Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ ребенка глазами родителя
Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный об- раз ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентно- сти ребенка и его поведения и в форме атрибуций. Последнее означает, что ре- бенок наделяется определенной системой качеств и предполагается причинное, как правило житейское, объяснение его поведения. Ожидания и атрибуции вза- имосвязаны и представляют собой образы, регулирующие родительское пове- дение и определяющие характер и тактику воспитания [Murphey, 1992]. Можно говорить о глобальном и дифференцированном образе ребенка. Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста, представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами ро- дителя». Мера его адекватности определяется степенью психолого-педагоги- ческой компетентности и воспитательного опыта родителя. По отношению ко второму и третьему ребенку родитель, как правило, обнаруживает более адекватный глобальный образ. Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповтори- мость и уникальность. Система родительских представлений, включающих глобальный и диф- ференцированный образ ребенка, определяется следующими факторами. Во-первых, культурно-исторической природой образа детства. В разных культурах представления о возрастно-психологических особенностях ре- бенка неодинаковы. Например, североамериканские матери обнаруживают более высокие ожидания в отношении поведения детей и, соответственно, 192 Глава 3. Детско-родительские отношения
предъявляют более высокие требования к ребенку, чем в Японии, где до школы ему разрешается практически все, или в европейской культуре, где требования к поведению, достижениям и компетентности ребенка предъяв- ляются значительно раньше. Во-вторых, особенности когнитивного образа ребенка определяются позицией, которую занимает родитель в отношении к ребенку. Авторитарные мамы преувеличивают в своем образе реальные возможности ребенка, поэтому они больше требуют от детей и меньше им помогают, чем матери, реализующие демократический стиль общения. Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понят- но, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом когнитивного видения родителем ребенка будет образ, открыва- ющий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мне- нию родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на по- тенциал его развития, «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), составляет подлинное искусство воспитания.
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на раз- витие его личности. Механизмы такого влияния следующие: • идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом; •моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными родителем образцами и моделями и регуляция его поведения. В процессе подражания создаются заложенные в образе-мо- дели условия для интериоризации нужных качеств (прекрасная тому ил- люстрация — уже упоминавшийся выше «эффект Пигмалиона»); • механизм обусловливания, когда посредством использования наказа- ний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка — наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. По- средством положительного и отрицательного подкрепления осуществляет- ся коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывает- ся основа для формирования заданных в образе качеств и свойств. Характер воздействия родителя на ребенка определенным образом пре- ломляется и в сознании самого ребенка. Можно выделить два типа отноше- ния ребенка к родительскому воздействию: 1) принятие и согласие, опреде- ляющие идентификацию, моделирование и интериоризация родительских ожиданий; 2) несогласие, протест против роли, навязываемой родителями. Отсюда вытекают два варианта формирования личностных качеств ребен- ка — как прямо противоположных ожиданиям родителей, так и полностью совпадающих с ними.
§ 11. Родительская позиция 193
Степень соответствия родительского образа Я-концепции ребенка — важное условие принятия либо отвержения ребенком родительского обра- за. Я-концепция в основных моментах оказывается сформированной уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются собственные критерии самооценки, возможность противостоять родителям в попытке модифика- ции его Я. Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает «мистификация», т.е. внушение родителями детям того, в чем они нужда- ются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им не- адекватной системы представлений о себе (Г. Стерлин). Формы ее таковы: приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация. Приписывание определенных качеств ребенку — позитивных (чуткий, добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недо- бросовестный, ленивый) — нередко приводит к искажению его личностно- го развития. При некритичном восторженном отношении родителя к ре- бенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основан- ный на чувстве превосходства и неуважении к окружающим. Приписыва- ние же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у не- го степени самоприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции. Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту испол- нения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов. Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стре- мится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был по- слушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсерви- ровать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации. Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответ- ствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с ма- леньким, не по возрасту одевает и т.д. Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной посредством приписы- вания ребенку отвергаемых детских качеств. В последнем случае, например, родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, запо- дозрив у собственного ребенка отставание в развитии. Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание по- зиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидиза- ции часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ре- бенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и т.п. Возможен специфический вариант инвалидизации — на основе фо- бии утраты, потворствования и гиперпротекции. Например: повреждение
13-6210 194 Глава 3. Детско-родительские отношения
моторных функций у ребенка вследствие перенесенного полиомиелита, не- смотря на благоприятный прогноз, привело к серьезным осложнениям в его развитии; мать, инвалидизируя ребенка, сделала уход за ним смыслом жизни и единственной целью, усадила его в инвалидную коляску, преду- преждала малейшие желания, делала все для него и вместо него — и в ре- зультате реальные возможности коррекции были утрачены, судьба ребенка сложилась трагически.
Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка явля- ется недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей разви- тия ребенка. Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоя- тельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка. В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и са- моуважения путем дискредитации «другого». Родительская позиция, по мнению А.С. Спиваковской [1999], характе- ризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодейст- вии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность определяет способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований, запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной си- стемы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка. Нарушения и искажения родительской позиции оказываются обуслов- ленными неадекватным транслированием ригидных и неэффективных, усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей; дисфунк- цией семейной системы и как следствие — искажением родительской по- зиции; наконец, личностными индивидуальными особенностями самого родителя.
Типы семейного воспитания
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд [Baumrind, 1975]. Критериями такого выделе- ния признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип роди- тельского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-
§ 12. Типы семейного воспитания 195
дифферентный. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоцио- нальным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Особенностями либерального стиля воспита- ния являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченнос- тью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дис- тантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игно- рирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции. Проведенное Баумринд лонгитюдное исследование было направлено на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка. Роль указанных стилей родительского воспитания — авторитетного, ав- торитарного, либерального и индифферентного — в формировании лично- стных особенностей детей стала предметом специального изучения. Пара- метрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнению автора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения враждебности/доброжелательности, ребенка к миру; сопротивление, соци- альный негативизм/кооперация; доминирование в общении/уступчивость, готовность к компромиссу; доминантность/подчинение и зависимость; це- ленаправленность/импульсивность, полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний/отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия/зависимость (эмоцио- нальная, поведенческая, ценностная). Стиль родительского воспитания примерно в 80% случаев удалось идентифицировать. • Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое исполь- зование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткость запретов и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассив- ность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстри- ровали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию 196 Глава 3. Детско-родительские отношения
и учету мнения детей. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обос- нование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандар- тов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетно- го родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, го- товности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном родительстве может стать слишком высокая мотивация до- стижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприят- ном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчи- ки оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность, уверенность в себе. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с деть- ми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, за- претов, регламентации поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достиже- ний ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, вы- сокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельнос- ти и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность. Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирова- ние и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентно- го поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов. Исследование показало, что сам по себе стиль родительского поведения еще не предопределяет однозначно формирования тех или иных личност- ных особенностей. Важную роль играют переживания самого ребенка, осо- бенности его темперамента, соответствие типа семейного воспитания ин- дивидуальным качествам ребенка. Чем он старше, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется его собственной актив- ностью и личностной позицией. По данным, полученным на североамериканской выборке (США), рас- пределение родителей по стилям семейного воспитания, выделенным Бау- мринд, выглядит следующим образом: 40—50% родителей реализуют авто- ритарный или близкий к авторитарному стиль воспитания; 30—40% — демократический и около 20% — разрешающий или попустительский стиль. § 13. Типы дисгармоничного воспитания 197
Интегративной характеристикой воспитательной системы является тип семейного воспитания. Критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса (1999], Исаева [1996], А.Я. Варги [1997], А.И. Захарова[1997]и др. Гармоничный тип семейного воспитания отличается: •взаимнымэмоциональным принятием,эмпатией,эмоциональнойпод- держкой; •высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей; • признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка; • отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях; • признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипуля- тивной стратегии воспитания; • обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенно- стями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой тре- бований; •систематическим контролем с постепенной передачей функций кон- троля ребенку, переходом к его самоконтролю; • разумной и адекватной системой санкций и поощрений; •устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и пла- номерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.035 с.) |