XI. Становление и развитие физической культуры и спорта в Горном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XI. Становление и развитие физической культуры и спорта в Горном



Алтае

1. Развитие физического воспитания у алтайцев в дореволюционный пери-

од.

2. Укрепление государственных и общественных основ физкультурного

движения в Горном Алтае в 1917-1939 гг.

3. Мероприятия Советского правительства и местных органов власти по

развитию физической культуры и спорта в Горно-Алтайской автономной об-

ласти в 1946-1985 гг.

4. Развитие физической культуры и спорта в Горном Алтае в 1990-е гг.

5. Состояние и развитие физкультуры и спорта в учебных заведениях.

Развитие физического воспитания у алтайцев в дореволюционный

Период.

Физическое воспитание у алтайских кочевников в целом отражало их про-

изводственную деятельность (охоту, скотоводство, земледелие, рыболовство и

др.), военный и семейный быт народов. Но особой популярностью у них, (судя

по фольклору) пользовались физические упражнения и игры, имевшие спор-

тивную направленность. В их числе были игры и упражнения без предметов

(борьба, прыжки, бег наперегонки и др.) и с предметами (бабки, поднятие кам-

ня, соревнование с плеткой, зоска - «тебек» (подбрасывание внутренней –

тыльной – стороной стопы кружка из овчины диаметром 5 см, с кусочком свин-

ца в середине и др.). Кроме того, в народном быту (особенно у северных алтай-

цев – кумандинцев, тубаларов и челканцев) широкое распространение имели

ходьба на лыжах, катание на санках, а кое-где – особенно в районе Телецкого

озера, в бассейне р. Бии – катание на «примитивных коньках». Весь этот ком-

плекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического

воспитания, дополнявшуюся и народными средствами закаливания: купание в

холодной воде или обтирание снегом.

Физическое воспитание кочевников Алтая, носило военную направлен-

ность. Наиболее распространенными видами состязаний были стрельба из лука

и из ружья, борьба и бег, перетягивание друг друга и поднятие камня, прыжки

через веревку и костер, игра с плеткой и, конечно же, конные скачки. Во всех

вышеуказанных видах состязаний мог принять участие любой зритель. И это

было не случайно, ибо каждый алтаец с детства умел ездить на лошади, стре-

лять из лука, бороться и т.д. Не случайно, умение владеть лошадью, метко

стрелять из лука, а также бороться составляло важнейший элемент воспитания

юношей.

Не принижая достоинства каждого из вышеуказанных видов, все же отме-

тим, что наиболее зрелищными и эмоциональными были конные скачки «Ат

jарыш» (гладкие конные скачки), проводившиеся – в день свадеб, «торжествен-

ных встреч гостей», рождения и именин сыновей «знатных людей» - на 3, 5, 10

и более верст). Участие в них участие принимали и взрослые, и дети, независи-

мо от пола. Наряду со стрельбой, «испытывался» жених и борьбой – одним из

популярнейших видов спорта у народов мира. О ее популярности здесь свиде-

тельствует то, что без алтайской борьбы не проходило не одно торжество. По-

этому ею мальчики овладевали с самых ранних лет. Их борьба не была стеснена

какими-либо «особыми условиями», а потому она была доступна почти всем.

Вместе с тем, борцам запрещалось наступать на ноги соперника, делать под-

ножки и подсечки, захватывать кушак руками на животе противника, упираться

головой в его лицо и руки.

Как правило, борцы всегда были готовы к состязаниям. Эту «готовность»

они поддерживали соблюдением особого режима и тренировками. Последние

включали в себя поднятие тяжестей (мешков с камнями или другим «грузом»,

живого бычка и др.), упражнения, развивающие ловкость, резкость, быстроту и

выносливость (толкание камней, прыжки с камнями или «живым» грузом,

подъем с камнями или другими тяжестями на скорость на определенную высо-

ту и др.). Начинающие борцы обязаны были, кроме указанных тренировок, ре-

гулярно участвовать в состязаниях по борьбе не только в своем улусе, но и в

соседних, где они, как мы теперь говорим, по указанию наставника, вниматель-

но наблюдали за действиями опытных мастеров, усваивали приемы, закрепляли

их тренировками и вводили в свой «боевой арсенал».

Говоря о силе и ловкости, проявляемых алтайскими юношами и девушка-

ми в ходе спортивных состязаний и так удивлявших путешественников, следует

отметить, что все качества у них воспитывались с детства, чему в немалой сте-

пени содействовали игры. Именно через их посредство ребенок с первых дней

своей жизни приобретал необходимые ему в дальнейшем навыки и знания. На-

блюдая за жизнью и деятельностью взрослых, он переносил эти «восприятия»

на свои игры, особенно, если в ней были задействованы окружавшие его пред-

меты. Начав со «строительства» из песка и земли домов, крепостей, игры в

«камушки», ребенок принимал на себя социальную функцию, сначала матери и

отца, затем окружавших его взрослых и воссоздавал в своих действиях их жи-

тейскую и профессиональную деятельность. Усложняя с возрастом свои игры,

он начинал вступать со своими сверстниками в разные отношения: сотрудниче-

ства, доверия, подчинения, взаимопомощи, взаимного контроля и т. д. Эти и

другие нормы человеческих отношений, приобретенные ребенком через игру,

становились в последующем основным фундаментом, на котором складывались

и получали дальнейшее развитие его моральные устои, помогавшие формиро-

ваться ему как личности, с присущими ей мышлением, психическим складом,

памятью и наблюдательностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.006 с.)