Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструктивные особенности коробок передачСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
После выбора кинематической схемы производится расчет и выбор конструктивных параметров коробки передач: межцентрового расстояния, показателей шестерен, валов, опор и механизмов переключения. Все эти параметры определяются по соответствующим формулам или на основании опытных данных. Межцентровые расстояния должны определяться исходя из контактной прочности зубьев; в существующих конструкциях КП средние величины межцентровых расстояний лежат в пределах 100-200 мм. Шестерни. В коробках передач применяются цилиндрические и конические шестерни. Первые изготавливаются с прямыми или косыми зубьями, вторые – с прямыми или спиральными. Косые и спиральные зубья по сравнению с прямыми обладают большей работоспособностью, плавностью и меньшим шумом, поэтому их рационально применять при передаче больших мощностей. Однако шестерни с косыми и спиральными зубьями сложны в производстве и создают добавочные усилия, для компенсации которых необходимо принимать специальные меры. Шестерни с малым числом зубьев часто нарезаются непосредственно на валу. При большом числе зубьев, когда диаметр впадин значительно отличается от диаметра вала, шестерни изготавливают отдельно. В целях сохранения лучшей работоспособности, а также приемлемых габаритов коробки передаточное число одной пары шестерен не должно быть более трех. Модуль шестерен определяется исходя из напряжений на изгиб. В большинстве отечественных КП применяются шестерни с постоянным модулем. Так как он рассчитывается по наиболее нагруженным шестерням (на первой передаче), то его величина довольно большая и в зависимости от передаваемого момента и конструктивных особенностей лежит в пределах 6,5-9 мм. В некоторых коробках применяются разномодульные шестерни. Тогда в зависимости от передач модуль изменяется от 3,0 до 6,75 мм (эти цифры приведены для коробки, в которой установлены шестерни с косыми зубьями и постоянным зацеплением). Разномодульные шестерни позволяют сделать КП более компактной и легкой. Зубья бывают нормальными и укороченными. Шестерни с укороченными зубьями являются более компактными и обладают большей прочностью, минимальное число зубьев у них меньше. Например, для шестерни с углом зацепления 20°, нарезанной рейкой, минимальное число укороченных зубьев равно 14, а нормальных – 17. Но укороченный зуб имеет и существенный недостаток – меньшую продолжительность зацепления, что приводит к большему износу. В связи с этим укороченный зуб применяется в том случае, когда определяющим фактором является прочность зуба, а не его износ. Зубья, как правило, бывают корригированными. Валы. Двухвальные КП обычно имеют валы, расположенные в одной плоскости, у трехвальных один вал смещается и лежит в другой плоскости. Этим уменьшается длина коробки. Для крепления шестерен и муфт валы имеют шлицы, и только в единичных случаях вместо шлицев применяются шпонки. В большинстве коробок валы выполняются постоянного диаметра с нарезанными почти по всей длине шлицами, но в некоторых случаях вал делается ступенчатым, примерно равнопрочным. В последнем случае вес и габариты коробки снижаются. В выполненных конструкциях валы устанавливаются или на двух, или на трех опорах. Все валы и расположенные на них детали должны быть надежно зафиксированы в радиальном и осевом направлениях. Так как валы передают большие крутящие моменты и в то же время должны иметь достаточную прочность и жесткость при малых габаритах и весе, то они изготавливаются из высококачественных легированных сталей. Опоры. В качестве опор в коробках передач применяются подшипники качения всех типов. Тип подшипника выбирается в зависимости от действующих сил, числа оборотов, а также других обстоятельств (характера нагрузки, жесткости валов, подвода смазки и т. д.). В большинстве случаев на опоры валов воздействуют комбинированные нагрузки – радиальные и осевые, поэтому часто устанавливают не один, а несколько, притом разнотипных подшипников, воспринимающих соответствующую нагрузку. Особенно сложными и ответственными узлами являются опоры конических шестерен, которые кроме восприятия больших осевых и радиальных нагрузок еще должны обеспечивать регулирование зазора в зубчатом зацеплении. В многоопорных конструкциях (от двух и выше) лишь одна из опор является жесткой в осевом направлении, остальные выполняются плавающими. В качестве плавающих опор выбираются менее нагруженные, что способствует лучшему осевому перемещению. В трехопорных валах жесткой обычно является средняя опора. Механизмы переключения. В простых КП переключение производится каретками, муфтами, синхронизаторами и индивидуальными фрикционами. Чтобы переключение было легким и надежным, в механизмах переключения предусматриваются специальные устройства (различные замки, фиксаторы и стопоры), позволяющие легко передвигать муфты, производить безударное включение, надежно удерживать передачу во включенном, выключенном и нейтральном положениях. Каретки. Переключение передачи с помощью кареток применяется очень редко из-за больших ударных нагрузок и повышенных усилий со стороны водителя. Иногда с помощью кареток включаются передачи заднего хода и вспомогательные агрегаты (лебедки, валы отбора мощности и т. д.). Так как последние включаются в основном при стоянке машины, такое включение допустимо. Муфты. Муфты применяются в коробках, в которых шестерни находятся в постоянном зацеплении. Муфты бывают зубчатыми или кулачковыми. В отечественных коробках используются первые. По сравнению с предыдущим случаем переключение с помощью муфт является более легким, быстрым и сопровождается меньшими ударными нагрузками. Объясняется это малым диаметром, а следовательно, и весом муфт, а также специальным профилированием боковых кромок зубьев. Так как полностью избавиться от ударных нагрузок нельзя, муфты должны изготавливаться из сталей, хорошо переносящих удары. Индивидуальные фрикционы. При включении передачи в этом случае соединение вала с соответствующей шестерней происходит за счет фрикциона, включаемого на каждой передаче вместо муфты. Такое переключение является наиболее совершенным, так как позволяет сократить до минимума разрыв в передаче мощности на ведущие колеса. Кроме того, за счет гидропривода имеется возможность полностью снять ударные нагрузки и обеспечить водителю легкое и удобное управление коробкой передач. Применение индивидуальных фрикционов делает излишним установку главного фрикциона. Однако индивидуальные фрикционы увеличивают габариты и вес КП делают ее более сложной и дорогой. Картер. Картер воспринимает нагрузки от опор, является остовом для монтажа всех деталей и одновременно обеспечивает коробке условия закрытой передачи. Картер делают из чугунных или алюминиевых сплавов. В КП большое распространение получили картеры из алюминиевых сплавов. Они более легкие, проще в изготовлении, имеют лучшую теплопроводность, но чугунные более жесткие, имеют меньшие линейные расширения при нагреве. Чтобы обеспечить достаточную жесткость и распределить нагрузку по всей поверхности, картер делают с внутренними перегородками и ребрами, стягивают шпильками и иногда поперечными струнами. Для лучшего охлаждения картеры с мокрым поддоном оребряются, обдуваются потоком воздуха, внутренние полости делаются сообщающимися. Сухие картеры охлаждаются с помощью радиатора. Последние начинают применяться для КП, имеющих ограниченные объемы и передающих большие мощности. Разъем картера чаще всего делается по оси валов. Крепится картер или только к корпусу машины, или к двигателю и корпусу. Конструкции КП в целом. Рассмотрим некоторые конструкции коробок передач, содержащие характерные для гусеничных машин элементы. На рис. 103 показана двухвальная коробка передач с поперечным расположением валов. Число передач вперед – пять, назад – одна, диапазон передач 6,67. Шестерни находятся в постоянном зацеплении, они прямозубые и имеют одинаковый модуль, равный 9 мм. Переключение передач осуществляется: на заднем ходу и первой передаче – с помощью зубчатых муфт; на второй – простого синхронизатора, на третьей, четвертой, пятой – инерционного синхронизатора. Ведущий вал 1 – двухопорный, промежуточный 2 и ведомый 3 – трехопорные, при этом средние опоры являются жесткими, крайние – плавающими. Масло для смазки заливается в картер, который сделан из алюминиевого сплава и имеет разъем по оси валов в горизонтальной плоскости. На рис. 104 представлена трехвальная коробка передач с продольным расположением валов. Число передач вперед – семь, назад – одна, диапазон передач 13,4. Шестерни находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья, шестерни разномодульные, и в зависимости от передач модуль изменяется от 3,0 до 6,75 мм. У конической шестерни модуль равен 8 мм. Переключение осуществляется таким образом: задняя и первая передача с помощью шестерен-кареток, вторая – муфты, с третьей по седьмую – синхронизаторов. Ведущий 1 и промежуточный 2 валы располагаются на двух опорах; правые опоры – жесткие, левые – плавающие. Ведомый вал 3 – трехопорный, от осевых смещений он фиксируется левой и средней опорами. У конической шестерни радиальную нагрузку воспринимает в основном роликовый цилиндрический подшипник, а осевую – шариковый радиально-упорный. В коробке применяются роликовые цилиндрические подшипники без наружной обоймы. Две шестерни на ведомом валу устанавливаются на шпонках. Масло заливается в чугунный картер, имеющий две плоскости разъема. На рис. 105 приведена коробка передач колесного трактора общего назначения. Она обеспечивает высокое качество переключения и имеет много конструктивных элементов, характерных для КП многоцелевых гусеничных машин. У коробки четыре вала, расположенных продольно. На ведущем валу 1 установлены шестерни, обеспечивающие включение четырех передач с помощью индивидуальных фрикционов. Последние приводятся в действие с помощью гидравлического управления. На промежуточном валу 2 крепятся только шестерни. На грузовом 3 и раздаточном 4 валах размещены зубчатые муфты, посредством которых включаются четыре режима на переднем и два на заднем ходу, а всего коробка передач позволяет включать 16 передач при движении вперед и восемь при движении назад. Диапазон передач 10,9. Высокое качество переключения обеспечивается за счет индивидуальных фрикционов при включении передач в пределах одного режима, а также тем, что при переключении режимов используется тормоз-синхронизатор. Все шестерни прямозубые и находятся в постоянном зацеплении. Они имеют разные модули – 6 и 8 мм. Валы, кроме раздаточного, трехопорные. Раздаточный вал состоит из двух частей, каждая из которых опирается на две опоры. Все валы в осевом направлении фиксируются шариковыми подшипниками. Смазка осуществляется под давлением, картер – с сухим поддоном.
Рис. 103. Конструкция двухвальной коробки передач
Рис. 104. Конструкция трехвальной коробки передач
Рис. 105. Конструкция коробки передач с индивидуальными фрикционами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.229 (0.008 с.) |