Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотеза как логическая реальность

Поиск

Гипотеза является системой научного познания, которая складывается из различных мнений, объеди­няющим элементом или идеей в которых выступает предположение.

Гипотеза — это форма развития знаний, представ­ляющая собою обоснованное предположение, выдви­гаемое с целью выяснения свойств и причин исследу­емых явлений.

Выступает связующим звеном между уже существующими знаниями и новыми истинами, то есть служит исследовательским средством, регулирующим логический переход. Всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятностное знание.

Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней известные познания соединяются с но­выми, с тем, что мы ищем. Гипотеза появляется одно­временно с ведущей идеей исследования и ею опреде­ляется.

Возникающие при построении гипотезы предполо­жения рождаются в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблю­дений.

Путь построения и подтверждения гипотез прохо­дит через несколько этапов.

1–й этап: выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и дол­жны быть объяснены новой гипотезой;

2–й этап: формулировка гипотезы (или гипотез), т. е. предположений, которые объясняют данные фак­ты. Формирование гипотезы в сознании исследовате­ля — сложный процесс. В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и пере­конструированию знаний значительную роль играют:

- проблемное видение (особое психическое качество человека, заключающееся в умении видеть перспекти­вы развития в той или иной области познания, выде­лять главные, ведущие его направления, связывать частные вопросы с более общими, проблемными. Оно рождается из сочетания опыта, интуиции и развитых исследовательских способностей),

- альтернативное мышление (альтернативный характер мышления свя­зан с умением видеть неочевидные решения, часто противоположные общепринятым или напрашиваю­щимся, обнаруживать новые качества и связи в изве­стном),

- способность к аналогиям и переносу,

- интуиция (основывается на неосознаваемых или подсознатель­ных психических процессах и является результатом большого опыта, прежних поисков и решений), т. е. те психические качества и процессы, которые характер­ны для творчества.

3–й этап: выведение из данной гипотезы всех вы­текающих из нее следствий.

4–й этап: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результата­ми экспериментов, с научными законами.

5–й этап: превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.

В качестве способов подтверждения гипотез могут рассматриваться:

1) обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства (это самый действенный способ);

2) выведение следствий и их верификация (это ос­новной способ). В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Первый и второй способы — это прямые способы подтверждения гипотез;

3) косвенный способ превращения гипотезы в досто­верное знание состоит в опровержении всех лож­ных гипотез, после чего делают заключение об ис­тинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо, во–первых, перечислить все возможные гипотезы и, во–вторых, опроверг­нуть все ложные гипотезы.

Опровержение гипотез осуществляется путем опро­вержения (фальсификации) следствий, вытекающих из данной гипотезы.

В ходе исследования должны уточняться и возникать новые положения гипотезы.

К качественным параметрам гипотез относят: общ­ность, сложность, специфицируемость, детерминиро­ванность, проверяемость, предсказуемость, коммуни­кативность, воспроизводимость, устойчивость.

Существуют разные типы гипотез, определяемые их познавательной значимостью и объектом исследо­вания.

1. По роли в исследовательском процессе выделяют:

— первичная (рабочая) гипотеза. Она играет вспо­могательную роль при сборе материала и его первоначальной классификации.

— научная (реальная) гипотеза. Такая гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе и имеет более точную форму выраже­ния. В ней высказывается предположение о существующих отношениях между явлениями или их закономерностях, о существовании оп­ределенного явления, свойства или результата.

2. По функции в исследовательском процессе разли­чают:

— описательные гипотезы. Типичны для иссле­дований, проводимых на эмпирическом уров­не. Они выводят ис­следователя на предположение о том, что одно из средств (или их группа) будет более эффек­тивным, чем другие, но без объяснения механиз­ма этого явления;

— объяснительные гипотезы. Фиксируют воз­можные следствия из определенных причин, а также характеризуют условия, при которых эти следствия обязательны, т, е. объясняют, в силу каких факторов и условий возможно данное следствие, каков механизм их проявления.

3. В зависимости от объекта исследования выделяют:

— общие гипотезы. Содержат обоснованное пред­положение о закономерных связях в природе и обществе;

— частные гипотезы. Строятся на предположе­ниях о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

4. В зависимости от источников построения гипотез различают:

— гипотезы индуктивного типа. Построение это­го вида гипотез осуществляется на основе ана­лиза опыта;

— гипотезы дедуктивного типа. Строятся на ос­нове главных теоретических положений совре­менной науки и изменяются вместе с накопле­нием знаний и фактов.

Гипотеза считается состоятельной, если она удов­летворяет следующим требованиям.

1. Гипотеза должна соответствовать теме, поставлен­ным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Гипотеза должна нацеливать на ре­шение проблемы, а не уводить от нее. Лучше по мере накопления новых фактов углубить и расши­рить гипотезу.

2. Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это оз­начает, что предположение не должно содержать внутренних противоречий, а также предположение, объясняющее явления определенной области, не должно противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана.

3. Гипотеза должна быть доступна проверке. Пред­положения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать.

4. Гипотеза должна соответствовать хорошо прове­ренным фактам, объяснять их, предсказывать но­вые.

5. Гипотеза должна содержать в себе проект реше­ния проблемы в теории и на практике, что харак­теризует познавательную ценность гипотезы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.008 с.)