Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Физическая культура и спорт в Новейшее время в зарубежныхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Странах 1. Физическая культура и спорт с начала ХХ в. до Второй мировой войны в зарубежных странах. 2. Развитие физической культуры и спорта в зарубежных странах после Второй мировой войны до настоящего времени. Физическая культура и спорт с начала ХХ в. до Второй мировой Войны в зарубежных странах. На рубеже XIX-XX вв. вследствие социально-экономического развития в жизни людей появились новые потребности. Однако для осуществления новых идеалов и целей, о которых мечтали гуманисты, надо было преодолеть целый ряд препятствий. С одной стороны, пришлось столкнуться с трудностями пер- вооткрывательства, а с другой – с такими силами (фашизм), которые своей по- литикой всячески препятствовали объединению материальных и духовных ценностей, созданных человечеством. Положение осложнялось еще и тем, что в наиболее развитых центрах цивилизации обострились противоречия, которые оказывали негативное влияние на физическую культуру, искажали ее внутрен- нее содержание. Перед Первой мировой войной мировое общественное мнение за исключе- нием узкой прослойки специалистов, связанных с физической культурой, спор- том и смежными с ними областями, не могло воспринять физическую культуру во всей ее сущности. Различные слои, исходя из своего общественного положе- ния, а иногда из-за предрассудков, порожденных воспитанием, воспринимали физическую культуру как нечто необходимое либо для военных нужд, либо с точки зрения охраны здоровья, воспитания или развлекательного и престижно- го времяпрепровождения. На первом этапе новейшей эпохи (1917-1945 гг.) получило распростране- ние также признание непосредственной связи между производством и физиче- ской культурой. В развитии последней это уже само по себе означало наступ- ление новой эпохи. Кроме общественной роли физической культуры, у нее поя- вились новые функции, связанные с развитием способностей, формированием личности, а также культурные, политические, педагогические, социальные, прогностические и социально-психологические функции. А известные ранее функции приобрели новые качества: нервная регенерация активный отдых, правильное использование свободного времени. Влияние физической культуры новейшей эпохи, кроме всего прочего, про- явилось и в том, что она вытеснила из сознания людей предрассудки, связанные с солнцем, водой и одеждой, и установленные этикетом нормы напряженной походки и других движений. Человеческое тело, после эпохи древности и Ре- нессанса обретающее вновь эстетическую ценность и красоту, должно быть снова воспето и изображено во всем многообразии красок. Среди других форм культуры физическая культура завоевала для себя со- ответствующий статус и признание. Физическое воспитание во всем мире при- обрело статус учебного предмета. В науке о здравоохранении, сосредоточив- шей свое внимание на щадящем образе жизни, оперативном вмешательстве и химиотерапии, снова достойное место заняла лечебная гимнастика. Началось изучение психических явлений, вызываемых двигательными упражнениями. Спортивные мероприятия, очерченные строгими рамками правил с их внутрен- ней логикой, техническими и тактическими комбинациями, драматизмом физи- ческих усилий, стали оказывать на современного культурного человека такое же эмоциональное воздействие, на которое раньше было способно только ис- кусство. Представители различных классов и слоев общества обнаружили в са- мой физической культуре и посредством ее такие возможности, которые могли быть использованы ими для защиты собственных интересов. Благодаря растущему интересу к зрелищным мероприятиям, возросшему числу посетителей соревнований и участников пари наряду с престижностью спортивных рекордов постепенно утвердились отношения, основанные на ме- новой стоимости. Специализация спортивной деятельности стала приобретать глубокий характер. Кроме самих спортсменов в качестве «специалистов» в том или ином виде спорта, в роли соперников все чаще выступают тренеры, произ- водители оборудования, организации, обеспечивающие необходимые условия. Усилия сторонников любительского спорта оказались тщетными, спорт оказал- ся вовлеченным в сферу общественного разделения труда. Начавшийся на рубеже веков процесс дифференциации, стандартные спор- тивные дистанции, типовое спортивное оборудование, установление единых спортивных правил и норм сделали возможным планирование физической под- готовки. Благодаря зафиксированным условиям, в которых определялось их создание и применение, конечная цель активного спорта находила свое вопло- щение в решении задач, превосходивших по своему значению другие наиболее доступные задачи. Благодаря им стало возможным приступить к систематиче- скому совершенствованию тех наиболее разнообразных и наиболее целесооб- разных форм движения, с помощью которых в рамках действующих правил можно было повысить шансы на победу. После унифицирования правил возник вопрос о правильном стиле и технике как о единице измерения оптимальных возможностей спортсмена, основанного на анализе его движений. Вследствие этого в технике лучших спортсменов мира, если не считать индивидуальности, стало проявляться все меньше различий. Новинки и элементы движения, приводившие к новым достижениям, пере- нимались тренерами и спортсменами многих стран, более того, они развивали их дальше и не раз на очередном первенстве превосходили своих учителей. Спортсмены и тренеры, занимавшиеся греблей, плаванием, бегом и вело- сипедным спортом, стали понимать, что для роста достижений недостаточно только совершенствовать снаряжение и технику, а нужно развивать соответст- вующую силу, скорость и, главным образом, выносливость. Возник т.н. «избы- точный» или, другими словами, «дополнительный» метод тренировки. Однако стремление к одновременному увеличению объемов и темпа тре- нировок поставило тренеров, занятых обычно в нескольких видах спорта, перед новыми вопросами. Они столкнулись с проблемой монотонности и с целой се- рией провалов, связанных с упадком духа спортсменов перед началом соревно- ваний. Законами взаимосвязи между внешними раздражителями и внутренней приспособляемостью живого организма уже раньше владели специалисты в об- ласти французской физиологии XIX века. Однако их перенос в закрытую в пол- ном смысле этого слова среду любительского спорта мог быть осуществлен лишь путем сложного механизма. Возросшие требования, начиная с 1920-х гг., постепенно оттеснили на вто- рой план идеал универсального спортсмена начала века. Спортсмены стали специализироваться в одном виде спорта, более того, тренеры стали неодобри- тельно смотреть на тех, кто занимался и другим видом. Однако участие в соревнованиях по одному виду спорта (изменившийся опыт тренировок и соревнований) вызвало новые проблемы. Специалисты об- наружили, что, несмотря на увеличение количества тренировок, повышение скорости, интенсификации поединков, результаты не улучшаются в желаемых пределах. Поэтому они стали искать в других направлениях. В тренировочные занятия были включены различного рода вспомогательные, дополняющие, спе- циальные укрепляющие и расслабляющие движения, т.н. целевая гимнастика. Для людей со слабыми мышцами живота или ног были составлены особые си- ловые упражнения. Бегуны на средние и длинные дистанции в северных стра- нах временами использовали тяжелые сапоги или обувь, оснащенную утяжели- телями из олова. Спортсменов со слабо развитым торсом заставляли заниматься тяжелой атлетикой или греблей. Занятия тяжелоатлетов, боксеров и борцов, об- ладавших твердой мускулатурой, дополнялись расслабляющими движениями. Следуя опыту скандинавов, наступающий после соревнований мертвый сезон стали использовать для укрепляющих занятий, повышающих общую спортив- ную кондицию. Начиная с 1930-х гг. уже сознательно стали использовать до- полняющие виды спорта. В соответствии со стилем и манерой игры в шахматах, регби, хоккее, фут- боле, легкой атлетике, водном поло и состязаниях по борьбе на передний план стал выдвигаться вопрос о роли тактической подготовки. В фехтовании, борьбе, боксе, да, пожалуй, и в легкой атлетике стали изучать привычки, действия и тактические маневры наиболее серьезных соперников. Подготовка спортсменов велась с учетом слабых мест будущих соперников. В некоторых случаях постепенное усовершенствование первоначальных технических средств приводило к возникновению новых видов спорта. В нача- ле 1920-х гг. возник дельтапланерный спорт. А после пятилетних попыток – термиковые полеты, которые до 1950 г. были господствующими среди любите- лей планерного спорта. Аналогичный эволюционный процесс происходил в зимних горнолыжных видах спорта – скоростном спуске и слаломе. С введени- ем подъемников возросло количество попыток. Хрупкие, а потому опасные лыжи были заменены гибкими клееными лыжами с кабельными креплениями. На трассах появились слаломные ворота. Революцией в лыжной технике яви- лись запатентованные в 1926 г. в Зальцбурге лыжный желобок и окантовка. Лыжи новой конструкции обеспечивали безопасность даже при спусках на кру- тых склонах. Одной из особенностей развития физической культуры и спорта в период между мировыми войнами стала милитаризация. Наиболее полно в межвоен- ный период и особенно в период фашизма милитаризация физического воспи- тания проявилась в Германии. Спортивная наука, выполняя социальный заказ, занималась не проблемами всестороннего воспитания личности, а вопросами военно-физической подготовки основной массы населения. «Чистый ариец» должен был пройти «жесткую школу»: с 10 до 13 лет в «Юнгфольке», с 14 до 18 лет в «Гитлер-югенде», сдать практические нормы и экзамены, получив «во- енное свидетельство». Основу военно-физической подготовки молодых немцев составлял введенный в 1934 г. «гелендешпорт» (спорт на местности): длитель- ные марши с ночлегами в лесу, ориентирование, стрельба, метание гранаты, плавание в одежде, бег с преодолением препятствий, преодоление болот, лаза- нье по деревьям и скалам, упражнения с отягощением, переползания и др., мно- гие упражнения из системы скаутинга, но с ужесточенной направленностью на военную подготовленность. В конце этой программы 18 - 35-летние мужчины сдавали нормы на имперский значок трех степеней (золотой, серебряный и бронзовый). С 1937 г. в школах Германии вводится пять уроков физического воспита- ния и один «спортивный день» в неделю – специальный день соревнований, в которых были обязаны участвовать все школьники. Милитаризация физического воспитания в предвоенные годы в разной степени охватила многие страны, особенно этот процесс коснулся стран – уча- стниц Второй мировой войны, а их было более 70. В 1920-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре – профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было вы- явлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой про- цесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 1920-е гг. во многих развитых странах начали настаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. От- дельные наиболее крупные предприятия даже ввели у себя должности препода- вателей (инструкторов) физической культуры. Но пока это были лишь единич- ные случаи. Внедрение производственной гимнастики еще долгое время оста- валось нерешенной проблемой, так как на большинстве предприятий ее не мог- ли связать с производительностью труда: часть физиологов труда возражала против содержания самой гимнастики, в частности однообразия ее упражнений, производственной гимнастики избегали и сами рабочие, предполагая, что она направлена в первую очередь на интенсификацию труда, а не на улучшение их здоровья. Тем не менее, в Германии, где четко наметилась тенденция к государ- ственному, а затем (с приходом Гитлера к власти) тоталитарному управлению физическим воспитанием и спортом, в 1920 г. вводится «паузентурнен». Спортивное движение довольно быстро преодолело застой, вызванный Первой мировой войной. Представители видов спорта уже во время напряжен- ных политических переговоров между победившими и побежденными нациями сумели найти путь к возрождению спортивного обмена. Экономические и по- литические группировки различного толка открыли в области физической культуры скрытые возможности для своих манипуляций. В общественном соз- нании укоренился культ спортивных рекордов. Уровень технических достиже- ний, изменения в жизненном укладе, женская эмансипация, новые потребности в движении и самовыражении сделали формы соперничества еще более диффе- ренцированными. Размах спортивного движения характеризует и большое чис- ло международных спортивных союзов, созданных в период между двумя ми- ровыми войнами. В организации международных первенств по отдельным видам спорта (чемпионаты Европы, мира, розыгрыш кубков) большую роль играли такие факторы, как авторитет меценатствующих кругов, число занимающихся спор- том и болельщиков, активность международных федераций. В то же время нельзя не обратить внимание на тот факт, что официальные международные первенства по таким довольно рано сформировавшимся видам спорта, как лег- кая атлетика, плавание, фехтование, лыжи, бокс и борьба, стали разыгрываться только в 1920-х гг. или даже позднее. Что касается легкой атлетики, здесь ска- зывались противоречия между английскими и американскими федерациями, а в плавании игравшие ведущую роль американцы важнейшим соревнованием счи- тали олимпийские игры. Как известно, в зимних видах спорта проведению со- ревнований препятствовало сопротивление со стороны северных стран. В тен- нисе англичане до сих пор отстаивают честь Уимблдонского турнира как не- официального первенства мира. В боксе, борьбе и тяжелой атлетике «чемпио- наты мира», устраиваемые профессиональными предпринимателями, затормо- зили организацию и проведение международных соревнований спортсменов- любителей. В дзюдо охранявшие тайну самозащиты официальные спортивные круги Японии выступали противниками проведения международных соревно- ваний. Различия во взглядах, возникшие в отдельных видах спорта, усилива- лись благодаря противоречиям политического характера, борьбе за влияние в создаваемых федерациях, небеспристрастному толкованию правил, дискрими- национным устремлениям. Комплектность международных форумов по гребле на байдарках, ручному мячу и дзюдо, созданных и находившихся под влиянием германских федераций, федерации многих стран так и не признали.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.01 с.) |