I. Теоретическое обоснование коррекционной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Теоретическое обоснование коррекционной работы



ОРГАНИЗАЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Теоретическое обоснование коррекционной работы

 

 

Задачи детского сада компенсирующего вида

 

Система организации работы (основные направления и участники)

 

I. Теоретическое обоснование коррекционной работы

 

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Педагогическая поддержка в специализированном детском саду понимается нами, как система коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, имеющими различные нарушения зрения, направленная на процесс развития, воспитания и обучения детей с позиции их особенностей и своеобразия развития.

Понятие «коррекционная работа» включает в себя три важнейших денотата: учение Л.С.Выготского, в котором говорится о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации; закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии; качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка (Л.И.Плаксина). Коррекционная работа является системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание, структуру, средства воздействия на ход психофизического развития ребенка, и может быть представлена в виде двух триад.

Первая из них отражает необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка с патологией в развитии и создание определенной системы помощи, называемой коррекционной работой.

КР (МК + ППК)

 
 

ПД ВО

 

 

В основании данной модели находятся сведения о первичном дефекте (ПД) и связанные с ним особенности психофизического развития – вторичные отклонения (ВО), на вершине располагается коррекционное воздействие (КР), которое строится на основе анализа и синтеза первичного дефекта и вторичных отклонений. Знание первичного дефекта и вторичных отклонений позволяет определить содержание, методы и средства коррекционной работы.

В коррекционной работе выделяют два направления: медицинская коррекция (МК), направленная на первичный дефект (развитие зрения, профилактика зрительных нарушений) и психолого-педагогическая коррекция (ППК), которая направлена на преодоления, сглаживание последствий первичного дефекта.

Вторая триада показывает связь медицинской коррекции (МК) и психолого-педагогической коррекции (ППК). Следствием взаимодействия этих двух процессов является результат коррекционного воздействия (РКР).

 

 

МК ППК

 

 

КРК

При наложении двух триад, получается устойчиво взаимодействующая и уравновешенная структура коррекционной работы, где на вершинах обозначены все шесть составляющих ее элементов, имеющих свое содержание и функциональное значение. В этой структуре четко просматриваются причинно-следственные связи в комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением зрения и тесная взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно-восстановительной работы.

 

 

КР


МК ППК

ПД ВО

 

 

КРК

Таким образом, рассматривая коррекционную работу, как систему специальной медико-психолого-педагогической помощи, можно определить ее назначение, как путь, средство преодоления трудностей в развитии детей с нарушением зрения (Л.И. Плаксина).

Данная модель отражает общую сущность коррекционной работы и может быть с успехом применена при работе с детьми, имеющими другие виды патологии.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Организация лечебно-восстановительной работы

 

 

Участники

воспитательно-образовательной и

коррекционной работы

Особенности осуществления образовательного процесса:

Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе.

Эти процессы взаимосвязаны:

Во-первых, одним тематическим планированием для воспитателей и педагогов специалистов;

Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов.

Во-вторых, учетом индивидуальных особенностей и зрительных возможностей каждого ребенка.

Воспитатели делят детей на подгруппы, изучают медицинскую информацию о зрительной патологии каждого ребенка, этапах лечения, зрительной нагрузке, физкультурной группе.

В-третьих, использованием специфических методов и приемов для коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи.

В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является следующее:

1. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.

2.Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

3. Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.

В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.

4.Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

В-четвертых, созданием необходимых условий для проведения занятий.

К этому относится:

- дополнительное освещение,

- расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии,

- использование специфической наглядности с учетом зрительной патологии,

Большое внимание уделяется подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению.

Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ способствует успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения и поступлению выпускников в основном в массовые школы и гимназии.

Принципы организации образовательного процесса:

Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с нарушениями зрения основаны на известных принципах общей и тифлопедагогики. В соответствии со спецификой работы ДОУ наиболее актуальными из них являются:

- Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

- Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники;

- Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.

 

Участники воспитательно-образовательной и коррекционной работы

 

 

 

 

 

 

Примерное сочетание образовательных и коррекционных задач на занятиях

Общие дидактические задачи Специальные коррекционные задачи
1. Формирование представле­ний о внешнем виде пред­мета   v Формирование компенсаторных приемов восприятия на полисенсорной основе. v Формирование приемов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации. v Обогащение знаний и формирование пред­ставлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма, величина и т. д.). v Расширение объема представлений о пред­метах и явлениях, восприятие которых за­труднено в естественном опыте ребенка (силуэты, контуры). v Формирование представления о деталях предметов, мало доступных для восприятия. v Формирование представления о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии.
2. Формирование понятий (развитие мыслительных операций) v Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной отнесенности слова. v Обучение детей выделять и узнавать пред­мет среди других: - по существенным признакам, - на основе овладения приемом сравнения. v Обучение приемам группировки, класси­фикации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью формирования понятий.
3. Оперирование знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности v Обучение переносить знания, умения, по­нятия уровня внешней речи в самостоя­тельную практическую деятельность ребенка. v Обучение переносить знания, умения, по­нятия в самостоятельную творческую дея­тельность, в свободное пространство и с но­выми для ребенка объектами.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ,

ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И

КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Материально – технические и медико-социальные условия пребывания в ДОУ обеспечивают высокий уровень коррекционно – восстановительного, художественно – эстетического и эмоционально – личностного развития детей. В детском саду созданы все условия для лечебной, коррекционно – восстановительной работы с детьми. Медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном учреждении обеспечивают охрану и укрепление здоровья.

Медицинский блок состоит из 2 кабинетов (изолятора и медицинского). Имеется медицинское оборудование: тубусный кварц, ингаляторы, бактерицидные лампы, аппарат «Витафон».

Для коррекционно – восстановительной работы имеются 2 ортоптических кабинета, в которых находится следующее оборудование:

· Прибор для исследования остроты зрения для дали, переносной - ПОЗД – 1;

· Прибор для исследования остроты зрения для близи – ПОЗБ – 1;

· Цветомагнитный стимулятор «ЦМС-10»;

· Ольфтальмоскоп, большой безрефлексный;

· Амблиотренер;

· «Синаптофор»;

· Ольфтальмометр;

· Периметр настольный;

· Макулатестер;

· Набор пробных очковых линз и призм средних;

· Мускултренер;

· Ольфальмоскоп ручной;

· Бивизиотренер;

· Цветотест;

· Ольфтольмотенажер ПОТ;

· Монобиоскоп;

· Электроофтальмостимулятор «Фосфен»;

· Аппарат магнитотерапевтический «АТОС – А»;

· Стимулятор офтальмологический лазерный «Сокол».

В ДОУ имеется музыкально-спортивный зал, в группах созданы физкультурные уголки, во всех возрастных группах офтальмологические тренажеры.

Укреплению качества коррекционной работы способствует внедрение Красноярского опыта работы под руководством В.Ф.Базарного. С этой целью в каждой группе детского сада оборудованы офтальмологические тренажеры, таблицы-схемы для периодической активизации зрительной координации. Большая лечебная работа по восстановлению зрения у детей проводится медсестрой-ортоптисткой, которая, руководствуясь назначением врача, проводит аппаратное, плеоптическое лечение, а также тренировки на тренажерах для глаз. Все дети с нарушением зрения находятся под постоянным наблюдением со стороны специалистов, что позволяет прослеживать динамику их здоровья.

Для детей с диагнозом амблиопия и косоглазие применяется комплексный метод формирования функций зрения, благодаря совместным усилиям медицинских работников, тифлопедагога, воспитателей. Кроме аппаратного лечения широко используются игровые упражнения (шнуровка, мозаика, нанизывание бус, сортировка злаков, обводка и штриховка). Большую творческую изобретательность и фантазию проявляют педагоги по обновлению и пополнению коррекционных игр. Характерной особенностью жизни детей в дошкольном учреждении является организация обучения в режимах ближнего и дальнего зрения с использованием подставок, схем-таблиц для развития моторики мышц глаз, проведение занятий в театрализованной форме.

С Т А Т И С Т И К А

АППАРАТНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

Наименование аппарата          
Всего процедур          
Фосфен          
ББО          
Синоптофор          
Мускултренер         -
Макулостимулятор          
Бивизиотренер          
Макулотестер       -  
Амблиотренер          
АТОС          
Лазерный аппарат «Сокол»          

 

 

Результаты лечения амблиопии с улучшением зрения:

 

           
ВСЕГО (человек)          
С улучшением          

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад компенсирующего вида № 82 был открыт в октябре 1965 года. Решением исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов г. Мурманска от 03.10.1984 г. № 445-19 в целях улучшения общественного дошкольного воспитания детей ясли - сад № 82 был перепрофилирован в специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения. Приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 299/1 от 28.1.1999г. образовательное учреждение приобрело статус муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада компенсирующего вида № 82.

Главным направлением нашего дошкольного учреждения является коррекционно-восстановительная, оздоровительная работа в единстве с психологическим и эмоциональным благополучием, а также социально-педагогическая направленность.

ОРГАНИЗАЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Теоретическое обоснование коррекционной работы

 

 

Задачи детского сада компенсирующего вида

 

Система организации работы (основные направления и участники)

 

I. Теоретическое обоснование коррекционной работы

 

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Педагогическая поддержка в специализированном детском саду понимается нами, как система коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, имеющими различные нарушения зрения, направленная на процесс развития, воспитания и обучения детей с позиции их особенностей и своеобразия развития.

Понятие «коррекционная работа» включает в себя три важнейших денотата: учение Л.С.Выготского, в котором говорится о первичном дефекте, его структуре, степени выраженности, времени возникновения и возможности коррекции и компенсации; закономерности и особенности психофизического развития детей с проблемами в развитии; качество и действенность коррекционного влияния через его сущность, способы и средства, обеспечивающие его результативность в преодолении недостаточности психофизического развития ребенка (Л.И.Плаксина). Коррекционная работа является системным образованием, имеющим свои цели, задачи, содержание, структуру, средства воздействия на ход психофизического развития ребенка, и может быть представлена в виде двух триад.

Первая из них отражает необходимость переустройства социальной среды, окружающей ребенка с патологией в развитии и создание определенной системы помощи, называемой коррекционной работой.

КР (МК + ППК)

 
 

ПД ВО

 

 

В основании данной модели находятся сведения о первичном дефекте (ПД) и связанные с ним особенности психофизического развития – вторичные отклонения (ВО), на вершине располагается коррекционное воздействие (КР), которое строится на основе анализа и синтеза первичного дефекта и вторичных отклонений. Знание первичного дефекта и вторичных отклонений позволяет определить содержание, методы и средства коррекционной работы.

В коррекционной работе выделяют два направления: медицинская коррекция (МК), направленная на первичный дефект (развитие зрения, профилактика зрительных нарушений) и психолого-педагогическая коррекция (ППК), которая направлена на преодоления, сглаживание последствий первичного дефекта.

Вторая триада показывает связь медицинской коррекции (МК) и психолого-педагогической коррекции (ППК). Следствием взаимодействия этих двух процессов является результат коррекционного воздействия (РКР).

 

 

МК ППК

 

 

КРК

При наложении двух триад, получается устойчиво взаимодействующая и уравновешенная структура коррекционной работы, где на вершинах обозначены все шесть составляющих ее элементов, имеющих свое содержание и функциональное значение. В этой структуре четко просматриваются причинно-следственные связи в комплексной медико-психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением зрения и тесная взаимосвязь психолого-педагогической и лечебно-восстановительной работы.

 

 

КР


МК ППК

ПД ВО

 

 

КРК

Таким образом, рассматривая коррекционную работу, как систему специальной медико-психолого-педагогической помощи, можно определить ее назначение, как путь, средство преодоления трудностей в развитии детей с нарушением зрения (Л.И. Плаксина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.205.14 (0.065 с.)