Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение удобства технической эксплуатацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При проектировании узлов, агрегатов и машин необходимо обеспечить удобство обслуживания, управления, разборки, сборки и регулирования, доступность агрегатов для осмотра; предупредить возможность повреждений и поломок в результате неумелого или небрежного обращения с машиной; облегчить очистку машины. Необходимо придать машине красивый внешний вид. Рассмотрим несколько примеров облегчения сборки и разборки соединений, часто разбираемых в эксплуатации (рис. 73). Затруднительное надевание мягкого рукава на трубу в конструкции а облегчено в конструкции б введением направляющего участка с закругленными входными кромками. В уплотнениях с разрезными пружинными кольцами (вид в) для упрощения сборки корпус должен быть снабжен пологой заходной фаской диаметра D, превышающего диаметр d колец в свободном состоянии (вид г). В труднодоступных соединениях, особенно когда сборка производится «вслепую», детали, вводимые в отверстие (вид д), целесообразно снабжать конусами-искателями, а в отверстиях предусматривать конусы-ловители (вид е). Рис. 73. Способы облегчения монтажа При конструировании масляных систем нередко забывают о необходимости периодической очистки внутренних полостей и каналов от скоплений грязи и продуктов теплового разложения масла. Масляные каналы предпочтительно закрывать не наглухо, а пробками. Часто демонтируемые и монтируемые в эксплуатации соединения следует делать быстросъемными. Для удобства разборки и сборки целесообразно снабжать отъемные крышки корпусных деталей вафельными ребрами, образующими отсеки для раскладки снимаемых при разборке крепежных деталей – по каждому размеру и типу – в свой отсек. Рукоятки, маховички, ручные гайки и т. д. должны иметь удобную форму. Для ускорения и упрощения монтажа часто разбираемых соединений целесообразно применять «нетеряющиеся» гайки, фиксированные в притягиваемой детали, например, с помощью кольцевых стопоров В соединениях с несколькими гайками осевой зазор т должен несколько превышать длину п резьбы болтов. В противном случае завертывать и отвертывать гайки становится трудно (во избежание перекоса и защемления детали приходится последовательно и каждый раз на малую величину завертывать поочередно все гайки). Конструкция ручных гаек, маховичков и т. д. должна обеспечивать удобный подход и надежный захват их всей кистью руки. Диаметр маховичков должен быть не меньше 80 – 100 мм. Минимальный зазор,необходимый для удобного захвата рукой маховичка, равен 20 – 25 мм. Для машин, работающих на открытом воздухе, его следует делать не менее 35-40 мм, учитывая работу в рукавицах. Маховички и рукоятки, предназначенные для быстрого вращения (например, рукоятки перестановочных передач металлообрабатывающих станков, маховички поворотных червячных передач и т. д.), должны обладать повышенной маховой массой, облегчающей преодоление неравномерности крутящего момента привода. Приводные рукоятки необходимо снабжать противовесами или выполнять их в виде маховичков с массивными ободьями. Детали ручного манипулирования во избежание повреждения рук, для улучшения внешнего вида и предупреждения коррозии следует полировать. Часто отвертываемые в эксплуатации гайки и болты целесообразно выполнять с увеличенной высотой шестигранника Н = (1,0-1,4)d вместо обычных значений H=(0,7-0,8)d и придавать им повышенную твердость (HRC 35-45) во избежание смятия граней. Во всех случаях, когда допускает конструкция, целесообразно предусматривать завертывание торцовыми ключами. Как правило, следует стремиться к всемерной унификации размеров шестигранников для уменьшения номенклатуры ключей. Однако при стопорении болтов контргайками рекомендуется применять различные инструменты для болта и для контргайки. При одинаковых шестигранниках приходится держать в комплекте дублирующие ключи. Гайки и болты с левой резьбой должны быть помечены во избежание попыток неправильного отвертывания, которое может вызвать повреждение деталей. Детали, входящие в основной комплект, должны быть конструктивно привязаны к машине. Незакрепленные детали могут быть утеряны при транспортировке и перестановке машины. Защита от повреждений Следует принимать меры против повреждения хрупких элементов деталей, а также точных поверхностей в результате неосторожного обращения. Для защиты торцов шлицев от забоин при случайных ударах, падении детали и т. д. целесообразно снимать фаски диаметром, превышающим наружный диаметр шлицев, или утапливать шлицы по отношению к торцу детали. Контрольные штифты (вид е) во избежание повреждений целесообразно утапливать в фиксируемой детали (вид ж). Следует учитывать возможность выхода из строя наиболее напряженных деталей и принимать меры к предупреждению поломок и к предотвращению вызываемых ими серьезных аварий. Блокирующие устройства Машины и агрегаты должны быть надежно защищены от поломок, происходящих в результате неосторожного или неумелого обращения с ними обслуживающего персонала. Возможность неправильного обращения должна быть полностью исключена конструктивными мерами. В машины-орудия следует вводить автоматические блокирующие устройства, выключающие машину или ее механизмы при переходе за опасные значения ходов и перемещений. В переключающих и переставных механизмах должны быть предусмотрены средства, предупреждающие возможность одновременного включения. Часто задачу можно решить введением механических связей между переставляемыми элементами с централизованным приводом единой рукояткой (однорукояточное управление). В конструкциях кнопок ручного управления должна быть предупреждена возможность случайных включений. Выступающие кнопки недопустимы; во избежание случайного нажатия кнопку следует утапливать. Внешний вид и отделка машин Машина и ее корпусные детали должны иметь плавные очертания. Это – важное условие облегчения ухода за машиной. Нежелательны высокие ребра, входящие углы, впадины, в которых скапливается влага, грязь и пыль и которые затрудняют обтирку и мойку машины. Рекомендуется избегать крышек с углублениями; их лучше выполнять плоскими или слегка выпуклыми. Кроме технической, следует учитывать и эстетическую сторону. Внешний вид изделия выигрывает при гладких, плавных очертаниях, при выпуклых сводчатых формах, которые условно называют «зализанными» или обтекаемыми. Эстетика машины – это прежде всего техническая целесообразность. Красивы машины с рациональной компоновкой и с целесообразной силовой схемой, обусловливающих собранность и компактность форм. Некрасивы машины с разбросанными узлами, с открытыми рабочими органами, с проемами и пустотами между, структурными элементами. Стремясь к максимальной компактности и плавности наружных очертаний, не следует превращать машины в гладкие коробки. Целесообразно выдерживать определенный архитектурный рисунок, согласованный с конфигурацией машины и подчеркивающий общий ее горизонтальный или вертикальный строй. Этот рисунок можно создать рельефным выделением главных структурных элементов, введением карнизов, ребер, стыковых рантов и т. д. Поверхности, панели и щитки большой протяженности целесообразно оживлять рельефом простого и строгого рисунка, согласованного с формой машины, например в виде параллельных ребер, направленных горизонтально или вертикально в зависимости от общего строя машины. Кроме того, рельефы увеличивают жесткость щитков. Особое внимание следует обращать на расположение, внешний вид и отделку органов управления и контроля. Они должны быть установлены поблизости от поста оператора – в месте, удобном для манипулирования и обзора, по возможности на одной панели. Металлические детали целесообразно полировать, хромировать или покрывать цветными эмалями. Следует избегать блестящих металлических покрытий (декоративное хромирование), утомляющих, а при ярком освещении слепящих глаза. Целесообразно применять матовое (молочное) хромирование. Фирменные ярлыки, таблицы с указанием параметров, табличные схемы и т. д. должны быть выполнены на массивных пластинках четкими крупными знаками, изготовленными фототипией или гравированием (но не выбивкой на тонких жестяных листах), расположены на удобном для чтения месте и при необходимости (в случае установки в нишах или в ящиках) снабжены подсветкой. Красивая, чистая отделка машины настраивает обслуживающий персонал на бережное отношение к ней. Не следует излишне украшать изделие. Машины, работающие в закрытых помещениях, целесообразно окрашивать красками светлых тонов (голубой, светло-зеленый, светло-серый), которые обладают повышенным коэффициентом отражения и увеличивают освещенность помещения. В производствах, где на первом месте стоят требования санитарии (пищевое, медицинское), следует применять покрытия молочно-белого цвета или цвета слоновой кости. Машины, эксплуатируемые на открытом воздухе, подверженные действию пыли, копоти, сажи, выхлопных газов, атмосферных осадков и т. д., предпочтительно окрашивать в темные цвета. Покрытие должно быть долговечным, абразивостойким, хорошо противостоять атмосферным воздействиям, обладать высокой адгезией к металлическим поверхностям и надежно защищать металл от коррозии. Взамен масляных лакокрасочных покрытий разработаны новые, более стойкие синтетические покрытия (нитроцеллюлозные эмали, эскапоновые лаки, алкидные, фенольные и эпоксидные покрытия и др.). Наиболее высокими качествами обладают силиконовые (кремнийорганические) покрытия, отличающиеся водо-, пыле- и грязеотталкивающими свойствами, свето- и термостойкостью. Сварные соединения В машиностроении сварку наиболее широко применяют для изготовления конструкций из листового проката (резервуары, емкости, бункера, отсеки, обшивки, облицовки и т. д.), из труб и профильного проката (рамные конструкции, фермы, колонны, стойки и т. д.). В последнее время сварными выполняют корпусные и базовые детали, в том числе наиболее массивные и напряженные в силовом отношении (например, станины прессов и молотов). Для упрощения изготовления часто выгоднее расчленять сложные штамповки и отливки на отдельные, более простые части и соединять их сваркой (сварно-штампованные и сварно-литые конструкции). В единичном и мелкосерийном производстве сварные конструкции применяют взамен цельноштампованных, когда изготовление штампов не оправдано масштабами производства, а также для удешевления производства деталей сложной формы. Хорошо свариваются низкоуглеродистые стали (<0.25%С), низколегированные стали с низким содержанием С и никелевые стали. Сварка высокоуглеродистых, средне- и высоколегированных сталей представляет известные трудности. Сварка цветных металлов (медные и алюминиевые сплавы) затруднительна из-за высокой теплопроводности, легкой окисляемости (образование тугоплавких оксидных пленок) и требует применения флюсов. В сварном шве и околошовной зоне возникают внутренние напряжения, обусловленные усадкой материала при остывании и вызывающие коробление изделия. Для предотвращения химических изменений в материале шва сварку производят под расплавленными флюсами или в атмосфере нейтральных и восстановительных газов. Сварка вызывает поводку изделий, тем более сильную, чем больше зона термического влияния сварки (газовая сварка) и чем больше протяженность и сечение швов. Поводку предотвращают сваркой изделий в жестких приспособлениях особыми приемами наложения шва (прерывистые, многослойные, многопроходные швы, ступенчатая, обратноступенчатая сварка). Снимает поводку стабилизирующая термообработка после сварки (низкий отжиг при 600-650 °С). Механические качества сварных соединений зависят от технологии и режима сварки и при ручной сварке во многом определяются квалификацией сварщика. При недостаточно тщательном проведении сварки и при неправильном выборе режима сварки возникают дефекты, нарушающие сплошность шва и снижающие его прочность. Ответственные сварные соединения контролируют с помощью методов магнито-, рентгено- и гаммаграфирования. Наиболее чувствителен и точен ультразвуковой контроль. Большие партии сварных изделий подвергают выборочному контролю путем вырезки образцов, проведения технологических проб (на растяжение, изгиб, сплющивание), исследования микроструктуры и химического состава материала шва. Виды сварных соединений Основные виды сварных соединений дуговой и газовой сваркой следующие: стыковые С, угловые У, нахлесточные Н, тавровые Т. Валиковые угловые швы треугольного профиля делают прямыми (рис. 3, а), выпуклыми (вид б) и вогнутыми (вид в). Чаще всего применяют прямой (нормальный) шов. Выпуклые швы (условно называемые швами с усилением) склонны к образованию подрезов (непровары на участках т соединения шва со стенками деталей) и обладают пониженным сопротивлением усталости. Наиболее прочны вогнутые швы, но выполнение их труднее и менее производительно. Основной размерной характеристикой угловых швов является расчетный катет К. Катет швов нахлесточных соединений при сварке тонких листов (менее 4 мм) делают равным толщине s листов (рис. 4, а). Для материалов большей толщины (4-16 мм) катет шва определяют из соотношения (23) При сварке материалов различной толщины катет шва делают равным толщине s более тонкого материала (однако не более, чем указано в соотношении (23)). При сварке материалов различной толщины шов рекомендуется делать вогнутым. В угловых соединениях с одинаковой толщиной стенок и проваром по наружной стороне угла размер катета задан толщиной кромок. В угловых и тавровых соединениях с внутренним проваром,где размеры шва могут быть произвольными, катет шва делают равным толщине s свариваемых материалов (но не более приведенных в соотношении (23) значений). При тавровом соединении материалов различной толщины катет шва делают равным толщине s более тонкого материала. Швы рекомендуется делать вогнутыми. Среди видов соединений листов наиболее простые и прочные – стыковые. Недостаток нахлесточных соединений состоит в том, что под действием растягивающих или сжимающих сил они подвергаются воздействию изгибающего момента, приблизительно равного произведению действующей силы на сумму полутолщин свариваемых листов, и деформируются. Производительность сварки из-за наличия двух швов ниже, и масса нахлесточных соединений больше, чем стыковых. Нахлесточные соединения с двусторонними накладками разгружены от изгиба, но тяжелы и малотехнологичны. Кромки свариваемых тонких листов (в среднем < 3 мм) стыковых и угловых соединений разделывают. Кромки листов толщиной в среднем < 8 мм при ручной дуговой сварке и < 20 мм при автоматической делают прямыми (перпендикулярными к плоскости листа). Для проварки на полное сечение свариваемые детали собирают с зазором т =1…2 мм, заполняемым при сварке жидким металлом. При большей толщине необходима разделка кромок, заключающаяся чаще всего в снятии фасок; цель – создать сварочную ванну и обеспечить проплавление на полное сечение деталей. Круговые фаски получают точением, прямые – фрезерованием или строганием. При толщине кромок более 15 – 20 мм фаски снимают автоматической газовой резкой. Сварные швы, имеющие в плане фигурную форму, разделывают с помощью копирного фрезерования. Правила конструирования В табл. 13 приведены правила конструирования сварных соединений и показаны примеры изменений конструкций, улучшающих изготовление сварных узлов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.176.238 (0.02 с.) |