Г. Спорт и игры в быту дворянства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Спорт и игры в быту дворянства.



Государственные преобразования в области экономики, военного дела и

культуры, проведенные в XVIII в., обеспечили возвышение дворянского сосло-

вия. Царское правительство стало стремиться к повышению духовной и физи-

ческой культуры дворян. В 1717 г. вышла в свет книга «Юности честное зерца-

ло», представлявшая собой свод правил поведения молодых дворян в высшем

обществе. Для поднятия культуры дворянства учреждались ассамблеи (впо-

следствии – дворянские собрания), на которых проводились игры, танцы и

другие развлечения. Особое внимание Петр I уделял привлечению дворян к па-

русному и гребному делу. При этом он преследовал практическую цель – по-

полнение военно-морского флота офицерскими кадрами. В бесплатное пользо-

вание дворянам было отдано 141 судно. В определенные дни и часы они соби-

рались на Неве и обучались управлению парусом, изучали искусство гребли.

В быту дворянской знати России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, За-

кавказья и Средней Азии широко были развиты фехтование на эспадронах, саб-

лях, рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из лука, ружей и пистолетов; охота

пешая, конная, псовая и с птицами; верховая езда, как среди мужчин, так и

женщин. Это были дворянские виды спорта. Они служили знати средствами

развлечения. Для обучения фехтованию и верховой езде приглашались специа-

листы – больше всего иностранцы: фехтмейстеры – учителя фехтования и бе-

рейторы – учителя верховой езды.

В первой половине XIX в. получили распространение различные фехто-

вальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные спортивные за-

ведения, предназначенные для аристократических кругов. Периодически про-

водились состязания по конному спорту (бега, скачки) и на русских тройках.

Для занятий и развлечений строились специальные сооружения: манежи, тиры,

ипподромы, катальные горы.

В конце XVIII и первой половине XIX в. начали выходить пособия, в кото-

рых излагались основы техники, тактики и методики обучения фехтованию,

плаванию, стрельбе и другим видам физических упражнений. В 1796 г. учитель

фехтования Балтазар Фишер написал книгу «Искусство фехтования во всем его

пространстве». В 1808 г. вышла книга Тевенота «Искусство плавать с рассуж-

дениями». В середине XIX в. были опубликованы еще два учебных пособия по

фехтованию: Н.В. Соколова «Начертание правил фехтовального искусства»

(1843 г.) и И.Е. Севербрика «Руководство к изучению фехтования на рапирах и

эспадронах» (1852 г.).

В дворянском быту значительное место занимали игры с мячом, шахматы,

шашки. При Екатерине II был выписан из Франции «профессор мячиковой иг-

ры», который обучал дворянскую молодежь игре в «же де пом», прообраз со-

временного тенниса. Дворяне с увлечением играли в волан (напоминавший наш

бадминтон), лапту, горелки, крокет и другие игры.

Д. Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области

Физического воспитания.

Передовые люди России XVIII и первой половины XIX столетия своей

деятельностью внесли значительный вклад в педагогическую теорию физиче-

ского воспитания. Еще сподвижники Петра I обращали внимание на физиче-

ское воспитание как полезную науку. Ученый и государственный деятель Ва-

силий Никитич Татищев (1686-1750 гг.), подразделяя все науки на нужные, по-

лезные, щегольские, любопытные и вредительские, относил фехтование,

стрельбу и верховую езду к наукам нужным.

Огромное значение для развития русской науки и педагогики имели труды

и деятельность выдающегося ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-

1765 гг.). Он проявлял большую заботу об охране здоровья народа, гигиене,

режиме питания. Гениальный ученый считал, что особое значение для сохране-

ния здоровья и физического развития имеет движение. Он предполагал поста-

вить перед правительством вопрос о государственных мероприятиях по разви-

тию физического воспитания в России

Русские ученые и врачи стремились дать естественнонаучное обоснование

физическому воспитанию. Академик А.П. Протасов в 1765 г. выступил в Ака-

демии наук с докладом «О физическом воспитании детей» и «О необходимости

движения для сохранения здоровья».

Много внимания физическому воспитанию в своей педагогической дея-

тельности уделял Иван Иванович Бецкой (1704-1795 гг.). И.И. Бецкой выступил

инициатором создания воспитательных учреждений. В Москве и Петербурге, а

затем и в некоторых других городах России были открыты воспитательные до-

ма для детей разных сословий, кроме крепостных крестьян. В «Кратком настав-

лении, выбранном из лучших авторов, с некоторыми физическими примеча-

ниями в воспитании детей от рождения до юношества» (1766 г.), а также в Ус-

таве и программе для воспитательных учреждений Бецкой установил возрас-

тные группы (от рождения до 18 лет), с учетом которых следовало проводить

физическое воспитание. К средствам физического воспитания он относил зака-

ливание, чистый воздух, режим питания и сна, игры, различные «телодвиже-

ния».

Значительное место физическое воспитание занимало в педагогической

деятельности и трудах Николая Ивановича Новикова (1744-1818 гг.). Н.И. Но-

виков много делал для просвещения простых людей, возглавлял общественное

движение за создание школ для народа и оказание помощи учителям. Он рас-

сматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умст-

венное. Н.И. Новиков первый в России ввел понятие «физическое воспитание».

Он рекомендовал начинать физическое воспитание детей с грудного возраста

(закаливание, питание, режим). Затем физическое воспитание следовало допол-

нять ходьбой, подвижными играми, бегом, борьбой, народными танцами под

музыку. Н.И. Новиков был против телесных наказаний детей. Он советовал

воспитывать в них любовь и уважение к взрослым, трудолюбие, бережливость,

скромность и другие достоинства.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802 гг.) выступал в защиту народ-

ных масс, отстаивал в философии материалистические взгляды на природу,

рассматривал человека в единстве его психического и физического развития.

Он первым в России провозгласил идею о необходимости всестороннего воспи-

тания человека для того, чтобы подготовить верного сына отечества.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848 гг.) и Александр Иванович

Герцен (1812-1870 гг.) подвергли критике официальную педагогику, современ-

ную им школу за сословность воспитания, за отрыв содержания обучения от

практики жизни. Они требовали светского, общедоступного образования и вос-

питания, в результате которых ученик в первую очередь должен стать всесто-

ронне развитым человеком.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен рассматривали природу человека в единстве

духовного и физического. Гармоническое развитие человека – основное поло-

жение их педагогических взглядов. В содержание воспитания на равных долж-

ны входить умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Большое внимание В.Г. Белинский и А.И. Герцен уделяли воспитанию де-

тей в семье. Физическое воспитание должно ставить своей задачей развитие си-

лы, ловкости, смелости, решительности и других физических, а также нравст-

венных и моральных качеств. При занятиях физическими упражнениями необ-

ходимо было учитывать анатомо-физиологические особенности детского орга-

низма, прививать детям правила общественной и личной гигиены. В качестве

средств физического воспитания следовало широко использовать народные ви-

ды физических упражнений (бег, прыжки, борьбу, метания и др.), гимнастиче-

ские забавы и особенно всевозможные игры.

VII. Создание и развитие в России системы физического образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.013 с.)