VI. Развитие физической культуры в России с древнейших времен до
Похожие статьи вашей тематики
XX в.
1. Зарождение физической культуры у народов, проживающих на террито-
рии России.
2. Физическое воспитание в ранний период феодализма (IX-XII вв.).
3. Развитие физической культуры в Российской империи в XVIII – первой
половине XIX в.
А. Введение физического воспитания в учебных заведениях.
Б. Военно-физическая подготовка в русской армии.
В. Физическое воспитание и спорт в народном быту.
Г. Спорт и игры в быту дворянства.
Д. Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физи-
ческого воспитания.
Зарождение физической культуры у народов, проживающих на тер-
Ритории России.
Возникновение физических упражнений и игр у народов нашей страны,
проживающих на современной территории России как и у других народов мира,
относится к первобытному обществу. Археологические и этнографические ис-
следования, проводившиеся в южных, восточных и северных районах, дают ос-
нование говорить о применении различных видов физических упражнений и
игр в трудовом и военном воспитании древних людей нашей Родины. У многих
народов сохранились игры и физические упражнения, уходящие своими корня-
ми в далекое прошлое. Они отражали охотничью, рыболовную, скотоводче-
скую, земледельческую, военную и бытовую деятельность племен и родов пер-
вобытного общества. У древних народов бытовали верховая езда, метания раз-
ных предметов, стрельба из лука, разнообразные игры. Народы Севера с IV-III
тыс. до н.э. применяли в охоте и быту передвижение на лыжах. У нанайцев,
манси, ненцев и других народностей Сибири и Дальнего Востока широко в вос-
питательных целях использовались состязательные игры с бегом, метания ко-
пья, дротиков, гребля, игры в медведя и оленя. Многие игры и физические уп-
ражнения русского, белорусского народов и жителей Прибалтики в своем пер-
воначальном состоянии относятся к древним состязательным играм.
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в
процессе включения детей в конкретные виды деятельности. В первобытных
родовых общинах подростки, достигшие 14 лет, проходили специальную под-
готовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, разви-
вали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали
к религиозным тайнам. Этот этап подготовки завершался обрядом инициации, в
ходе которого подростки должны были доказывать свою физическую и соци-
альную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными члена-
ми общин, получали статус взрослого человека.
Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности
(охоте, изготовлению орудий труда), а девочек – к женским (сбору растений,
приготовлению пищи, ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми).
В VI-IX вв. у восточных славян общая направленность воспитания была
неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой
социальной группы. Этот образ олицетворял в себе как бы высшую цель воспи-
тания, в принципе недостижимую, но определявшую его общую конечную на-
правленность. Каждому периоду исторического развития соответствовал и свой
образ героя-богатыря. Старинные русские былины и сказки показывают иде-
альный образ богатыря-воина – Никиты Кожемяки, Ильи Муромца, Добрыни
Никитича, Алеши Поповича и др. Богатырь предстает перед нами не только как
физически непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий
трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими
врагами. Установлено, что былины родились в крестьянской среде, в самой
многострадальной части населения Древней Руси. Все беды и невзгоды Русской
земли в первую очередь и наиболее тяжко ложились на их плечи, поэтому не
случаен был отбор характеров былинных героев, не случайно складывались их
образы.
|