Сущность системного подхода к исследованию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность системного подхода к исследованию



Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

Применительно к исследованию организации системный подход предусматривает:

- рассмотрение всей организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;

- рассмотрение организации как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные "рамки" управляющей и управляемой (производственной) подсистем, взаимодействующие между собой внутреннюю среду и внешнюю среду, внешние и внутренние цели, подцели каждой из подсистем, стратегии достижения целей и т.п.; при этом изменение в одном из элементов любой системы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;

- всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и генерируемых при этом новых синергетических свойств, обладающих новыми качествами;

- изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т.п.

Данный подход обладает существенными достоинствами по сравнению с другими, например:

1) возможности системного подхода значительно шире для познания объекта исследования, в том числе его синергетических свойств;

2) можно декомпозировать любой изучаемый объект с необходимой глубиной для достижения цели исследования, что обеспечивает выявление всего необходимого для изучения любого относительно неделимого элемента;

3) создается более глубокая схема обоснования и выявления характера и достоверности связей и отношений в исследуемом объекте, и при этом формируются предпосылки для поиска новых механизмов эффективного функционирования объекта;

4) обусловливается тесная связь с другими методологическими направлениями науки, а при необходимости имеется возможность совместного интегративного применения других методологических подходов, что повышает результативность исследования.

Анализ исследовательского опыта показал, что применение только одного какого–либо подхода в его классическом виде для целей системного исследования не только практически невозможно, но и не дает существенного эффекта. Отсюда объективно вытекает необходимость интегративного сбалансированного использования различных методологических подходов применительно к каждому конкретному исследованию СУ. Данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т.е. как интегративно–конвергенциальный, включающий другие подходы.

 

В менеджменте помимо основных методологических подходов так же выделяют следующие подходы к исследованию систем управления:

* эмпирический подход;

* анализ межличностных отношений и группового поведения;

* формирование корпоративной культуры;

* социотехнические системы;

* теория принятия решений и эффективные коммуникации;

* моделирование;

* операциональный подход.

 

1. Эмпирический подход

— подход, при котором объект исследует­ся на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изу­чаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Использу­ются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использо­вания в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

 

2. Анализ межличностных отношений и группового поведения

— подход, основой которого является изучение внутренних связей в системе управления, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучае­мой организации.

 

3. Формирование корпоративной культуры

– подход, направленный на исследование традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил по­ведения членов организации.

 

4. Социотехнические системы

— подход, который исследует условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эф­фективности производства и сокращения времени, затрачивае­мого на производство.

 

5. Теория принятия решений и эффективные коммуникации

— под­ход соответствия информационной и организационной структур. При данном подходе исследуются лица, которые принимают решения, источники информации и сама информация.

Для эффек­тивности принятия решений информация должна обладать свойствами (предметы исследования):

• достоверности;

• ясности;

• своевременности;

• полноты;

• оперативности;

• надежности.

В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерар­хии о принятых решениях наверху.

 

6. Моделирование

— подход построения модели организации, в ко­торой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

 

7. Операциональный подход

— подход, в котором выделяются фун­кции и работы для исследования процесса управления, производится оценка трудоза­трат и затрат ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.008 с.)