Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Физическая культура и спорт в Новейшее время в зарубежных

Поиск

Странах

1. Физическая культура и спорт с начала ХХ в. до Второй мировой войны в

зарубежных странах.

2. Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах после

Второй мировой войны до настоящего времени.

Физическая культура и спорт с начала ХХ в. до Второй мировой

Войны в зарубежных странах.

На рубеже XIX-XX вв. вследствие социально-экономического развития в

жизни людей появились новые потребности. Однако для осуществления новых

идеалов и целей, о которых мечтали гуманисты, надо было преодолеть целый

ряд препятствий. С одной стороны, пришлось столкнуться с трудностями пер-

вооткрывательства, а с другой – с такими силами (фашизм), которые своей по-

литикой всячески препятствовали объединению материальных и духовных

ценностей, созданных человечеством. Положение осложнялось еще и тем, что в

наиболее развитых центрах цивилизации обострились противоречия, которые

оказывали негативное влияние на физическую культуру, искажали ее внутрен-

нее содержание.

Перед Первой мировой войной мировое общественное мнение за исключе-

нием узкой прослойки специалистов, связанных с физической культурой, спор-

том и смежными с ними областями, не могло воспринять физическую культуру

во всей ее сущности. Различные слои, исходя из своего общественного положе-

ния, а иногда из-за предрассудков, порожденных воспитанием, воспринимали

физическую культуру как нечто необходимое либо для военных нужд, либо с

точки зрения охраны здоровья, воспитания или развлекательного и престижно-

го времяпрепровождения.

На первом этапе новейшей эпохи (1917-1945 гг.) получило распростране-

ние также признание непосредственной связи между производством и физиче-

ской культурой. В развитии последней это уже само по себе означало наступ-

ление новой эпохи. Кроме общественной роли физической культуры, у нее поя-

вились новые функции, связанные с развитием способностей, формированием

личности, а также культурные, политические, педагогические, социальные,

прогностические и социально-психологические функции. А известные ранее

функции приобрели новые качества: нервная регенерация активный отдых,

правильное использование свободного времени.

Влияние физической культуры новейшей эпохи, кроме всего прочего, про-

явилось и в том, что она вытеснила из сознания людей предрассудки, связанные

с солнцем, водой и одеждой, и установленные этикетом нормы напряженной

походки и других движений. Человеческое тело, после эпохи древности и Ре-

нессанса обретающее вновь эстетическую ценность и красоту, должно быть

снова воспето и изображено во всем многообразии красок.

Среди других форм культуры физическая культура завоевала для себя со-

ответствующий статус и признание. Физическое воспитание во всем мире при-

обрело статус учебного предмета. В науке о здравоохранении, сосредоточив-

шей свое внимание на щадящем образе жизни, оперативном вмешательстве и

химиотерапии, снова достойное место заняла лечебная гимнастика. Началось

изучение психических явлений, вызываемых двигательными упражнениями.

Спортивные мероприятия, очерченные строгими рамками правил с их внутрен-

ней логикой, техническими и тактическими комбинациями, драматизмом физи-

ческих усилий, стали оказывать на современного культурного человека такое

же эмоциональное воздействие, на которое раньше было способно только ис-

кусство. Представители различных классов и слоев общества обнаружили в са-

мой физической культуре и посредством ее такие возможности, которые могли

быть использованы ими для защиты собственных интересов.

Благодаря растущему интересу к зрелищным мероприятиям, возросшему

числу посетителей соревнований и участников пари наряду с престижностью

спортивных рекордов постепенно утвердились отношения, основанные на ме-

новой стоимости. Специализация спортивной деятельности стала приобретать

глубокий характер. Кроме самих спортсменов в качестве «специалистов» в том

или ином виде спорта, в роли соперников все чаще выступают тренеры, произ-

водители оборудования, организации, обеспечивающие необходимые условия.

Усилия сторонников любительского спорта оказались тщетными, спорт оказал-

ся вовлеченным в сферу общественного разделения труда.

Начавшийся на рубеже веков процесс дифференциации, стандартные спор-

тивные дистанции, типовое спортивное оборудование, установление единых

спортивных правил и норм сделали возможным планирование физической под-

готовки. Благодаря зафиксированным условиям, в которых определялось их

создание и применение, конечная цель активного спорта находила свое вопло-

щение в решении задач, превосходивших по своему значению другие наиболее

доступные задачи. Благодаря им стало возможным приступить к систематиче-

скому совершенствованию тех наиболее разнообразных и наиболее целесооб-

разных форм движения, с помощью которых в рамках действующих правил

можно было повысить шансы на победу. После унифицирования правил возник

вопрос о правильном стиле и технике как о единице измерения оптимальных

возможностей спортсмена, основанного на анализе его движений. Вследствие

этого в технике лучших спортсменов мира, если не считать индивидуальности,

стало проявляться все меньше различий.

Новинки и элементы движения, приводившие к новым достижениям, пере-

нимались тренерами и спортсменами многих стран, более того, они развивали

их дальше и не раз на очередном первенстве превосходили своих учителей.

Спортсмены и тренеры, занимавшиеся греблей, плаванием, бегом и вело-

сипедным спортом, стали понимать, что для роста достижений недостаточно

только совершенствовать снаряжение и технику, а нужно развивать соответст-

вующую силу, скорость и, главным образом, выносливость. Возник т.н. «избы-

точный» или, другими словами, «дополнительный» метод тренировки.

Однако стремление к одновременному увеличению объемов и темпа тре-

нировок поставило тренеров, занятых обычно в нескольких видах спорта, перед

новыми вопросами. Они столкнулись с проблемой монотонности и с целой се-

рией провалов, связанных с упадком духа спортсменов перед началом соревно-

ваний. Законами взаимосвязи между внешними раздражителями и внутренней

приспособляемостью живого организма уже раньше владели специалисты в об-

ласти французской физиологии XIX века. Однако их перенос в закрытую в пол-

ном смысле этого слова среду любительского спорта мог быть осуществлен

лишь путем сложного механизма.

Возросшие требования, начиная с 1920-х гг., постепенно оттеснили на вто-

рой план идеал универсального спортсмена начала века. Спортсмены стали

специализироваться в одном виде спорта, более того, тренеры стали неодобри-

тельно смотреть на тех, кто занимался и другим видом.

Однако участие в соревнованиях по одному виду спорта (изменившийся

опыт тренировок и соревнований) вызвало новые проблемы. Специалисты об-

наружили, что, несмотря на увеличение количества тренировок, повышение

скорости, интенсификации поединков, результаты не улучшаются в желаемых

пределах. Поэтому они стали искать в других направлениях. В тренировочные

занятия были включены различного рода вспомогательные, дополняющие, спе-

циальные укрепляющие и расслабляющие движения, т.н. целевая гимнастика.

Для людей со слабыми мышцами живота или ног были составлены особые си-

ловые упражнения. Бегуны на средние и длинные дистанции в северных стра-

нах временами использовали тяжелые сапоги или обувь, оснащенную утяжели-

телями из олова. Спортсменов со слабо развитым торсом заставляли заниматься

тяжелой атлетикой или греблей. Занятия тяжелоатлетов, боксеров и борцов, об-

ладавших твердой мускулатурой, дополнялись расслабляющими движениями.

Следуя опыту скандинавов, наступающий после соревнований мертвый сезон

стали использовать для укрепляющих занятий, повышающих общую спортив-

ную кондицию. Начиная с 1930-х гг. уже сознательно стали использовать до-

полняющие виды спорта.

В соответствии со стилем и манерой игры в шахматах, регби, хоккее, фут-

боле, легкой атлетике, водном поло и состязаниях по борьбе на передний план

стал выдвигаться вопрос о роли тактической подготовки. В фехтовании, борьбе,

боксе, да, пожалуй, и в легкой атлетике стали изучать привычки, действия и

тактические маневры наиболее серьезных соперников. Подготовка спортсменов

велась с учетом слабых мест будущих соперников.

В некоторых случаях постепенное усовершенствование первоначальных

технических средств приводило к возникновению новых видов спорта. В нача-

ле 1920-х гг. возник дельтапланерный спорт. А после пятилетних попыток –

термиковые полеты, которые до 1950 г. были господствующими среди любите-

лей планерного спорта. Аналогичный эволюционный процесс происходил в

зимних горнолыжных видах спорта – скоростном спуске и слаломе. С введени-

ем подъемников возросло количество попыток. Хрупкие, а потому опасные

лыжи были заменены гибкими клееными лыжами с кабельными креплениями.

На трассах появились слаломные ворота. Революцией в лыжной технике яви-

лись запатентованные в 1926 г. в Зальцбурге лыжный желобок и окантовка.

Лыжи новой конструкции обеспечивали безопасность даже при спусках на кру-

тых склонах.

Одной из особенностей развития физической культуры и спорта в период

между мировыми войнами стала милитаризация. Наиболее полно в межвоен-

ный период и особенно в период фашизма милитаризация физического воспи-

тания проявилась в Германии. Спортивная наука, выполняя социальный заказ,

занималась не проблемами всестороннего воспитания личности, а вопросами

военно-физической подготовки основной массы населения. «Чистый ариец»

должен был пройти «жесткую школу»: с 10 до 13 лет в «Юнгфольке», с 14 до

18 лет в «Гитлер-югенде», сдать практические нормы и экзамены, получив «во-

енное свидетельство». Основу военно-физической подготовки молодых немцев

составлял введенный в 1934 г. «гелендешпорт» (спорт на местности): длитель-

ные марши с ночлегами в лесу, ориентирование, стрельба, метание гранаты,

плавание в одежде, бег с преодолением препятствий, преодоление болот, лаза-

нье по деревьям и скалам, упражнения с отягощением, переползания и др., мно-

гие упражнения из системы скаутинга, но с ужесточенной направленностью на

военную подготовленность. В конце этой программы 18 - 35-летние мужчины

сдавали нормы на имперский значок трех степеней (золотой, серебряный и

бронзовый).

С 1937 г. в школах Германии вводится пять уроков физического воспита-

ния и один «спортивный день» в неделю – специальный день соревнований, в

которых были обязаны участвовать все школьники.

Милитаризация физического воспитания в предвоенные годы в разной

степени охватила многие страны, особенно этот процесс коснулся стран – уча-

стниц Второй мировой войны, а их было более 70.

В 1920-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре –

профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было вы-

явлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой про-

цесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости,

способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным

рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих

данных уже в 1920-е гг. во многих развитых странах начали настаивать на

включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. От-

дельные наиболее крупные предприятия даже ввели у себя должности препода-

вателей (инструкторов) физической культуры. Но пока это были лишь единич-

ные случаи. Внедрение производственной гимнастики еще долгое время оста-

валось нерешенной проблемой, так как на большинстве предприятий ее не мог-

ли связать с производительностью труда: часть физиологов труда возражала

против содержания самой гимнастики, в частности однообразия ее упражнений,

производственной гимнастики избегали и сами рабочие, предполагая, что она

направлена в первую очередь на интенсификацию труда, а не на улучшение их

здоровья. Тем не менее, в Германии, где четко наметилась тенденция к государ-

ственному, а затем (с приходом Гитлера к власти) тоталитарному управлению

физическим воспитанием и спортом, в 1920 г. вводится «паузентурнен».

Спортивное движение довольно быстро преодолело застой, вызванный

Первой мировой войной. Представители видов спорта уже во время напряжен-

ных политических переговоров между победившими и побежденными нациями

сумели найти путь к возрождению спортивного обмена. Экономические и по-

литические группировки различного толка открыли в области физической

культуры скрытые возможности для своих манипуляций. В общественном соз-

нании укоренился культ спортивных рекордов. Уровень технических достиже-

ний, изменения в жизненном укладе, женская эмансипация, новые потребности

в движении и самовыражении сделали формы соперничества еще более диффе-

ренцированными. Размах спортивного движения характеризует и большое чис-

ло международных спортивных союзов, созданных в период между двумя ми-

ровыми войнами.

В организации международных первенств по отдельным видам спорта

(чемпионаты Европы, мира, розыгрыш кубков) большую роль играли такие

факторы, как авторитет меценатствующих кругов, число занимающихся спор-

том и болельщиков, активность международных федераций. В то же время

нельзя не обратить внимание на тот факт, что официальные международные

первенства по таким довольно рано сформировавшимся видам спорта, как лег-

кая атлетика, плавание, фехтование, лыжи, бокс и борьба, стали разыгрываться

только в 1920-х гг. или даже позднее. Что касается легкой атлетики, здесь ска-

зывались противоречия между английскими и американскими федерациями, а в

плавании игравшие ведущую роль американцы важнейшим соревнованием счи-

тали олимпийские игры. Как известно, в зимних видах спорта проведению со-

ревнований препятствовало сопротивление со стороны северных стран. В тен-

нисе англичане до сих пор отстаивают честь Уимблдонского турнира как не-

официального первенства мира. В боксе, борьбе и тяжелой атлетике «чемпио-

наты мира», устраиваемые профессиональными предпринимателями, затормо-

зили организацию и проведение международных соревнований спортсменов-

любителей. В дзюдо охранявшие тайну самозащиты официальные спортивные

круги Японии выступали противниками проведения международных соревно-

ваний. Различия во взглядах, возникшие в отдельных видах спорта, усилива-

лись благодаря противоречиям политического характера, борьбе за влияние в

создаваемых федерациях, небеспристрастному толкованию правил, дискрими-

национным устремлениям. Комплектность международных форумов по гребле

на байдарках, ручному мячу и дзюдо, созданных и находившихся под влиянием

германских федераций, федерации многих стран так и не признали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.01 с.)