независимо от их пола, всегда резко возрастало количество проблем, если дети остава- лись жить с отцом. Возможным объяснением тому является предположе- ние, что в силу большей загруженности отец менее контролирует поведе- ние детей, чем мать, а это приводит к росту поведенческих проблем.

Влияние пола и возраста ребенка на характер переживания развода и адаптацию к его следствиям находит выражение в следующих тенденциях. Дети всех возрастов реагируют резким всплеском поведенческих проблем на развод родителей. Однако характер, выраженность, степень дезадаптив- ности реакции имеют возрастную специфику. В младенческом возрасте та- кое влияние неблагоприятно и сказывается опосредованно через ухудше- ние социальной ситуации развития, качества материнской заботы, эмоционального состояния матери. У младших школьников менее заметна негативная симптоматика — успеваемость, дисциплина, — но эти последст-


266 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи

 

 

вия более стабильны. Максимально неблагоприятно указанное влияние в подростковом возрасте, хотя у подростка уже есть ресурсы для самостоя- тельного переосмысления ситуации. Очень тяжело, когда дети сами взрос- лые, — развод родителей воспринимается ими как утрата стабильности ми- ра. И повторные браки родителей тоже, даже после вдовства.

Итак, самыми уязвимыми оказываются дети предподросткового и младшего подросткового возраста. Наименьшую толерантность к ситуации развода обнаруживают мальчики предподросткового возраста. Девочки то- го же возраста адаптируются значительно быстрее. Однако чем старше де- ти, тем более совершенными стратегиями совладания с трудной ситуацией они владеют. Старшие подростки компенсируют проблемы сепарации, де- фицита любви, принятия и интимности отношений с родителями в обще- нии с друзьями, старшими товарищами, наставниками. Младшие, будучи ограничены в возможности получения поддержки вне семьи, испытывают серьезные эмоциональные проблемы. Очень часто для подростков развод родителей становится причиной крушения идеала романтической любви, следствием чего бывает уход подростка в собственные сексуальные — без любви — отношения.

Долговременные последствия развода для психического развития ребен- ка зависят от поведения матери и отца. На эффективности переживания де- тьмиразводаоказываютвлияниеэмоциональнаястабильность родителя,с которым ребенок остался жить; возможность сохранения полноценного об- щения с родителем, покинувшим семью; характер отношений между бывши- ми супругами — родителями ребенка. Как правило, после развода дети ока- зываются с матерью, испытывающей стресс из-за бремени ответственности и ролевой перегруженности, умноженный на эмоциональный дистресс и чув- ство личностной несостоятельности. После развода матери часто меняются на глазах у детей — становятся возбужденными, напряженными, амбива- лентными, неустойчивыми в своих эмоциональных проявлениях, склонны- ми к тревоге, страхам, обвинениям, агрессии и пр. Нехватка времени приво- дит к росту требовательности к самостоятельности ребенка, который, как и мать, находится в состоянии эмоционального дистресса; изменению воспи- тательного стиля родителя в сторону большей авторитарности, директивно- сти, жесткости, непоследовательности. Эмоциональная поддержка, общение, проявления любви и заботы становятся все реже, в результате ребенок пере- живает чувство отверженности, одиночества, тревоги, собственной никчем- ности. Пытаясь вернуть внимание матери, ребенок прибегает к социальным провокациям, его поведение еще более выходит за границы дозволенного, мать усиливает нажим, давление, использует силовые методы — и развитие отношений происходит по принципу порочного замкнутого круга.

Наличие братьев и сестер в семье неоднозначно влияет на характер со- владания с трудной Жизненной ситуацией. Сиблинги могут усилить конку- ренцию за «тающую родительскую любовь» и тем самым еще более деста-


§ 1. Развод 267

 

 

билизировать семейную жизнь. Ситуация соперничества и конфронтации сиблингов в разведенной семье более характерна для мальчиков. Альтерна- тивой соперничеству сиблингов может стать ситуация возрастания их сплоченности и близости, когда братья и сестры ищут эмоциональной под- держки друг у друга.

Неполная семья, образовавшаяся после развода, представляет фактор риска для развития личности. Влияние неполной семьи зависит от осмыс- ления родителем ее значения и от аффективной окраски переживания это- го факта. Отсутствие отца в семье может стать причиной формирования у ребенка искаженной Я-концепции, низкой самооценки и самопринятия, низкого или завышенного уровня притязаний, неадекватной полоролевой идентификации, высокого уровня тревожности, предрасположенности к неврозам, страхам, застенчивости и тревожности в отношениях со сверст- никами, чувству неуверенности и личносхной недостаточности, наконец вызвать трудности при создании собственной семьи. Вместе с тем подоб- ный мрачный прогноз далеко не всегда становится реальностью. Позиция отца и матери, их умение сотрудничать после развода в значительной сте- пени определяют благополучие развития ребенка в неполной семье. Роди- телю, проживающему отдельно, необходимо предоставить возможность равноправного участия в воспитании и полноценного общения и сотрудни- чества с ребенком. Ограничениями для такого общения могут быть лишь асоциальное поведение родителя, склонность к алкоголизму, высокая кон- фликтность, действия, представляющие угрозу физической, личностной и психологической безопасности ребенка.

Позитивное развитие ребенка в неполной семье определяется рядом факторов:

•Хорошее функционирование родителя. Альтруистическое самопо- жертвование матери — пренебрежение ею своими интересами, счастьем и благополучием ради ребенка, — как правило, не порождает ответной готов- ности у ребенка и не делает его счастливым, поскольку подобная позиция находит выражение в искажении воспитания по типу потворствования и провоцирует искажение личностного развития ребенка, приводит к росту конфликтов и конфронтации в подростковом возрасте, в периодавтономи- зации ребенка. 3. Матейчек писал о том, что для того, чтобы ребенок был счастлив, родитель тоже должен быть счастлив.

• Родители в неполной семье должны сохранять позитивные отношения и возможность сотрудничества в области воспитания ребенка хотя бы на паритетных началах. Категорически должны быть исключены любые по- пытки искажения образа экс-супруга, нельзя уходить от разговоров об от- це и избегать упоминаний о нем. Родителям необходимо работать над за- вершением эмоционального развода с тем, чтобы можно было открыто сказать друг другу: «Мы больше не супруги, но мы по-прежнему остаемся вместе как мать и отец нашего ребенка. Он нуждается в нас обоих, а мы —


268 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи

 

 

в нем. Значит, мы нужны друг другу. У нас общие радости и общие горес- ти. У нас общие интересы, и мы должны научиться работать вместе ради нашего ребенка».

• Необходимо расширять круг общения ребенка: Нужно создать условия для опробования и реализации его интересов — в клубах, кружках, секциях.

• Нельзя превращать ребенка в предмет торговли, в средство манипули- рования супругом. Часто родители пытаются купить любовь ребенка (по- дарки, блага и т.д.). Как правило, если отцу не были предоставлены воз- можности для общения с сыном, он пробует завоевать его доверие и расположение «обходными путями» — игрушками, сластями, развлечения- ми, подарками, поездками и пр. Сообразив, что родители конкурируют за его симпатию, ребенок примет предложенную стратегию поведения и нач- нет сам спекулировать на чувствах родителей. Крайне неблагоприятная си- туация складывается в тех случаях, когда «война за ребенка» продолжает- ся и после развода, принимая крайние формы вплоть до похищения. Профилактикой невротизации и нарушений личностного развития ребен- ка должна стать психологическая работа с родителями, направленная на решение двух задач — создания условий для благополучного завершения эмоционального развода супругов и формирования умения сотрудничать в решении задач воспитания ребенка.

 

 

Повторный брак

 

Семья, образующаяся в повторном браке, характеризуется более сложной картиной развития, чем семья первого брака. В случае повторного брака пересекаются две линии развития семьи. Первая — последовательность стадий жизненного цикла семьи, обусловленных реализацией воспитатель- ной функции и возрастом членов семьи. Вторая — специфические для по- вторного брака этапы развития: сепарации/развода; неполной семьи; уха- живания и повторного брака [Браун, Кристенсен, 2001].

С. Кратохвил [1991] выделяет следующие типы повторных браков:

1) брак, где один из супругов ранее состоял в браке, а второй не состоял; обычно это брак разведенного мужчины со свободной и значительно более молодой женщиной; 2) брак разведенных супругов, прежде состоявших в браке; как правило, это брак разведенного мужчины, дети которого оста- лись с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими де- тьми; 3) брак, в котором участвуют вдовцы или вдовы.

Каждый из перечисленных типов брака имеет свои отличительные осо- бенности и проблемы. В исторической ретроспективе преобладали браки с участием вдов и вдовцов по типу брак — смерть супруга/супруги — повтор- ный брак. В современном обществе большая часть повторных браков стро- ится по принципу брак — развод — повторный брак. Повторные браки ус-


§ 2. Повторный брак 269

 

 

ловно можно разделить на две группы: те, в которые вступают партнеры, не имеющие детей от предшествующих браков, и те, в которых у одного или обоих супругов есть дети от предшествовавших браков. В последнем случае говорят о воссозданных, или смешанных, семьях. Именно смешанные се- мьи, включающие такие роли, как отчим, мачеха, пасынок, падчерица, ис- пытывают наибольшие трудности при формировании новой семейной сис- темы. Принципиальное различие между браком, в котором один или оба супруги разведены, и браком вдовцов состоит в том, что бывший партнер по браку, являющийся отцом/матерью детей, жив. Особенно острая про- блема установления адекватной системы отношений между родителем, проживающим без детей, и новой семьей возникает тогда, когда новый су- пруг претендует на активную реализацию своей роли отчима или мачехи и пытается конкурировать с бывшим супругом. Обычно требуют психологи- ческого консультирования и сопровождения случаи, когда новый супруг принимает решение юридически оформить опекунство (усыновление/удо- черение) ребенка, тем самым «подводя черту» под историей первого брака.

Задачи повторного брака, определящиеся основной целью создать усло- вия объединения трех и более семей для образования новой семейной сис- темы, таковы: 1) определение новых границ семейной системы, состава се- мьи, правил и норм взаимодействия; 2) создание новой ролевой структуры семьи с учетом прежнего опыта главенства, распределения ролей и осуще- ствления функций контроля; 3) формирование нового семейного самосо- знания, семейной культуры и семейной истории.

История брака первого типа (разведенный мужчина — молодая свобод- ная женщина), как правило, предполагает любовную связь будущих супру- гов, ставшую причиной или поводом распада прежней семьи. Генезис новой семьи, соответственно, сопровождается переживанием чувства вины различ- ной интенсивности у обоих или одного супруга; разлуки и тоски по общению с детьми, обновления и радости освобождения от «двойной жизни» (чувство

«начала новой жизни») у мужа; доверия и делегирования ответственности за благополучие семьи у жены. Достаточно часто отношения между супругами строятся по принципу ролевого взаимодействия муж—«родитель» — жена—

«ребенок». Основные проблемы новой семьи связаны с реализацией супру- гом роли отца и необходимостью материальной поддержки детей в старой се- мье, что может существенно влиять на уровень жизни в новом браке. Чувство вины и неразрешенность эмоционального развода супруга, сохране- ние старой эмоциональной привязанности могут стать источником кон- фликтов, ревности, спровоцировать супружеские измены.

По-иному разворачивается сценарий семейной жизни в случаях, когда знакомство с будущей супругой и время ухаживания приходятся на пери- од после развода. Факторами благополучия здесь выступают отсутствие чувства общей вины у супругов за крах старого брака и возрастание веро-' ятности формирования партнерских отношений с прежней семьей в реше-


270 Глава 4. Ненормативные кризисы семьи

 

 

нии вопросов воспитания детей. Факторы риска — поспешность заключе- ния нового брака без должного познания партнерами друг друга и установ- ления подлинной интимности межличностных отношений, а также неадек- ватная гипертрофия мотива самоутверждения разведенного супруга посредством заключения нового брака.

Вероятность стабильности и устойчивости брака первого типа возрас- тает в том случае, когда в старом браке детей в семье не было. Вместе с тем во всех трех перечисленных вариантах жизнестойкость и судьба повторно- го брака определяются доброй волей супругов, их готовностью работать на благо нового союза, социальной и коммуникативной компетентностью и личностной зрелостью.

Повторный брак второго типа (разведенный мужчина — разведенная женщина, имеющая детей) основывается на неудачном опыте супружеской жизни обоих партнеров. В этом слабость и одновременно сила нового брач- ного союза. Слабость в том, что «приданым» обоих супругов являются ра- зочарование, несбывшиеся надежды, ригидные и неэффективные модели ролевого супружеского поведения, деструктивные способы разрешения конфликтов. Сила — в надеждах, рациональности, большей толерантности и готовности пойти навстречу партнеру в решении проблем. Ключевым мо- ментом здесь оказывается установление отношений отчима и детей от пер- вого брака жены. Полноценное включение супруга в процесс воспитания детей при сохранении роли родного отца является одной из наиболее слож- ных проблем новой семьи. Однако без решения этой проблемы в условиях отстранения и дистанцирования нового супруга от детей по принципу

«твои дети — ты их и воспитывай» новый брак оказывается нежизнеспо- собным и обреченным на распад. Нередко супруги связывают надежды на укрепление семьи и упрочение детско-родительских отношений с рожде- нием общего ребенка. Однако его рождение часто приводит к противостоя- нию в семье и эскалации конфликта по поводу детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.023 с.)