Раздел 7. Диагностика систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Диагностика систем управления



 

Содержание и задачи экономической и управленческой диагностики

Для исследования функционирования систем уп­равления необходимо помимо экономического анали­за, интегральных оценок, факторного анализа исполь­зовать и диагностику, рассматриваемую как начальный этап процесса совершенствования управления, в ре­зультате которого определяются и формулируются задачи, подлежащие выполнению в ходе разработки и реализации комплекса конкретных мероприятий.

«Диагностика» буквально определяется как рас­познавание состояния изучаемого объекта по косвен­ным признакам.

На современном этапе развития общества есть необходимость рассматривать диагностику в двух ас­пектах: экономическом и управленческом.

Экономическая диагностика направлена на оцен­ку состояния экономического объекта в условиях не­полной информации с целью выявления проблем раз­вития и перспективных путей их решения, а также на изучение режимов функционирования самих систем.

Управленческая диагностика— это исследова­тельская деятельность, направленная на установле­ние, анализ и оценку проблем развития системы ме­неджмента организации и повышения ее эффектив­ности, а также на выявление главных направлений их решений.

Управленческая диагностика подразделяется на:

— организационную диагностику, которая вклю­чает диагностику организационной структуры управления, выявление стратегических и про­блемных зон менеджмента;

— функциональную диагностику, которая иссле­дует систему функциональных и управленчес­ких связей;

— кадровую диагностику, изучающую квалифика­цию, личностные особенности и мотивацию со­трудников организации.

Диагностика действующих систем управления заключается в:

- определении рациональности внутренних взаи­мосвязей между организационной, производствен­ной, финансовой и управленческой структурами компании;

- оценке существующей системы реализации биз­нес–процессов и управления ими, а также соответ­ствующей им информационно–технологической модели функционирования компании;

- выявлении основных проблем компании по вопро­сам соответствия методов и условий ее функцио­нирования внешним условиям рынка и выработан­ной стратегии развития;

- обосновании мероприятий по изменению структу­ры управления.

Довольно часто происходит смешение понятий «анализ» и «диагностика». Своеобразие диаг­ностики состоит в том, что, с одной стороны, уже в начале исследования она позволяет обнаружить про­блемы и выбрать основные направления целесообраз­ных углубленных обследований. С другой стороны, по завершению всего комплекса исследований можно проверить выдвинутую на начальном этапе диагнос­тическую гипотезу, сформировать окончательное мне­ние об имеющихся проблемах в области менеджмента.

В ходе диагностики систем управления выявляют­ся слабые места (симптомы) существующей системы управления, анализируются и выявляются причины их возникновения, то есть определяется причинно–следственная связь симптомов (проблем) и причин.

При этом очень важно, чтобы каждый параметр будущего (равно как и текущего) состояния можно было измерить. И только после того, как будущее состояние определено, можно приступать к определению переч­ня ресурсов, которые необходимы для перехода из текущего состояния в будущее.

Чтобы попасть в это будущее состояние и добиться определенных результатов, предприятию необходимо осуществить ряд действий. Этот список может содер­жать различные процедуры: от изменения системы мотивации до реорганизации предприятия, от оптими­зации конкретного процесса до комплексной автома­тизации. Определенные таким образом процедуры могут быть выполнены как сотрудниками самого пред­приятия, так и силами приглашенных специалистов.

 

 

 

 


Рисунок 7.1. Место диагностики в функциональном разрезе системы управления

 

Диагностику следует проводить в форме комплек­сного, поэтапного и поэлементного исследования.

Диагностика позволяет решить следующий комп­лекс аналитических задач:

— оценить состояние системы в условиях огра­ниченной информации;

— оценить режим функционирования, его эффек­тивность и на этой основе стабильность рабо­ты системы (предприятия);

— определить возможные варианты экономичес­кой динамики исходя из сложившейся и пер­спективной структуры связей между показа­телями, характеризующими деятельность сис­темы;

— оценить возможные последствия управленчес­ких решений, связанных с динамикой и струк­турой выявленных проблем.

И все–таки одной из основных задач диагностики является составление целостной картины предприятия, позволяющей расставить проблемы «по местам», оп­ределить возможные риски потерь, неиспользуемые дополнительные ресурсы и приоритеты в работе с проблемами предприятия. Диагностика также может стать первым этапом комплексного проекта, в ходе которого определяются основные направления даль­нейшей работы по совершенствованию системы управ­ления.

В соответствии с задачами диагностики, ее местом в системе управления можно привести классификацию видов диагностики по различным признакам:

1) по периодичности: единовременная и периодичес­кая;

2) по содержанию: комплексная и тематическая;

3) по широте охвата: на уровне системы (предприя­тия), на уровне подсистем или компонентов (структурные подразделения), по позициям номенклату­ры, по договорам на поставку продукции;

4) по назначению результатов: диагностика оценки состояния системы управления, диагностика дина­мики режимов функционирования, диагностика эко­номических последствий управленческих решений;

5) по области принимаемых решений: диагностика перспективных режимов функционирования сис­темы управления и разработка на этой основе концепции его развития, диагностика существую­щих режимов функционирования.

От масштабности, значимости целей и желаемых сроков достижения этих целей зависят широта и глу­бина диагностического обследования.

По результатам диагностического обследования в части выявления «узких» мест системы менеджмента необходимо произвести оценку возможностей решения проблем при отсутствии изменений, то есть инерцион­ным путем или за счет применения таких средств, как более полное использование имеющихся резервов (от­работка конструкций и технологий, перестройка ассор­тиментной политики и т. д.); техническое перевоору­жение, создание и использование новых видов про­дукции и реструктуризации, сопровождающихся, как правило, инновациями; сочетание двух вышеперечис­ленных направлений.

Диагностика всегда связана со сбором и обработ­кой информации. Основными аналитическими приема­ми обработки информации в соответствии с решаемы­ми задачами являются: показатели динамики (матрицы роста), ранговые оценки, аппарат производной функ­ции, пересчет результатов оперативного анализа в перспективные результаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.005 с.)