Возрастнаядинамикаразвитиядетско-родительскихотношений. Особенности восприятия материнской и отцовскойродительской позиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастнаядинамикаразвитиядетско-родительскихотношений. Особенности восприятия материнской и отцовскойродительской позиции



 

Полученные результаты были проанализированы по основным парамет- рам, характеризующим особенности родительской позиции: позитивный интерес, директивность, враждебность, автономия и непоследовательность. Был констатирован достаточно высокий (12—15 лет) и удовлетворитель- ный (в группе 16—17-летних подростков) уровень эмоционального приня- тия и интереса со стороны отцов.

Несколько иная картина наблюдается в диаде подросток — мать. Прак- тически во всех возрастных группах мы наблюдали снижение уровня пози- тивного интереса и принятия со стороны матери по сравнению с норматив- ными значениями. Особенно ярко переживание подростками дефицита тепла и внимания было отмечено в группе 14—15-летних. Эти показатели не могут не вызывать тревоги, поскольку именно материнская роль тради- ционно связывается с обеспечением переживания ребенком безусловной любви и принятия, чувства безопасности и доверия к миру [Фромм, 1990; Адлер,1990уппе14—15-ле97].Полученные нами данные хорошо согласуют- ся с выявленной ранее в ряде исследований тенденцией увеличения уров- ня негативных чувств по отношению к родителям в раннем или среднем подростковом возрасте, наиболее ярко проявляемой в отношениях дочери и матери [Siegal, 1987].

Возрастная динамика в целом определяется снижением директивности воспитательного стиля отца, его участия в контроле и управлении поведе-


218 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

нием подростка. Отец в значительном числе случаев скорее дистантная фи- гура, чем реальный участник воспитательного процесса в семье.

Уровень директивности матери остается практически неизменным во всех возрастных группах и тем самым вступает в противоречие с норматив- ной возрастной динамикой ее изменения, предполагающей последователь- ное снижение с возрастом.

Значительное превышение уровня директивности матери по сравнению с отцом в восприятии подростков свидетельствует о ведущей роли и лидер- стве матери в воспитательном процессе, ее основной управляющей и регу- лирующей функции в современной российской семье.

Подростки воспринимают отношение родителей к себе как враждебное или амбивалентное, подозрительное, с установками на обвинение и пори- цание. В сочетании с показателями позитивного интереса родителей полу- ченные данные могут быть интерпретированы как острое переживание подростками недостатка тепла и любви со стороны матери и амбивалентно- сти, непонимания и отстраненности со стороны отца.

Подобный образ родительских установок может быть детерминирован по меньшей мере тремя обстоятельствами. Во-первых, объективно сложивши- мися эмоционально негативными отношениями родителей и подростков; во- вторых, повышенной сенситивностью подростковкэмоциональномуотноше- нию родителей, обусловленной тревожным типом привязанности; -я, в-третьих, дефицитом личностно-ориентированного аффективно-позитивно- го общения подростков с родителями.

Полученные результаты исследования обнаруживают чрезмерно высо- кую по сравнению с нормативными значениями автономность отца. В соче- тании с недостаточной директивностью высокая автономность свидетель- ствует об отстраненности отца от процесса воспитания детей. Отцовская любовь, сочетающая в себе предъявление социальных образцов желаемого поведения и требовательность, готовность оказать необходимую помощь и поддержку, предложение форм сотрудничества, воплощающих в себе об- разцы ответственности, целеустремленности и справедливости, является, по мнению ряда исследователей, решающим условием становления соци- ально зрелой личности [Адлер, 1990; Фромм, 1990; Maccoby, 1980; Siegal,

1987].Воспитательнаяпозицияотца,характеризующаяся излишнейавто-

номностью, напротив, является фактором риска в решении важнейших за- дач подросткового возраста — формирования полоролевой идентичности, независимости и ответственности личности. Наши данные позволяют го- ворить о тенденции возрастания автономности отца в отношениях с ребен- ком в старшем подростковом возрасте.

Наши данные свидетельствуют о том, что, с точки зрения подростков, родители демонстрируют высокий уровень непоследовательности своего поведения и воспитательских воздействий. Особенно ярко это видно в от- ношении матери.


§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 219

 

 

Возрастная динамика изменения восприятия подростками особеннос- тей воспитательской позиции отца и матери состоит в следующем. Для от- ца характерно снижение уровня позитивного интереса при сохранении до- статочно высоких показателей враждебности. В подобном сочетании эти изменения свидетельствуют о возрастании эмоциональной отчужденности и враждебности в отношениях с отцом у подростков старшей возрастной группы. Хорошо согласуются между собой взаимно-противоположное сни- жение уровня директивности и возрастание автономности поведения отца, отражающее картину его фактического «ухода» от проблем воспитания, личностной отгороженности от дел и забот подростка. Следствием такого самоустранения отца из процесса воспитания и становится снижение уров- ня непоследовательности и противоречивости во взаимодействии с подро- стком. Можно предположить, что эта тенденция связана не столько с рос- том психолого-педагогической компетентности отца, сколько с его меньшим участием в воспитании сына или дочери. Подросток реже сталки- вается с непоследовательностью отца, поскольку сам отец стремится избе- гать общения и взаимодействия с ним. Полученные результаты вызывают особое беспокойство, поскольку выявляют ситуацию «функционально не- полной семьи», т.е. семьи, в которой функции одного из родителей систе- матически не выполняются, в значительном числе семей, традиционно счи- тающихся благополучными по формальному критерию — наличию в семье обоих родителей. Высокий удельный вес «функционально неполных се- мей» в обследованной нами выборке существенно увеличивает и без того значительную по объему «группу риска» — семей в разводе, в которых от- цы принимают недостаточное участие в воспитании детей либо вовсе «от- чуждены»от общения с ними.

Возрастная динамика изменения образа родительской позиции в отно- шении матери выражена гораздо меньше, чем изменение образа родитель- (ской позиции отца. Если с возрастом установки отца воспринимаются под- ростками как менее директивные, а отец — как фигура все более дистантная

и отстраненная, выражающая в отношении ребенка все меньше любви, ин- тереса и внимания, то восприятие родительской позиции матери характе- ризуется ими большей стабильностью.

В отношении матери можно говорить лишь о слабо выраженной тен- денции снижения директивности и непоследовательности поведения на

- фоне определенногоростаавтономности. Позитивнойтенденциейявляет- ся снижение с возрастом уровня враждебности матери, отражающее про- цесс постепенной гармонизации ее отношений с подростком в направле- нии большей эмоциональной близости и принятия. Вместе с тем в ряде случаев наблюдается пик враждебности в возрасте 14—15 лет, что делает картину развития эмоциональных отношений между матерью и подрост- ком более сложной. Устойчивость образа родительской позиции матери позволяет предположить, что, отношения с матерью у подростков в боль-


220 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

шей степени детерминируются типом привязанности и сложившейся ста- бильной структурой межличностных отношений, чем собственно возраст- ными изменениями.

Анализ связей параметров родительской позиции позволяет предполо- жить, что ядерной характеристикой родительской позиции является эмо- циональное принятие родителем ребенка, выраженное в дихотомии пози- тивный интерес — враждебность. Высокий позитивный интерес родителя, как отца, так и матери, оказывается устойчиво и положительно связан с по- казателем его автономности. Это выражается в предоставлении подростку родителем необходимой самостоятельности в выборе поведения и видов деятельности, готовности родителей отказаться от диктата, контроля и вмешательства в жизнь подростков в случае позитивного эмоционального принятия. Враждебность же оказывается положительно связанной со сте- пенью директивности родителя в отношении к подростку. Другими слова- ми, чем ниже позитивное эмоциональное принятие подростка, тем более выражена родительская тенденция ограничения его свободы и автономии, стремление родителя к тотальному контролю и гиперпротекции. Анало- гичный характер связи обнаруживается и между враждебностью и непо- следовательностью поведения родителя: чем ниже принятие ребенка, тем более противоречивым, непоследовательным и непрогнозируемым стано- вится поведение родителя.

Анализ динамики восприятия подростками воспитательного стиля ма- тери и отца в трех срезах позволяет наметить различия в «сценарии» раз- вития родительской позиции матерей и отцов в отношениях с подростка- ми. Для отцов низкий уровень принятия ребенка и его автономности приводит к росту директивности в отношениях с детьми, т.е. развитие идет по «деловому» сценарию — от низкого принятия к нарушению сотрудниче- ства и кооперации. Для материнской позиции эмоциональная и деловая сферы не обнаруживают значимой взаимосвязи в процессе развития мате- ринской позиции. Другими словами, низкое принятие или отвержение подростка значительно реже приводит к позиции отстраненности матери от процесса воспитания. Высокий уровень эмоционального принятия так- же не гарантирует эффективности «делового» сотрудничества.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что установлены определен- ные возрастныеособенностивосприятияподросткамиродительскойпозиции.

1. В старшем подростковомвозрастеобнаруженоснижениепоказателей позитивного интереса к подростку как со стороны матери, так и со стороны отца, свидетельствующее о том, что родители начинают восприниматься подростком как менее любящие, внимательные и заинтересованные. Это приводит к переживанию старшими подростками чувства дефицита тепла, любви, внимания и заботы.

2. В старшем подростковом возрасте наблюдается возрастание показа- теля автономности отца, который оценивается подростками как всё менее


§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 221

 

 

и менее включенный в процесс воспитания, отстраненный и дистантный. Эта тенденция сочетается со снижением уровня директивноcnb отца, изна- чально завышенного.

3. Показано, что возрастание негативных показателей детско-родитель- ских отношений падает на период 14—15 лет (кризисный период), Поэто- му следует рассматривать его как критический в развитии этих отношений в подростковом возрасте.

Выявлены существенныеразличия в восприятии подросткамиролима- тери и отца в воспитательном процессе.

1. В восприятии подростков мать более активно включена в процесс воспитания и здесь ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отец более пассивен и по мере взросления подростков фактиче- ски «самоустраняется» из процесса воспитания. Такое распределение ро- лей между матерью и отцом в реализации воспитательной функции семьи с подростками находит отражение в существенно более высокой степени директивноcnb матери по сравнению с отцом.

2. Что касается возрастной динамики изменения образа родительской позиции матери и отца, то воспитательный стиль матери оценивается под- ростками как более устойчивый и стабильный, не претерпевающий сущест- венных изменений с их возрастом. Показатели директивности, автономно- сти, непоследовательности и враждебности не претерпевают существенных изменений. Воспитательный стиль отца более связан с возрастными изме- нениями ребенка: можно констатировать снижение по мере взросления по- следнего показателей позитивного к нему интереса, директивности и воз- растание автономности. В то же время враждебность отца, так же как и матери, выступает как устойчивая характеристика, отражающая характер межличностных отношений между родителем и подростком, а непоследо- вательность определяется скорее влиянием ситуативных факторов, чем возрастом.

3. Неблагоприятными тенденциями развития отношений родителей и детей в подростковом возрасте в современном российском обществе явля- ются следующие:

•снижение уровня позитивного интереса со стороны матери на фоне высокой враждебности, т.е. амбивалентность эмоционального принятия подростка со стороны матери;

• возрастание показателей враждебности со стороны отца;

•недостаточное участие отца в воспитательном процессе (снижение ди- рективности и возрастание автономности);

•замещение реальной помощи, заботы и поддержки со стороны матери формально-директивным стилем воспитания;

• высокая степень непоследовательности и противоречивости поведе- ния матери и отца.


222 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.226 (0.017 с.)