Понятие исследования как процесса выработки новых научных знаний, разновидности познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие исследования как процесса выработки новых научных знаний, разновидности познавательной деятельности



 

В общем случае исследование может пониматься как научный труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого–либо объекта (явления) с целью определения закономерностей его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний.

Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано как со специализированной научной функцией, так и с практической профессиональной работой в различных областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).

Таким образом, исследование представляет собой процесс изучения какого–либо объекта и получения новых знаний. Его также можно рассматривать как научный труд, вид познавательной деятельности; научное изучение некоего предмета, какого–либо явления (объекта) с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получения и применения новых знаний в теории и на практике.

Основные составляющие исследования

В общем виде состав и порядок работ практически любого исследования может быть следующим:

- сбор информации и выявление проблем;

- определение конкретного объекта и предмета исследования;

- постановка целей и задач исследования и определение критериев их достижения;

- определение "границ" внутренней и внешней среды и осуществление структуризации исследуемой системы (в том числе разработка ее экономико–математической модели);

- накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);

- анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик;

- выявление влияющих на проблему факторов и их связей;

- выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов;

- сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности сделанных на их основе гипотетических предположений;

- определение условий, путей и методов решения задач;

- формулирование исходных гипотез;

- теоретический анализ исходных гипотез;

- планирование и организация экспериментов;

- проведение эксперимента;

- анализ и обобщение полученных результатов;

- проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

- окончательная формулировка новых законов, закономерностей, фактов, тенденций, объяснений, обоснований и (или) научных прогнозов.

Прикладные исследования, как правило, включают этап внедрения полученных результатов.

 

Классификация исследований

Исследования могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др.

Исследования любых объектов, включая СУ, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам (табл. 1).

 

Таблица 1.1 – Виды исследований

Классификационный признак исследования Вид исследования
   
Направленность на результат Фундаментальное, прикладное
Решаемая задача Текущее (оперативное), перспективное
Продолжительность проведения Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные)
Емкость используемых ресурсов Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое  
Используемая информация Внутренне информационное, внешне информационное  
Число исследователей. Индивидуальное, коллективное  
Тип консультантов–исследователей по отношению к среде Внутренне консультационное, внешне консультационное, смешанно консультационное  
Организованность Спонтанное, организованное  
Полнота изучения и число исследуемых объектов Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное  
Регулярность проведения исследований Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое  
Сложность Простое, сложное  
Подход к исследуемому объекту Локальное, системное  
Место проведения Лабораторное, промышленное  
Наличие модели исследования Натурное (реальное), модельное  
Характер объекта Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.  
Отношение к периоду функционированию объекта Ретроспективное (предшествующее), реально–временное, прогнозное (последующее)  
Методология проведения Контрольное, диагностическое, сравнительное, классификационное и др.  
Характер исследования Поисковое, научно–исследовательское, опытно–промышленное  
Форма ожидаемого результата Количественное, качественное  
Вид используемой информации Экспертно–оценочное, логическое, математическое, статистическое и др.  
Обязательность Инициативное, директивное  
Отношение к методу исследования Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирические (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы)  

По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.

К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой–либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.

Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Для действующих систем это означает их совершенствование, а для вновь создаваемых — проектирование и внедрение. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально–экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации).

Подавляющее большинство исследований социальных систем относятся к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так теоретической направленности, более полно способствуя выявлению фактического состояния систем, подсистем и элементов, тенденций их развития, важнейших причинно–следственных связей, определению направлений, разработке и реализации мероприятий по совершенствованию. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов, а во втором — познание систем и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.

В зависимости от поставленных целей и задач исследование может быть локальным (рассматривающим изучаемые свойства отдельных объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным (предусматривающим изучение совокупности свойств элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другими подсистемами и их элементами, а также с внешней средой). Системное исследование практически всеми исследователями признается более прогрессивным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.007 с.)