Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Создание системы физического воспитания в России в конце XIXСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начале ХХ вв. Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1909 гг.). Во второй половине XIX в. Министерство просвещения под явным давле- нием военного ведомства сделало ряд попыток введения в учебных заведениях гимнастики. Циркуляров, приказов и рекомендаций было много, физического воспитания же в школе фактически не было. Безусловно, были отдельные школы, где физическому воспитанию уделя- лось должное внимание, например в Яснополянской школе, где Л.Н. Толстой пропагандировал здоровый образ жизни. Но эти отдельные примеры скорее бы- ли редкими исключениями в России. На этом фоне прогрессивной была дея- тельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствую- щего класса буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами, а часто и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России общественные физкультурно-спортивные организации. Создаются и общест- венные учебные заведения. К учебным заведениям подобного типа относились и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, создан- ные П.Ф. Лесгафтом в 1896 г. П.Ф. Лесгафт вошел в историю как основоположник отечественной науч- ной системы физического воспитания (образования). Он родился в семье обру- севшего немца по профессии ювелира. Окончив с серебряной медалью гимна- зию в 1856 г. поступил в Медико-хирургическую академию. С конца третьего курса он увлекся анатомией, которая затем стала делом всей его жизни. В 1861 г. Лесгафт окончил академию и остался там же работать преподава- телем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года – вторую диссер- тацию, на степень доктора медицины и хирургии. С 1874 г. он вел занятия по гимнастике во Второй петербургской военной гимназии. Спустя несколько месяцев директор гимназии, убедившись в высо- ком педагогическом мастерстве, увлеченности и энергичности Лесгафта, пред- ложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно- учебных заведений чиновником для особых поручений. По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гим- настике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран. В 1876 г. П.Ф. Лес- гафт сделал отчет «Приготовление учителей гимнастики в государствах Запад- ной Европы». Работу в качестве врача-консультанта во Врачебно- гимнастическом заведении доктора А.Г. Берглинда и изучение зарубежных сис- тем физического воспитания можно считать основными обстоятельствами на- чала работы Петра Францевича над теорией и практикой физического образо- вания. В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физиче- скому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал П.Ф. Лесгафт. Чле- ны Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания сре- ди родителей, воспитателей и, чисто практическими делами: организовывали экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. П.Ф. Лесгафт, в частности, ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Об- щество насчитывало более 400 человек. В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило «Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» и назначило П.Ф. Лесгафта заведующим этих курсов. На курсах изучались сле- дующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление ма- териалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисцип- лины распределялись расписанием занятий. Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундамен- тальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901 гг.). В книге изложен принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования – педа- гогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного подхода при физическом образовании; представлена классификация физиче- ских упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умст- венным и эстетическим воспитанием; показана образовательная роль двига- тельных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека: сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин. Процесс физического образования детей школьного возраста П.Ф. Лесгафт представлял так. На первом этапе следовало научить ребенка основным необ- ходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (эле- ментарными) и предназначались для учащихся начальных классов – 7-12 лет. На втором этапе применялись упражнения с более высокой физической на- грузкой, т.е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и по- следовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся на- пряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения реко- мендовались детям 12-15 лет. Третий этап физического образования П.Ф. Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т.п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста – 15-18 лет. Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях. В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» П.Ф. Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так: - для младшего возраста (7-12 лет): 25% времени урока уделялось элемен- тарным и сложным действиям, 25 % - ходьбе, бегу и метаниям и 50% - играм (главным образом – одиночным); - для среднего возраста (12-15 лет): одна треть — элементарным и слож- ным движениям с бегом, одна треть – прыжкам, метаниям с постепенно увели- чивающимся напряжением, борьбе, одна треть – играм (главным образом со сложными двигательными заданиями); - для старшего возраста (15-18 лет): 50% времени урока отводилось уп- ражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% - движениям с отягощениями, 25% - играм. П.Ф. Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состоять из не- большого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был против- ником снарядовой гимнастики. Курсы П.Ф. Лесгафта были одними из наиболее демократичных учебных заведений России. Сюда принимались люди любой национальности, общест- венного положения, вероисповедания и имущественного ценза. Значительное число учащихся были людьми простого звания. В 1901 г. группа профессоров и литераторов написала протест в Мини- стерство внутренних дел по поводу призыва киевских и петербургских студен- тов в армию за их участие в революционных беспорядках. В числе протесто- вавших был и Петр Францевич. Дело дошло до расправы: Лесгафт вместе с не- сколькими профессорами был выслан из Петербурга в Териоки (Финляндия). В 1905 г., воспользовавшись временной свободой, Лесгафт представил ми- нистру народного просвещения проект учреждения при Биологической лабора- тории Вольного университета с биологическим, педагогическим и социологи- ческим отделениями. Новое, преобразованное из курсов, которые к тому време- ни насчитывали более тысячи слушательниц, учебное заведение, получившее название Вольной высшей школы (ВВШ), торжественно открылось 13 февраля 1906 г. К 1907 г. число учащихся ВВШ превысило 2 тыс.человек. А в России ВВШ по-прежнему называли завоевавшими огромную популярность Курсами Лесгафта. Педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физиче- ской культуры (Санкт-Петербургский университет физической культуры и спорта им. П.Ф. Лесгафта). В последующие годы многие положения системы П.Ф. Лесгафта: класси- фикация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т.д. – существенно уточнялись. И все же сис- тема физического образования П. Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до на- стоящего времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.80 (0.008 с.) |