Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Введение физического воспитания в учебных заведениях.

Поиск

В условиях преобразований, которые проводились в России Петром I соз-

дались потребности в квалифицированных кадрах. В стране стали открываться

светские специальные учебные заведения. Они готовили кадры для промыш-

ленности, армии, флота и государственной службы. В 1701 г. в Москве была

открыта школа математических и навигационных наук. В этой школе физиче-

ская подготовка впервые вводилась в качестве обязательного учебного предме-

та. В последующие годы физическое воспитание предусматривалось и в других

учебных заведениях: Морской академии, кадетских корпусах.

К основным средствам физического воспитания в зависимости от условий

мест занятий, наличия учителей и специфики учебного заведения относились:

фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы

и игры.

Во второй половине XVIII в. открылись гимназии и пансионаты для обу-

чения детей дворян и разночинцев. Здесь внимание обращалось на привитие

учащимся внешних манер поведения, умения вести себя в высшем свете. В

гимназиях наряду с другими предметами обучали фехтованию, танцам, свет-

ским манерам.

В начале XIX в. создалась государственная система образования в стране.

В 1802 г. было учреждено министерство народного просвещения. В 1804 г. был

принят Устав учебных заведений, по которому оформлялась система образова-

ния, включавшая в себя приходские и уездные училища, гимназии и универси-

теты. В гимназиях и университетах физическое воспитание числилось как не-

обязательный предмет. Его рекомендовалось проводить там, где есть возмож-

ность заниматься телесными упражнениями. Но такие возможности (средства,

помещения, учителя и др.) в подавляющем большинстве учебных заведений от-

сутствовали.

Б. Военно-физическая подготовка в русской армии.

Военные реформы конца XVII и начала XVIII вв. оказали решающее влия-

ние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Все

началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского полков.

Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь

были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и др. В первое время

основное внимание уделялось военным играм. В ходе потех (игр) совершенст-

вовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносли-

вость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводи-

лись в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось ов-

ладению штыковым боем, поскольку в боевой обстановке часто приходилось

вступать в рукопашную схватку. Петр I рассматривал эти игры как репетицию

перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать ис-

кусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

При Петре I были заложены основы русского военно-морского флота.

Принимались решительные меры по обучению военно-морскому искусству.

Первые занятия по обучению парусному и гребному делу проводились на реке

Яузе.

После смерти Петра I передовая часть русского офицерства – П.А. Румян-

цев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и другие – в подразделениях, которыми им

приходилось командовать, старались не только сохранить, но и развивать

дальше петровские традиции. Особенно большая заслуга принадлежит Алек-

сандру Васильевичу Суворову (1730-1800 гг.). Он поднял систему подготовки

войск на такой уровень, на котором она не стояла в те времена ни в одной стра-

не мира. В своих литературных произведениях «Полковое учреждение» и

«Наука побеждать» он изложил взгляды на военно-физическую подготовку

солдат и офицеров. Суворовские принципы военного искусства включали в се-

бя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражне-

ние), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. В военных надо развивать

быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск.

В системе А.В. Суворова важное место занимали морально-волевая подготовка,

воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его

направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов,

П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры и генералы, прославившиеся

в Отечественной войне 1812 г. Однако с окончанием этой войны и созданием

«Священного союза» (1815 г.) в русской армии снова наступила полоса реак-

ции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров

были преданы забвению.

В конце 1830-х гг. делались попытки внести кое-какие изменения, направ-

ленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных

соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтова-

нию. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму про-

ведения армейских занятий. В 1838 г. была разработана инструкция по приме-

нению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были, во-

первых, обеспечить физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и,

во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. За-

нятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном

различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передо-

вая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила

широкого распространения. Поражение императорской России в Крымской

войне в середине 50-х гг. XIX в. вскрыло существенные недостатки в боевой и

физической подготовке войск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.009 с.)