Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение филантропизма в Европе.

Поиск

Филантропия явилась педагогическим продуктом английского, француз-

ского и немецкого просвещения. Ее социальную основу составляли распола-

гавшие небольшим капиталом слои буржуазии, непосредственно заинтересо-

ванные в развитии промышленности и торговли в Германии. Их основная кон-

цепция характеризовалась неогуманистическим, идеалистическим утопизмом.

Последователи этой концепции видели причины общественного обнищания в

неправильной системе воспитания. В их воззрениях относительно физического

воспитания находили отражение принципы Я.А. Коменского, Дж. Локка и Ж.Ж.

Руссо, которые они модифицировали применительно к потребностям распола-

гавшего скромными возможностями немецкого буржуа.

Первое филантропическое заведение было учреждено (1774 г.) Бернатом

Базедовым (1724-1790 гг.) при поддержке герцога из Дессау. По примеру этого

возникло еще несколько заведений подобного же типа. Из числа филантропов,

занимавшихся практическим введением физического воспитания в школе, за-

служивает внимания деятельность Кристиана Готтхильфа Зальцманна (1744-

1811 гг.), Герхарда Антона Фита (1763-1836 гг.) и Иоганна Кристофа Гутс-

Мутса (1759-1839 гг.).

Выработанная филантропами система движений основывалась через по-

средничество гуманистов на достижениях античной греческой физической

культуры. Это дополнялось остатками подвижных народных и детских игр и,

кроме того, отдельными элементами боевых приемов и трудовой деятельности.

Стилизовав все это, филантропы выработали основы школьной гимнастики. В

рамках своей системы они выделяли три главных группы движений: игры,

практические упражнения для развития сноровки рук; собственно физические

упражнения.

Одним из основных принципов было обучение учащихся посредством игр.

Поэтому они стремились способствовать развитию личности ребенка, его воле-

вых качеств путем использования различного рода подвижных игр. (В своей

книге И.К. Гутс-Мутс собрал 105 различных игр, в том числе 63 игры с мячом.)

Их большой заслугой было то, что они обновили и теорию Я.А. Коменского от-

носительно игр. Известные игры они дополнили новыми и определили их место

в своей системе физического воспитания. Заслуживают внимания представле-

ния филантропов о классификации игр в зависимости от их содержания. По

воздействию на учащихся они различали игры, развивающие: сообразитель-

ность и рассудительность, внимание, память, воображение, умственные спо-

собности, вкус.

«Собственно» физические упражнения, составляющие костяк их системы

движений составили: 1) прыжки, 2) бег, 3) метание, 4) борьба, 5) лазание, 6) уп-

ражнения на умение сохранять равновесие, 7) упражнения по поднятию, пере-

несению и толканию тяжестей, вытягиванию каната, а также упражнения с

кольцами, 8) походка, танцы и строевые упражнения, 9) плавание и купание,

10) тренировочные упражнения, 11) упражнения в пении, 12) умственные уп-

ражнения. В рамках физических упражнений они стремились в первую очередь

увязать выработку практических навыков с благоприятным воздействием заня-

тий на организм.

Филантропы использовали и достижения медицинской науки своего вре-

мени. В соответствии с этим они встали на ту точку зрения, что упражнения

следует составлять на основе физиологии в соответствии с индивидуальными

особенностями организма. Преподающий физические упражнения должен, по

их мнению, знать работу человеческого организма не только вообще, но и четко

представлять себе, какое воздействие на него оказывают те или иные упражне-

ния.

Значение филантропов для внутреннего развития физической культуры

можно проследить значительно лучше, чем в области педагогики и других об-

ластях просвещения и культуры. Практически физическое воспитание вошло в

программу школьного обучения благодаря их усилиям. Они испытали в педаго-

гической практике и систематизировали полученные через Ренессанс теорети-

ческие знания античной физической культуры и теоретическую продукцию

Французского просвещения, переняли и использовали некоторые полезные тра-

диции рыцарского воспитания и народных игр, заложив тем самым основы сис-

темы физического воспитания. Признавая в педагогике роль спортивных ре-

зультатов, они тем самым установили контакт между школьным физическим

воспитанием и спортивными достижениями.

Значение деятельности филантропов заключается, прежде всего, в том, что

благодаря их усилиям физическое воспитание вошло в программу школьного

обучения, они стали пионерами немецкого и шведского направлений в гимна-

стике.

Период с конца XVIII до начала XX в. характерен тем, что физическое

воспитание развивалось по двум основным направлениям – гимнастическому и

спортивно-игровому. Но в указанный период средства физического воспитания

(гимнастика, спорт, игры) еще не определили четких границ между собой, они

сильно взаимопроникали друг в друга, и этот процесс продолжался вплоть до

первой половины XX в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.006 с.)