Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение семьи. Браки семьяСтр 1 из 48Следующая ⇒
Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными. Брак— особый социальный институт, исторически обусловленная, со- циально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [Зацепин, 1991]. Брак является основой формирования семьи. Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [Соловьев, 1977]. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порожде- ние (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги). Такое определение семьи, основанное на первый взгляд на внешних и ап- сихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических зако- номерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в за- висимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. обще- ния между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой соци- альной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоцио- нальной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на од- ном полюсе — отношения любви, принятия и привязанности, а на другом — отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция — функ- ция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. felicio — счас- 10 ' Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
тье). Семья — существенный фактор эмоционального благополучия лично- сти, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовле- творенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Согласно М. Аргайлу [1990], удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья. Ре- зультаты проведенных в США 58 исследований обнаруживают корреля- цию между переживанием субъективного благополучия и супружеством в противоположность одиночеству на уровне статистической значимости.
Таблица 1 Соотношение счастливых людей — мужчин и женщин — в зависимости от их семейного положения (%)
Неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существен- ными стрессорами, резко увеличивающими сенситивность человека к раз- личного рода вредностям и, соответственно, восприимчивость к заболева- ниям. Например, было показано, что максимально неблагоприятное воздействие оказывает смерть супруга, затем развод, разъединение семьи, смерть близкого члена семьи [Холмс, Раэ, 1967]. В современной психологии семьи и семейной психотерапии можно выде- лить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Со- гласно первой, семья представляет собой группу индивидов, имеющих об- щие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи харак- терен для начального этапа становления семейной психологии как самосто- ятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение в поведен- ческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции семья рассматривается как целостная система и «единицей» анализа является се- мья. Эта позиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, не сводящейся к суммар- ной совокупности ее членов. Приведенное определение семьи содержит также указание на две подси- стемы структуры семьи — супружескую и детско-родительскую. Два поко- ления определяют состав современной нуклеарной семьи: супруги как «ар- хитекторы семьи» [Сатир, 1992] и их дети — такие же, как и родители, равноправные участники и «строители» семьи.
И.С. Кон [1988] провел анализ работ, посвященных проблеме культу- ральных и исторических особенностей семьи и ее развития, с целью выделе- § 2. Функции семьи • 11
ния критериев, позволяющих отличить собственно семью от группы, вклю- чающей несколько генераций, в том числе и объединенных родственными узами, т.е. от «не-семьи». Вывод, к которому пришел исследователь, оказы- вается весьма прозаичным: критерием дифференциации семьи от «не-се- мьи» является совместное проживание и ведение совместного хозяйства. Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как соци- ального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характе- ристик семьи. Недаром общеславянский термин «семья» восходит к обозна- чению территориальной общности [Разумова, 2001]. В русском языке сло- вом «семья» сначала обозначался весь круг родственников с домочадцами и слугами, проживающими вместе, и лишь с XIV в. оно стало использоваться в более узком, специфическом смысле. Итак, основными характеристиками семьи являются: 1) брачные и кровнородственные связи между членами се- мьи; 2) совместное проживание и 3) совместное ведение хозяйства или об- щий семейный бюджет.
Функции семьи
Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражаю- щей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла: • экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бы- товую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производст- венной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с по- требностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реали- зуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее чле- нов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жиз- ненного цикла; •репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев [1979] считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность ре- продуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Ри- ме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимули- рующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991]. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во 12 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
са рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, — необходимостью ограничения уровня рождаемости;
•функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общест- ва, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспита- ние в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние го- ды. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает сво- его значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи; •сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуаль- ные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее пол- ной сексуальной гармонии партнеров; •функциюдуховногообщения, предполагающуюдуховноевзаимообога- щение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее зна- чимых для личности проблем социально-политической, профессиональ- ной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи; •функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимо- понимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуали- зации; •рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильнос- ти членов семьи; • функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несо- вершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйде- миллер, Юстицкис, 1999]. За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоци- ональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), ре- ализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в се- мье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмо-
§ 2. Функции семьи 13
циональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопо- нимания. Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерар- хическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социокультурно^ окружения и от стадии жизненного цикла семьи. Например, структура и жизнедеятель- ность семьи XIX в. определялись главенством хозяйственно-бытовой функ- ции, опосредствующей все остальные, в том числе и такие важнейшие, как репродуктивная и воспитание детей. Рождение детей было связано с целе- сообразностью иметь как можно больше работников в семейном хозяйстве. Дети были нужны и как рабочая сила, и как гарант обеспечения родителей в старости. Рождение сына в семье расценивалось как удача, мальчики бы- ли потенциальными работниками, укрепляющими хозяйственное благопо- лучие семьи. Появление на свет дочери, напротив, воспринималось как уг- роза процветанию семьи. Девушки выходили замуж, покидали семью, лишая ее затраченных на их воспитание средств и унося часть имущества в новую семью как приданое. Еще одна функция семьи, практически утраченная в современном обще- стве, — это функция передачи социального статуса. Наследственная монар- хия, передача аристократических титулов по наследству обеспечивали преем- ственность статуса и власти. В настоящее время подобная функция реализуется лишь незначительным числом богатых высокопоставленных се- мей, причем, как правило, не на основе наследования, а за счет обеспечения элитарного образования и введения в соответствующий круг общения. Итак, семья постиндустриального общества утратила две.важные ранее функции — экономическую и функцию передачи социального статуса(Т. Парсонс). В XX в. роль семьи как института социализации подрастающего поколе- ния резко возросла. Увеличилась продолжительность детства, возникли но- вые периоды возрастного развития — к отрочеству, все более расширяюще- му свои хронологические границы, добавилась юность. Особую ценность в жизни семьи приобрела функция воспитания детей, родительская опека уже распространялась на детей не только маленьких, но и взрослых. Бездетность стала переживаться супругами как состояние глубокой неудовлетвореннос- ти семейной жизнью, как потеря смысла брака, возникало чувство самонере- ализованности. Современная семья — семья второй половины XX и начала нашего века — все явственнее утверждает себя в качестве «психотерапевти- ческого союза». Предназначение семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореали- зации как супругов, так и детей. Воспитание приобретает характер равно- правного сотрудничества родителей и детей, основанного на уважении прав ребенка и, в частности, признании его права на самостоятельный выбор жиз- ненного пути. Указанные изменения в иерархии функционального строения
14 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.017 с.) |