II. Физическая культура и спорт в Древнем мире. Физическая культу- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Физическая культура и спорт в Древнем мире. Физическая культу-



Ра в первобытном и рабовладельческом обществе

1. Физическая культура первобытного общества. Истоки физической куль-

туры.

2. Развитие физической культуры в Древней Греции.

А. Физическая культура в Спарте.

Б. Физическая культура в Афинах.

В. Олимпийские игры античности.

Г. Педагогические идеи и естественно-научные вопросы физического вос-

питания.

3. Физическая культура в Древнем Риме.

Физическая культура первобытного общества. Истоки физической

Культуры.

Формирование физической культуры как специфической сферы общест-

венной деятельности, обособленной от других видов деятельности, необходи-

мых для существования, произошло 80 000-8000 гг. до н.э.

Предыстория физической культуры начинается с того, что вся физическая

и умственная деятельность человека первоначально ограничивалась непосред-

ственным обеспечением условий существования.

Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры мы мо-

жем проследить за развитием человека со 150 000 г. до н.э. В этот период на

арену истории вышел неандерталец. Его скелет, строение тела, размеры черепа

и черты лица, воссозданные учеными, почти не отличались от современного

человека. Он мог изготавливать и использовать орудия из дерева, камня, кости.

В общественном смысле он мог разрабатывать модели действий. В ходе этого

при добывании пищи с помощью огня возросла роль охоты. Произошло на-

чальное разделение труда между мужчинами и женщинами. Главным источни-

ком существования стала охота на крупных животных. Однако мамонты, пе-

щерные медведи и туры оказались опасными противниками. Удачную охоту на

них можно было обеспечить только с помощью заранее изготовленных и опро-

бованных средств, организованных совместных действий всех членов клана. В

процессе этого древний человек научился наиболее рационально использовать

в качестве метательного оружия разнообразные предметы: палку, пращу, остро-

гу, копье. Он открыл для себя способ метания, значительно увеличивающий

дальность полета. В процессе применения метательного оружия он, владея

своими мышцами, мог рассчитывать затрачиваемую энергию в зависимости от

отдаленности цели, координировать собственные движения.

На основе сменявших друг друга успехов и неудач человек обнаружил, что

одни действия ведут к успешным результатам, а другие – к неудачам. В то же

время он осознал значение потенциала, заключенного в рациональном владении

оружием, атакующим и оборонительным движениям и возможности заимство-

вать эти способы у других. Древний человек все чаще наблюдал и применял те

закономерности в движениях, с помощью которых можно было преодолеть

водные препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшиеся

при охоте на дичь или при спасении бегством от противника бег и прыжки че-

рез препятствия в рамках магических действий начали самостоятельное разви-

тие. Появились синтезированные формы бега на расстояние, прыжков, танце-

вальных и метательных движений.

Наступивший в конце этой эпохи скачок в развитии человечества был вы-

зван изобретением лука приблизительно в 12000 г. до н.э. Стрела, выпущенная

из нового механического «стрелкового оружия», давала возможность добывать

много мелкой дичи, птицы и рыбы. В образе жизни племен, владевших луком,

наступили значительные изменения. В богатых дичью низинах и долинах рек

возникали относительно постоянные поселения. В арсенал движений, которым

обучалась молодежь, стала входить военная подготовка. Вероятно, в связи с

возросшими в этой области задачами получили развитие формы подготовки к

вступлению в зрелый возраст, а точнее, в ее заключительный акт – обряд по-

священия. Формировались организованные формы воспитания и начальные

формы воспитательной деятельности.

Физическое развитие человека сопровождалось своеобразными магиче-

скими действиями. Магию древних веков еще нельзя считать религией в совре-

менном понимании этого слова. В ней не было молитвы. Она не выражала по-

клонения святому престолу или веру в потусторонних духов. Все признаки ука-

зывают на то, что она выполняла исключительно экономическую, самозащит-

ную функцию, а также функцию общественного регулятора, то есть в более

широком смысле символизировала собой познание отдельных явлений приро-

ды, компенсировала зависимость человека от природы. С точки зрения физиче-

ской культуры суеверный смысл здесь заключался в том, что если человек на

рисунке или в барельефе, изображающем «схватку», «связал» и «победил» пре-

следуемое животное или своего врага, то, значит, он якобы в действительности

одержал над ним верх. Это означало, что если вокруг изображения животного

отплясывались имитирующие охоту движения, бросались копья, пускались

стрелы, то, «победив» воплощающую противника личность, достигалась ис-

тинная цель. Следовательно, здесь использовались не символические заме-

щающие функции, а реальные целенаправленные действия. Не идея, не вера

творит чудеса, а реальный поступок, то, что на сегодняшнем профессиональном

языке спорта толкуется как упражнение, «выполняющееся в стрессе реального

соревнования».

В эпоху перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу

возник эстетический идеал наделенного сверхъестественными телесными и ду-

ховными способностями легендарного героя, который осмеливается вступать в

борьбу с потусторонними силами и добывает для человечества тайны, тщатель-

но скрытые от него и охраняемые этими силами. Гильгамес у вавилонян, Ози-

рис у египтян, Великий Ю у китайцев, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков,

Зигфрид у германцев, Кешар у тибетцев, Рустем у персов – все они были непо-

бедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они,

бегунов, метателей диска, камня или копья. Человечество, у которого просну-

лось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бро-

сать вызов силам природы.

В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды

происходил качественный скачок. В ходе первого – охота на крупных живот-

ных вызвала к жизни обособившуюся от процесса труда и постепенно совер-

шенствующуюся систему движении и ее перенос на другие области жизни. В

рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) нача-

лась дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танце-

вальных движений и игровых элементов. В ходе же второго скачка – в эпоху

разложения первобытнообщинного строя – возникли те институированные

нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчи-

нения.

В своей жизнедеятельности наши предки в той либо иной мере использо-

вали перечисленные выше основы, однако же, труд являлся определяющим

фактором в развитии физической культуры. Самая примитивная человеческая

деятельность не может вытекать лишь из инстинктивных биологических факто-

ров. Трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но

это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и ус-

ловий производства. Цель физической культуры – положительное воздействие

на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных

причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего:

совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее

трудиться, охотиться, воевать и т.д., но и физически развивать самого себя.

Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физиче-

ской культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.009 с.)