Анкетирование как письменная форма опроса 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкетирование как письменная форма опроса



1. Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом. Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях:

• большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;

• необходимости продуманных ответов, которая достигается на­личием отпечатанного вопросника перед глазами.

Протес анкетирования осуществляется следующим образом:

• респондент получает специальным образом (по почте или не­посредственно от анкетера) анкету;

• изучает инструкции по ее заполнению;

• читает и заполняет ее. Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.

2. Различают следующую классификацию анкетирования:

• по степени контакта исследователя с респондентом:

• прессовые анкеты — анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

• почтовые анкеты — анкеты, рассылаемые по почте;

• раздаточные анкеты — исследовать раздает анкеты респон­дентам при непосредственном контакте, проводит инструк­таж по правилам заполнения анкет;

• месту проведения анкетирования:

• месту жительства;

• месту учебы или работы;

• в зависимости от масштаба анкетирования:

→сплошное анкетирование — анкеты заполняются всеми лица­ми изучаемой генеральной совокупности людей;

→выборочное анкетирование — анкеты заполняются только ча­стью генеральной совокупности, которая называется выбор­кой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные дан­ные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генераль­ной совокупности.

3. Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно клас­сифицировать следующим образом:

• по содержанию:

• о фактах сознания — вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

• фактах поведения — вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респон­дентов;

• личности респондента — вопросы, задаваемые с целью полу­чения личных данных респондента (пол, возраст, место ро­ждения и т. д.);

• форме:

• открытые — вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и прояв­ляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суж­дений и акцент: доминирующая информация может ока­заться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследовате­лю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент–анализ и т. д.;

• закрытые — вопросы, включающие варианты ответов. Рес­понденту требуется выбрать один из вариантов предложен­ных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять по­лученные данные в равных условиях. При построении за­крытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее веро­ятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует боль­ше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неяс­ность ситуации, что ведет к раздражению респондентов. Количество вариантов ответов не должно быть большим, так как в процессе продвижения респондента к концу вер­сий ответов наблюдается усталость респондента и инерт­ность в его ответах;

• полузакрытые — вопросы, к которым наряду с определен­ными вариантами ответов предполагают возможность рес­понденту сообщить свое мнение;

• прямые — вопросы, которые вызывают у респондента крити­ческое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Рес­понденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;

• косвенные — вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;

• выполняемой вопросами функции:

• основные – на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;

• неосновные — вопросы, которые не относятся к объекту ис­следования. Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследо­вания, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, про­верки искренности ответов.

Анкета состоит из следующих разделов:

• введение, в котором указываются в основном организаторские вопросы:

• оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);

• гарантируется анонимность ответов (если требуется), каким образом будут использованы результаты ответов;

• предоставляется инструкция по заполнению анкеты;

• выражается благодарность за заполнение анкеты;

• содержательный раздел, который является основным при про­ведении исследования и от которого зависят результаты прово­димого исследования. Он составляется в зависимости от вида анкеты, видов вопросов, порядка их размещения, места прове­дения анкетирования. Раздаточные анкеты рекомендуется со­ставлять не громоздкими, для того чтобы респондент, отвечая на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности при заполнении. Почтовые и прессовые анкеты можно сделать длиннее, так как у респондентов имеется боль­ше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого исследова­ния. Рекомендуемое время, предоставляемое для заполнения ан­кеты, составляет 20–30 минут. При нарушении этого времен­ного порога снижается внимание к анкете и наступает утом­ляемость респондентов;

• заключение ("паспортичка"), которое состоит из социально–демографических вопросов. Данный раздел необходим для про­верки надежности собранной информации, анализа полученных данных и т. д. Он включает в себя вопросы о личности рес­пондента:

• пол;

• возраст;

• образование;

• место работы и стаж;

• место жительства;

• семейное положение и др.

Анкетирование имеет следующие достоинства:

• анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;

• информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

• полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюе­ра, ни его взгляды;

• для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;

• респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверен­ности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;

• время и скорость заполнения анкеты подбираются респонден­том самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.

Анкетированию присущи следующие недостатки:

• возможность подмены респондента, особенно часто это встре­чается при почтовых опросах;

• потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);

• низкий возврат анкет (при почтовых опросах).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.004 с.)