Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)




Таблица 2


 

  Тип любви/от- вержения Характеристики любви/отверже- ния   Родительское поведение   Родительское кредо
1. Действенная любовь симпатия уважение близость Принятие ребенка; внима- ние и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотруд- ничество и готовность прий- ти ему на помощь «Я люблю моего ре- бенка таким, какой он есть, он самый лучший»
2. Отстраненная любовь симпатия уважение дистантность Принятие ребенка; недоста- ток внимания и заботы; ги- попротекция; низкий уро- вень кооперации и помощи «У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»
3. Действенная жалость симпатия неуважение близость Принятие ребенка; недове- рие к нему; излишняя опека и потворствование «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ре- бенок и я люблю его»
4. Снисходи- тельное отстра- нение симпатия неуважение дистантность Принятие ребенка; отстра- ненность;гипопротекция, оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью «Нельзя винить мое- го ребенка в том, что он такой, — есть объ- ективные причины»
5. Отвержение антипатия неуважение дистантность Отвержение ребенка; огра- ничение общения, игнориро- вание; гипопротекция, гра- ничащая с безнадзорностью «Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!»
6. Презрение антипатия неуважение близость Отвержение ребенка; то- тальный контроль, примене- ние наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитатель- ной системе запретов «Я мучаюсь и стра- даю от того, что мой ребенок так плох»
7. Преследова- ние антипатия уважение близость Отвержение ребенка; доми- нирующая гиперпротекция, жестокое обращение, тоталь- ный контроль «Мой ребенок — не- годяй, и я докажу это!»
8. Отказ антипатия неуважение дистантность Отвержение ребенка; гипо- протекция и безнадзорность, попустительство, игнориро- вание «Я не хочу иметь де- ло с этим негодяем!»

 

• Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспи-

танием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в бе- зопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, професси- ональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть на- правлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей


§ 3. Характер эмоциональных отношений 123

 

 

родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя.

• Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с аверсивной личностью, вызывающей отвращение у родителя, и, как следст- вие, перенос на него негативного эмоционального отношения. Психологи- ческая работа в этом случае должна быть направлена на объективирование причин подобной проекции, их анализ и помощь родителю в разрешении глубинного конфликта, лежащего в основе актуализированных защитных механизмов.

• Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление пост- травматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания, сенситивного к формированию привязанности, и психологической травмы, например утра- ты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирую- щей ситуации либо ассоциируется с ней. Психологическая помощь здесь строится в контексте преодоления посттравматического стресса.

•Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Здесь требуется индиви- дуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия. Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая «шизофреногенная мать», обнару- живающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистант- ность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведе- ние характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией. Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка. Характерным стилем воспитания в этом случае становится либо гипоопе- ка, переходящая в безнадзорность, либо тотальный контроль, в котором ак- туализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия.

•Индивидуально-типологические особенности ребенка — «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнима- тельность, импульсивность, — опосредующие формирование родительско- го отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет сте- пень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противо- положен родительскому, это может восприниматься родителем как нега- тивная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противо- положная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается по- следним как проявление слабости ребенка.


124 Глава 3. Детско-родительские отношения

 

• Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супру- жеских отношениях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.006 с.)