Образ ребенка глазами родителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ ребенка глазами родителя



 

Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный об- раз ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентно- сти ребенка и его поведения и в форме атрибуций. Последнее означает, что ре- бенок наделяется определенной системой качеств и предполагается причинное, как правило житейское, объяснение его поведения. Ожидания и атрибуции вза- имосвязаны и представляют собой образы, регулирующие родительское пове- дение и определяющие характер и тактику воспитания [Murphey, 1992].

Можно говорить о глобальном и дифференцированном образе ребенка. Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами ро- дителя». Мера его адекватности определяется степенью психолого-педагоги- ческой компетентности и воспитательного опыта родителя. По отношению ко второму и третьему ребенку родитель, как правило, обнаруживает более адекватный глобальный образ. Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповтори- мость и уникальность.

Система родительских представлений, включающих глобальный и диф- ференцированный образ ребенка, определяется следующими факторами. Во-первых, культурно-исторической природой образа детства. В разных культурах представления о возрастно-психологических особенностях ре- бенка неодинаковы. Например, североамериканские матери обнаруживают более высокие ожидания в отношении поведения детей и, соответственно,


192 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

предъявляют более высокие требования к ребенку, чем в Японии, где до школы ему разрешается практически все, или в европейской культуре, где требования к поведению, достижениям и компетентности ребенка предъяв- ляются значительно раньше. Во-вторых, особенности когнитивного образа ребенка определяются позицией, которую занимает родитель в отношении к ребенку. Авторитарные мамы преувеличивают в своем образе реальные возможности ребенка, поэтому они больше требуют от детей и меньше им помогают, чем матери, реализующие демократический стиль общения.

Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понят- но, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом когнитивного видения родителем ребенка будет образ, открыва- ющий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мне- нию родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на по- тенциал его развития, «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), составляет подлинное искусство воспитания.

Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на раз- витие его личности. Механизмы такого влияния следующие:

 
• создание зоны ближайшего развития и организация в ее пределах;

• идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом;

•моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными родителем образцами и моделями и регуляция его поведения. В процессе подражания создаются заложенные в образе-мо- дели условия для интериоризации нужных качеств (прекрасная тому ил- люстрация — уже упоминавшийся выше «эффект Пигмалиона»);

• механизм обусловливания, когда посредством использования наказа- ний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка — наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. По- средством положительного и отрицательного подкрепления осуществляет- ся коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывает- ся основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.

Характер воздействия родителя на ребенка определенным образом пре- ломляется и в сознании самого ребенка. Можно выделить два типа отноше- ния ребенка к родительскому воздействию: 1) принятие и согласие, опреде- ляющие идентификацию, моделирование и интериоризация родительских ожиданий; 2) несогласие, протест против роли, навязываемой родителями. Отсюда вытекают два варианта формирования личностных качеств ребен- ка — как прямо противоположных ожиданиям родителей, так и полностью совпадающих с ними.


§ 11. Родительская позиция 193

 

 

Степень соответствия родительского образа Я-концепции ребенка — важное условие принятия либо отвержения ребенком родительского обра- за. Я-концепция в основных моментах оказывается сформированной уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются собственные критерии самооценки, возможность противостоять родителям в попытке модифика- ции его Я.

Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает

«мистификация», т.е. внушение родителями детям того, в чем они нужда- ются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им не- адекватной системы представлений о себе (Г. Стерлин). Формы ее таковы: приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация.

Приписывание определенных качеств ребенку — позитивных (чуткий, добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недо- бросовестный, ленивый) — нередко приводит к искажению его личностно- го развития. При некритичном восторженном отношении родителя к ре- бенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основан- ный на чувстве превосходства и неуважении к окружающим. Приписыва- ние же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у не- го степени самоприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.

Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту испол- нения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.

Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стре- мится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был по- слушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсерви- ровать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации. Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответ- ствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с ма- леньким, не по возрасту одевает и т.д. Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной посредством приписы- вания ребенку отвергаемых детских качеств. В последнем случае, например, родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, запо- дозрив у собственного ребенка отставание в развитии.

Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание по- зиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидиза- ции часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ре- бенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и т.п. Возможен специфический вариант инвалидизации — на основе фо- бии утраты, потворствования и гиперпротекции. Например: повреждение

 

13-6210


194 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

моторных функций у ребенка вследствие перенесенного полиомиелита, не- смотря на благоприятный прогноз, привело к серьезным осложнениям в его развитии; мать, инвалидизируя ребенка, сделала уход за ним смыслом жизни и единственной целью, усадила его в инвалидную коляску, преду- преждала малейшие желания, делала все для него и вместо него — и в ре- зультате реальные возможности коррекции были утрачены, судьба ребенка сложилась трагически.

Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка явля- ется недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей разви- тия ребенка. Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоя- тельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка.

В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и са- моуважения путем дискредитации «другого».

Родительская позиция, по мнению А.С. Спиваковской [1999], характе- ризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодейст- вии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность определяет способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований, запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной си- стемы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.

Нарушения и искажения родительской позиции оказываются обуслов- ленными неадекватным транслированием ригидных и неэффективных, усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей; дисфунк- цией семейной системы и как следствие — искажением родительской по- зиции; наконец, личностными индивидуальными особенностями самого родителя.

 

Типы семейного воспитания

 

Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд [Baumrind, 1975]. Критериями такого выделе- ния признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип роди- тельского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-


§ 12. Типы семейного воспитания 195

 

 

дифферентный. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоцио- нальным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспита- ния являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченнос- тью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дис- тантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игно- рирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Проведенное Баумринд лонгитюдное исследование было направлено на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Роль указанных стилей родительского воспитания — авторитетного, ав- торитарного, либерального и индифферентного — в формировании лично- стных особенностей детей стала предметом специального изучения. Пара- метрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнению автора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения враждебности/доброжелательности, ребенка к миру; сопротивление, соци- альный негативизм/кооперация; доминирование в общении/уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность/подчинение и зависимость; це- ленаправленность/импульсивность, полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний/отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия/зависимость (эмоцио- нальная, поведенческая, ценностная). Стиль родительского воспитания примерно в 80% случаев удалось идентифицировать. •

Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое исполь- зование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассив- ность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстри- ровали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию


196 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

 

и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обос- нование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандар- тов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетно- го родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, го- товности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация до- стижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприят- ном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчи- ки оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с деть- ми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, за- претов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достиже- ний ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, вы- сокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельнос- ти и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирова- ние и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентно- го поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов.

Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личност- ных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, осо- бенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания ин- дивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной актив- ностью и личностной позицией.

По данным, полученным на североамериканской выборке (США), рас- пределение родителей по стилям семейного воспитания, выделенным Бау- мринд, выглядит следующим образом: 40—50% родителей реализуют авто- ритарный или близкий к авторитарному стиль воспитания; 30—40% — демократический и около 20% — разрешающий или попустительский стиль.


§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 197

 

 

Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса (1999], Исаева [1996], А.Я. Варги [1997], А.И. Захарова[1997]и др.

Гармоничный тип семейного воспитания отличается:

•взаимнымэмоциональным принятием,эмпатией,эмоциональнойпод- держкой;

•высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

• признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

• отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

• признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипуля- тивной стратегии воспитания;

• обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенно- стями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой тре- бований;

•систематическим контролем с постепенной передачей функций кон- троля ребенку, переходом к его самоконтролю;

• разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

•устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и пла- номерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.035 с.)