II. Задачи профессионально-трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Задачи профессионально-трудового обучения



Школа-интернат VIII вида

 

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида   №______ от _____2012 г.   УТВЕРЖДЕНО Приказ директора БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида   №_____от_______2012 г.

 

 

Рабочая программа

«Профессионально-трудовое обучение»

Класс)

На 2012 – 2013 учебный год

 

      Разработчик программы: Г.К. Шихмарева Квалификация: I категория Педагогический стаж 41 год     Эксперт программы: М.Я. Колосова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы» авторов Л.С. Иноземцевой (швейное дело) и Е.А. Ковалевой (сельскохозяйственный труд), под редакцией В. В. Воронковой, 2008 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п;

3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;

4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.

5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

6. Учебный план БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, утвержденный заседанием педсовета №1 по БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида от 31.09.2012г.

7. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, принятое на заседании педагогического совета, протокол № 5 от 28.04.2007 г. и утвержденное приказом № 28 от 15.05.2007г.

Целью данной программы является:

- воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.

С учетом уровня знаний обучающихся 6-9 классов основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

-формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;

- знать и выполнять правила внутрен­него распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиени­ческие требования.

Наряду с этими задачами на занятиях труда в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Рабочая программа обеспечена учебным пособием, рекомендованным (допущенным) приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. № 2080, зарегистрирован в Минюсте России 10.02.2011г. № 19776 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год».

Рабочая программа по профессионально -трудовому обучению в соответствии с учебным планом БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида», принятом на педагогическом совете № 1 от 30.09.2012 г.и утвержденном приказом № 42 от по БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида рассчитана:

6 класс – 204 часа в год (6 часов в неделю); 7 класс – 272 часа в год (8 часов в неделю); 8 класс – 306 часов в год (9 часов в неделю); 9 класс – 330 часов в год (10 часов в неделю).

В 6 классе – семь обучающихся, в 7 классе – восемь обучающихся (2 человека имеют инвалидность), в 8 классе – трое обучающихся, в 9 классе – четверо обучающихся. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В 6-9 классах у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

В процессе трудового обучения осуществляется исправ­ление недостатков познавательной деятельности: наблюда­тельности, воображения, речи, пространственной ориенти­ровки, а также недостатков физического развития, особен­но мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий на уроках профессионально-трудового обучения.

Уроки труда должны быть тесно связаны с другими предметами.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений обучающихся на уроках следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионально-трудового обучения предусмотрены экскурсии на предприятия поселка.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений обучающихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются схемами, шаблонами и рисунками.

На уроках труда в 6-9 классах решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к самостоятельной жизни. К основным из них относятся:

- выявление актуальных и потенциальных способностей обучающихся в трудовом обучении;

- воспитание организационных умений и привычек, необ­ходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

- обучение технико-технологическим знани­ям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой под­готовке.

Первая из указанных задач является главной для эффек­тивного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данных классах, воспитателей, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из восьми учебных разделов: сельскохозяйственный труд, кулинария, технология обработки тканей, художественная обработка материалов, личная гигиена, уход за одеждой и обувью, интерьер дома и выполнение проекта.

Помощь в планировании работы осуществляется в груп­повой беседе с использованием демонстрационных (пред­метных и комбинированных) технологических карт. На од­ном из последних занятий учебной четверти проводится са­мостоятельная работа обучающихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натураль­ного образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется обучающимися полностью самостоя­тельно. Индивидуальные возможности обучающихся в такой ра­боте рассматриваются как один из важных показателей ин­дивидуальных трудовых способностей.

Данная учебная программа содержит материал для 6-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Она отличается от базовой программы тем, что в ней изменены учебные часы из-за 5-дневной рабочей недели.

Материальная база и оборудование не позволяет заниматься по базовой программе. Большинство обучающихся нашей школы заканчивают только одно учебное заведение - специальную (коррекционную) школу, и хотелось, чтобы на уроках труда они получали как можно больше знаний, умений и навыков, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни.

Самое важное в обучении обучающихся - формирование у них творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания с пользой для себя и окружающих. Это непростая задача, которая должна решаться на каждой ступени обучения. Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи, последовательности и правильного соотношения между частями учебного предмета, в единстве требований, предъявляемых к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, формам, методам и проблемам учебной программы.

 

В данную программу введены такие разделы:

1) Сельскохозяйственный труд

Так как школа имеет пришкольный участок, имеется возможность включить в программу занятий по сельхоз труду в сентябре и мае оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в сельских хозяйствах. Цель программы в данном случае - допрофессиональная подготовка обучающихся. Для закрепления знаний и проверки умений и навыков на каждом уроке проводятся практические работы. На занятиях учащиеся знакомятся с основами овощеводства, с биологическими особенностями и технологиями выращивания столовых корнеплодов, лука, капусты, чеснока, декоративных растений, с особенностями осенней и весенней обработки почвы, с уборкой и учетом урожая, с закладкой и хранением овощных культур. Таким образом, этот раздел программы способствует формированию основ культуры труда, воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду,

добросовестности и ответственности за порученное дело; способствует профориентации и социальной адаптации обучающихся.

2) Кулинария.

Одним из ведущих разделов программы является «Кулинария», она включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простым способом варки и жаренья, а так же ознакомление с основами физиологии питания, технологии приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола, а так же воспитывает хороший вкус и навыки культуры поведения.

3) Технология обработки ткани.

Этот раздел включает в себя: материаловедение, машиноведение конструирование, моделирование и шитье швейных изделий.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупные моторики у детей с отклонениями в развитии.

Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им, в определенной степени, самостоятельность в быту.

4) Художественная обработка ткани.

В этот раздел включены: лоскутное шитье, вышивка и вязание. Изучение этого раздела способствует духовному и материальному наследию своего народа, воспитывает уважение к истокам его культуры и традиций, развивает у обучающихся чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов. Цель раздела - сформировать у обучающихся знания и умения по технологии шитья из лоскута, вышивке и вязанию, которые пригодились бы им в будущей жизни.

5) Личная гигиена.

Изучение тем этого раздела направлено на формирование у обучающихся здорового образа жизни, воспитание нравственности и красоты.

6) Уход за одеждой.

В программу введены темы по ремонту одежды и белья с применением ручных и машинных работ.

Цель этого раздела - научить обучающихся устранять недостатки и производить ремонт своей одежды, быть аккуратными и бережливыми, ухаживать за одеждой, выводить пятна, уметь хранить одежду и обувь, знать о средствах защиты от моли и их применении.

7) Интерьер дома и гигиена жилища.

Изучение тем этого раздела направлено на формирование у обучающихся соблюдения и поддержания чистоты и порядка в помещении, созданию уюта и возможности украсить свою квартиру, дом, знакомиться со способами создания интерьера кухни, жилой комнаты, с ролью комнатных растений и способами их размещения.

8) Выполнение проектов.

В данной учебной программе несколько часов отведено на выполнение проектов. Проект является творческой работой обучающихся с помощью учителя и родителей. Работа может быть выполнена в домашней обстановке, тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей. Работа над проектом обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении активизирует самостоятельную творческую деятельность обучающихся при выполнении проекта.

Знания и умения, полученные при изучении основ технологии и практических работ по данным разделам программы обязательно пригодятся в будущем, а возможно станут началом освоения всей дальнейшей жизни: работника сельского хозяйства, портного, повара, парикмахера и др. Эти профессии, как впрочем, и все остальные требуют творческого отношения к работе, добросовестности, развитых пространственных представлений, хорошего вкуса, аккуратности в работе, трудолюбия. Освоение технологии совершенствует и личностные качества, развивается наглядно-образная память, логическое мышление, глазомер, скоровитость в работе.

IV. ГОДОВОЕ-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛЫ Количество учебных часов
6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл.
  Вводное занятие -5 -5 - 5 - 5
  Сельскохозяйственный труд Практических работ Экскурсий        
  Кулинария Практических работ Лабораторных работ        
  Технология обработки тканей Практических работ Экскурсий Лабораторные работы        
  Художественная обработка материалов Практических работ        
  Личная гигиена Практических работ        
  Уход за одеждой и обувью Практических работ        
  Интерьер дома Практических работ        
  Выполнение проекта        
  Консультации перед экзаменом        
ИТОГО        

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Правила техники безопасности при с/х работах. Задачи на предыдущую четверть. Краткое содержание работ на пришкольном участке. Охрана и труд. Спецодежда.

 

Овощеводство.

Уборка овощных культур.

Объект работы: овощи.

Теоретические сведения: осенние работы на пришкольном участке, сроки уборки овощных культур, сроки созревания картофеля, болезни и признаки поражения картофеля, сортировка овощей, сроки уборки и хранения лука, значение обработки почвы, виды удобрений, сроки и требования уборки корнеплодов.

Практические работы: сбор семян однолетних цветущих растений, подготовка почвы для посадки цветов, сбор клубней картофеля, сбор послеуборочных остатков растений, сортировка клубней и луковиц, учёт урожая, обработка почвы, уборка корнеплодов.

Экскурсия. На выставку «Урожай 2011года» - просмотр и обсуждение экспонатов выставки.

 

Раздел. Кулинария.

Вводное занятие.

План работы раздела в 1 четверти. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Предупреждение травматизма. Спецодежда.

Объект работы: продукты питания.

Теоретические сведения: кухня, кухонная утварь и уход за ней, физиология питания человека, рациональное питание, первичная обработка рыбы, тепловая обработка рыбы, блюда из рыбы, блюда из яиц, горячие напитки, бутерброды, культура поведения за столом.

Практические работы: выполнение эскиза кухни; мытьё посуды; составление меню к ужину; нарезка продуктов; приготовление: овощного салата, блюда из яиц, блюда из рыбы; витаминного чая; закрытых бутербродов; сервировка стола к ужину.

Лабораторная работа: «Определение доброкачественности рыбы».

 

II ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Правила безопасной работы в швейной школьной мастерской. Спецодежда. Правила санитарии. Профессия швеи-мотористки. Задачи обучения и план работы на четверть.

 

Теоретические сведения: сведения о швейных изделиях; отделочные материалы;

свойства натуральных тканей;

бытовая швейная машина «Чайка» с электроприводом; механизмы регулировки швейной машины «Чайка»; устройство и установка иглы; шпульный колпачок; машинные швы;

грелка-матрёшка на чайник; выкройки для грелки; ткань и отделка для изготовления грелки; подкладка и прокладка для грелки; соединение деталей; изготовление отделочных деталей; сборка на основу; оборка для грелки; окончательная отделка грелки.

Практические работы: изучение правил техники безопасности; изучение требований к выполнению влажно-тепловых работ; определение на ткани сторон, долевой нити, направления рисунка; декатировка ткани;

знакомство со швейной машиной «Чайка»; регулировка натяжения верхней и нижней; подбор и установка машинной иглы; устранение неполадок в работе швейной машины; изготовление машинных швов;

построение чертежа грелки на чайник; изготовление выкройки; подбор ткани и отделки для изготовления грелки; раскрой деталей грелки из ткани; сборка деталей грелки на основу; притачивание деталей грелки к основе; выкраивание деталей прокладки и подкладки для грелки; отстрачивание деталей подкладки и прокладки; изготовление оборки и отделочных деталей; притачивание оборки, тесьмы, кружева; обработка нижнего края грелки.

 

Ш ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

План работы на четверть, Правила безопасной работы.

Объект работы: ночная сорочка

Теоретические сведения: изготовление плечевых изделий: ассортимент, группы, требования;

мерки, манекен, расположение основных линий и точек человеческой фигуры; записи и обозначения мерок для построения чертежа ночной сорочки, прибавки;

конструирование ночной сорочки, масштаб;

изготовление выкройки;

расчёт количества ткани на изделие при различной ширине ткани; подготовка ткани к раскрою, дефекты ткани;

раскладка выкроек на ткани, раскрой сорочки, детали кроя ночной сорочки, подготовка деталей кроя к обработке;

изготовление ночной сорочки;

лоскутное шитьё: история возникновения, подготовка ткани, составление эскиза, технология соединения деталей между собой, краткая характеристика операций, обработка краёв деталей изделий.

Практические работы: определение телосложения, роста, размера; снятие мерок с фигуры, знакомство с названием мерок, обозначением, способом измерения;

расчёт и построение чертежа ночной сорочки, изготовление выкройки, подготовка выкройки к раскрою;

моделирование: изменение формы выреза горловины, изменение фасона выкройки по модели;

раскрой ночной сорочки из ткани, перенос меловых линий, определение середины детали;

изготовление сорочки: стачивание плечевых швов, изготовление обточки для обработки горловины, обработка горловины, обработка боковых швов, обработка нижнего среза рукавов, обработка нижнего среза изделия, утюжка готового изделия.

 

Раздел. Личная гигиена.

Теоретические сведения: гигиена девочки; индивидуальный уход за кожей; уход за кожей рук; уход за волосами.

Практические работы: запись масок для лица из свежих продуктов; рецепты по уходу за волосами, прическа для себя и подруги, определение овала лица.

 

Раздел. Интерьер дома.

Теоретические сведения: интерьер кухни.

Практические работы: выполнение рисунка кухни.

 

IV ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Объект работы: вышивка.

Теоретические сведения: вышивка – древнейший вид декоративного искусства; материалы, инструменты и приспособления; ручное вышивание, способы закрепления рабочей нити на ткани, основные украшающие швы, перевод рисунка, способы обработки края вышитого изделия.

Практические работы: подготовка ткани и ниток к вышиванию; выполнение образцов основных украшающих швов; выбор рисунка, перевод рисунка, выполнение рисунка вышивки; оформление края вышивки; окончательная отделка вышитого изделия.

Объект работы: вязание.

Теоретические сведения: из истории вязания; нитки и инструменты; лицевые и изнаночные петли; схемы вязания; вязание прихватки лицевыми петлями; закрытие петель.

Практические работы: набор петель; вывязывание лицевых петель двумя способами; вывязывание изнаночных петель двумя способами; вывязывание полотна прихватки; обработка края прихватки крючком.

 

Вводное занятие.

Весенние работы на пришкольном участке. Правила техники безопасности при с/х работах. Спецодежда.

Объект работы: овощи и цветочные растения.

Теоретические сведения: правила рыхления зимующих многолетников; способы ухода за всходами цветочных растений; весенняя обработка почвы; условия необходимые для получения хорошего урожая; уход за всходами чеснока; сроки посадки лука; сроки и способы посевов овощей; закладка опытов; наблюдения за всходами овощных культур.

Практические работы: рыхление почвы; удаление сорняков; посадка лука; посев семян моркови; посадка столовой свёклы; проведение опытов с картофелем

(пророщенный, разрезной, глазками, непророщенный); прополка, рыхление, полив, подкормка растений.

КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Задачи на предстоящую четверть. Краткое содержание работ в первой четверти. Охрана труда. Спецодежда.

 

Овощеводство.

Уборка овощных культур.

Объект работы: овощи, цветы.

Теоретические сведения: сроки уборки семенников, созревание семян и условия их хранения; особенности осенней обработки почвы; осенние работы на пришкольном участке; сельскохозяйственные растения; значение своевременной уборки урожая; требования к уборке и хранению корнеплодов; сроки посадки чеснока; предупреждение болезней овощей при хранении.

Практические работы: сбор семян цветущих растений:

подготовка инвентаря, тары, стеллажей;

сушка лука, чеснока; сортировка и взвешивание урожая;

сбор клубней картофеля; сушка и сортировка клубней картофеля;

подготовка стеллажей в овощехранилище;

уборка растительных остатков и закладка их в компостную кучу;

посадка тюльпанов;

подкопка, обрезка, просушка и закладка на хранение корнеплодов свеклы и моркови; обнаружение и удаление больных корнеплодов;

обработка почвы,

уборка клубней георгин; посадка зубчиков;

перевалка и пересадка комнатных цветов.

Экскурсия: По участку. На выставку: «Урожай 2011года».

Раздел. Кулинария.

Вводное занятие.

План работы на предстоящую четверть. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Предупреждение травматизма. Спецодежда.

Объект работы: продукты питания.

Теоретические сведения: физиология питания; витамины; первичная обработка овощей; блюда из свежих и вареных овощей; виды тепловой обработки овощей; блюда из яиц; заготовка продуктов; правила этикета; пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря; способы тепловой обработки рыбы; блюда и гарниры из бобовых и макаронных изделий; блюда из круп, технология приготовления каш; рациональное питание; горячие напитки и бутерброды; фрукты и ягоды, первичная обработка фруктов; питательная ценность муки, мука и мучные изделия, виды теста, изделия из муки.

Практические работы: приготовление посуды и кухонной утвари; нарезка овощей; приготовление салата из свежих овощей и винегрета из вареных овощей; приготовление солений из овощей; приготовление рыбного салата; приготовление отварной или жареной рыбы; приготовление макарон с сыром; приготовление каши; приготовление сложных бутербродов и заварка чая; приготовление киселя, компота или напитка; варка варения; приготовление жидкого теста; выпечка блинов, вафель.

Лабораторные работы: «Определение доброкачественности овощей».

«Определение доброкачественности яиц».

«Определение доброкачественности рыбы».

II четверть

Вводное занятие.

Правила безопасной работы в швейной школьной мастерской. Спецодежда. Правила санитарии.

Машиноведение.

Объект работы: швейная машина.

Теоретические сведения: профессии швейного производства; знакомство с универсальными и специальными швейными машинами; уход за швейными машинами; неполадки в работе швейных машин.

Практические работы: подготовка швейных машин к работе; заправка верхней и нижней нитей; выполнение зигзагообразной строчки на швейной машине «Чайка»; чистка и смазка швейной машины; устранение неполадок в работе швейной машины.

Экскурсия. В пошивочный цех. Знакомство со швейными производственными машинами, знакомство с профессиями.

План работы на четверть. Бережное отношение к инструментам и оборудованию в школьной швейной мастерской. Правила безопасной работы и санитарии в швейной школьной мастерской. Спецодежда.

Теоретические сведения: краткие сведения об универсальных и специальных швейных машинах, неполадки в работе швейной машины и их устранения, машинные швы и их классификация; краевые машинные швы.

Практические работы: заправка верхней и нижней нитки, чистка и смазка швейной машины, подготовка швейной машины к работе, изготовление образцов соединительных (двойного, настрочного, запошивочного) и краевых (вподгибку, окантовочного, обтачного) машинных швов.

Материаловедение.

Теоретические сведения: ткани из химических волокон и их свойства.

Лабораторная работа: определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств по внешнему виду, на ощупь, по характеру горения нити; сравнение шелковой ткани с хлопчатобумажной и шерстяной.

III ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

План работы на четверть. Правила безопасной работы

Объект работы: юбка.

Теоретические сведения: техника выполнения машинных швов (обтачного, окантовочного);

творческий проект «Юбка»; работа над проектом; защита проекта;

конические юбки, чертёж; клиньевые юбки;

оборки в изделиях; изготовление оборки и соединение её с основной деталью; складки; машинные швы.

Практические работы: изготовление образцов машинных швов (обтачного, окантовочного);

оформление альбомных листов проекта;

расчёт и выполнение чертежа конической, клиньевой юбки;

расчёт длины ткани на оборки, раскрой, обработка отлетного края оборки, втачивание оборки между двумя деталями, настрачивание на деталь.

Творческий проект «Юбка» (творческая работа учащихся).

Теоретические сведения: выявление основных параметров и ограничений; разработка идей и вариантов; выбор ткани, инструментов, приспособлений и оборудования; последовательность изготовления изделия; экономическое обоснование; разработка рекламного проекта; самооценка.

Раздел. Личная гигиена.

Теоретические сведения: гигиена девушки; индивидуальный уход за кожей лица; уход за волосами и ногтями; как мыть голову, инструменты для ухода за волосами.

Практические работы: запись масок для лица из свежих продуктов; рецепты для ухода за волосами; прическа для себя и подруги, определение овала лица; гимнастика для глаз.

 

Раздел. Интерьер дома.

Теоретические сведения: понятие о композиции в интерьере; характерные особенности жилища.

Практические работы: зарисовки и описание интерьера кухни.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

План работы на четверть. Техника безопасности при работе.

Объект работы: вышивка.

Теоретические сведения: вышивка – древнейший вид декоративного искусства; материалы, инструменты, приспособления; основные украшающие швы; счетная вышивка; способы обработки края вышивального изделия.

Практические работы: выбор рисунка; перевод рисунка;

выполнение образцов; выполнение счетной вышивки на образце;

выполнение изделия (свободный выбор): вышивка цветов, стеблей, листьев; оформление края готовой вышивки; окончательная отделка вышитого изделия, стирка, утюжка.

 

Объект работы: варежка.

Теоретические сведения: из истории вязания; ручное вязание; правила снятия мерок; техника вязания варежки (манжет, вязание по кругу до основания большого пальца, определение основания большого пальца, определение размера большого пальца, вывязывание варежки до мыска, вывязывание большого пальца, вывязывание мыска варежки).

Практические работы: снятие мерки с руки; вывязывание образца плотности вязки; расчет петель на варежку; набор петель на две спицы; вязание манжета резинкой на четырех спицах (5–6см); вязка по кругу; примерка варежки на руке; вязка по кругу и вывязывание больного пальца; вывязывание мыска.

Вводное занятие.

Краткое содержание работ. Охрана и труд. Спецодежда.

Объект работы: овощи и цветочно-декоративные растения.

Теоретические сведения: способы ухода за всходами и цветочно-декоративными растениями; сведения о луке; условия необходимые для получения хорошего урожая; сроки и способы посевов овощей; наблюдения за всходами овощных культур; борьба с вредителями растений.

Практические работы: подготовка почвы; рыхление почвы;

удаление сорняков;

подготовка посадочного материала (луковицы гладиолусов, лук, чеснок); разметка рядков;

посев семян;

посадка столовой свеклы (семена сухие, замоченные, пророщенные, рассада); посадка картофеля (пророщенный, разрезной, глазками; непророщенный); прополка, рыхление, полив, подкормка.

КЛАСС

I ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Задачи на предстоящую четверть. Краткое содержание работ в первой четверти. Охрана и труд. Спецодежда.

 

Овощеводство.

Уборка овощных культур.

Объект работы: овощи.

Теоретические сведения: сроки уборки семенников, созревание семян и условия их хранения; особенности осенней обработки почвы; осенние работы на пришкольном участке; сельскохозяйственные растения; значение своевременной уборки урожая; требования к уборке и хранению корнеплодов; сроки посадки чеснока; предупреждение болезней овощей при хранении.

Практические работы: подготовка инвентаря, тары, стеллажей; сушка лука, чеснока; сортировка и взвешивание урожая; сбор клубней картофеля; уборка растительных остатков и закладка их в компостную кучу; посадка тюльпанов; подкопка, обрезка, просушка и закладка на хранение корнеплодов свеклы и моркови; обнаружение и удаление больных корнеплодов.

Экскурсия. На выставку «Урожай 2011г.». Просмотр и обсуждение экспонатов выставки.

Раздел. Кулинария.

 

Вводное занятие.

План работы на предстоящую четверть. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы. Предупреждение травматизма. Спецодежда.

Объект работы: продукты питания.

Теоретические сведения: физиология питания; витамины; первичная обработка овощей; блюда из свежих и вареных овощей; виды тепловой обработки овощей; блюда из яиц; заготовка продуктов; правила этикета; пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря; способы тепловой обработки рыбы; блюда и гарниры из бобовых и макаронных изделий; блюда из круп, технология приготовления каш; рациональное питание; горячие напитки и бутерброды; фрукты и ягоды, первичная обработка фруктов; питательная ценность муки, мука и мучные изделия, виды теста, изделия из муки.

Практические работы: приготовление посуды и кухонной утвари; нарезка овощей; приготовление салата из свежих овощей и винегрета из вареных овощей; приготовление солений из овощей; приготовление рыбного салата; приготовление отварной или жареной рыбы; приготовление макарон с сыром; приготовление каши; приготовление сложных бутербродов и заварка чая; приготовление киселя, компота или напитка; варка варения; приготовление жидкого теста; выпечка блинов, вафель.

Лабораторная работа: «О пределение доброкачественности муки органолептическим методом».

II ЧЕТВЕРТЬ

Вводное занятие.

Правила безопасной работы в швейной школьной мастерской. Спецодежда. Правила санитарии. Профессии швейного производства.

Машиноведение.

Объект работы: швейная машина.

Теоретические сведения: профессии швейного производства; знакомство с универсальными и специальными швейными машинами; уход за швейными машинами; неполадки в работе швейных машин.

Практические работы: подготовка швейных машин к работе; заправка верхней и нижней нитей; выполнение зигзагообразной строчки на швейной машине «Чайка»; чистка и смазка швейной машины; устранение неполадок в работе швейной машины.

Экскурсия. В пошивочный цех.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.217 с.)