Физическое воспитание в ранний период феодализма (IX-XII вв.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание в ранний период феодализма (IX-XII вв.).



Воспитание детей в период раннего феодализма осуществлялось в семье. К

3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную для него работу, помогая

старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли игры, раз-

вивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки,

необходимые для будущей трудовой деятельности.

С 7 лет начинался новый период в жизни ребенка. Мальчики переходили в

возрастную группу отроков. У восточных славян слово «отрок» означало маль-

чика 7-14 лет. Этот переход освещался особым образом, так как мальчики пере-

ходили из женской в мужскую половину семьи. Мальчики-отроки помогали от-

цам в выполнении «мужских» видов работ: земледелии, животноводстве и др.

Девочки осваивали «женские» виды работ: учились вести домашнее хозяйство,

прясть, ткать, лепить горшки и др.

Наряду с трудовым воспитанием подростки усваивали правила поведения

и мировоззренческие представления общины. Христианство пронизывало и

формировало всю жизнь человека. В руках церкви находилось судопроизводст-

во по семейно-бытовым вопросам, через церковь оформлялись рождение чело-

века, брак, похороны, дарственные грамоты и завещания; в руках церкви было

образование. Всякое деяние требовало обязательного церковного благослове-

ния – от закладки дома, начала пахоты или весеннего выгона скота и до воен-

ных походов, постройки городов. Интересы церкви и государства были практи-

чески едиными.

По достижении 14 лет подростки становились полноправными членами

семьи. В этом возрасте они получали военную подготовку, необходимую для

каждого мужчины. Профессиональные воины в древнерусском раннефеодаль-

ном государстве готовились в специальных дружинах. Дружинники представ-

ляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в

специальных укрепленных лагерях. С 12-летнего возраста будущие дружинни-

ки проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение

дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время

организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в

VI-IX вв.

Первым письменным источником, в котором говорится о древних физиче-

ских упражнениях, является первая древнерусская летопись «Повесть времен-

ных лет». Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулач-

ные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении

длительного времени. Потребовалось немало времени для того, чтобы запрет на

удары в борьбе стал общепринятым положением, повсеместно вошел в обычай.

Кулачный бой практиковался в трех разновидностях: один на один («сам на

сам»), «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Вместе с тем в высших слоях общества прочно утвердилось отрицательное

и презрительное отношение к кулачным боям. Большинство русских царей пы-

тались запретить их проведение, но все попытки оказались тщетными. Для это-

го были объективные причины.

Об условиях, в которых развивалась русская культура в XIII – XVIII вв.,

дает наглядное представление тот факт, что за XIII – первую половину XV вв.

Русь выдержала более 160 войн с татарами, литовцами, немецкими рыцарями,

шведами, поляками, венграми, болгарами и др. Поэтому вполне объяснимо, что

в физической подготовке преобладала военная направленность.

3. Развитие физической культуры в Российской империи в XVIII –

Первой половине XIX в.

К концу XVII в. Россия представляла собой обширное многонациональное

централизованное феодально-абсолютистское государство. В стране произошли

значительные сдвиги в развитии экономики и культуры. Однако Россия все еще

отставала от передовых стран Европы. Это было вызвано многолетним татаро-

монгольским игом, частыми войнами с внешними врагами, внутренними меж-

доусобицами, оторванностью от морских путей сообщения. Перед страной воз-

никла острая необходимость в дальнейшем развитии промышленности, военно-

го дела, усовершенствовании государственного аппарата, роста науки и техни-

ки, просвещения.

На решение этих исторических задач в начале XVIII в. были направлены

большие экономические, административные, военные и просветительные пре-

образования, проводимые в стране под непосредственным руководством Петра

I. Быстрыми темпами стали развиваться металлургическая промышленность и

мануфактурное производство; усиленно укреплялось военное могущество госу-

дарства; росло его международное значение; много внимания уделялось подъе-

му русской национальной культуры. Реформы, проведенные в начале XVIII в.,

оказали существенное влияние на развитие физической культуры. Особенно

большую роль в развитии физического воспитания сыграли преобразования в

области просвещения и военного дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.007 с.)