Создание системы физического воспитания в России в конце XIX 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание системы физического воспитания в России в конце XIX



Начале ХХ вв.

Создание отечественной системы физического образования неразрывно

связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837-1909 гг.).

Во второй половине XIX в. Министерство просвещения под явным давле-

нием военного ведомства сделало ряд попыток введения в учебных заведениях

гимнастики. Циркуляров, приказов и рекомендаций было много, физического

воспитания же в школе фактически не было.

Безусловно, были отдельные школы, где физическому воспитанию уделя-

лось должное внимание, например в Яснополянской школе, где Л.Н. Толстой

пропагандировал здоровый образ жизни. Но эти отдельные примеры скорее бы-

ли редкими исключениями в России. На этом фоне прогрессивной была дея-

тельность передовой интеллигенции, отдельных представителей господствую-

щего класса буржуазии, офицеров и генералов, которые, будучи энтузиастами,

а часто и меценатами, во второй половине XIX в. начали создавать в России

общественные физкультурно-спортивные организации. Создаются и общест-

венные учебные заведения. К учебным заведениям подобного типа относились

и Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, создан-

ные П.Ф. Лесгафтом в 1896 г.

П.Ф. Лесгафт вошел в историю как основоположник отечественной науч-

ной системы физического воспитания (образования). Он родился в семье обру-

севшего немца по профессии ювелира. Окончив с серебряной медалью гимна-

зию в 1856 г. поступил в Медико-хирургическую академию. С конца третьего

курса он увлекся анатомией, которая затем стала делом всей его жизни.

В 1861 г. Лесгафт окончил академию и остался там же работать преподава-

телем анатомии и врачом-патологоанатомом. В 1865 г. он блестяще защитил

диссертацию на степень доктора медицины, а через три года – вторую диссер-

тацию, на степень доктора медицины и хирургии.

С 1874 г. он вел занятия по гимнастике во Второй петербургской военной

гимназии. Спустя несколько месяцев директор гимназии, убедившись в высо-

ком педагогическом мастерстве, увлеченности и энергичности Лесгафта, пред-

ложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно-

учебных заведений чиновником для особых поручений.

По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное

время изучает опыт физического развития и подготовки специалистов по гим-

настике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран. В 1876 г. П.Ф. Лес-

гафт сделал отчет «Приготовление учителей гимнастики в государствах Запад-

ной Европы». Работу в качестве врача-консультанта во Врачебно-

гимнастическом заведении доктора А.Г. Берглинда и изучение зарубежных сис-

тем физического воспитания можно считать основными обстоятельствами на-

чала работы Петра Францевича над теорией и практикой физического образо-

вания.

В 1893 г. в Петербурге было организовано Общество содействия физиче-

скому развитию (ОСФР), ученым секретарем которого стал П.Ф. Лесгафт. Чле-

ны Общества занимались вопросами пропаганды физического воспитания сре-

ди родителей, воспитателей и, чисто практическими делами: организовывали

экскурсии, занятия, игры, зимой заливали катки. П.Ф. Лесгафт, в частности,

ежегодно организовывал и проводил водные экскурсии по Неве. К 1895 г. Об-

щество насчитывало более 400 человек.

В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило «Положение о временных

курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» и

назначило П.Ф. Лесгафта заведующим этих курсов. На курсах изучались сле-

дующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование,

педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия,

физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника,

черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление ма-

териалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы

получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисцип-

лины распределялись расписанием занятий.

Система физического образования изложена П.Ф. Лесгафтом в фундамен-

тальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного

возраста» (1888-1901 гг.). В книге изложен принцип научной обоснованности

физического образования на базе использования методов исследования – педа-

гогических, медико-биологических, психологических; разработаны принципы

профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по

сути дела, с высшим специальным образованием; обоснованность возрастного

подхода при физическом образовании; представлена классификация физиче-

ских упражнений; установлена взаимосвязь физического образования с умст-

венным и эстетическим воспитанием; показана образовательная роль двига-

тельных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека: сделан

значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.

Процесс физического образования детей школьного возраста П.Ф. Лесгафт

представлял так. На первом этапе следовало научить ребенка основным необ-

ходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения

различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (эле-

ментарными) и предназначались для учащихся начальных классов – 7-12 лет.

На втором этапе применялись упражнения с более высокой физической на-

грузкой, т.е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и по-

следовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение

бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти

упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся на-

пряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать

трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения реко-

мендовались детям 12-15 лет.

Третий этап физического образования П.Ф. Лесгафт называл периодом

обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру

прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников

учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время,

метать в цель и т.п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное

чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях.

Этот этап предназначался для школьников старшего возраста – 15-18 лет.

Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались

сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в

трудовых действиях.

В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и

главные задачи физического образования в школе» П.Ф. Лесгафт опубликовал

планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных

периодов развития детей. Они выглядели так:

- для младшего возраста (7-12 лет): 25% времени урока уделялось элемен-

тарным и сложным действиям, 25 % - ходьбе, бегу и метаниям и 50% - играм

(главным образом – одиночным);

- для среднего возраста (12-15 лет): одна треть — элементарным и слож-

ным движениям с бегом, одна треть – прыжкам, метаниям с постепенно увели-

чивающимся напряжением, борьбе, одна треть – играм (главным образом со

сложными двигательными заданиями);

- для старшего возраста (15-18 лет): 50% времени урока отводилось уп-

ражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям,

борьбе и др.), 25% - движениям с отягощениями, 25% - играм.

П.Ф. Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состоять из не-

большого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний,

борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был против-

ником снарядовой гимнастики.

Курсы П.Ф. Лесгафта были одними из наиболее демократичных учебных

заведений России. Сюда принимались люди любой национальности, общест-

венного положения, вероисповедания и имущественного ценза. Значительное

число учащихся были людьми простого звания.

В 1901 г. группа профессоров и литераторов написала протест в Мини-

стерство внутренних дел по поводу призыва киевских и петербургских студен-

тов в армию за их участие в революционных беспорядках. В числе протесто-

вавших был и Петр Францевич. Дело дошло до расправы: Лесгафт вместе с не-

сколькими профессорами был выслан из Петербурга в Териоки (Финляндия).

В 1905 г., воспользовавшись временной свободой, Лесгафт представил ми-

нистру народного просвещения проект учреждения при Биологической лабора-

тории Вольного университета с биологическим, педагогическим и социологи-

ческим отделениями. Новое, преобразованное из курсов, которые к тому време-

ни насчитывали более тысячи слушательниц, учебное заведение, получившее

название Вольной высшей школы (ВВШ), торжественно открылось 13 февраля

1906 г. К 1907 г. число учащихся ВВШ превысило 2 тыс.человек. А в России

ВВШ по-прежнему называли завоевавшими огромную популярность Курсами

Лесгафта.

Педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и

за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физиче-

ской культуры (Санкт-Петербургский университет физической культуры и

спорта им. П.Ф. Лесгафта).

В последующие годы многие положения системы П.Ф. Лесгафта: класси-

фикация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для

школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового

метода физического воспитания и т.д. – существенно уточнялись. И все же сис-

тема физического образования П. Ф. Лесгафта для своего времени была одной

из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до на-

стоящего времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.211.227 (0.031 с.)