Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Аттракция как симпатия к другому человеку является безусловным компо- нентом чувства любви [Гозман, 1987]. В рамках социально-психологичес- кого подхода изучались факторы, способствующие возникновению аттрак- ции и выступающие как условия привлекательности партнера. Назовем некоторые из них. Внешняя привлекательность. В зрелом возрасте становятся важны не только внешние физические данные, но и духовно-психологические, лич- ностные качества. Идеал привлекательной внешности обусловлен как культурно-историческими, социальными условиями, так и субъективными критериями оценки. Внешняя привлекательность человека определяется не только оценкой его со стороны партнера, но в значительной степени и его собственной самооценкой. Если самооценка высока и адекватна или да- же несколько превосходит уровень адекватности, то это находит отражение в таких особенностях поведения личности, как уверенность, доброжела-. тельность, направленность на установление отношений и коммуникацию, способствующих большему самораскрытию партнеров. Социальные характеристики — принадлежность к определенному со- циальному уровню, образование, статус, профессия, социальная успеш- ность и т.д. Успешность и удачливость способствуют усилению аттракции, неудачников избегают. Уровеньразвитиякоммуникативныхспособностей — способностькот- крытой коммуникации, к самораскрытию, искренности в пределах сохране- ния интимного личностного «пространства безопасности» партнеров (не- приемлемость «душевного эксгибиционизма»), умение коммуницировать свои чувства, проявлять эмпатию в отношении партнера. Отсутствие ком- муникативной компетентности резко негативно сказывается на аттракции. Сходствоустановок,идей,взглядов,ценностей. Дляуспешногофункци- онирования семьи особенно важны общность ценностей профессиональ- ной деятельности, сходство взглядов на воспитание детей и родительство. Предсказуемость, прогнозируемость поведения партнера, особенно в стрессовых, напряженных ситуациях, на основе знания его личностных свойств и стабильности его поведения в повторяющихся ситуациях. Не- предсказуемость не отпугивает, но осложняет понимание намерений парт- нера и может привести к деструкции отношений. Предсказуемость не иден- тична рутинности и стереотипности поведения. Ситуативные факторы. К ним можно отнести следующие: • регулярность контактов; • возможность реализации совместной деятельности; • оказание друг другу помощи (забота, помогающее поведение). Доказа- но, что уровень симпатии к партнеру у помогающего выше, чем у того, кому 78 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
помощь оказывается. Иными словами, мы привязываемся к тому, кому мы больше помогаем. Напротив, известен феномен избегания человека, оказав- шего нам значительную помощь. В супружеских отношениях не должно быть грубого дисбаланса в выполнении обязанностей и ролей. В интересах сохранения взаимной симпатии и привлекательности ни один из супругов не должен взваливать на себя все проблемы семьи и принимать на себя роль «палочки-выручалочки». Каждый член семьи ради стабилизации в ней эмо- циональных связей должен быть готов и сам оказать помощь, и попросить о ней, и принять помощь от партнера. Совместное переживание опасности, угрозы жизни. Этим фактором объясняется известный феномен повышения уровня сплоченности семьи при переживании кризисных, фрустрирующих ситуаций (вспомним посло- вицу о необходимости съесть пуд соли, чтобы узнать друг друга и устано- вить истинно гармоничные отношения). Фактороценкисостороны партнера. Проявляетсявтом,чтоаттракция возникает при условии отсутствия значительного расхождения самооцен- ки и оценки со стороны партнера. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: •любовь представляет собой социокультурный, исторический фено- мен, имеющий историю своего развития; •любовь имеет активно-деятельностную творческую природу, форми- руется в процессе жизни на основе интериоризации опыта детско-роди- § 7. Ролевая структура семьи 79
тельских отношений и присвоения социокультурного опыта, форм и «мо- дусов» любви в контексте органического и полового созревания; •любовь направлена на самореализацию личности, преодоление отчуж- денности и обретение единства и целостности; обеспечивает саморазвитие личности в исключительных, близких отношениях со значимым Другим; • важным фактором возникновения нарушений способности любить яв- ляется искажение детско-родительских отношений и, в первую очередь, от- ношений с близким взрослым на протяжении ранних стадий онтогенеза.
Ролевая структура семьи
Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с те- ми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла. Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущи- ми семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. На- пример, после рождения детей центральное место в семье занимает воспита- тельная функция, а ценность родительства становится ведущей. Сравнение приоритетности ценностей у молодоженов и лиц, вступающих в брак, обна- ружило значимые различия: у лиц, вступающих в брак, ценности имеют чет- кую семейно-бытовую направленность, а у благополучных молодоженов на- блюдается сбалансированность ценностей семейных и связанных с профессиональной деятельностью супругов [Олейник, 1986]. Семейные ценности регламентируют образ жизни семьи, распределение ролей и уста- новление главенства. Главенство в семье определяет ее иерархию и организацию функци- онирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в уп- равлении ее жизнедеятельностью, отношения власти — доминирование и подчинение. Авторитарная система отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократи- ческая система отношений — равноправное участие всех членов семьи в уп- равлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений, что, в первую очередь, обусловлено становлением правового и экономиче- ского равноправия мужчин и женщин. Главенство может носить единолич- ный характер (персональное главенство) и быть совместным. В первом случае все или большинство наиболее значимых для семьи функций ока- зываются сосредоточены в руках одного человека. Такая форма главенства 80 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
вряд ли может быть эффективна с точки зрения теории управления, одна- ко в кризисные периоды развития семейной системы единоличное главен- ство оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды опти- мальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и без (эгалитарный вариант). Для определения формы главенства в семье приоритетны такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета, «психотерапевтическая» функция семьи, воспитание детей. Фактическое главенство зависит от рас- пределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем. Однако наряду с фактическим главенством существует и главенство фор- мальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхож- дения фактического и формального главенства возникают конфликты, борьба за признание фактического руководства, за установление главенст- ва одного из членов семьи. Традиционно формальное главенство приписы- вается мужу, в то время как фактическое в равной степени распределяется между мужем и женой. Краткое перечисление вариантов распределения власти в семье показывает всю сложность и многообразие внутрисемейных отношений, связанных с руководством и управлением семьей. Отношения власти как доминирования — подчинения имеют и обрат- ную сторону — принятие социальной ответственности главы семьи за ее благополучие и функционирование, что предполагает решение задач обес- печения безопасности семьи, определение ее целей и перспектив, коорди- нацию действий, направленных на достижение этих целей, создание психо- логической атмосферы уверенности и оптимизма в отношении прошлого, настоящего и будущего семьи. Отношения доминирования — подчинения в семье могут быть охаракте- ризованы по следующим параметрам: кто именно доминирует в семье; осно- вания (причины) доминирования; степень транзитивности отношений до- минирования—подчинения; предполагает ли доминирование также и принятие ответственности доминирующим лицом [Дружинин, 1966]. В слу- чае единоличного авторитарного главенства в семье может доминировать - отец (патриархальная семья), мать (матриархальная семья), ребенок (дето- центристская семья). В основе доминирования (применения власти) могут лежать авторитет и уважение к главе семьи, дань традициям и подчинение закону, признание компетентности лидера и делегирование ему права ру- ководства и принятия решений, использование принуждения и насилия, «подкуп», лесть и манипуляция членами семьи. Под транзитивностью от- ношений доминирования — подчинения понимаются однонаправленность власти в иерархической структуре семьи и перенос отношений доминиро- вания, осуществляемый фигурой, занимающей более высокую позицию в иерархической структуре семьи, на других ее членов, занимающих нижние ступени. Например, отец, являясь главой семьи, доминирует над матерью, мать — над ребенком, значит, и для ребенка отец также выступает властной
§7.Ролеваяструктурасемьи 81
фигурой, обладающей большими полномочиями и привилегиями, чем мать. Нетранзитивность предполагает более сложные отношения, в кото- рых каждый член семьи занимает разную позицию по отношению к другим ее членам. Роль— это нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулиру- ются нормами, т.е. определенными выработанными и принятыми группой правилами, которым необходимо следовать для реализации совместной де- ятельности [Андреева,1980]. Существуют правила, предписания, касающи- еся как принятия ролей, так и их исполнения. Важны также контроль за выполнением роли и санкции, как внешние, так и внутренние, направлен- ные на восстановление баланса семейной деятельности за счет определен- ного воздействия на члена семьи, не выполняющего свою роль. Степень принятия членом семьи своей семейной роли определяет эффективность ее выполнения и, как следствие, успешность функционирования семейной структуры в целом. В ролевой структуре семьи выделяют план конвенциональных и план межличностных ролей. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением, стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов се- мьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализа- ции, регулируемых правом, моралью, традициями. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межлично- стных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейно- го межличностного общения. Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функциониро- вание и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований: •ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых од- ним человеком, так и семьей в целом; • выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей личности в рамках семьи; •принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»; •выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребнос- тей всех членов семьи. Конвенциональные роли могут быть классифицированы по различным основаниям. Типология семейных ролей в соответствии со статусом родст- венных отношений включает роли мужа, жены, родителей — матери и отца, детей — сына и дочери, сиблингов — брата и сестры, прародителей — ба- бушки и дедушки и пр. Подчеркнем, что набор прав и обязанностей в соот- 82 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
ветствии с родственным статусом определяется историческими, культур- ными, этническими особенностями семьи и значительно варьируется в за- висимости от перечисленных факторов. В основу классификации ролей Ф. Ная [Nye, 1976] положен функцио- нальный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей: «кор- милец» семьи, хозяин (хозяйка) дома, ответственный за уход и воспитание младенца, воспитатель детей, сексуальный партнер, «семейный психотера- певт», несущий ответственность за поддержание родственных связей, орга- низатор досуга и развлечений (рекреационная функция семьи), организа- тор семейной субкультуры. При распределении конвенциональных ролей наблюдается полоролевая дифференциация, которая определяется особен- ностями представлений супругов о ролях мужчин и женщин в обществе и семье, особенностями полоролевой идентичности и реальным распределе- нием ролей в семье между супругами [Алешина, Борисов, 1989]. Можно го- ворить о традиционной, обусловленной биологическим критерием распре- деления функций, антитрадиционной и равноправной полоролевой дифференциации. Традиционализация ролей в семье по тендерному прин- ципу связана с рождением и воспитанием маленьких детей. В современной семье, тяготеющей к равноправному распределению ролей, полоролевая дифференциация достаточно подвижна и свободное изменение ролей су- пругов позволяет семье более эффективно решать свои проблемы. Остановимся на характеристике функциональных ролей в семье. Роль «кормильца» фактически предопределяет решение вопроса о власти и гла- венстве в семье. Роль хозяина (хозяйки) дома реализует функцию организации и под- держания быта. В традиционной семье эта роль отводится жене. В эгали- тарных семьях эти ролевые функции распределяются примерно поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и жен- щины в «поддержании семейного очага». Как правило, они совмещаются с ролью «министра финансов» семьи, ответственного за проектирование се- мейного бюджета и держателя кошелька. Традиционно такую роль играет жена, однако все чаще и чаще наблюдается тенденция совместного ее вы- полнения. Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспита- тельной функции семьи и выступает обособленно по причине теснейшего взаимодействия ребенка в младенческом возрасте с близким взрослым. Возможности выполнения родителем, принимающим на себя функцию воспитателя младенца, других функций крайне ограниченны. Традицион- ные нормы предписывают выполнение этой роли матери. В современной эгалитарной семье ее достаточно успешно выполняют отцы, однако нет, по- § 7. Ролевая структура семьи 83
жалуй, ни одной другой роли, где тенденция традиционализации распреде- ления семейных ролей проявляла бы себя настолько сильно. Так, кормле- ние грудью — биологически обусловленная функция матери; предпосылки синхронности взаимодействия матери и ребенка закладываются еще в пе- риод пренатального развития; наконец, опережающие темпы формирова- ния материнской родительской позиции по сравнению с родительской по- зицией отца делают именно мать наиболее адекватной фигурой для формирования первой социальной потребности ребенка в контакте со взрослым и в привязанности. Реализация роли воспитателя детей (более старшего возраста), предпо- лагающая управление процессом социализации, морального развития, ста- новления компетентности, как правило, осуществляется обоими родителя- ми. Степень участия отца в процессе воспитания определяется следующими факторами: •уровнем образования. Общая тенденция состоит в том, что чем выше уровень образования отца, тем более активен он в воспитании ребенка; • полом ребенка. Считается, что отец уделяет больше внимания сыну, а мать — дочери, но если межличностные отношения родителей характери- зуются любовью и нежностью, то уровень эмпатии и активность участия отца в воспитании дочери могут быть выше; •возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем больше включен отец в процесс его воспитания, однако налицо преимущества более раннего вклю- чения отца в воспитание ребенка, проявляющиеся, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, возрастает вероятность формирования безопас- ной привязанности в отношениях ребенка с отцом. Во-вторых, формирова- ние отцовской родительской позиции осуществляется по типу возрастания компонентов безусловного принятия ребенка. В-третьих, благодаря совме- стной с матерью воспитательной деятельности возникает необходимая ос- нова для выработки единой родительской позиции, помогающей избежать непоследовательности и противоречивости семейного типа воспитания. Роль сексуального партнера включает проявление активности и иници- ативности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуаль- ных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация вы- глядит далеко не так однозначно в связи с ростом активности женщин. Роль «психотерапевта» обеспечивает удовлетворение потребностей чле- нов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности, ощущении личностной самоценности и является ключевой в современной семье. Традиционно она отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности, однако в действительности дело обстоит так далеко не всегда. Муж в роли семейного «психотерапевта», как правило, укрепляет свою лидерскую позицию и реальное главенство в семье. Перечисленные роли имеют скорее «внутренний» характер и не пред- полагают выхода за пределы границ семейной системы. Наряду с ними 84 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
можно говорить и о семейных ролях, реализуемых в контексте более широ- кого социального окружения, осуществляющих посредническую функцию между семьей и социальной средой. К ним относятся роли ответственного за поддержание родственных связей, организатора досуга и семейной суб- культуры. сейчас нет четкого приоритета, принятие этой роли определяется характе- ром родственных отношений и личностными особенностями членов семьи. Роль организатора семейного досуга, реализующего рекреационную функцию семьи, направлена на планирование и проведение выходных дней и отпусков. Важность этой роли возрастает в современной ситуации дефи- цита межличностного общения в семье. Организация досуга способствует либо сплочению, либо деструкции семьи. Принятие и исполнение этой ро- ли определяется личностными качествами супруга (активностью, компе- тентностью, организационными способностями). Роль организатора, творца семейной субкультуры, своеобразного духов- ного лидера семьи, определяющего ее интересы, культурные запросы, увле- чения, возникла относительно недавно и отвечает функции духовного об- щения и обеспечения условий для культурного роста членов семьи. Как правило, эту роль принимает на себя наиболее компетентный и заинтересо- ванный член семьи. Исполнение ролей организатора семейного досуга и ор- ганизатора семейной субкультуры достаточно часто совмещает один член семьи в силу их содержательной близости. Семейная культура включает ри- туалы и обряды жизненного цикла, сопровождающие основные семейные события (помолвка, свадьба, рождение детей, похороны и пр.). Семейная праздничная культура — новогодние обряды, празднование дней рождения, юбилеев, других знаменательных дат семейного календаря — имеет риту- ально-игровой характер, определяет историю семьи, выполняя функцию ее интеграции и укрепления сплоченности, обеспечивает формирование ее са- мосознания. Семейный этикет регламентирует поведение членов семьи, за- дает его нормативность. Особенность его — в сочетании свободы поведения («фамильярности») и высокой устойчивости моделей поведения, обеспечи- вающих возможность предвосхищения поведения членов семьи и согласо- ванность их действий без жестких ограничений [Разумова, 2000]. Межличностные роли определяют характер межличностного взаимо- действия, включая роли покровителя, опекуна, опекаемого, друга, сексу- ального партнера. Типичной проблемой ролевой структуры современной семьи, где оба су- пруга работают, является ролевая перегруженность и дилемма идентичное-
§7.Ролеваяструктурасемьи 85
ти работающей женщины. Сущность такого ролевого конфликта в несовме- стимости ролевых ожиданий и невозможности выполнения субъектом, за- нимающим определенный социальный статус, предписанных и принятых им ролей. Причина возникновения ролевого конфликта работающей жен- щины связана с невозможностью успешного выполнения ею большого ко- личества ролей — семейных и профессиональных — в силу противоречиво- сти, предъявляемых к ним требований; отсутствием необходимых физических ресурсов для полноценного выполнения ролей; чрезмерностью требований к выполнению ролей, устанавливаемых самой женщиной [Але- шина, 1989; Гаврилица, 1998]. В патриархальной культуре женщине всегда приписывали роли «домохозяйки» и «хранительницы домашнего очага». Эти нормативные роли до сих пор признаются как типичные для женщин, определяющие их женственность и тендерную роль, в конечном счете их идентичность. Достаточно часто профессиональная деятельность женщины рассматривается как «смещение» ее предназначения на незначимые цели, потому что разделение труда между полами в семье якобы оправдывается большей приспособленностью женщин к заботе о других, к материнству, к уходу за детьми и их воспитанию, к заботе о других (Т. Парсонс). Противо- речивое отношение к участию женщин в семейной и профессиональной сферах ныне обусловлена «двойным стандартом приоритетов». С одной стороны, производственная активность слабого пола — необходимое усло- вие жизнедеятельности и социального прогресса общества, а с другой — высшим предназначением женщины и, соответственно, ядром ее идентич- ности провозглашаются дом, дети, забота о семье. Однако чрезмерная эмо- циональная и деятельностная фиксация на карьере или семье приводит к эмоционально-личностным нарушениям. «Захваченность» карьерным рос- том чревата эмоциональным обеднением, отсутствием личной жизни, а по- груженность в семейные проблемы ограничивает возможности творческой самореализации, приводит к зависимости и социальной изоляции.
Показателями ролевого конфликта являются отсутствие одобрения и поддержки работы жены со стороны мужа, неуважительное отношение к ее профессиональной деятельности; чувство вины перед семьей, испытываемое работающей женщиной; ощущение раздвоенности между семьей и работой, переживание острой нехватки времени. Показано, что особенности мотива- ции профессиональной деятельности женщинывлияют-на характер протека- ния такого конфликта. Если доминирующим является мотив обеспечения материального благополучия семьи, то ролевая напряженность возрастает, а если — социального признания, успеха, достижений, то ролевая конфликт- ность и уровень внутренней напряженности снижаются. Особенно резко возрастает фрустрированность, когда женщине не удается успешно, с ее точ- ки зрения, реализовать позицию матери, а приоритет ценности материнства у нее достаточно высок [Гаврилица, 1998]. В то же время данные исследова- ния условий и факторов психического здоровья женщины свидетельствуют 86. Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
о большей благополучности работающих жецщин. Это объясняется тем, что, согласно теории аккумулирования ролей, расширение набора ролей, выпол- няемых субъектом, и сфер его самореализации приводит не только к росту напряженности, но и к формированию более высокой толерантности к не- удачам и жизненным невзгодам. Неуспех в одной области самореализации может быть с лихвой компенсирован успехом в другой. Кроме того, работа- ющая женщина получает возможность более полно контролировать свою жизнь, автономию и самостоятельность, что в итоге находит отражение в большей ее удовлетворенности семейной жизнью. Можно выделить три основные стратегии разрешения ролевого кон- фликта работающей женщины, различающиеся в зависимости от степени активности самой женщины в ситуации, вызывающей фрустрацию. Первая стратегия состоит в изменении социально-экономических условий жизни женщины, вторая — в осуществлении структурных изменений семьи, кото- рые позволили бы женщине успешно сочетать семейную роль с профессио- нальной. Третья стратегия направлена на изменение установок и ценност- ных ориентации женщины через разрешение ценностно-смыслового конфликта и построение собственной иерархии социальных ролей. Если женщина осуществляет осознанный выбор той или иной сферы самореали- зации — профессиональной или семейной — и оценивает свою деятельность в этой сфере как успешную, то происходит снижение ролевого конфликта. Если ее ценностный выбор в пользу семейной или профессиональной сфе- ры так и не осуществляется, то сначала происходит утрата интереса к рабо- те, затем — стремление уделять больше внимания себе и семье и, наконец, отказ от профессиональных ролей в пользу семейных. В исследовании О. А. Гаврилицы [1998] было также показано, что психологический пол жен- щины, а именно степень выраженности маскулинности или фемининности, в значительной степени обусловливает разрешение ролевого конфликта. Сильная выраженность маскулинных или фемининных полоролевых ка- честв облегчает выбор профессиональной или семейной сферы и способст- вует более успешной адаптации к ней. Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультурными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки успешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется степенью иденти- фикации исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотива- ционного и операционно-технического компонентов ролевого поведения; конфликтностью роли, т.е. противоречивостью в сознании человека пове- денческих моделей, необходимых для реализации роли [Эйдемиллер, Юс- тицкис, 1999; Алешина, 1994]. Значительное влияние на ролевое поведение оказывает фактор родительской семьи каждого из супругов. Можно выде- лить два возможных типа воздействия этого фактора на принятие и испол- нение роли: 1) повторение (воспроизведение) в собственной семье характе- § 7. Ролевая структура семьи 87
ра распределениясемейных ролей и исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье; 2) отвержение се- мейного уклада родительской семьи. Одной из причин отвержения может стать неблагополучие детско-родительских отношений в семье одного из супругов. Принятие семейных ролей в значительной мере определяется также влиянием особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смыс- ловой сфер членов семьи, а также личностных их особенностей, например зависимости/автономии в принятии решений. Серьезным фактором, в значительной мере определяющим характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоот- ношения в собственной семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легкостью переносится на собст- венного супруга и детей, определяет претензии на лидерство, отношение к вопросу о власти, сотрудничестве, кооперации, соревновательности. Репертуар усвоенных в детстве и подростковом возрасте межличност- ных ролей и опыт их исполнения переносится супругами в свою семейную жизнь, определяет характер межличностного взаимодействия [Черни- ковД998]. Можно выделить несколько вариантов сочетания ролевых ожиданий в зависимости от сиблинговых позиций: • комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов. Например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае ком- плементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формиро- вания ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения; •частично комплементарный брак — частичное совпадение сиблинго- вых позиций супругов. Например, позиции среднего и старшего ребенка лишь частично оправдывают ожидания супругов в отношении межлично- стного взаимодействия; •некомплементарный брак — тождественность сиблинговых позиций супругов, ведущая к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли. Естественно, не существует жесткой зависимости формирования меж- личностных ролей и взаимодействия в семье от степени комплементарнос- ти сиблинговых позиций, хотя такое влияние несомненно. Длина и лег- кость пути к взаимопониманию определяются скорее личностными особенностями супругов. Степень комплементарности по-разному опреде- ляет характер межличностных ролей и показатель удовлетворенности бра- ком на разных стадиях супружества. Чем моложе семья, тем сильнее выра- жено это влияние. Впрочем, не только конфликтное сочетание межличностных ролей, но и сами роли могут оказывать психотравмирующее воздействие как на их ис- 88 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
полнителя, так и на остальных членов семьи и семью в целом. Патологизи- рующие роли (X. Рихтер) в зависимости от их субъекта могут быть индиви- дуальными и семейными. Причины семейных патологизирующих ролей ле- жат в области нарушений в системе «семья — социальное окружение». Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции се- мьи как целостной системы. К индивидуальным патологизирующим ролям относят роли вроде «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любим- чик», «бэби», «больной член семьи» и т.п. Исполнитель роли «козел отпу- щения» является чем-то вроде «громоотвода», служит мишенью для эмоци- онального отреагирования остальных членов семьи. Достаточно часто он спокойно относится к эмоциональным реакциям домочадцев и принимает эту роль, осознавая ее положительный эффект. «Позор семьи» выступает в качестве своеобразного экрана, на который «проецируются» остальные чле- ны семьи, он признается семьей или отдельными ее членами виновником всех несчастий и, как правило, эту роль отвергает. «Любимчик» является как бы посредником между конфликтующими членами семьи, носителем эмоционального начала, объединяющего семью, и тем самым препятствует открытому решению проблемы. «Бэби» — вечное дитя независимо от возра- ста, ему прощаются все проступки и прегрешения, его роль — быть под- тверждением достоинств остальных членов семьи, а также основой ее спло- ченности в его опеке. Равно как и «больной член семьи» — основа для ухода от реально существующих проблем и объединения в заботе о «страдальце». К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят роли «семья-театр», «се- мья-крепость», «семья-санаторий» и др. Например, в «семье-крепости» превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремле- ние к изоляции, социальному дистанцированию, агрессивные формы реа- гирования. «Семья-театр» как бы живет на сцене, выставляя напоказ забо- ту, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «глухой» к потребностям и интересам своих членов в реальной жизни. Генезис и функционирование патологизирующих ролей определяются действием защитных механизмов, обусловленных личностными проблема- ми каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования се- мьи в целом. В основе патологизирующих ролей лежат нарушения представлений членов семьи друг о друге, о себе и семье в целом — феномен «семейных мифов» [Ferreira, 1966; Мишина, 1983; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].
Семейное самосознание
Следует различать объективную картину жизни семьи и ее внутреннюю картину — совокупность субъективных образов семьи у ее членов. Т.М. Ми- § 8. Семейное самосознание
шина ввела понятие «образ семьи», или образ «Мы», — своеобразное семей- ное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция по- ведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов. Семейно есамосознани е- -согласованны йобра зсемьи,разделя - емые всеми ее членами представления о ценностях семьи, ее статусе, обра- зе жизни, ролях, главенстве, нормах и правилах взаимодействия. Важнейшим компонентом семейного самосознания является семейная судьба. Можно говорить о двух основных значениях этого понятия. В пер- вом случае речь идет об общей судьбе рода, семьи как единого субъекта. Каждый член семьи мыслит свои жизненные планы и выстраивает свою судьбу в контексте жизненных целей и судьбы семьи как единого целого. Во втором — о семейной судьбе как разделенном представлении членов се- мьи о сходстве персональных судеб и жизненного пути родственников, их согласованности в пределах родственной сферы [Разумова, 2001]. Сходст- во судеб выступает как повторяемость обстоятельств и особенностей наи- более важных семейных событий: зна<
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.011 с.) |