Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Теоретическое обоснование коррекционной работыСтр 1 из 3Следующая ⇒
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Теоретическое обоснование коррекционной работы
Задачи детского сада компенсирующего вида
Система организации работы (основные направления и участники)
I. Теоретическое обоснование коррекционной работы
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Педагогическая поддержка в специализированном детском саду понимается нами, как система коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, имеющими различные нарушения зрения, направленная на процесс развития, воспитания и обучения детей с позиции их особенностей и своеобразия развития. Понятие «коррекционная работа» включает в себя три важнейших денотата: учение Л.С.Выготского, в котором говорится о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации; закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии; качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка (Л.И.Плаксина). Коррекционная работа является системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание, структуру, средства воздействия на ход психофизического развития ребенка, и может быть представлена в виде двух триад. Первая из них отражает необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка с патологией в развитии и создание определенной системы помощи, называемой коррекционной работой. КР (МК + ППК)
ПД ВО
В основании данной модели находятся сведения о первичном дефекте (ПД) и связанные с ним особенности психофизического развития – вторичные отклонения (ВО), на вершине располагается коррекционное воздействие (КР), которое строится на основе анализа и синтеза первичного дефекта и вторичных отклонений. Знание первичного дефекта и вторичных отклонений позволяет определить содержание, методы и средства коррекционной работы.
В коррекционной работе выделяют два направления: медицинская коррекция (МК), направленная на первичный дефект (развитие зрения, профилактика зрительных нарушений) и психолого-педагогическая коррекция (ППК), которая направлена на преодоления, сглаживание последствий первичного дефекта. Вторая триада показывает связь медицинской коррекции (МК) и психолого-педагогической коррекции (ППК). Следствием взаимодействия этих двух процессов является результат коррекционного воздействия (РКР).
МК ППК
КРК При наложении двух триад, получается устойчиво взаимодействующая и уравновешенная структура коррекционной работы, где на вершинах обозначены все шесть составляющих ее элементов, имеющих свое содержание и функциональное значение. В этой структуре четко просматриваются причинно-следственные связи в комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением зрения и тесная взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно-восстановительной работы.
КР МК ППК ПД ВО
КРК Таким образом, рассматривая коррекционную работу, как систему специальной медико-психолого-педагогической помощи, можно определить ее назначение, как путь, средство преодоления трудностей в развитии детей с нарушением зрения (Л.И. Плаксина). Данная модель отражает общую сущность коррекционной работы и может быть с успехом применена при работе с детьми, имеющими другие виды патологии. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Организация лечебно-восстановительной работы
Участники воспитательно-образовательной и коррекционной работы Особенности осуществления образовательного процесса:
Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе. Эти процессы взаимосвязаны: Во-первых, одним тематическим планированием для воспитателей и педагогов специалистов; Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов. Во-вторых, учетом индивидуальных особенностей и зрительных возможностей каждого ребенка. Воспитатели делят детей на подгруппы, изучают медицинскую информацию о зрительной патологии каждого ребенка, этапах лечения, зрительной нагрузке, физкультурной группе. В-третьих, использованием специфических методов и приемов для коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи. В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является следующее: 1. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз. 2.Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия. 3. Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др. В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики. 4.Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. В-четвертых, созданием необходимых условий для проведения занятий. К этому относится:
- дополнительное освещение, - расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, - использование специфической наглядности с учетом зрительной патологии, Большое внимание уделяется подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению. Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ способствует успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения и поступлению выпускников в основном в массовые школы и гимназии. Принципы организации образовательного процесса: Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с нарушениями зрения основаны на известных принципах общей и тифлопедагогики. В соответствии со спецификой работы ДОУ наиболее актуальными из них являются: - Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения; - Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения; - Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей; - Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники; - Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка. Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.
Участники воспитательно-образовательной и коррекционной работы
Примерное сочетание образовательных и коррекционных задач на занятиях
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Материально – технические и медико-социальные условия пребывания в ДОУ обеспечивают высокий уровень коррекционно – восстановительного, художественно – эстетического и эмоционально – личностного развития детей. В детском саду созданы все условия для лечебной, коррекционно – восстановительной работы с детьми. Медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном учреждении обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Медицинский блок состоит из 2 кабинетов (изолятора и медицинского). Имеется медицинское оборудование: тубусный кварц, ингаляторы, бактерицидные лампы, аппарат «Витафон». Для коррекционно – восстановительной работы имеются 2 ортоптических кабинета, в которых находится следующее оборудование: · Прибор для исследования остроты зрения для дали, переносной - ПОЗД – 1; · Прибор для исследования остроты зрения для близи – ПОЗБ – 1; · Цветомагнитный стимулятор «ЦМС-10»; · Ольфтальмоскоп, большой безрефлексный; · Амблиотренер; · «Синаптофор»; · Ольфтальмометр; · Периметр настольный; · Макулатестер; · Набор пробных очковых линз и призм средних; · Мускултренер; · Ольфальмоскоп ручной; · Бивизиотренер; · Цветотест; · Ольфтольмотенажер ПОТ; · Монобиоскоп; · Электроофтальмостимулятор «Фосфен»;
· Аппарат магнитотерапевтический «АТОС – А»; · Стимулятор офтальмологический лазерный «Сокол». В ДОУ имеется музыкально-спортивный зал, в группах созданы физкультурные уголки, во всех возрастных группах офтальмологические тренажеры. Укреплению качества коррекционной работы способствует внедрение Красноярского опыта работы под руководством В.Ф.Базарного. С этой целью в каждой группе детского сада оборудованы офтальмологические тренажеры, таблицы-схемы для периодической активизации зрительной координации. Большая лечебная работа по восстановлению зрения у детей проводится медсестрой-ортоптисткой, которая, руководствуясь назначением врача, проводит аппаратное, плеоптическое лечение, а также тренировки на тренажерах для глаз. Все дети с нарушением зрения находятся под постоянным наблюдением со стороны специалистов, что позволяет прослеживать динамику их здоровья. Для детей с диагнозом амблиопия и косоглазие применяется комплексный метод формирования функций зрения, благодаря совместным усилиям медицинских работников, тифлопедагога, воспитателей. Кроме аппаратного лечения широко используются игровые упражнения (шнуровка, мозаика, нанизывание бус, сортировка злаков, обводка и штриховка). Большую творческую изобретательность и фантазию проявляют педагоги по обновлению и пополнению коррекционных игр. Характерной особенностью жизни детей в дошкольном учреждении является организация обучения в режимах ближнего и дальнего зрения с использованием подставок, схем-таблиц для развития моторики мышц глаз, проведение занятий в театрализованной форме. С Т А Т И С Т И К А АППАРАТНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Результаты лечения амблиопии с улучшением зрения:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад компенсирующего вида № 82 был открыт в октябре 1965 года. Решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Мурманска от 03.10.1984 г. № 445-19 в целях улучшения общественного дошкольного воспитания детей ясли - сад № 82 был перепрофилирован в специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения. Приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 299/1 от 28.1.1999г. образовательное учреждение приобрело статус муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада компенсирующего вида № 82. Главным направлением нашего дошкольного учреждения является коррекционно-восстановительная, оздоровительная работа в единстве с психологическим и эмоциональным благополучием, а также социально-педагогическая направленность. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Теоретическое обоснование коррекционной работы
Задачи детского сада компенсирующего вида
Система организации работы (основные направления и участники)
I. Теоретическое обоснование коррекционной работы
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Педагогическая поддержка в специализированном детском саду понимается нами, как система коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, имеющими различные нарушения зрения, направленная на процесс развития, воспитания и обучения детей с позиции их особенностей и своеобразия развития. Понятие «коррекционная работа» включает в себя три важнейших денотата: учение Л.С.Выготского, в котором говорится о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации; закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии; качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка (Л.И.Плаксина). Коррекционная работа является системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание, структуру, средства воздействия на ход психофизического развития ребенка, и может быть представлена в виде двух триад. Первая из них отражает необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка с патологией в развитии и создание определенной системы помощи, называемой коррекционной работой. КР (МК + ППК)
ПД ВО
В основании данной модели находятся сведения о первичном дефекте (ПД) и связанные с ним особенности психофизического развития – вторичные отклонения (ВО), на вершине располагается коррекционное воздействие (КР), которое строится на основе анализа и синтеза первичного дефекта и вторичных отклонений. Знание первичного дефекта и вторичных отклонений позволяет определить содержание, методы и средства коррекционной работы. В коррекционной работе выделяют два направления: медицинская коррекция (МК), направленная на первичный дефект (развитие зрения, профилактика зрительных нарушений) и психолого-педагогическая коррекция (ППК), которая направлена на преодоления, сглаживание последствий первичного дефекта. Вторая триада показывает связь медицинской коррекции (МК) и психолого-педагогической коррекции (ППК). Следствием взаимодействия этих двух процессов является результат коррекционного воздействия (РКР).
МК ППК
КРК При наложении двух триад, получается устойчиво взаимодействующая и уравновешенная структура коррекционной работы, где на вершинах обозначены все шесть составляющих ее элементов, имеющих свое содержание и функциональное значение. В этой структуре четко просматриваются причинно-следственные связи в комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением зрения и тесная взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно-восстановительной работы.
КР МК ППК ПД ВО
КРК Таким образом, рассматривая коррекционную работу, как систему специальной медико-психолого-педагогической помощи, можно определить ее назначение, как путь, средство преодоления трудностей в развитии детей с нарушением зрения (Л.И. Плаксина).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.205.14 (0.065 с.) |