Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипотеза как логическая реальностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гипотеза является системой научного познания, которая складывается из различных мнений, объединяющим элементом или идеей в которых выступает предположение. Гипотеза — это форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Выступает связующим звеном между уже существующими знаниями и новыми истинами, то есть служит исследовательским средством, регулирующим логический переход. Всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятностное знание. Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней известные познания соединяются с новыми, с тем, что мы ищем. Гипотеза появляется одновременно с ведущей идеей исследования и ею определяется. Возникающие при построении гипотезы предположения рождаются в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Путь построения и подтверждения гипотез проходит через несколько этапов. 1–й этап: выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой; 2–й этап: формулировка гипотезы (или гипотез), т. е. предположений, которые объясняют данные факты. Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный процесс. В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний значительную роль играют: - проблемное видение (особое психическое качество человека, заключающееся в умении видеть перспективы развития в той или иной области познания, выделять главные, ведущие его направления, связывать частные вопросы с более общими, проблемными. Оно рождается из сочетания опыта, интуиции и развитых исследовательских способностей), - альтернативное мышление (альтернативный характер мышления связан с умением видеть неочевидные решения, часто противоположные общепринятым или напрашивающимся, обнаруживать новые качества и связи в известном), - способность к аналогиям и переносу, - интуиция (основывается на неосознаваемых или подсознательных психических процессах и является результатом большого опыта, прежних поисков и решений), т. е. те психические качества и процессы, которые характерны для творчества. 3–й этап: выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий. 4–й этап: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами. 5–й этап: превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки. В качестве способов подтверждения гипотез могут рассматриваться: 1) обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства (это самый действенный способ); 2) выведение следствий и их верификация (это основной способ). В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Первый и второй способы — это прямые способы подтверждения гипотез; 3) косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего делают заключение об истинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо, во–первых, перечислить все возможные гипотезы и, во–вторых, опровергнуть все ложные гипотезы. Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения (фальсификации) следствий, вытекающих из данной гипотезы. В ходе исследования должны уточняться и возникать новые положения гипотезы. К качественным параметрам гипотез относят: общность, сложность, специфицируемость, детерминированность, проверяемость, предсказуемость, коммуникативность, воспроизводимость, устойчивость. Существуют разные типы гипотез, определяемые их познавательной значимостью и объектом исследования. 1. По роли в исследовательском процессе выделяют: — первичная (рабочая) гипотеза. Она играет вспомогательную роль при сборе материала и его первоначальной классификации. — научная (реальная) гипотеза. Такая гипотеза возникает на более глубокой теоретической основе и имеет более точную форму выражения. В ней высказывается предположение о существующих отношениях между явлениями или их закономерностях, о существовании определенного явления, свойства или результата. 2. По функции в исследовательском процессе различают: — описательные гипотезы. Типичны для исследований, проводимых на эмпирическом уровне. Они выводят исследователя на предположение о том, что одно из средств (или их группа) будет более эффективным, чем другие, но без объяснения механизма этого явления; — объяснительные гипотезы. Фиксируют возможные следствия из определенных причин, а также характеризуют условия, при которых эти следствия обязательны, т, е. объясняют, в силу каких факторов и условий возможно данное следствие, каков механизм их проявления. 3. В зависимости от объекта исследования выделяют: — общие гипотезы. Содержат обоснованное предположение о закономерных связях в природе и обществе; — частные гипотезы. Строятся на предположениях о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. 4. В зависимости от источников построения гипотез различают: — гипотезы индуктивного типа. Построение этого вида гипотез осуществляется на основе анализа опыта; — гипотезы дедуктивного типа. Строятся на основе главных теоретических положений современной науки и изменяются вместе с накоплением знаний и фактов. Гипотеза считается состоятельной, если она удовлетворяет следующим требованиям. 1. Гипотеза должна соответствовать теме, поставленным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Гипотеза должна нацеливать на решение проблемы, а не уводить от нее. Лучше по мере накопления новых фактов углубить и расширить гипотезу. 2. Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это означает, что предположение не должно содержать внутренних противоречий, а также предположение, объясняющее явления определенной области, не должно противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана. 3. Гипотеза должна быть доступна проверке. Предположения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать. 4. Гипотеза должна соответствовать хорошо проверенным фактам, объяснять их, предсказывать новые. 5. Гипотеза должна содержать в себе проект решения проблемы в теории и на практике, что характеризует познавательную ценность гипотезы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.112.154 (0.007 с.) |