В. Физическая культура древнего Китая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Физическая культура древнего Китая.



В китайских хрониках, относящихся к периоду VIII-VI вв. до н.э., сообща-

ется, что первые ростки физической культуры, получившей развитие в долине

Хуанхэ и Янцзы, появились в начале III тысячелетия до н.э.

Большое влияние на общественную роль физической культуры оказали

прагматические естественно-философские воззрения и медицинские знания,

полученные на основе экспериментов. С помощью методов лечения с исполь-

зованием движений была получена возможность оказывать сильное воздейст-

вие на функционирование человеческого организма, которое было наибольшим

по сравнению с самыми развитыми центрами древнего мира. На основе различ-

ных письменных памятников и результатов раскопок, можно сделать вывод,

что древняя китайская физическая культура достигла расцвета во время господ-

ства династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.).

Подобно калогатии древних греков, в древнем Китае также сложилась своя

система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в

принципе «сань мэй». В этом принципе, как и в различных жанрах искусства,

нашли отражение требования принесения пользы для общества, обладания спо-

собствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответст-

вии с принципом «цзинь и цзянь» - «сань» выражал внутреннее, а «мэй» - внеш-

нее совершенство. Особый упор делался на формирование воли и характера.

Если участник игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймили его

как «сяо цзянь», что означало высокую степень общественного презрения. Во

время кулачного боя, носившего характер борьбы теней, высоко ценилось не

само попадание в противника (цзянь), а ловкое увертывание от ударов против-

ника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение (цзинь).

По мере дальнейшего преобразования городского образа жизни, ведения

военных действий и мышления, танцевальные формы, зародившиеся в V веке

до н.э. в рамках рациональной магии, все больше теряли значение физических

упражнений, а затем и военной подготовки и продолжали существовать как об-

рядовые движения. Но даже в этот «период расцвета» древнего Китая женщины

не играли никакой роли в том, что касалось физической культуры общества.

Однако, на исполненных на шелке изображениях детских игр можно часто уви-

деть фигуры девочек. В отношении девушек-подростков существовало мнение,

что им достаточно научиться прясть, шить, готовить пищу, танцевать, достойно

вести себя и грациозно ходить (семенить).

Опираясь на новых воинов-дворян, централизованная власть уничтожала

центры власти местных деспотов. Была ликвидирована наследственная аристо-

кратия, которая в предыдущие столетия превратилась в рабовладельцев. Есте-

ственно, были уничтожены и места проведения представительных турниров. В

то же время централизованная власть стремилась также ослабеть народные

движения, преследуя соревнования в физической силе, организуемые среди

низших слоев. Этим стремлениям способствовало конфуцианстство, пропове-

довавшее идеологию централизма. Конфуцианство противопоставляло «сань»,

означавшее мудрость, достоинства внутреннего содержания человека, его фи-

зическим достоинствам. В противоположность этому шаолиньские монахи и

даосистский тайный союз, организовавший народное ополчение «желтых тюр-

банов», поощряли физические упражнения, связанные с самообороной простых

людей (II в. до н.э.).

Шаолинь, находящийся и в настоящее время недалеко от древней столицы

Лоян, по праву считается колыбелью классических воинских искусств «внеш-

него» стиля. Он был построен в III в. Шаолиньское ушу вобрало в себя бога-

тейшие традиции борьбы, существовавшие в Китае на протяжении многих ве-

ков. Так, в 35 километрах от Шаолиня на стене древней ханской гробницы бы-

ли обнаружены фрески с изображением борьбы. Эти фрески нарисованы тремя

веками раньше основания монастыря. Монастырь, построенный группой буд-

дийских монахов с помощью местных крестьян, должен был защитить братию

от войск враждующих феодалов и разбойничьих банд. Монастырь получил на-

звание Шаолинь – Молодой лес.

История свидетельствует, что в 527 г. н.э. в Китай из Индии прибыл буд-

дийский проповедник Бодхидхарма с небольшой группой единомышленников.

Прибыл он для проведения посвящения. Его желание стать советником прави-

теля государства Северная Вэй не осуществилось, и он удалился в буддийский

центр этого государства – Шаолинь. С его именем связывают то, что на протя-

жении VI – IX вв. центром обучения военно-прикладному искусству кулачного

боя (цюань-шу) снова стала монастырская школа Шаолиня, имевшая филиалы

при нескольких храмах в разных частях страны.

На первых порах обитателям Шаолиня было показано 18 элементарных

приемов, которые должны были составить минимальный комплекс самооборо-

ны. До нашего времени в китайском искусстве кулачного боя было разработано

несколько тысяч приемов, причем многие из них зародились в Шаолине, но уп-

ражнения Бодхидхармы всегда оставались неотъемлемой частью программы

обучения. В них, как утверждают современные специалисты, нашли закончен-

ное воплощение характерные особенности боевой практики Чань (Чань – одно

из направлений религии-учения – буддизма): концентрация, расслабление, кон-

троль за дыханием, плавность и незаметность переходов, повышенная коорди-

нация движений, неослабевающий контроль за маневром противника, точность

выполнения приема, следование специфическому ритму боя.

Введенный Бодхидхармой или его преемниками комплекс ушу назывался

«Восемнадцать движений рук архатов» (архат – земной полубог), поскольку

именно в этих исходных положениях были запечатлены в скульптуре и фресках

Индии канонические изображения древних индийцев буддийского пантеона

(храма). По преданию, Бодхидхарма ввел и специфическую разминочную гим-

настику, изложив ее суть в трактате «Перемены в мышцах и сухожилиях». Она

также включала в себя 18 основных упражнений и была рассчитана исключи-

тельно на повышение общего жизненного тонуса монахов.

В период XVII-XVIII вв. Китай подвергся нашествию маньчжуров. В тече-

ние многих лет монастырю удавалось сохранить видимость лояльности к мань-

чжурским властям, оставаясь одновременно центром заговорщиков. Конспира-

тивная антиманьчжурская деятельность Шаолиньского монастыря закончилась

тем, что огромный отряд правительственных войск взял штурмом упорно со-

противлявшуюся крепость и учинил среди ее защитников кровавую резню 128

монахов-рыцарей погибли на поле брани. Лишь пятерым удалось скрыться.

Вскоре, в 1723 г., хэнаньский Шаолинь был восстановлен. Новые обитатели

поддерживали традиции монастыря, однако от антиманьчжурской борьбы ре-

шительно отказались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.012 с.)